Социально-экономические преобразования, происходящие в России, остро выявили потребность в самостоятельной, творческой личности, готовой к решению нестандартных жизненных ситуаций, социально ответственной, уверенной в себе, в своих возможностях. Сегодня общество заинтересованно в выпускнике школы, умеющим общаться, самостоятельно, мотивированно добывать и обновлять свои знания, творчески изменять учебные ситуации на основе получаемых знаний. Для реализации огромных возможностей современного типа обучения необходимо воспитывать у школьников более совершенную мотивацию, способную побудить учащихся к настойчивому учебному труду по усвоению сложного содержания учебных программ, обеспечить на этой основе формирование гражданской и интеллектуальной зрелости подростков [4, с. 97-99].
Выход на более образованных, нравственных, предприимчивых выпускников школы связан с повышением мотивации учебной деятельности учащихся. Для использования этих возможностей, как верно отмечает Г. В. Гребеньков, необходимы научно обоснованные рекомендации о путях воспитания мотивации учебной деятельности учащихся, способствующих реализации их творческого потенциала, переводу их мыслительной деятельности с репродуктивного на продуктивно-поисковый уровень, овладению навыками интерактивного обучения общению [3, с. 279]. Эта мысль подтверждается и в исследованиях ученых-педагогов Л. К.Гейхман [2], Н. Л. Куликовой [6], К. Манхейм [7], М. П. Ушачева [12].
Цель исследования. Изучить некоторые подходы к содержанию интерактивного обучения общению как ведущего фактора повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста.
Методы исследования. Для достижения поставленной цели и проверки исходных предположений использовался комплекс взаимодополняемых методов: теоретического анализа (сравнительно-сопоставительный, моделирование, проектирование); методы наблюдения, анализ и синтез, методы опытно-экспериментальной работы; диагностические методы (беседы, опросы, тестирование, самоотчеты), экспертные оценки.
Основное содержание работы. Учащиеся подросткового возраста характеризуются (по М. П. Ушачеву) как период значительного возрастания познавательной активности и любознательности. Он является сензетивным для формирования познавательных интересов и мотивации. Высокая любознательность и по своему содержанию, и по интенсивности носит «взрывной» характер [12, с. 21-22]. Резко расширяются ее рамки, появляются вопросы нового содержания, выходящие за пределы настоящего времени (вопросы, обращенные в прошлое и будущее). Однако эта любознательность носит несколько поверхностный, инфантильный характер, отличается разбросанностью интересов, а также практически полным отсутствием связи со школьной программой [5; 11; 13].
Как отмечает А. Я. Найн, это пока еще не собственно интересы, а создание некой основы, которая может позволить в дальнейшем найти область подлинных, имеющих личностный смысл интересов. А приобретающие личностный смысл интересы становятся мотивами. Любознательность отражает, как правило, увеличивающий интерес учащихся подросткового возраста к миру за пределами школы, ощущение ими своих возросших возможностей [10, с. 239-240]. Недаром именно подростки часто достаточно негативно относятся к требованию взрослых считать, что их главная цель - учеба. В связи с этим повышение мотивации учебной деятельности учащихся на основе интерактивного обучения общению является наиболее актуальным именно в подростковом возрасте.
Переход от младшего подросткового возраста к среднему подростковому есть одновременно переход к иной, более высокой форме учебной деятельности и новому отношению к учению, приобретающему именно в этот период личностный смысл (Д. Б. Эльконин).
Новые задачи, поставленные перед современной школой, известные практические трудности (наличие перегрузки учащихся в отдельных учебных предметах, изменения соотношения позитивной и негативной мотивации в пользу последней, повышение психической нагрузки обучающихся и ухудшение их эмоционального состояния, снижение интереса к школе) определяют необходимость педагогического исследования проблемы повышения мотивации учебной деятельности подростков.
