Необходимость включения младших школьников в исследовательскую деятельность определяется существующей в настоящее время общественной потребностью в создании новой практики образования, для которой необходим ученик, способный самостоятельно строить свою деятельность. Организация исследовательской деятельности, в которой ребенок выступает как субъект, предполагает овладение младшими школьниками умениями, связанными как с получением и анализом информации, так и с ее творческим преобразованием и презентацией. Исследовательская деятельность требует качественных изменений познавательной деятельности целей, мотивов учения, позиции самого ученика. Все это делает актуальным поиск содержания и технологий обучения, обеспечивающих формирование у младших школьников исследовательских умений.
Цель исследования. Целями исследования являются теоретическое обоснование и экспериментальная проверка эффективности использования комплекса мероприятий по ознакомлению с окружающим миром в формировании у детей младшего школьного возраста исследовательских умений.
Задачи исследования. Задачи исследования заключаются в определении основных понятий по теме исследования, выделении содержания и основных форм работы с детьми младшего школьного возраста по ознакомлению с окружающим миром, направленных на формирование исследовательских умений у детей.
Материал и методы исследования. В ходе работы были использованы методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, анкетирование, эксперимент. Сочетание данных методов позволило получить объективные данные, что обеспечило достоверность и объективность выводов опытно-экспериментальной работы.
Результаты исследования и их обсуждение. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проявление детьми младшего школьного возраста исследовательских умений определяется естественной потребностью учащихся познавать окружающий мир. А.И. Савенков отмечает, что обращение к исследованию становится стилем жизни [1]. При этом исследовательское обучение может подстраиваться к традиционному обучению, постепенно его преобразовывая как по форме, так и обогащая по содержанию [5]. Базовым в нашем исследовании является понятие «умение», которое рассматривается как:
1) возможность эффективно выполнять действие (деятельность) в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать (И.А. Каиров);
2) способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью определенных знаний и навыков, формируемых путем упражнений, создающих возможность выполнения действий не только в привычных, но и незнакомых ситуациях (Е.С. Рапацевич);
3) освоенные человеком способы выполнения действий, обеспечиваемые совокупностью приобретенных знаний и навыков (Б.М. Бим-Бад);
4) сложное структурное образование, включающее чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижения поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания (А.И. Новиков);
5) способность устанавливать взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения (К.К. Платонов) [4, с. 46].
Данное значение термина взято за основу в нашей работе.
Исследовательские умения рассматриваются как сложное структурное сочетание чувственных, интеллектуальных, волевых, творческих, эмоциональных качеств личности, как способность устанавливать взаимоотношения между целью деятельности, условиями и способами ее выполнения, обеспечивать достижение поставленной цели деятельности в постоянно изменяющихся условиях ее протекания.
Умение предполагает наличие «действия» - акта целенаправленной деятельности человека, регулируемого осознанием ожидаемого результата, условий и путей его достижения; определяющегося целью, на достижение которой оно направлено, мотивом, побуждающим человека к реализации данной цели. Цель действия может быть дана в виде образа, непосредственно воспринимаемого объекта или представления о нем.
М.М. Безруких выделяет два вида действий:
1) практические, вызывающие умение решать определенные проблемы в реальной действительности;
2) познавательные или умственные, приводящие к возникновению нового образа.
Сочетание интеллектуальных и практических действий имеет большое значение для развития умений, так как сознательное действие - это единство познания и исполнения.
В. А. Сластёнин выделяет структуру исследовательских умений: перевод цели в конкретные задачи; определение основных и подчиненных задач для каждого этапа процесса обучения; отбор видов деятельности, соответствующих определенным задачам.
На основе анализа изученных источников, раскрывающих логику педагогического исследования, выделены две группы исследовательских умений:
1) группа умений, позволяющих осуществлять мыслительные операции в ходе исследовательской деятельности (умение определять проблему, осуществить поиск ее решения; анализ и выделение главного; сравнение, обобщение, систематизация);
2) группа умений, обеспечивающих создание продукта исследовательской деятельности (умение работать с литературой и другими источниками, умение определять цель, умение вырабатывать план действий; умение выработать оптимальные для решения данной проблемы варианты).
С целью диагностики уровня сформированности исследовательских умений у детей младшего школьного возраста на этапе констатирующего эксперимента нами был проведен опрос, целью которого было выявление знаний учащихся об «исследовании», «исследователях», «исследовательских умениях». В основу разработанных вопросов легли те знания, которыми должен овладеть каждый учащийся 2-го класса. Детям предлагалось ответить на вопросы: «Что такое исследование?», «Кто такой исследователь?», «Как ты считаешь, что включают в себя исследовательские умения?», «Какие книги имеются у тебя дома?», «Есть ли у тебя дома детские книги о природе, какие это книги?», «Как ты думаешь, нужно ли изучать природу?», «Желаешь ли ты узнать что-то новое, интересное об окружающем тебя мире?», «Любишь ли ты смотреть передачи, фильмы о животных и растениях?», «Часто ли ты слышал о профессии исследователя или ученого?», «Как думаешь, чем эти люди занимаются?»
