Стратегия и тактика
находится в полном соответствии с приказом
№ 639/271 Министерства здравоохранения
СССР и Государственного комитета народного образования СССР от 11.08.1988 г.
Подробно мероприятия изложены в нашей работе [6].
Цель исследования–провести анализ ситуации по оказанию стоматологической помощи детям школьного возраста г. Самары.
Материал и методы исследования.Проведено эпидемиологическое обследование среди 1443 детей в возрасте от 6 лет до 17 лет по методике ВОЗ [5;7;12]. Изучены годовые статистические отчеты детских стоматологических поликлиник с 2000 по 2006 год, сводные ведомости (Ф-039-2/у). Осведомленность населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний изучалась методом анонимного анкетирования. Роздано 400 анкет, возвращено – 304, что составило 76%. Оценка знаний по данным анкетирования проводилась в соответствии со следующими критериями: «полный ответ» (все ответы правильные), «неполный ответ» (количество правильных ответов более 70%), «неправильный ответ» (количество правильных ответов менее 70%).
Определение эффективности комплексной программы профилактики основных стоматологических заболеваний у детей проводилось путем сравнения данных, полученных в ходе нашего исследования, с показателями ранее проводимого мониторинга [7].
Анализ данных исследования, построение таблиц и диаграмм проводились на персональном компьютере с использованием программ Microsoft Excel/XP.
Результаты исследования и их обсуждение.Анализ статистических отчетов областного центра профилактики стоматологических заболеваний показал, что охват стоматологическим просвещением с 2000 по 2005 год составил: 78-91% среди акушеров-гинекологов; 59-88% - педиатров; 68-75% - воспитателей; 65-71% - учителей начальных классов, 18-22% - родителей. Анализ осведомленности персонала первичного уровня медико-санитарной помощи и работников, занимающихся воспитанием детей, показал, что полные и неполные знания по вопросам профилактики кариеса зубов и заболеваний пародонта имели в 2005 году – от 48 до 74% респондентов, а через 2 года – только 35-51% (рис. 1). Эти факты свидетельствуют о том, что гигиеническое обучение и воспитание населения по вопросам профилактики стоматологических заболеваний должно носить регулярный характер для выработки привычек здорового образа жизни у ребенка [12]. Подобные образовательные мероприятия имеют большое значение в поддержании здоровья и качества жизни детей[3;8; 9;10;11;13].
Рис. 1.Осведомленность нестоматологического персонала, участвующего в реализации комплексной программы профилактики кариеса зубов и болезней пародонта среди детского населения Самары
Более высокую осведомленность нестоматологического персонала в 2005 году по сравнению с 2007 годом можно объяснить тем, что в течение 5 лет работали гигиенисты стоматологические, которые активно занимались гигиеническим обучением и воспитанием различных групп населения по вопросам профилактики основных стоматологических заболеваний (ОСЗ).
Одним из критериев эффективности оказания стоматологической помощи является показатель доступности стоматологической помощи, характеризующийся посещаемостью населением стоматологических учреждений [3]. Нами выявлено, чтодоля первичных обращений пациентов к стоматологу снизилось с 75% в 1986 году до 45,2% в 2006. Хотя половина опрошенных родителей знают, что стоматолога необходимо посещать 2 раза в год, но фактически посещают его реже одного раза в связи с занятостью (52%) и отдаленностью специализированного учреждения от дома (21%). Выявлена тенденция к снижению количества посещений стоматолога в течение 2000-2006 годов с 1,91 до 1,66 в расчете на 1 ребенка. Доля первичных посещений за это период снизилась с 75 до 62%, что означает, что такая большая армия детских стоматологов (5,0 на 10000) оказывает регулярную стоматологическую помощь только 2/3 детского населения.
Нами проведен анализуровня стоматологической помощи (УСП), оказываемой детям школьного возраста, по методике П.А. Леуса (1987), который 2005 году колебался от 33% в 6 лет до 72% у выпускников школ (17 лет). В среднем для детей школьного возраста (6-17 лет) УСП составил 47%, для детей в возрасте 6-15 лет – 39%.Отрицательная динамика индекса УСП за период с 1986 по 2005 год связана с уменьшением доли первичных посещений по обращаемости, с проблемами организации стоматологической помощи детскому населению, отсутствием адекватного количества вспомогательного персонала на фоне улучшения обеспеченности стоматологами (с 3,3 до 5,0 на 10000 детей).
Анализ показателей стоматологического здоровья показал, что распространенность кариеса постоянных зубов увеличивается с возрастом с 19% в 6 лет до 78% в 15 лет, при возрастании КПУ от 0,3 зуба в 6 лет до 3,7 зуба к окончанию периода обучения в школе. У детей 6лет интенсивность кариеса зубов по индексу КПУ зубов снизилась с 0,67±0,06 (1986 г.) до 0,3±0,06 (2005). Редукция прироста интенсивности кариеса составила 52%. Отмечается тенденция к снижению его в постоянном прикусе к окончанию школы: с 81,2% в 6 лет до 20% в 17 лет. Санация полости рта в отрыве от внедрения программы первичной профилактики ОСЗ не влияет на распространенность и интенсивность кариеса зубов: в структуре индекса КПУ компонент «К» имеет тенденцию к увеличению, а «П», наоборот, к снижению на фоне снижения заболеваемостиИнтенсивность кариеса постоянных зубов у детей 12-летнего возраста в 1986 году составляла 3,86±0,18, в 1996 – 2,87±0,22, а к 2005 уменьшилась до 2,30±0,26. Редукция прироста интенсивности кариеса у 12-летних детей возросла к 2005 до 40,4%. КПУ зубов у детей 15 лет снизилась с 5,3±0,28 в 1986 году до 2,9±0,24, а редукция прироста интенсивности кариеса увеличилась к 2005 году до 45,3%.