Предпосылки разработанности в педагогической теории и практике проблемы интерактивного обучения общению как фактор повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста предполагает, по мнению Л. К. Гейхман, анализ различных дефиниций и концептуальных идей изучаемой проблемы [1, с. 113]. Исследования мотивации учения школьников осуществлялись в контексте деятельностного подхода (П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. Ф. Талызина, Д. Б. Эльконин), в рамках которого установлена принципиальная возможность программировать характер мотивации через организацию деятельности подростков, через тип учения. Мотивация учения может изучаться, как пишет М. К. Мамардашвили, различными путями. В одном случае она рассматривается как предпосылка и условие учения, в другом - как результат, новообразование учебной деятельности [8, с. 5-19].
Чтобы воспитать мотивацию, надо иметь гипотезу о параметрах воспитываемого явления [1, с. 78]. В литературе [2; 4; 6; 8; 11; 13] отмечается ряд побуждений, конституирующих мотивационную сферу: идеалы, потребности, мотивы, цели, интересы, на которые мы опираемся в процессе повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста.
В настоящее время под мотивом понимают самые различные психологические феномены: то побуждение как состояние, то цель, то потребность, то намерение. Выход из создавшегося положения, как полагает Л. Н. Куликова, объединить существующие точки зрения. Таким образом, под мотивом мы понимаем сложное психологическое образование, побуждающее подростков к сознательным действиям и поступкам и служащее для них основанием для повышения мотивации учебной деятельности [6, с. 259]. Мотив выступает продуктом мотивации, т.е. психической деятельности, конечной целью которой является формирование основания активности человека и побуждения к достижению выбранной цели.
Содержание опытной работы интерактивного обучения общению по повышению мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста двух школ № 11 и № 26 г. Челябинска показал, что каждая из сторон мотивационной сферы обучения общению, может иметь ряд содержательных и динамических характеристик. К содержательным характеристикам могут быть отнесены те, которые связаны с внутренними особенностями учебной деятельности. К динамическим - те, которые прямо не связаны с особенностями учебной деятельности и испытывают влияние социальных и психофизиологических особенностей [3, с. 39-47].
В целях повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста, с опорой на исследования [2; 7; 12; 13], нами были разработаны методические рекомендации на основе интерактивного подхода к обучению общению, включающие следующие положения: диалогизация учебного взаимодействия как условие формирования межкультурного общения подростков; доверительное взаимодействие как уровень сотрудничества в системе (учитель - ученик); активно-ролевой тренинговой организации интерактивного обучения общению как пути становления субъектности подростков; объективизация социального и коммуникативного опыта учащихся подросткового возраста как элемента повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста.
Для реализации в учебном процессе основных положений методических рекомендаций был апробирован комплекс психолого-педагогических приемов, позволяющих в учебном процессе и во внеурочных формах целенаправленно содействовать повышению мотивации учебной деятельности школьников. Осуществление программы на основе интерактивного подхода было направлено на переориентацию учащихся подросткового возраста 12-13 лет со знаниевой парадигмы на парадигму личностно ориентированную. При этом гуманное взаимодействие, по мнению К. Роджерса, может проявляться не только в недирективной психотерапии, но и во всех других ситуациях общения: родители - дети, учитель - ученик, воспитатель - ребенок и т.п.
Особенности разработанных и апробированных в нашей методике психолого-педагогических приемов заключались в личностно ориентированном подходе к подросткам, проявлявшемся в трех направлениях. Первое было связано с выявлением личностных особенностей мотивации школьников с помощью теста (Н. И. Насенко) и диагностикой психической напряженности (тест Розенцвейга). В процессе интерактивного обучения общению школьников использовалась диагностика ведущей репрезентативной системы, применяемой в технологиях нейролингвистического программирования (тест В. К. Вилюнас).
Второе направление заключалось в тестировании исходного уровня мотивации учебной деятельности с помощью методического комплекса, включающего в себя:
а) тест формально-динамических свойств индивидуальности человека (ОСТ), разработанный В. М. Русаловым, позволяющий наиболее полно и точно оценивать отдельные формально-динамические свойства индивидуальности;
б) тест структуры мотивации достижения успеха А. А. Реана;
в) методика диагностики отношения школьников к учебной деятельности, включавшего в себя эмоциональный, мотивационный и когнитивно-деятельностный компоненты, обоснованный Г. А. Шевчук;
г) диагностика мотивации познавательной деятельности обучающихся (тест Х. М. Рабаданов).