Анализ ответов показал, что дети имеют различные представления об исследовании, исследователях, исследовательских умениях. Так, в ответах детей исследование рассматривается как что-то новое, неизвестное другим людям, а исследователь - это человек, который занимается исследованиями. Дети связывали исследование с подготовкой различных сообщений. Были и такие дети, которые не смогли сформулировать ответы на наши вопросы. В ответах детей на вопрос о необходимых для исследователей умениях были названы умения собирать информацию из различных источников; соединять собранную информацию воедино, в одно сообщение, понятное другим детям; представлять результаты своего исследования.
Кроме этого, в наблюдении за деятельностью детей мы отмечали сформированность у них исследовательских умений. Учитывая, что исследовательские умения представляют собой совокупность сложных, осознанных, последовательно выполняемых действий, включающих интеллектуальный, деятельностный и эмоциональный компоненты, нами были разработаны показатели и уровни сформированности исследовательских умений младших школьников.
Высокий (творческий) уровень: дети владеют знаниями о том, кто такой исследователь, что такое исследование, какими исследовательскими умениями должен обладать исследователь; реализуют исследовательские умения на практике; умеют работать с литературой; ставить перед собой цель; вырабатывать план действий; проявляют желание заниматься исследовательской деятельностью; действия детей осмысленные, полные; занятия исследовательской деятельностью приносят положительные эмоции.
Средний (интерпретирующий) уровень: дети частично владеют знаниями о том, кто такой исследователь, что такое исследование, какими исследовательскими умениями должен обладать исследователь; фрагментарно реализуют исследовательские умения на практике; действия детей отрывочные, не всегда осознанные; включение в исследовательскую деятельность не всегда вызывает положительные эмоции.
Низкий (имитирующий) уровень: дети не владеют знаниями об исследовательской деятельности; не могут реализовать ее на практике; действия неполные; занятия исследовательской деятельностью не вызывают положительных эмоций.
Уровень сформированности у младших школьников исследовательских умений на этапе констатирующего эксперимента оказался невысоким. Средний показатель высокого уровня сформированности у младших школьников исследовательских умений составил всего 20%, а среднего и низкого соответственно 65% и 15 %.
Была выделена группа детей младшего школьного возраста, которая продемонстрировала не только низкий уровень знаний об исследованиях, исследователях и исследовательских умениях, но и практически не принимала участия в исследовательской деятельности, не владела умениями ее осуществления. Для проведения формирующего эксперимента нами был разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности исследовательских умений детей младшего школьного возраста. Учитывая, что большой потенциал для работы с детьми имеет ознакомление детей с окружающим миром, содержание детских исследований было связано с изучением природы, города, школы. Работа проводилась с детьми индивидуально и с группой детей.
Мы учитывали, что формирование исследовательских умений связано с самопроявлением и самореализацией личности, с непрерывным совершенствованием, ориентированным на достижение более высоких результатов всеми участниками исследовательской деятельности. Поэтому мы создавали ситуацию выбора, обеспечивая тем самым самостоятельность принятия ребенком решения, ответственность за проделанную работу [2, с. 28]. Мы систематически организовывали детскую исследовательскую деятельность, коллективную и индивидуальную, в школьном дворе и на улице.
Для проведения детских исследований были отобраны темы. Каждая новая тема прорабатывалась следующим способом. Сначала проводилась общая экскурсия, затем проходила работа по индивидуальным темам. Чтобы дети могли четко восстановить дорогу, мы провели экскурсию по улице, после чего предложили сделать рисунки. Мы проводили беседы с учащимися на тему, что они видят по дороге в школу, которые отчетливо показали, имеют ли дети ясное представление о своем маршруте в школу, знают ли свою улицу, ориентируются ли в своем районе.
Предметом наблюдений стали галки, вороны, воробьи, голуби, синицы (их следы, как они едят, дерутся, собираются стаями, летают), а также домашние животные, растения. Мы постоянно вели фенологические наблюдения, отмечали сезонные изменения в природе.
Наряду с коллективными наблюдениями были организованы самостоятельные наблюдения за домашними животными. Детям предлагалось выяснить: как кошка ночью смотрит; как ходит кошка; зачем кошке когти. Каждый ребенок выбрал для наблюдений животное и подготовил отчет о проделанной работе. Широкое поле исследовательской работы детей появилось в ходе наблюдений за аквариумом и террариумом, их обитателями.
Регулярно проводились индивидуальные наблюдения за растениями. Дети наблюдали и отмечали распускание почек; прорастание семян; рост растений. Чтобы интерес к наблюдениям не падал, раз в неделю ребенок выступал с презентацией результатов проведенных наблюдений. Знакомство с элементами ботаники проводилось в процессе работы на огороде. Работа в огороде, цветнике позволяла организовывать изучение условий, необходимых для роста и развития растений. Кроме этого, каждый ребенок выбрал свое комнатное растение, за которым он наблюдал и ухаживал. Все это способствовало развитию наблюдательности, появлению стойкого интереса к деятельности наблюдения. Интересные фенологические наблюдения стали чаще появляться в самостоятельной деятельности детей.
