Изменения, происходящие в современном обществе, повлияли на мировоззрение, идеологию, культуру и образование студенческой молодежи. В настоящее время во всех формах образования в качестве приоритетного направления признается развитие человека, способного к жизненной и профессиональной саморегуляции, активно осуществляющего осознанный выбор в многообразных ситуациях.
Процесс обучения в вузе характеризуется большим интеллектуальным и психологическим напряжением, это предъявляет повышенные требования к организму студентов. Недостаточность двигательной активности отрицательно сказывается на состоянии здоровья, физическом развитии, деятельности органов, систем организма и физической подготовленности студентов [3]. Однако традиционное построение учебного процесса по физическому воспитанию в вузе не решает в полной мере проблем подготовки молодого поколения к будущей трудовой деятельности [6]. Продолжает существовать установка на физическую подготовку и сдачу нормативов, оценивающих ее. Признаваемое право на выбор средств и форм занятий физической культурой с учетом желания студентов не позволяет выбрать им вид физических упражнений в качестве приоритетных [5].
Образовательный процесс по физическому воспитанию в высших учебных заведениях осуществляется в следующих формах: академические занятия в учебное время, самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями и спортом во внеучебное время, физические упражнения в режиме учебного дня, массовые оздоровительные, физкультурно-спортивные мероприятия. Эти формы занятий физическими упражнениями взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс физического совершенствования. Анализ научно-методической литературы показал, что для повышения эффективности процесса физического воспитания студентов необходимо придерживаться следующих методических требований:
- соблюдать адекватность содержания физической подготовки индивидуальному состоянию человека;
- обеспечить гармонизацию и оптимизацию физической подготовки за счет использования новых нетрадиционных видов физической активности;
- предоставить свободу выбора форм физической активности, сочетая с желаниями и способностями каждого человека;
- усилить образовательный аспект в содержании учебного материала с целью углубленного освоения студентами системы знаний, умений и навыков физического самосовершенствования и формирования на этой основе интереса к здоровому образу жизни;
- целенаправленно формировать у студентов осознанную необходимость и устойчивую привычку заботиться о своем здоровье и физическом самосовершенствовании.
Одним из подходов к реализации физического воспитания в высшей школе выступает теория личностно-ориентированного образования. В общей педагогике она нашла свое отражение в работе М. Е. Кузнецова, (2009) [11], в сфере физической культуры в трудах М. Я. Виленского (1996) [4], Л. И. Лубышевой (2002) [13]. В этих работах рассматривается дифференцированный подход к физическому воспитанию в вузе на основе субъективного опыта студентов.
Сегодня речь идет и о спортивно-ориентированном физическом воспитании студентов, которое в настоящее время привлекает внимание многих ученых. Это тот педагогический подход, который способен удовлетворить физкультурные интересы и потребности молодежи в процессе освоения ими ценностей физической культуры. Для эффективного развертывания в вузах работы по спортивно-ориентированному физическому воспитанию необходимы комплексные научные исследования, которые позволили бы уточнить содержание, цели, задачи и основные направления его реализации. В высшей школе проблемой внедрения спортивно-ориентированного подхода в образовательный процесс занимаются Л. Б. Андрющенко (2002) [1], В. К. Бальсевич (2005)[2], А.В. Козлов (2006) [10], С.В. Радаева (2008) [15], В. Г.Шилько (2003) [17] и др. В работе Л. Б. Андрюшенко (2002) спортивно-ориентированное обучение по предмету «Физическая культура» представлено на основе удовлетворения потребностей студентов в спортивной деятельности. Это предлагается осуществлять посредством модульной технологии через освоение тринадцати видов спорта на выбор занимающихся. Согласно описанию автора, разработанный сквозной модуль программы по дисциплине «физическая культура» содержит следующие блоки: входные данные об уровне готовности к обучению; уровень теоретических знаний и практических умений; информационный блок.
Альтернативная методика спортивно-ориентированного физического воспитания студентов, разработанная А.В. Козловым (2006), основана на свободном выборе приоритетности вида спортивных игр. В данной работе сформулированы основные принципы спортивно-ориентированного физического воспитания студентов на основе применения приоритетности спортивных игр, раскрывающие теоретическую и практическую направленность инновационной методики:
- принцип взаимосвязи мотивации и свободного выбора спортивно игровой деятельности и учета содержания спортивного опыта и его совершенствование в процессе образовательно-тренировочной деятельности;
- принцип последовательного соотношения воспитания физических качеств у студентов в течение годичного цикла тренировки;
- принцип систематичности волнообразности нагрузки при частоте занятий не менее трех раз в неделю по 120 минут каждое;
- принцип специфичности средств и нагрузок по их воздействию на важнейшие системы организма и на освоение техники двигательных действий в избранном виде спортивных игр.
В работе В. Г. Шилько (2003) «Физическое воспитание студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности» разработана трехкомпонентная модель проведения занятий по физической культуре студентов, которая включает:
- спортивно-видовые технологии учебно-тренировочных программ по наиболее популярным видам спорта у студентов (баскетбол, бодибилдинг, ритмическая гимнастика, плавание, шахматы);
- общеразвивающие технологии, предполагающие использование элементов спортивно-видовых технологий и учебно-тренировочных программ на занятиях ОФП, легкой атлетикой и лыжами;
- оздоровительные технологии, разработанные с учетом распространенных в студенческой среде заболеваний.
