Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

DEVIANT BEHAVIOR OF TEENAGERS AS A SOCIO-PSYCHOLOGICAL PROBLEM

Kedrova I.A. 1
1 Kazan Federal University
The article investigates the characteristics of the generic term “behavior” and its subtype – “deviant behavior of a person”. It has been defined that fundamental factor of the teenager deviant behavior genesis is the process of socialization the success of which is ensured by active and modifying, creative position of a person. The framework factor of the behavior is the personality orientation, the system of personal meanings (terms), hierarchy of internalized personal values, defining hierarchy of motives. The analysis showed that if the pre-crime behavioral forms aren’t revealed and suppressed timely they will be established into relevant behavioral stereotypes, asocial style of behavior is formed which in some conditions could transform into stable asocial behavior. It is revealed that denial of basic social values could become the origin of socially maladaptive behavior.
personality orientation
teenagers
socialization
deviant behavior

Вопросы поведения были поставлены достаточно давно в рамках философии, психологии, педагогики, социологии и носили характер осмысления особенностей человека и общества. Однако исследование собственно социально-психологических научных проблем началось в ХIХ в., когда социологи, психологи, врачи стали анализировать психологические феномены больших социальных групп, особенности психических процессов и поведения человека в зависимости от влияния окружающих людей. Психология как наука о поведении начинает развиваться в XX столетии.

Поведение человека выступает не только как сложный комплекс видов его социальных деятельностей, с помощью которых опредмечивается окружающая его природа, но и как общение, как практическое взаимодействие с людьми в различных социальных структурах. Причем на любом уровне и при любой сложности поведения личности существует взаимозависимость между:

1)      информацией о людях и межличностными отношениями;

2)      коммуникацией и саморегуляцией поступков человека в процессе общения;

3)       преобразованиями внутреннего мира самой личности.

Это не­обходимо учитывать при оценке и характеристике отклоняющегося поведения подростков, при определении причин и условий, его обусловливающих.

«Поведение - это присущее живым существам взаимодействие с окружающей средой, опосредствованное их внешней и внутренней активностью» [17, с. 276].

В дальнейшем обсуждении под поведением мы будем понимать процесс взаимодействия личности со средой, опосредованный индивидуальными особенностями и внутренней активностью личности, имеющий форму преимущественно внешних действий и по­ступков.

Одним из наиболее существенных свойств человеческого поведения является то, что оно социально по своей сути - оно формируется и реализуется в обществе. Другой важной особенностью поведения человека является его тесная связь с речевой регуляцией и целеполаганием [19].

В целом, поведение личности отражает процесс ее социализации - интеграции в социуме. Социализация в свою очередь предполагает адаптацию к социальной среде с учетом индивидуальных особенностей по соотношению процессов адаптации - индивидуализации, а также по позиции личности в социуме.

Выделяют общие характеристики поведения [5]:

1) мотивированность - внутренняя готовность действовать, на­правляемая потребностями и целями личности;

2) адаптивность - соответствие ведущим требованиям социаль­ной среды;

3) аутентичность - соответствие поведения индивидуальности, его естественность для данной личности;

4) продуктивность - реализация сознательных целей;

5) адекватность - согласованность с конкретной ситуацией.

Все рассмотренные характеристики родового понятия «поведение» в полной мере распространяются и на такую его разновидность, как «отклоняющееся поведение личности».

По мнению ряда авторов, исходным для понимания отклонений является понятие нормы [1, 6 и др.]. Социальная норма выражает исторически сложившиеся в конкретном обществе пределы, меру, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности индивидов, соци­альных групп, социальных организаций. В отличие от естественных норм протекания физических и биологических процессов, социаль­ные нормы складываются (конструируются) как результат отраже­ния (адекватного или искаженного) в сознании и поступках людей закономерностей функционирования общества

В отклоняющемся поведении (да и поведении в норме) поступок может проявляться в виде действия или бездействия человека, выражаться в словах или отношениях к чему-либо, в виде жеста, взгляда, тона речи, смыслового подтекста, в виде деяния, направленно­го на преодоление каких-то препятствий или ограничений.

При таком разнообразии проявлений и выражений поступка как части, единицы социального поведения само поведение человека может быть охарактеризовано как более многогранное, разнооб­разное и разностороннее.