Особое значение придавалось умению детей фиксировать полученные результаты с помощью специальной формы записи наблюдений, состоящей из нескольких рубрик (погода, растения, почки на деревьях, животные). Сначала детям была предложена форма записи. Несколько раз она была выполнена совместно с детьми в классе, после чего дети стали вести записи самостоятельно. Тетради для фиксации наблюдений позволяли выделять наиболее интересные наблюдения и доводить их до сведения всего класса.
Большое внимание уделялось изучению сезонных изменений в природе. Так, весной мы изучали жизнь пруда, ручья, реки. Дети изучали географию исключительно на основании собственных наблюдений и коллективных исследований. Прослеживали течение ручья на местности, маленькой речки и большой реки (по карте). Мы организовывали с детьми импровизированные походы: отыскивали устье каждого источника, пробрались по руслу ручья на большое расстояние, чтобы найти исток, открывали острова, полуострова, заливы, проливы, дельту. По результатам исследований делали чертеж исследованных ручьев и рисунок устья. Это было настоящее путешествие географов-исследователей.
Наряду с работой по изучению явлений природы мы знакомили детей с родным городом. Эту работу мы начинали с обследования своей школы. Сначала провели коллективное всестороннее исследование своего класса. Выяснили целый ряд связанных с обследованием вопросов: измерение температуры и устройство термометра, вычисление времени и устройство часов, измерение величины комнаты. Изучали посещаемость классов и количество в них мальчиков и девочек. Все это позволило подвести детей к новому виду отображения информации, полученной во время исследования (построению простых диаграмм, графиков, чертежей). Было составлено коллективное описание своей школы, соседних домов, улиц. Изучали их местонахождение, условия, сравнивали с условиями в других школах, отличающихся по типу и местонахождению. Мы предлагали детям обследовать свой дом, представить результат исследования с помощью чертежей и рисунков. Особый интерес у детей вызвало изучение уличной жизни. С помощью родителей была организована и проведена коллективная экскурсия на промышленное предприятие. При подготовке экскурсии мы наметили вопросы, которые могли возникнуть у детей. Обсудили вместе с детьми эти вопросы и договорились найти ответы на поставленные вопросы. Каждый ребенок готовил ответ на свой вопрос. Поощрялось совместное участие детей в исследовательской деятельности. Мы добивались, чтобы ребенок четко определил для себя проблему, проанализировал увиденное, наметил план работы, выделил главное и активно участвовал в поиске решения. При разработке темы, например, о способах передвижения по стране, дети собрали интересный материал о железной дороге, о труде железнодорожников, истории появления в России первых железных дорог. На эти темы были подготовлены презентации и доклады. Работа носила исследовательский характер, потребовала от учащихся умения работать с литературой и другими источниками, пользоваться интернетом. В ходе исследовательской деятельности был выработан план действий, выбирались оптимальные пути решения проблемы. Трудность заключалась в том, что здесь большую роль играет работа с книгой, с дополнительными источниками информации, и, если ребенок еще не в достаточной мере владеет этими умениями, то именно нам предстояло по каждой теме подобрать литературу, помочь выделить главное. Мы учили, чтобы каждый доклад заканчивался списком использованной литературы.
Результаты исследования. По результатам проведенной работы на этапе контрольного эксперимента вновь была проведена диагностика с целью выявления уровня сформированности исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Изменились ответы детей на вопросы об «исследовании», «исследователях», «исследовательских умениях». Они стали содержательнее, логичнее, полнее.
Проведенная работа способствовала изменению настроя детей на участие в исследовательской деятельности. В классе появились дети, которые охотно участвовали в исследованиях, активно работали на уроке - размышляли, делились своим мнением, демонстрировали свои знания в различных областях науки, искусства. На перемене эти дети продолжали активную деятельность - приносили с собой различные книги с логическими играми, кроссвордами, энциклопедии. Многие из них во время перемены подходили к учителю и делились своими открытиями. Некоторые дети начинали делиться тем, что они узнали еще до начала занятий. Они рассказывали, что интересного увидели в телепередачах, вычитали в книге. Дети стали проявлять высокую активность на уроке во время решения различных проблемных ситуаций, готовя конкретные, полные сообщения. Размышления, суждения детей свидетельствовали о высоком уровне развития у них интереса к исследовательской деятельности. Средний показатель высокого уровня сформированности у детей младшего школьного возраста повысился на 30%, что говорит об эффективности проведенной нами работы. Детей с низким уровнем сформированности исследовательских умений выявлено не было.
Выводы. Исследование подтвердило возможность использования комплекса заданий, связанных с изучением детьми окружающего мира в работе по формированию исследовательских умений у детей младшего школьного возраста. Таким образом, можно сделать вывод, что формирование исследовательских умений у детей младшего школьного возраста происходило в процессе систематических детских исследований окружающего мира.
Рецензенты:Русакова Т.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой художественно-эстетического воспитания, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.
Литвиненко Н.В., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой педагогики дошкольного и начального образования, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет», г. Оренбург.