В настоящее время фармацевтический рынок РФ занимает 7 место среди фармацевтических рынков мира. По итогам 2014 г. его объем составил 1152 млрд. руб. (в ценах конечного потребления). В структуре российского фармрынка около 60% приходится на долю коммерческого сегмента; 25% занимает государственный сегмент (программы льготного лекарственного обеспечения и госпитальные закупки); 15% составляют продажи аптечной парафармацевтики [4].
За период с 2012 по 2014 гг. объем отечественного фармрынка увеличился с 921 млрд. руб. до 1152 млрд. руб. (рост составил 25%, в среднем около 8,5% в год). Увеличение объемов продаж лекарственных препаратов и парафармацевтики отмечено во всех сегментах системы лекарственного обращения – в коммерческом сегменте, в сегментах госпитальных закупок и льготного лекарственного обеспечения, а также в сегменте аптечных продаж парафармацевтической продукции [4, 5, 6].
При анализе емкости фармацевтического рынка РФ учитывают совокупную емкость окружных и региональных фармацевтических рынков. В настоящее время в составе РФ представлено 8 федеральных округов. Один из наиболее плотно населенных округов РФ - Приволжский федеральный округ (ПФО). В его состав входят 14 субъектов (регионов) РФ. Территория округа занимает около 6% территории РФ (более 1 млн. кв. км). Здесь проживают более 20 % населения страны (свыше 30 млн. человек). Вклад округа в формирование общероссийского ВВП превышает 15% [3].
Материал и методы исследования
В качестве объектов исследования служили база данных IMS Health, DSM GROUP, а также информация региональных органов управления здравоохранением и фармацевтической службой субъектов РФ, входящих в состав ПФО. Период исследования – 2012-2014 г.
При проведении исследований использованы методы структурно-логического и сравнительного анализов, метод исследования сбыта (Sales Research), методы моделирования и прогнозирования.
Результаты исследования и их обсуждение
Как показали результаты проведенного анализа, по итогам 2014 г. объем фармацевтического рынка ПФО (без учета сегмента парафармацевтики) составил около 169 млрд. руб. За период 2012-2014 гг. данный показатель увеличился на 41,6 млрд. руб., что составляет 32,6% (таблица 1).
Таблица 1
Изменение объемов региональных фармрынков ПФО
за период в 2012-2014 гг., млн. руб.
Регион |
2012 |
2013 |
2014 |
Прирост в 2014 г. по отношению к 2012 г. |
|
Руб. |
% |
||||
Кировская область |
4 987,4 |
5 803,9 |
6 028,0 |
1040,6 |
20,9 |
Нижегородская область |
11 797, 6 |
14 366,2 |
16 576,9 |
4779,3 |
40,5 |
Оренбургская область |
9 899,7 |
10 038,8 |
10 654,4 |
754,7 |
7,6 |
Пензенская область |
9 415,0 |
10 214,2 |
12 626,5 |
3211,5 |
34,1 |
Пермский край |
11 270,4 |
11 601,7 |
13 843,7 |
2573,3 |
22,8 |
Республика Башкортостан |
17 000,5 |
17 270,7 |
19 731,8 |
2731,3 |
16,1 |
Республика Марий Эл |
2 607,4 |
3 058,3 |
3 329,1 |
721,7 |
27,7 |
Республика Мордовия |
3 007,1 |
3 623,2 |
4 124,2 |
1117,1 |
37,2 |
Республика Татарстан |
17 364,9 |
18 299,4 |
20 516,4 |
3151,5 |
18,2 |
Удмуртская Республика |
7 568,9 |
9 169,7 |
9 875,4 |
2306,5 |
30,5 |
Чувашская Республика |
5 136,1 |
4 297,1 |
5 564,5 |
428,4 |
8,3 |
Самарская область |
19 935,7 |
20 426,5 |
22 390,1 |
2454,4 |
12,3 |
Саратовская область |
11 888,2 |
12 634,7 |
14 089,8 |
2201,6 |
18,5 |
Ульяновская область |
7 309,6 |
7 715,3 |
8 594,5 |
1284,9 |
17,6 |
ИТОГО по ПФО |
127 390,9 |
148 519,7 |
167 945,3 |
40554,4 |
31,8 |
На основе проведенного анализа нами была проведена типологизация регионов ПФО по различным показателям региональных фармрынков, а также изучены факторы, влияющие на изменение емкости рынков.
Установлено, что в ТОР-5 крупнейших региональных фармрынков ПФО по емкости рынка входят следующие регионы: Самарская область (1 место в рейтинге за период 2012-2014 гг.), Республика Татарстан (2 место в 2012-2014 гг.), Нижегородская область (3 позиция в 2013 и 2014 г., 4 позиция в 2012 г.), Саратовская область (4 позиция в 2013 и 2014 г. и 3 место в 2012 г.), Удмуртская Республика (5 место в 2012-2014 гг.).
В числе регионов с минимальными объемами фармрынка стабильно удерживаются три республики: Чувашия, Мордовия и Марий Эл.
