Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

MODERN APPROACHES TO THE ORGANIZATION OF COGNITIVE RESEARCH ACTIVITIES IN PRESCHOOL EDUCATION

Levshina N.I. 1 Abrichkina M.E. 1
1 Nosov Magnitogorsk State Technical University
The organization cognitive research specifics of preschool children in preschool educational institution is presented, according to the Federal state educational standards of preschool education. We consider the current approaches to developing subject-dimensional educational environment to be a condition for the implementation of cognitive research activities in preschool educational institution.Particular attention is paid to the organization of educational environment for cognitive research of preschool children in the conditions of preschool educational institution. A certain action plan for the organization of developing object-spatial environment is suggested. The plan drawn up by the authors taking into account the analysis of regulatory documents, pedagogical literature in this area, evaluation and analysis of developing object-spatial environment of group day care facilities. The proposed plan includes: methodological support, social and psychological support, providing functional and emotional comfort, logistics, medical and social welfare developing object-spatial environment.
conditions
development
detail-spatial environment
organization
cognitive research
Основные задачи системы образования сегодня связываются с необходимостью найти, поддержать, развить человека в человеке, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, самовоспитания, необходимые для становления самобытного личностного образа, для диалогического взаимодействия с людьми. Степень самостоятельности при разрешении соответствующих возрасту проблем стала важным критерием при определении уровня развития дошкольников. Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО) является следующее: «ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; обладает элементарными представлениями из области живой природы...» [7].

Познавательно-исследовательская деятельность актуальна как никогда, инновационные технологии, разрабатываемые в этой сфере, должны реализовываться в каждом детском саду, в каждой группе, с каждым воспитанником. И только тогда ребенок, выпускающийся из дошкольного образовательного учреждения, будет подготовлен и интеллектуально, и социально, и психически.

С целью выявления направленности содержания дошкольного образования на развитие познавательно-исследовательских способностей детей мы провели анализ ряда образовательных программ, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации для детей дошкольного возраста.

Проект примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, провозглашает направленность на формирование собственной активности ребенка - исследовательской, предметно-манипулятивной, познавательной. Авторами признается важность развивающего эффекта при изучении многих, в том числе и математических, понятий на основе чувственного опыта, «памяти рук и глаз». В результате у ребенка возникает познавательный интерес, развивается эвристическое мышление, речь, сообразительность, расширяется понятийный опыт и самостоятельность.

Анализ проекта примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой) позволяет сделать вывод о том, что «широкое образовательное содержание становится основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов».

Анализируя и сравнивая проекты примерных основных образовательных программ дошкольного образования, мы видим, что они рекомендуют использовать в образовательном процессе исследовательские методы обучения. Наиболее четко это идея прослеживается в проектах примерных общеобразовательных программ дошкольного образования «Из детства - в отрочество» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой), «Детство» (под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой).

Программа «Детство» большое внимание уделяет развитию исследовательской, экспериментальной деятельности. Но в данной программе нет систематизированных методических разработок по развитию данных навыков при формировании первоначальных математических представлений.

В программе «Из детства - в отрочество» большое внимание уделяется развитию детей в нерегламентированных видах, способных вызвать заинтересованность и познавательную активность ребенка. Однако, при широких возможностях, представляемых программой, в ней отсутствуют систематизированные и достаточно четко спланированные занятия, и другие виды деятельности.

Таким образом, опираясь на научно-педагогический опыт исследователей А. И. Савенкова, Л. Венгера и других, можно сделать вывод о том, что познавательно-исследовательская деятельность: во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового; в-третьих, облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности; в-четвертых, способствует творческому развитию личности, являясь одним из направлений развития детской способности быть исследователем.

Одним из важных условий реализации познавательно-исследовательской деятельности является организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды.

Под развивающей предметно-пространственной средой (далее РППС) понимается пространство, границы которого можно определить как предметами материального мира, так и детскими фантазиями, представлениями, выяснить которые возможно в ходе общения с ребенком. В ФГОС ДО прописаны требования к развивающей предметно-пространственной среде: организация развивающей среды в ДОО строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

С. Ф. Багаутдинова, Н. И. Левшина, Н. А. Степанова отмечают «требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы для детей старшего дошкольного возраста». Авторы рассматривают их через требования к педагогу, осуществляющему подготовку ребенка к школьному обучению, и требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, опираясь на концепцию построения предметно-развивающей среды В. А. Петровского, Л. М. Клариной и др., в которой выделены следующие принципы построения развивающей среды в дошкольных учреждениях:

  • принцип дистанции, позиции при взаимодействии;
  • принцип активности, самостоятельности, творчества;
  • принцип стабильности - динамичности;
  • принцип комплексирования и гибкого зонирования;
  • принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
  • принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
  • принцип открытости - закрытости;
  • принцип учета половых и возрастных различий детей [3].

Насыщенная развивающая предметно-пространственная образовательная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.

Необходимость создания РППС в дошкольных образовательных организациях по разным направлениям личностного развития аргументируется результатами научных исследований. В современных концепциях реализации средового подхода в педагогическом процессе представлены различные аспекты развивающей среды: сущностные характеристики, базовые и вариативные компоненты (С. Л. Новоселова), принципы и варианты построения (В. А. Петровский, Л. М. Кларина), соотношение статичных и динамичных объектов (Ю. С. Мануйлов).