С.В. Радаевой (2008) разработаны спортивно-ориентированные технологии по аэробике, шейпингу, бодибилдингу и плаванию, которые применялись во внеучебное время.
Эффективными средствами реализации физической активности и физического воспитания для студентов являются игровые виды спорта, которые предъявляют специфические требования к развитию определенных физических качеств. В спортивных играх не существует избирательного воздействия для развития отдельного физического качества, тренировочные воздействия направлены на комплексное развитие и совершенствование всех сторон подготовленности. Волейбол, как средство физического воспитания, нашел широкое применение в вузах. Современный волейбол - это атлетическая игра, характеризующаяся высокой двигательной активностью участников, требующая проявления больших усилий и высокого уровня развития двигательных качеств:
- игра, протекающая с переменной интенсивностью при быстром и непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, предъявляет высокие требования к выносливости - общей и специальной [9];
- прыгучесть - способность волейболиста максимально высоко прыгать для выполнения нападающих ударов и блока [9];
- гибкость - способность волейболиста выполнять технические приемы с большой амплитудой движения, основанной на высоком уровне подвижности суставов [8], [16];
- особое место среди физических качеств волейболиста занимает качество ловкости, имеющее многообразные связи с другими качествами [14];
- быстрота для волейболиста - это способность выполнять с большой скоростью технические приемы и отдельные действия [9], [16];
- силу человека определяют, как способность преодолевать внешнее сопротивление; специальная сила волейболиста это способность игрока мобилизовать силу мышц для выполнения технических приемов и отдельных игровых действий [8], [16].
Точность выполнения технических приемов и уровень технической подготовленности волейболистов связаны с развитием дозированной двигательной способности [7].
На основе анализа литературных источников можно выявить следующие противоречия, возникающие между:
- предполагаемыми результатами реализации учебной программы по физической культуре в вузах и результатами ее практического применения, что заставляет педагогов искать новые формы и методы организации физического воспитания студентов;
- возросшими требованиями к качеству высшего образования, повышающими требования к индивидуальности студента, и традиционными педагогическими подходами, направленными на передачу знаний, умений и навыков;
- необходимостью внедрения спортивно-ориентированных занятий с приоритетным использованием волейбола в физическом воспитании для раскрытия двигательного потенциала молодежи в студенческие годы, повышения спортивной и физической подготовленности и недостаточной разработанностью организационно-педагогических подходов в физическом воспитании студентов вузов с приоритетным использованием волейбола.
Существующие противоречия обуславливают научную проблему исследования, суть которой можно сформулировать следующим образом: определение и разработка организационно-педагогических основ физического воспитания студентов с учетом индивидуальных трудностей освоения спортивно-ориентированной программы на основе волейбола, которые окажут положительное влияние на функциональное состояние и уровень физической подготовленности у студентов гуманитарного вуза.
Объектом проводимого исследования явился процесс физического воспитания студенток в гуманитарном вузе.
Цель исследования: улучшение функционального состояния, уровня спортивной и физической подготовленности студенток гуманитарного вуза на занятиях по физическому воспитанию с использованием средств волейбола.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач исследования:
1. Выявить особенности содержания физического воспитания студенток в гуманитарном вузе на основе использования базового вида спорта и ее влияние на организм человека.
2. Изучить инновационные программы по физическому воспитанию в гуманитарных вузах.
3. Определить уровень физической подготовленности и функционального состояния у студенток основного отделения.
4. Выявить современные средства и методы физического воспитания, используемые на основе индивидуально-дифференцированного подхода к определению содержания и организации физического воспитания с приоритетным использованием волейбола.
6. Определить коэффициент индивидуальной трудности при освоении элементов игры в волейбол [12].
7. Разработать и экспериментально апробировать методику индивидуально-дифференцированного подхода к подбору средств по физическому воспитанию с приоритетным использованием волейбола, на основе учета индивидуальных трудностей у студенток при выполнении упражнений экспериментальной программы. В педагогическом эксперименте проверить эффективность средств волейбола и их влияния на функциональное состояние, и уровень спортивной и физической подготовленности студенток гуманитарного вуза.
Для решения поставленных задач исследования применялись следующие методы: теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы; анкетирование; педагогическое тестирование функционального состояния, уровня спортивной и физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы экспертной оценки; методы математической статистики.
Педагогический эксперимент проводится нами со студентками факультета социальных технологий I курса Вятского государственного гуманитарного университета (ВятГГУ) в следующей последовательности:
1. Комплектование контрольной и экспериментальной группы.
2. Измерение показателей функционального состояния, определение уровня спортивной и физической подготовленности, физического развития.
3. Определение коэффициента индивидуальной трудности при освоении игры в волейбол, под которым понимается анализ объективных трудностей, возникающий у занимающихся при разучивании и выполнении им упражнений, выраженный в субъективных оценках [12].
Все полученные показатели будут обработаны с помощью математических методов исследования на предмет выявления достоверности различий всех показателей и подтверждения эффективности разработанных экспериментальных материалов.
Рецензенты:
Бандаков М.П., д.п.н., профессор кафедры адаптивной физической культуры и методики обучения, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров;
Оборин В.А., д.м.н., профессор кафедры медико-биологических дисциплин, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Вятский государственный гуманитарный университет», г. Киров.