Как показал анализ, объемы региональных фармрынков значительно отличаются между собой. Так, объем фармрынка Самарской области (1 место в рейтинге ПФО, объем по итогам 2014 г. – 22,390 млрд. руб.) в 7 раз больше объема фармрынка Республики Марий Эл (14 позиция в рейтинге, объем соответственно 3,329 млрд. руб.).
За анализируемый трехлетний период наиболее заметный рост емкости фармрынка отмечен в Нижегородской области (40,5%) и Республике Мордовия (37,2%). Минимальный процент прироста зафиксирован в Оренбургской области (7,6%) и Чувашской Республике (8,3%).
На примере субъектов ПФО нами было проанализировано изменение объемов региональных фармрынков в отдельных секторах. Установлено, что рост объемов региональных фармрынков обусловлен следующими факторами:
1) увеличением объемов реализации лекарственных препаратов в розничном (коммерческом) сегменте фармрынка (в т.ч. на фоне роста цен в результате инфляционных процессов). Например, за анализируемый период в Нижегородской области рост объема розничных продаж лекарственных препаратов составил 36%, в Пермском крае – 27%, в Саратовской области – 23%.
2) увеличением финансирования программ лекарственного обеспечения стационарных пациентов в госпитальном сегменте (в Нижегородской области с 2012 по 2014 гг. рост объемов финансирования составил 119%, в Республике Мордовия – 53%, в Чувашской Республике – 41%);
3) ростом затрат на финансирование программ льготного лекарственного обеспечения (например, в Республике Мордовия за анализируемый период данный показатель увеличился на 26%, в Оренбургской области – на 24%, в Нижегородской области и Чувашской Республике – на 9%).
Соответственно, замедление темпов прироста объемов отдельных региональных фармрынков обусловлено следующими факторами:
1) сокращением затрат на лекарственное обеспечение стационарных пациентов (например, в Ульяновской области за период 2012-2014 гг. расходы на финансирование госпитального сегмента сократились на 21%, в Республике Татарстан – на 9,3%, в Оренбургской области – на 0,5%);
2) сокращением затрат на программы льготного лекарственного обеспечения (например, в Пензенской области за данный период сокращение в данном сегменте составили 8%);
3) сокращением темпов прироста объемов реализации лекарственных препаратов (в суммовом выражении) в розничном (коммерческом) сегменте фармрынка по сравнению с индексом инфляции. Например, в Оренбургской области объем розничной реализации лекарственных препаратов за анализируемый период увеличился всего на 7% (в то время, как суммарный процент инфляции за три года составил около 30%).
В ходе исследования проанализировано изменение доли фармрынка ПФО в общей структуре фармрынка РФ за период 2012-2014 гг. (таблица 2). Установлено, что доля 14 субъектов, входящих в состав ПФО, за анализируемый период незначительно увеличилась – с 16,5% до 17,3%.
Таблица 2
Изменение доли фармрынка ПФО в общей структуре фармрынка РФ
за период 2012-2014 г.
Год |
Объем фармрынка РФ, млрд. руб. |
Объем фармрынка ПФО, млд. руб. |
Доля фармрынка ПФО в общей структуре фармрынка РФ, % |
2012 |
771,0 |
127,4 |
16,5% |
2013 |
876,0 |
148,5 |
17,0% |
2014 |
969,2 |
167,9 |
17,3% |
В ходе исследования нами были проанализированы объемы отдельных сегментов региональных фармрынков ПФО в 2014 г. Установлено, что денежная емкость розничного (коммерческого) сегмента окружного фармрынка составляет 128,678 млрд. руб. или 77% совокупного объема фармрынка ПФО. Соответственно, на долю госпитального сегмента и сегмента льготного лекарственного обеспечения приходится около 23% (рис. 1).
Рис. 1. Структура фармрынка ПФО по итогам 2014 г.
Установлено, что вклад отдельных регионов в суммарный показатель объема фармрынка ПФО различен. Эта закономерность наглядно прослеживается на примере розничного (коммерческого) сегмента фармрынка ПФО (таблица 3). Так, объем розничных продаж через аптечные организации Самарской области в 6 из 14 регионах ПФО превышает отметку 10 млрд. руб. в год, вместе с тем, в 4 регионах емкость данного сегмента составляет менее 5 млрд. руб.
Таблица 3
Рейтинг регионов ПФО по объему
розничного (коммерческого) сегмента фармрынка в 2014 г.