Основные требования к предметной среде (по С. Л. Новоселовой):

  • быть системной, отвечающей целям воспитания и обучения;
  • инициировать деятельность ребенка: ее объекты, средства, цели и способы их достижения задаются предметной средой;
  • учитывать специфику возрастных этапов развития ребенка, т.е. специфику как ведущей деятельности (общение предметной деятельности, игры);
  • обеспечивать возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной работы;
  • побуждать детей к познанию через практическое экспериментирование. Это побуждает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность, так и развитие детей к ней;
  • обеспечивать возможность ребенка жить в 3-мерном предметном пространстве: самостоятельном действием его рук (масштаб «глаз-рука»), его росту и предметному миру взрослых.

Непременными условиями построения развивающей среды в раннем и дошкольном возрасте являются:

  • реализация идей развивающего обучения;
  • опора на личностно-ориентированную модель взаимодействия между педагогом и ребенком;
  • соответствие развивающей среды ФГОС ДО; учет всех направлений развития ребенка; обеспечение самостоятельной индивидуальной деятельности; обеспечение возможности для исследования и научения, поисковой деятельности и экспериментирования; создание условий для изменения дизайна окружающей среды [7].

Предметно-пространственная развивающая образовательная среда не может быть повторена в домашнем интерьере и потому особенно значима для пребывания ребенка в условиях группы детского дошкольного учреждения.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем.

ФГОС ДО предлагает «реализацию Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности...» [6]. Мы видим, что на первом месте в освоение любого материала стоит игра и познавательно-исследовательская деятельность. Но для организации любой деятельности с детьми необходимо, прежде всего, создать условия в групповом помещении и на игровом участке. Для этого обратимся снова к ФГОС ДО: «Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой)». И еще: «Вариативность среды предполагает наличие в ДОУ разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей, периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей» [7].

В детской исследовательской лаборатории дети могут самостоятельно воспроизводить простые и более сложные опыты, рассчитанные на одаренных детей. Лаборатория постоянно пополняется все новыми материалами для экспериментирования, которые находятся в доступном для детей месте. В уголке могут быть: различные приборы: весы, увеличительные стекла, магниты, микроскопы, лупы; разнообразные сосуды из различных материалов: стекла, металла,, пластмассы; природные материалы: листья, песок, глина, земля, семена; гайки, скрепки, винтики, гвоздик, проволока; медицинские материалы: пипетки, колбы, шприцы, мерные ложечки, вата, бинт; бросовый материал: пластмасса, кусочки ткани, кожи, меха; мука, соль, сода, свечи, фонарики; детские халаты, фартуки; схемы для проведения опытов; журнал для фиксирования результатов.

Основными методами освоения и оборудования образовательной среды в познавательно-исследовательской деятельности являются:

  • игры - экспериментирование с водой, песком, глиной, камешками и т.п.;
  • использование иллюстративно-наглядного материала, дидактических игр с игрушками, персонажей пальчикового и кукольного театров;
  • наличие детской природоведческой художественной литературы;
  • отражение природы в рисунках старших дошкольников;
  • комнатные растения (уход, полив, пересадка);
  • наличие инвентаря (совочки, лейки, ведерки, фартучки);
  • стол для проведения экспериментов;
  • стеллаж для пособий и оборудования.

С учётом анализа нормативных документов, педагогической литературы по данному направлению, оценки и анализа развивающей предметно-пространственной среды групповых помещений ДОО нами был разработан план работы ДОО по организации развивающей предметно-пространственной среды, включающий следующие мероприятия:

1. Методическое обеспечение:

  • изучение требовании ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде;
  • анализ состояния РППС;
  • подбор и систематизация материалов по РППС в методическом кабинете: видеоматериалы, фотоотчеты, опыт, творческие разработки, материалы семинаров-практикумов;
  • консультации «Особенности развивающей среды в группе в соответствии с ФГОС»; «Требования к построению развивающей среды в процессе реализации познавательно-исследовательской деятельности»;
  • самоанализ педагогов: отчетность по преобразованию РППС в соответствии с ФГОС ДО, картотека, открытые мероприятия, творческая неделя;
  • систематизация материала: опыт, творческие разработки, фото и видеоматериалы, презентация РППС групп.

2. Социально-психологическое обеспечение:

  • сведения по изучению запросов родителей в организации РППС:
  • анкетирование;
  • изучение психолого-педагогической компетенции;
  • изучение необходимости в скорой и психологической адресной помощи
  • сведения по изучению запросов школы и других социальных институтов в организации развивающей среды: школа - создание условий для подготовки детей к школе, лего-уголок - регулярное пополнение и обновление, создание в группе мини-лабораторий.

3. Обеспечение функционального и эмоционального комфорта:

  • обеспечение психологической защищенности ребенка через систему взаимодействий педагогов и родителей; систематическая оценка эмоциональных состояний через дневники и цветограммы настроений;
  • общая оценка психологического климата в коллективе, коррекция негативных эмоциональных состояний;
  • создание оптимальных условий для развития самореализации и самовыражения; включение элементов психологического сопровождения в педагогический процесс.

4. Материально-техническое, медико-социальное обеспечение РППС:

  • приобретение стола для проведения экспериментов;
  • изготовление или приобретение спецодежды для детей (халаты, клеёнчатые фартуки, полотенца);
  • приобретение материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности ребёнка;
  • изготовление различного демонстрационного материала, обеспечивающего соблюдение правил безопасности.

Данный план работы координирует текущие мероприятия и целевые задачи, сформулированные по проблеме организации развивающей предметно-пространственной среды на основе реализации познавательно-исследовательской деятельности, конкретизирует действия коллектива по данной проблеме и намечает основные пути и способы решения задач, целесообразное распределение обязанностей членов коллектива, координацию их действий.

Рецензенты:

Гневэк О. В., д.п.н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социальной работы, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет», г. Магнитогорск;

Сайгушев Н. Я., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет», г. Магнитогорск.