Второй массовой стоматологической проблемой у детей школьного возраста являются заболевания пародонта. В таблице 1 приведены данные заболеваемости пародонта с 1986 по 2005 год.Распространенность заболеваний пародонта в возрасте 15 лет составляла в 1986 году 94,4%, а в 1996 - 93,5%. В 2005 году этот показатель снизился до уровня 43,7 %, тоесть в 2 раза. Количество здоровых секстантов возросло в 3 раза к 2005 году по сравнению с 1986. Распространенность заболеваний пародонта можно реально снизить только при участии семьи в выработке привычек здорового образа жизни у ребенка.
Таблица 1
Динамика
распространенности и интенсивности заболеваний пародонта
у детей 15 лет г. Самара по индексу СРІ
Годы
|
Распространенность (%) |
Интенсивность (секстанты) |
||||||
0 |
1 |
2 |
3 |
0 |
1 |
2 |
3 |
|
1986 |
5,6 |
26,8 |
62,0 |
5,6 |
1,23±0,6 |
2,23±0,12 |
2,44±0,13 |
0,1±0,04 |
1996 |
6,5 |
32,5 |
56,6 |
4,4 |
1,48±0,19 |
2,41±0,12 |
2,02±0,18 |
0,09±0,00 |
2005 |
56,3 |
33,2 |
9,8 |
0,7 |
3,8±0,2 |
1,56±0,2 |
0,62±0,07 |
0,02±0,00 |
Этот процесс длительный и нелегкий: для формирования привычки чистить зубы у ребенка дошкольного возраста необходимо затратить 1 год[6] а у школьника – 4 года [1].
Результаты настоящего исследования свидетельствует об эффективности проводимой комплексной программы профилактики ОСЗ среди детского населения. Немаловажное значение имел и тот факт, что за анализируемый период увеличилась доступность для населения средств гигиены полости рта. Так, если в 1986 году на одного жителя Самарской области приходилось по 0,9 тубы зубной пасты и 0,5 щетки в год, то в 2004году –4,6 и 1,3 соответственно. В настоящее время только 63% 15-летних детей используют фторсодержащие зубные пасты.
С целью принятия управленческих решений по организации стоматологической помощи детям нами проведена кластеризация детей в зависимости от возраста, факторов риска, показателей стоматологического статуса. Обобщая полученные данные, мы разделили детей школьного возраста по степени риска развития основных стоматологических заболеваний на три группы наблюдения. Основополагающим и результирующим признаком деления детей на кластеры явилась интенсивность кариеса постоянных зубов, наиболее полно отражающая комплексное воздействие основных факторов риска развития стоматологических заболеваний (табл. 2).Дети с низким риском развития кариеса составляют 43,5%, со средним – 37%, с высоким – 19,5%. Со здоровыми зубами и низким риском кариеса дети могут наблюдаться в школьных стоматологических кабинетах гигиенистами стоматологическими, где проводится мониторинг факторов риска стоматологических заболеваний, профилактика и по показаниям – консультация и лечение специалистов стоматологов. Дети, имеющие стоматологические заболевания, получают помощь в условиях школьного стоматологического кабинета и/или в стоматологической поликлинике. Следует отметить, что такая группировка не универсальна для различных регионов, и даже внутри одного и того же. Так, КПУ зубов, по данным последнего мультицентрового исследования, проведенного в нескольких российских городах и некоторых странах СНГ, свидетельствуют, что в Самаре наблюдается тенденция к росту заболеваемости кариесом зубов, и в настоящее время КПУ зубов составляет в 12-летнем возрасте 3,5, а в 15-летнем – 5,6, а 1/3 населения в возрасте 12 и 15 лет имеют КПУ зубов 5-6 и 8-9 соответственно[2;4].
Таблица 2
Распределение
детей в зависимости от возраста и степени риска развития
кариеса зубов
Возраст (лет) |
Низкий риск |
Средний риск |
Высокий риск |
6-8 |
КПУ=0 |
КПУ=1 |
КПУ≥2 |
9-12 |
КПУ=1 |
КПУ=2 |
КПУ≥3 |
13-15 |
КПУ=1 |
КПУ=3 |
КПУ≥4 |
16-17 |
КПУ≤2 |
КПУ=4 |
КПУ≥5 |
Заключение.Тенденция к росту стоматологической заболеваемости, выявленная в результате ее многолетнего мониторинга, выявила пробелы в организации стоматологической помощи, связанные прежде всего с отсутствием межведомственного подхода к первичной профилактике кариеса и заболеваний пародонта с целью управления поведенческими факторами риска, которые формируются в семье. Эти особенности необходимо учитывать для коррекции программы профилактики в целом и отдельных компонентов.
Рецензенты:Тлустенко В.П., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой ортопедической стоматологии ГБОУ ВПО «СамГМУ» Минздрава России, г. Самара;
Байриков И.М., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой челюстно-лицевой хирургии и стоматологии ГБОУ ВПО «СамГМУ» Минздрава России, г. Самара.