Поведение человека неоднородно. В соответствии с внутренней организацией активности в поведении (ее внешней организацией) можно выделить три основных «слоя». Один из них связан с мотивом активности, другой - с ее целями, третий - с инструментальной основой активности [21].

Обобщенные способы поведения, т.е. характерологические особенности индивида, формируются преимущественно под влиянием условий среды. Психодинамические особенности являются следствием биологических факторов - генотипа. Все отмеченные факторы поведения не обособлены - они образуют единую личностную систему психической регуляции поведения. Однако системообразующим фактором поведения выступают направленность личности, система личностных значений (смыслов), иерархия интернализированных ею ценностей, определяющая иерархии ее мотивов.

Поведение индивида определяется тем, что он себе запрещает и позволяет. При низком уровне нравственного, социально-психологического развития у него преобладают спонтанно возникающие влечения. Психические структуры такого индивида недостаточно интегрированы, его эмоции могут преобладать над разумом, низшие потребности - над высшими [9].

В.Д. Менделевич подчеркивает, что девиация - это граница между нормой и патологией, крайний вариант нормы [13]. В классификации болезней девиантное поведение не выделено в качестве отдельной нозологической единицы, следовательно, оно не является ни формой патологии, ни строго определенным медицинским понятием. В то же время девиантное поведение широко рассматривается в ряду явлений, лежащих между нормой и патологией, таких как акцентуации характера, ситуативные реакции, нарушения развития, предболезнь.

Психологические традиции изучения явления, каким является девиантное поведение, складывались в работах таких авторов, которые являются приверженцами психоаналитических и социологических школ [3, 22].

Ю.А. Клейберг относит к девиантному поведению все виды поведения, которые обычно применяются под различными названиями: делинквентное, преступное, асоциальное, деструктивное, дезадаптивное, социальное творчество [8].

Основополагающим в генезисе девиантности является процесс социализации [2, 4], в ходе которого индивид принимает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности, становление личности как члена данного общества, процесс активного самопостроения, который стимулируется определенными социальными условиями.

Успешность социализации обеспечивается активно-преобразующей, творческой позицией человека. Несостоявшаяся социализация и социальная адаптация неизбежно оборачивается социальной дезадаптацией, что является источником девиантности.

К промежуточным факторам, опосредующим зависимость девиантного поведения от внешних условий, относят эмоциональные особенности, устойчивые социально-психологические особенности личности, особенности интеллекта [14].

 Отечественные психологи выдвигают в качестве основного положение о том, что психика индивида - прижизненное онтогенетическое образование, развивается в процессе сложного взаимодействия биологических и социальных факторов, среди которых решающими являются конкретно-исторические условия общественной жизнедеятельности человека, характер его взаимосвязей и общения с другими людьми, направленность его обучения и воспитания. Факторами, влияющими на поведение подростка, являются социальные обстоятельства, а также отношение к ситуациям, которое обусловливается конкретными условиями социализации и индивидуальными особенностями. Влияние ситуации на поведение опосредуется «воспринимающими когнитивными системами индивида» [9, 30].

Для раскрытия природы (генезиса) и причин социальных отклонений необходимо исходить из того, что они, как и социальные нормы, есть выражение отношений людей, складывающихся в обществе. Социальная норма и социальное отклонение - два полюса на одной и той же оси общественно значимого поведения индивидов, групп и других общностей [24].

Психологически подростковый возраст исключительно сложен и противоречив, ему присуща «хрупкость» психики. Л.С. Выготский [5] показал, что особенности проявления подросткового возраста определяются конкретными социальными обстоятельствами, и прежде всего изменением места ребенка в обществе, сменой его позиции, когда подросток субъективно вступает в новые отношения с миром взрослых, с миром их ценностей, что составляет новое содержание его сознания, формируя такое психологическое новообразование, как самосознание.

В исследованиях психологов были выявлены те конкретные социальные обстоятельства (прежде всего изменение места ребенка в обществе, смена его позиции), которые, как говорит А.Н. Леонтьев [11], характеризуют подростковый период развития.

Ведущей для подросткового возраста деятельностью является общественно полезная деятельность. В ней реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, в признании взрослыми его активности.