Позиция в рейтинге |
Регион |
Объем розничного (коммерческого) сегмента фармрынка, руб. |
1 |
Самарская область |
17 049 633 755 |
2 |
Республика Татарстан |
16 373 741 007 |
3 |
Республика Башкортостан |
13 795 873 990 |
4 |
Нижегородская область |
13 245 255 621 |
5 |
Саратовская область |
11 351 474 342 |
6 |
Пермский край |
10 094 034 244 |
7 |
Пензенская область |
9 676 283 985 |
8 |
Удмуртская Республика |
7 763 125 451 |
9 |
Оренбургская область |
7 754 884 934 |
10 |
Ульяновская область |
6 944 210 003 |
11 |
Кировская область |
4 072 068 750 |
12 |
Чувашская Республика |
4 010 764 754 |
13 |
Республика Мордовия |
2 869 984 096 |
14 |
Республика Марий Эл |
2 676 481 970 |
На примере регионов ПФО, имеющих значительные отличия по численности населения, а также по среднедушевым доходам, нами были проанализированы объемы реализации лекарственных препаратов в пересчете на одну аптечную организацию (таблица 4). При расчете была использована следующая формула:
Средний объем реализации в пересчете на одну аптечную организацию |
= |
Объем розничного (коммерческого) рынка |
_______________________________________ |
||
Количество аптечных организаций в регионе |
Таблица 4
Сравнительный анализ объемов реализации
на одну аптечную организацию в отдельных регионах ПФО в 2014 г.
Регион |
Позиция в рейтинге регионов ПФО |
Средний объем реализации на одну аптечную организацию, руб. |
||
по среднемесячным доходам населения |
по численности населения |
в год |
в месяц |
|
Республика Татарстан |
1 |
2 |
10 336 958 |
861 413 |
Нижегородская область |
2 |
3 |
7 015 496 |
584 625 |
Пермский край |
3 |
5 |
8 280 586 |
690 049 |
Самарская область |
4 |
4 |
10 825 164 |
902 097 |
Республика Башкортостан |
5 |
1 |
6 822 885 |
568 574 |
Кировская область |
8 |
10 |
5 525 195 |
460 433 |
Оренбургская область |
9 |
7 |
8 782 429 |
731 869 |
Чувашcкая Республика |
12 |
12 |
7 639 552 |
636 629 |
Республика Мордовия |
14 |
13 |
7 735 806 |
644 650 |
Установлено, что средний объем реализации на одну аптечную организацию в разных регионах отличается между собой. Максимальные объемы розничных продаж в пересчете на одну точку розничной торговли отмечены в Самарской области (902,1 тыс. руб. в месяц), в Республике Татарстан (861,4 тыс. в месяц), а также в Оренбургской области (731,9 тыс. руб. в месяц). Минимальные значения данного показателя зафиксированы в Кировской области (460,4 тыс. на одну аптечную точку), а также в Республике Башкортостан (568,6 тыс. руб.). На наш взгляд, данные различия обусловлены влиянием комплекса факторов:
1) Среднедушевыми доходами населения субъекта ПФО;
2) Долей населения регионов с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума;
3) Плотностью размещения аптечной сети;
4) Протяженностью территории;
5) Долей лиц, проживающего в сельских поселениях субъекта ПФО.
Объемы реализации в пересчете на одну аптечную организацию в первой пятерке крупнейших регионов (и по численности населения, и по доходам населения) отличаются почти на треть. Например, если в Самарской области среднемесячное значение данного показателя составляет 998,5 тыс. руб., то в Нижегородской области – 635,1 тыс. руб. (разница – 36%).
На примере пяти регионов ПФО (по численности населения и уровню доходов) нами были рассчитаны показатели среднего объема потребления в пересчете на одного жителя субъекта ПФО (таблица 5). Установлено, что в анализируемых регионах данный показатель находится в диапазоне от 404 до 581 руб. Эти данные могут быть использованы для сравнительного анализа объемов потребления в разных регионах РФ, а также в зарубежных странах.
Таблица 5
Средние объемы потребления лекарственных препаратов
на 1 жителя региона ПФО в 2014 г.
Регион |
Средний объем потребления на 1 жителя региона, руб. |
Численность населения региона, чел. |
|
в год |
в месяц |
||
Самарская область |
6 973 |
581 |
3211200 |
Республика Татарстан |
5 345 |
445 |
3838200 |
Пермский край |
5 251 |
438 |
2636200 |
Нижегородская область |
5 052 |
421 |
3281500 |
Республика Башкортостан |
4 848 |
404 |
4069700 |
Выводы
По итогам 2014 г. объем фармацевтического рынка ПФО (без учета сегмента парафармацевтики) составил около 169 млрд. руб. За период 2012-2014 гг. данный показатель увеличился на 41,6 млрд. руб. (на 32,6%). Максимальная емкость рынка отмечена в Самарской области, Республике Татарстан, Нижегородской области, Саратовской области и Республике Удмуртия. В числе регионов с минимальными объемами фармрынка стабильно удерживаются три республики: Чувашия, Мордовия и Марий Эл. Установлено, что средний объем реализации на одну аптечную организацию, а также на одного жителя в разных регионах округа отличается. Изучены факторы, оказывающие влияние на емкость фармацевтических рынков, входящих в состав ПФО.
Рецензенты:Первушкин С.В., д.фарм.н., профессор, зав. кафедрой фармацевтической технологии, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара;
Авдеева Е.В., д.фарм.н., профессор зам. директора Института инновационного развития, государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Самарский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации, г. Самара.