И, наконец, третье направление состояло в индивидуализации процесса повышения мотивации учебной деятельности школьника, путем развития психических качеств личности, играющих согласно данным аналитического обзора ведущую роль в повышении мотивации учебной деятельности. При этом мы придерживались одного из ведущих принципов интерактивного подхода, свидетельствующего о том, что при обучении и воспитании необходимо пробуждать индивидуальные способы действия (способности) каждого человека, основанные на его задатках и склонностях. На это указывают в своих работах Р. Ф. Тагинцева [11], Л. Н. Куликова [6], М. П. Ушачев [12] и Н. С. Цыпик [13].
Обсуждение результатов исследования. Для реализации программы интерактивного обучения общению с целью повышения мотивации учебной деятельности учащихся подросткового возраста в исследовании нами разработаны психолого-педагогические приемы и упражнения (табл. 1).
Таблица 1
Психолого-педагогические приемы интерактивного обучения общению учащихся подросткового возраста в процессе повышения учебной мотивации
Название приема |
Цель применения |
Содержание характеристики приема |
Самомотивация к учению (успеху) |
На основе побуждения своих сверстников (мотивация других), подросток побуждает к успеху и самого себя |
Убеждение другого учащегося класса (вообразите, что перед вами ваш младший брат, который нуждается в ваших установках), что с заданием можно легко справиться. Стремление внушить уверенность в успехе |
Активизация воображения учащегося |
Сформировать новое отношение к учебной (коммуникативной) деятельности, сделать ее более интересной для подростка |
Чем ярче учащийся способен вообразить успех, славу и счастье в будущем, чем более крепкую связь удастся установить с определенными формами деятельности - тем более сильным будет эффект от упражнения |
Эмоциональное насыщение |
Вызвать в воображении позитивные эмоции и связать их с компонентами учебной деятельности на вербальном уровне |
Предметы и объекты, которые нравятся человеку, наделяются позитивными эпитетами. Определенные слова связываются в воображении с успехом, красотой, совершенством. Они имеют позитивный эмоциональный смысл слов(«замечательно!», «прекрасный»), вызывают позитивные эмоции |
Развитие личностного участия в событиях |
Формировать у детей чувства «источника», а не «пешки» |
Оптимум директивности в общении родителей и учителей с ребенком. Следовать правилу «золотой середины»: не контролировать полностью подростка и в то же время не игнорировать его |
Развитие позитивных мотивов |
Формирование интереса к предметам, явлениям и позитивных мотивов путем «привязывания» условных раздражителей (эпитетов) |
Вследствие эмоционального развития мотивов (сочетание с «приятными» эпитетами) определенные предметы становятся более привлекательными и интересными |
Источник интеллектуальной энергии |
Воображение - деятельность (к которой надо развить интерес) как источник энергии |
Конкретное, яркое воображение предмета деятельности (конкретная тема, законы, закономерности). Концентрация на теме, которая нравится, интерес к которой учащийся хотел бы развить. |
Мой стиль общения |
Саморазвитие коммуникативных способностей |
Анализировать частоту общения с людьми, степень повторяемости ощущений, которые возникают в процессе общения с разными людьми. Как помогают сделанные выводы? |
Совершенствование коммуникативных технологии общения |
Установление благоприятных отношений с окружающими |
Комплименты в отношениях. Как подростки себя чувствуют, принимая комплименты, какого рода комплименты они предпочитают, и какого рода комплименты беспокоят их. Упражнения в ролевых играх, предлагая и принимая комплименты. |
Основная идея упражнений - сформировать новое отношение к учебной деятельности школьника, сделать ее более интересной и привлекательной для него. Одноразового выполнения упражнения, конечно же, как показал наш опыт, недостаточно. Чем чаще выполняются предложенные подросткам задания, тем сильнее они повлияют на их мотивацию к общению.
Важным фактором интерактивного обучения общению подростков для повышения мотивации учебной деятельности является включение знаемых мотивов в мотивационную структуру личности, связь их с другими мотивами и потребностями. Это наделяет знаемые мотивы (предмотивационныеобразования) побуждающей функцией (т.е. переводит в категорию действующих). Такое понимание и осознание, по мнению М. П. Ушачева, выполняет важную роль в формировании мотивов. На определенном уровне развития мотивы сначала выступают как знаемые, как возможные, но пока что не побуждающие к действиям [12, с. 21-22]. Эффективность интерактивного подхода заключается в умении придать более высокое значение «знаемым мотивам» (предмотивационным образованиям), и таким образом трансформировать их в мотивы действующие. Самого по себе понимания необходимости выполнения определенной деятельности явно недостаточно.
Самообразовательная работа по выполнению упражнений обеспечивает связь «знаевых» мотивов с другими мотивами и потребностями. Когда предмотивационное образование («знаемый мотив») занимает определенное место в системе мотивов, можно говорить о его переходе в категорию действующих мотивов учебной деятельности.
В процессе интерактивного обучения общению по повышению мотивации к учебной деятельности школьников мы акцентировали внимание на формировании и укреплении таких мотивационных компонентов, как эмоции, интересы, мотивация достижения успеха, познавательная мотивация и в качестве интегрального показателя - информационно-деятельностный компонент. Что же касается более широких эффектов тренинга мотивации достижения, которые распространяются на внеучебную деятельность ученика, то оказалось, что он существенно меняет (особенно у подростков) отношение к использованию свободного времени, к выработке и перспективному планированию профессиональных намерений и глобальных жизненных целей. 69 % подростков опытной группы через год после прохождения тренинга имели высокий общий показатель уровня мотивации достижения во внеучебной деятельности по сравнению с 12 % учеников контрольной группы.
Важным фактором повышения мотивации является эффект удивления, который способен в соответствующих ситуациях, особенно у подростков, привести к эмоциональной фиксации и обусловить возникновение стойкого интереса к какому-либо предмету. Этот аспект активно используется в процессе организации интерактивного (целенаправленно организованного) обучения общению учащихся подросткового возраста.
Опытная работа показала, что повышение мотивации наблюдается тогда, когда учащийся ставит перед собой положительно сформулированную цель. Например, мотивация достижения учитывается и используется при написании рассказов положительно сформулированных утверждений, в которых не выражаются опасение и неуверенность относительно возможности достижения цели, а наоборот, высказывается стремление достичь успеха в учебной деятельности учащегося.
Выводы. Интерактивное обучение общению не привносится в учебный процесс извне, а надстраивается над коллективной учебной деятельностью, базируясь на взаимодействии и общении, проявляющихся в процессе группового освоения предметного содержания. Повышение мотивации субъекта коммуникативной деятельности проявляется в наращивании интерактивной речевой культуры; как субъекта взаимодействия проявляется в сотрудничестве; как субъекта паритетного общения проявляется, как пишет Л. К. Гейхман, в диалогическом общении [1, с. 116-117].
Приоритетной основой методики повышения мотивации подростков к учебной деятельности в условиях организованного интерактивного обучения общению было личностно ориентированное взаимодействие субъектов образовательного процесса. Из этой комплексной технологии мы акцентировали внимание на двух аспектах: личностно ориентированное взаимодействие участников образовательного процесса; активизация, инициирование и стимулирование (фасилитация) осмысленного учения, исходя из убежденности, что учащийся обладает в самом себе огромными ресурсами для самопознания, изменения Я-концепции, целенаправленной мотивации. Доступ к этим ресурсам возможен только в том случае, если создается определенный климат фасилитирующих психолого-педагогических установок.
Рецензенты:Кузьмин А.М., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой психологии ФГБОУ ВПО «Уральский государственный университет физической культуры», г. Челябинск;
Макаренко В.Г., д.п.н., профессор, декан факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет», г. Челябинск.