В подростковом возрасте индивид выходит на качественно новую социальную позицию, в это время формируется его сознательное отношение к себе как к члену общества. Следовательно, от того, как протекает социальная ориентация в этот период, зависит очень многое в формировании социальных установок человека[25].

Представляется, что наиболее адекватно он очерчен в периодизации онтогенеза, предложенной Д.Б. Элькониным, в которой акцент делается на появлении новых психических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности (от 10 до 15 лет) [23].

Ведущей для подросткового возраста деятельностью является общественно полезная деятельность. В ней реализуется его потребность в самоопределении, самовыражении, в признании взрослыми его активности.

Разновидность отклоняющегося поведения - делинквентное поведение - система незначительных правонарушений, провинностей, проступков. Делинквентность может быть обусловлена как педагогической запущенностью, невоспитанностью, малокультурностью, так и психическими аномалиями, неадекватностью реакций, ригидностью поведения, склонностью к аффективным реакциям [26].

Своевременно не пресеченные формы предпреступного поведения закрепляются в соответствующие поведенческие стереотипы, формируется асоциальный стиль поведения, который при соответствующих условиях может перерасти в устойчивый антисоциальный тип поведения. Отвержение базовых социальных ценностей - такова первопричина социально-дезадаптивного поведения [18, 29].

Социальная дезадаптивность личности, ее отклоняющееся поведение связаны с ослаблением социального контроля, безнадзорностью, попустительством, асоциальным проявлением на ранних стадиях формирования личности. Внешние условия, допускающие возможность систематического бесконтрольного поведения, переходят во внутреннюю неспособность личности к самоограничению [7].

Следует заметить, что стремление подростка к необычайным ситуациям, приключениям, завоеванию признания, испытанию границ дозволенного, рассматриваемое взрослыми как отклоняющееся поведение, с точки зрения самого подростка может считаться нормальным поведением, отражающим поисковую активность подростка и стремление к расширению границ индивидуального опыта. Таким образом, нарушения поведения могут быть следствием выраженного протекания подросткового кризиса - кризиса идентичности [16, 27].

Подростковый возраст - это возраст «социального импринтинга» - повышенной впечатлительности ко всему тому, что делает человека взрослым. В силу этих обстоятельств ряд авторов предлагают различать «первичную» и «вторичную» девиацию [15]. Вместе с тем некоторые авторы выделяют первичную девиацию - это собственно ненормативное поведение, имеющее различные причины («бунт» подростка; стремление к самореализации, которое почему-либо не осуществляется в рамках «нормативного» поведения), и вторичную девиацию - подтверждение (вольное или невольное) того ярлыка, которым общество отметило ранее имевшее место поведение.

Следует признать справедливым утверждение Д.И. Фельдштейна о том, что самоутверждение подростка может иметь социально-полярные основания - от подвига до правонарушения [20]. И.С. Кон утверждает, что стремление к лидерству и престижности как поиск самоутверждения может нанести серьезный урон самосознанию и породить честолюбие. Неадекватность самооценки личностных свойств проявляется противоречивостью во взаимоотношениях с окружающими [10, 28]. На поведение подростка оказывают влияние и складывающаяся «система отношений», особенности взаимоотношений с учителями, его положение в классе, психологическая атмосфера в школе, отношение учащихся к обучению, классу, самой школе, своим сверстникам, своему будущему, жизненным целям [12].

Выводы

1. Динамизм психической деятельности подростка в одинаковой мере делает его податливым как в сторону социально-позитивных, так и в сторону социально-негативных влияний.

2. Основополагающим в генезисе девиантности является процесс социализации, в ходе которого индивид принимает социальный опыт и воспроизводит систему социальных связей за счет своей активности, происходит становление личности как члена данного общества

3. Типичными чертами подростков являются стремление к новизне, к оригинальности поведения (в том числе и отклоняющегося), желание понимать, бороться, достигать, утверждаться, пытаться изменить существующую систему оценок и взглядов, принятых в ближайшем окружении. Это становится почвой для девиантного поведения.

Рецензенты:

Мухаметзянов И.Ш., д.м.н., профессор, ректор ЧОУ ВПО «Академия социального образования» г. Казань;

Каташов В.Г., д.п.н., профессор Института психологии и образования ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Казань.