Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

HISTORY OF FORMATION AND DEVELOPMENT OF COMPREHENSIVE SCHOOL OF DAGESTAN IN 1920–1941

Shugaibov I.Sh. 1
1 Dagestan State Pedagogical University
Article is devoted to studying of a condition of literature and sources on a problem of formation and development of comprehensive school of Dagestan during the intermilitary period of 1920-1941. Need of consideration of the offered subject is caused by importance of this stage of history of Dagestan in development of secular education, the foundation to which it was laid till October, 1917. Actually in two tens years of the XX century brought to attention of the reader there was an original introduction in reality of public life of Dagestan of original secular school education. Proceeding from told, extreme relevance as in scientific, and on the practical level is gained by a problem of carrying out the analysis of the sources base which is saved up today and research literature on the studied subject. Similar work will allow to reveal the reached boundaries, to define and specify unresolved tasks in the field of further studying of problems of development of comprehensive school of Dagestan. The excess proof of need of carrying out the considered procedure is lack of still special development on the studied problem.
sources and literature.
1920–1940
school education
History of Dagestan

В историографическом и источниковедческом изучении исследователями проблем становления и развития общеобразовательной школы Дагестана в межвоенные два десятка лет, исходя из совокупности изданных работ, можно выделить 3 основных периода: первый - с 1920 г. по конец восстановительного периода после Великой Отечественной войны, второй - послевоенное сорокалетие и третий - постсоветский.

Первый период характеризуется практическим отсутствием исследований истории зарождения, становления  развития единой трудовой общеобразовательной школы Дагестана в 1920-1941 гг. Исключением следует считать небольшую по объему статью исследователя А.М. Федяева, предваряющую сборник статистических материалов о состоянии народногообразования Дагестана за 1920-1925 гг.[45, с.1-5]. На основе включенных в сборник цифровых данных автором дан анализ состояния народного образования Дагестана к концу восстановительного после Гражданской войны периода. Значительное место в рассматриваемой статье уделено проблемам общеобразовательной школы в целом и по таким конкретным задачам, как восстановление и расширение материально-технической базы, кадровое обеспечение, совершенствование учебного и воспитательного процесса учащихся и т. д.

Включенные в указанный «Статистический сборник» материалы составили первую серьезную и значительную и, пожалуй, на то время первую источниковую базу по проблемам школьного образования Дагестана к началу 1925-26 учебного года. В указанном отношении рассматриваемая книга не потеряла своей ценности для исследователей по сегодняшний день.

В последующие годы, вплоть до 50-х годов прошлого столетия, проблемы школьного образования Дагестана межвоенного периода практически не поднимаются даже в трудах, специально написанных по истории республики, как, скажем, книга Н. Самурского «Дагестан», опубликованная в 1925 г. (М.;Л.: ГИЗ, 1925. - 150 c.). Примерно такая же ситуация с отражением проблем истории развития общеобразовательной школы в 1920-1940-е годы наблюдается в фундаментальном труде «Очерки истории Дагестана», изданном в 1957 г. (Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1957. Т.2. - 475 с.).

Примерно с начала 60-х годов ХХ в. и в последующие годы в освещении исторической литературой проблем развития школьного образования Дагестана межвоенного периода происходят значительные позитивные сдвиги. В тот период издаются труды по истории отдельных общеобразовательных школ республики. Интерес для нашей работы представляет исследование по истории средней школы села Ахты -  центра одного из горных районов Дагестана, увидевшее свет в 1961 г.[50].

В 1973 г. в специальной посвященной монографии обобщается исторический путь становления и развития средней школы №1 г. Махачкалы[9].Она оставалась флагманом и образцом для подражания остальным школам Дагестана межвоенного периода.

В рассматриваемые годы издаются работы по истории педагогического института (с 1957 г. - университета) - первого высшего учебного заведения Дагестана. Авторство этих работ принадлежит директору  пединститута А.А. Абилову[1;2;3;44]. В указанных и других исследованиях, наряду с успехами выявлены трудности в работе пединститута по обеспечению общеобразовательной школы Дагестана высококвалифицированными учительскими кадрами[21;23].

В рассматриваемые годы исследуются также проблемы развития среднего педагогического образования Дагестана[11;13;22], обобщается опыт руководства развитием в республике в целом народного образования[10;14]  и его составной части - общеобразовательной школы[15], разрабатываются гендерные аспекты подготовки педкадров для школ и других учебных заведений[12].

В 1968 году увидели свет два солидных исследовательских труда, имеющихважное значение в изучении проблем школьного образования Дагестана межвоенного периода.  Речь идет о фундаментальных исторических трудах - IIIтоме 4-томной «Истории Дагестана» (М.: Вост. лит., 1968. Т.3. - 426 с.) и монографии по школьному образованию[46]. В этих исследованиях ученых Дагестанаматериал об обучении и воспитании учащейся молодежи республики в 1920-1941 гг. представлен значительно больше, чем на всех предыдущих этапах изучения проблемы. Однако, несмотря на фундаментальность, и в силу поднятых проблем, а также широкий хронологический охват, в рассматриваемых трудах не все проблемы школьного образования Дагестана интересующего нас периода освещены.  

Как и все исследования по истории Дагестана советского периода, работы по истории развития школьного образования республики были подвержены всем «болезням» своего времени: отсутствием критики, попыткой обобщить только положительный опыт, стремлением избежать анализа имеющихся проблем, недочетов, упущений и т. д.     

В условиях развития демократии в стране, особенно с начала 90-х годов прошлого столетия в развитии разработок проблем истории школьного образования Дагестана, как в целом, так и в пределах интересующих нас хронологических рамок происходят значительные позитивные перемены.

В фундаментальных трудах, посвященных истории Дагестана в целом[19] или конкретным её этапам[4;27;42], заметно более объективное изложение состояния школьного образования республики за интересующий нас период, чем это имело место раньше.

Такая же положительная тенденция наблюдается в исследовательских работах по истории образования Дагестана[17;20;25], образовательных учреждений - школ[5;7;16;26], педучилищ[18], работах биографического жанра, посвященных учителям[8] и т. д.

Как показывает анализ исследований, опубликованных за последние 5 лет по истории школьного образования Дагестана межвоенного периода, идет процесс расширения изучаемых проблем рассматриваемой темы. Это хорошо заметно из работ доцента кафедры истории Дагестанского госпедуниверситета М.С. Муцалханова[28-40]. Ряд вопросов исследуемой проблемы нашли отражение в работах автора этих строк[47;48;49].

В послевоенные годы расширился круг опубликованных источников по истории школьного образования Дагестана в 1920-1941 годы. В 1960 г. издан сборник документов о деятельности ревкомов Дагестана (март 1910 г. - декабрь 1921 гг.) по строительству нового общества[43]. В книгу вошли более 10 источников, которые имеют непосредственное отношение к истории начального этапа формирования школьного образования Дагестана.

Значительно расширилась источниковая база проблемы за счет издания ряда документов в сборнике 1980 г. по культурному строительству Дагестана в 1917-1977 гг.[24].

В 1992 г. на страницах московского сборника редких материалов «Голоса истории» опубликована жалоба политзаключенного Б.А. Астемирова, работавшего наркомом просвещения Дагестана в 1929-1936 гг. и репрессированного в 1937 г.[6].В 2006 г. увидел свет сборник документов и материалов о жизни и деятельности А.А. Тахо-Годи - наркома просвещения Дагестана в 1922-1929 гг., тоже репрессированного в 1937 г.[41].Вошедшие в указанные выше сборники документов источники позволяют воссоздать в определенной степени объективную картину по истории школьного строительства в Дагестане в 1920-1941 гг.

Проведенный анализ источниковой и исследовательской литературы по истории становления и развития школьного образования Дагестана в 1920-1941 годах позволяет сделать следующие выводы.

На сегодняшний день накопилось определенное количество научных работ, которые позволяют воссоздать более или менее объективную картину строительства единой трудовой общеобразовательной школы Дагестана за первые 20 лет советской власти. Особенно интенсивно исследуются проблемы рассматриваемой темы в последние десятилетия.

В качестве недостатка в развитии историографии вопроса следует указать на отсутствие до сих пор специальной исследовательской работы по истории становления и развития общеобразовательной школы Дагестана в рассматриваемые годы. 

Сказанное замечание касается также состоянияисточниковой базы истории школьного образования Дагестана 20-х - 40-х годов ХХ в.  

Рецензенты:

Адухов М.Д., д.и.н., профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала;

Нахибашев З.М., д.и.н., профессор, Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала.