Кардинальные линии развития педагогики в ХХI веке (справедливые для развития военного образования):
- развитие навыков высокого мышления, рефлексии;
- создание условий для сотрудничества через применение адекватных методов/приёмов обучения, эффективное общение/коммуникации, выработка навыков работы в команде, межпредметный/метапредметный подход;
- вооружение технологическими умениями через межпредметный /междисциплинарный подход; цифровые инструменты;
- оценивание происходит через чёткие цели; соответствующие задачи; само- и взаимооценку; своевременную обратную связь;
- развитие навыков решения проблем, используя реальные проблемы; межпредметный подход; контекстуализацию;
- обучение включает проекты, привлекая сотрудничество, межпредметный/метапредметный подход;
- развитие свободного владения информацией, средствами, технологиями и др.
Отечественная высшая профессиональная (в том числе и военная) школа живёт в «режиме» Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения, ориентированного на достижение высокого качества высшего образования, инструментом оценивания избраны компетенции. Термин «компетенция», «компетентность» рассмотрены нами ранее [1]. Понятие «качество образования» отражает степень соответствия эталону (стандарту), соответственно, важно определиться с выбором эталона (определить «Цель»). Если «Цель» - подготовка ответственных исполнителей (чёткое функционирование согласно инструкции), то тогда эталон - количество и точность воспроизводства информации. Если цель - совершенствование навыков саморазвития, самообразования, то на первый план контроля выходит не «побуквенная» точность воспроизводства информации, а способность различать противоречия, формулировать вопросы, генерировать новые идеи, изобретательность, кругозор. В этом варианте эталон определить очень сложно.
Что представляет собой «мерило» для определения степени качества (военного) образования? Понятийное поле этой проблемы активно исследуют на всех ступенях (среднего, высшего), и формах (общего, профессионального, дополнительного) образования, и каждая новая позиция, новая грань вызывает интерес и открывает новую волну дискуссий.
Педагогическая наука всегда перед преподавателем ставит цель - стимулировать обучающихся на активное познание и освоение теоретического и практического опыта деятельности. Хороший преподаватель всегда интересуется методами и приёмами, которые помогают активизировать мышление обучающихся, развивать их творческие способности, вырабатывать у них навыки решения жизненных и профессионально-важных проблем [5]. Целевые установки достижения требований ФГОС ВПО третьего поколения [4] - компетенции (понимаемые как результат образования, позволяющий применять знания, умения, навыки [ЗУН] - и личностные качества для успешной деятельности в определённой области) [1, 3]. Все структурные элементы компетенции формируют поведенческие модели, позволяющие выпускнику самостоятельно ориентироваться и решать профессиональные задачи. Сегодняшний курсант - завтрашний офицер, обязан быть готовым работать с разными категориями военнослужащих в различных реалиях жизни. Учебные дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла («История», «Военная история», «Философия», «Культурология», «Политология», «Психология и педагогика» и др.) могут внести свой вклад в формирование профессионального опыта работы с личным составом через создание в педагогическом процессе «квазипрофессиональной ситуации» (особых форм задач/кейсов, решая которые, курсанты «погружаются» в ситуацию, «проживают» и «переживают» её, нарабатывая личный опыт решения аналогичных случаев).
«Наполнение» багажа общекультурных компетенций (здесь и далее - ОК) происходит в ходе целостного педагогического процесса, когда накапливается интегративный (и синергетический) результат освоения учебных дисциплин. Полагаем, что перспективны следующие векторы совершенствования военного профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по формированию общекультурных компетенций:
1) профессиональная ориентированность содержания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла (не декларируемая, а реально воплощаемая в учебно-воспитательном процессе);
2) проектирование и осуществление педагогического процесса через:
Ø систему учебных и профессионально-ориентированных заданий и ситуаций /кейсов/, способствующих развитию личности, совершенствованию умений учиться и овладению профессионально-значимым опытом (мотивация и стимулирование познавательной и творческой деятельности, обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения /ЭЦО/ к избранной профессии, Отечеству);
Ø практические методы обучения - формирование опыта способов деятельности;
Ø интерактивные методы обучения, выстроенные на групповых способах организации учебной деятельности курсантов (приобретение плодотворного опыта работы в малой группе, позитивного опыта ЭЦО в войсковом товариществе, научение способам конструктивного разрешения конфликтов и др.);
3) оценочная деятельность преподавателя масштабно развёрнута за счёт разнообразных методов контроля (устного, письменного, программированного; а также тестовые задания открытого и закрытого типа, кейсы, в том числе компетентностно-ориентированные; эссе, метод рецензий и др.) [3, 5];
4) применение цифровых и компьютерных технологий, в том числе разработка анимаций, квестов, других динамичных интеллектуальных игр с обучающей и контролирующей функцией.
Остановимся на характеристике интерактивного обучения, которое позволяет развивать личностные структуры, обозначенные во ФГОС ВПО как «общекультурные компетенции». Напомним классификацию интерактивных методов обучения [3]:
Ø игровые (ролевые, сюжетные, дидактические, квест-ситуации/компьютерные игры и др.);
Ø неигровые (дискуссии, дебаты, «аквариум», анализ ситуации, в том числе «кейс-стади» / «case study» через «мозговой штурм»; SWOT-анализ, «обратную связь»).
Интерактивные методы обучения в военном образовании с позиции методологии:
- позволяют реализовать различные виды деятельности обучающихся:
Ø поиск необходимой информации - «понятийное поле» задачи;
Ø изучение проблемы, анализ материальных и процессуальных элементов ситуации, автономных/самостоятельных и интегративных/комплексных компонентов - «пристреливание»;
Ø подбор способов, версий, вариантов, средств решения проблемы и нахождение оптимальной конструктивной идеи с её аргументацией - «мишень»;
Ø оценивание - «разбор полётов», подведение итогов;
- сочетают теоретические и практические методы исследования (системный, ретроспективный, структурный анализ, моделирование, прогнозирование, описание);
- создают ситуации для личностного и профессионального роста (развитие независимого мышления, отработка умений формулировать и защищать собственную позицию), межличностного взаимодействия;
- способствуют:
Ø формированию обратной связи как главного инструмента самопознания человека;
Ø формирования реалистичной системы представлений человека о себе, собственном поведении;
Ø совершенствованию процессов «самости» личности (самообучения, самовоспитания, саморазвития, самоуправления, самоконтроля и др.), стимулируя непрерывный профессиональный рост обучающихся.
Впервые приём обучения «мозговой штурм» был применён в 1945 году в боевой ситуации, спустя несколько лет ставший преподавателем офицер применил этот приём в обучении военнослужащих. Современная педагогическая наука сделала этот опыт-вклад военной дидактики общедидактическим. Перед обучающимися ставят конкретную задачу, каждый из участников высказывает любые мысли-предложения относительно её решения без попыток оценить или упорядочить их. Высказанные идеи записывают на чистом листе бумаги. Обычно группа успевает «произвести» одну-две страницы идей или комментариев, пока процесс начнет истощаться. Данный приём способствует рождению новаторских идей: мысли одного человека часто стимулируют мысли другого, идеи возникают одна за другой. Анализ созданного проводят позже.
SWOT-анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) - приём-дополнение структуры «мозгового штурма», позволяет анализировать любой аспект, который кажется уместным для обсуждения.
Правила составления SWOT-анализа: разделить лист бумаги, на котором удобно работать (или доску), на четыре части и их озаглавить: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы; составить списки. Сильные и слабые стороны решения идеи зачастую воспринимаются как внутренние факторы, а возможности и угрозы - как внешние. Как только эти области определены, различные группы могут работать по этим результатам, например: «Что мы можем сделать, чтобы минимизировать угрозы, которые мы выявили?».
Примерные варианты тем для дискуссий и SWOT-анализа в обучении курсантов:
Ø «Альтруизм - слабость или сила духа?» (философия, история, педагогика, психология).
Ø «Атомная энергия - альтернативы нет?» (философия, политология, физика и др.);
Ø «Коллаборационизм - вред или польза?» (философия, история, военная история, культурология, политология, психология и педагогика).
Проблемные ситуации. Особую трудность для преподавателя представляет грамотное формулирование заданий для этого вида неигровых методов обучения. Например, в практике антитеррористической профилактики можно предложить курсантам следующее задание.
Задание. Вы вернулись на каникулы в родной дом. Мама вас попросила встретить из школы младшую сестру. Вы пришли за ней на полчаса раньше, и, ожидая сестру, вы заметили пакет, плотно набитый, стоящий в фойе школы у стены. Ваши действия:
а) не обратите на него внимания; б) откроете и посмотрите, что в нём;
в) сообщите о пакете в администрацию школы; г) ваш вариант действий.
Кейс - это задание или комплект заданий для индивидуальной и/или групповой учебной деятельности, характеризующих реальную или виртуальную проблему, которая, возможно, может и не иметь единственно правильного решения.
Методика работы «case study»: группе предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть изложена в виде тестового задания, текста, документа или с помощью визуальных средств (видео, слайды и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений для обсуждения между группами. Цель - поиск путей решения проблемы. Решение подобных ситуаций способствует то, что обучающиеся:
- совершенствуют умения и навыки коммуникативные и трансперсональные, позволяющие успешно взаимодействовать и принимать коллективные решения;
- развивают презентационные умения;
- приобретают экспертные умения и навыки;
- совершенствуют умения самообразования по самостоятельному поиску необходимой информации для решения проблем.
В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование / конкретный пример: констатация ряда событий на производстве или в организации; описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения «рабочий процесс в реальных условиях». Кейс предназначен для получения знания по тем дисциплинам/или тематике, истина которых плюралистична. Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учащегося/студента/курсанта и преподавателя. Результатом применения метода являются не только знания, но и умения профессиональной деятельности. Приведём примеры интегративных кейсов.
Кейс №1. После слухов осенью 2004 года о нештатной ситуации на Балаковской АЭС (Саратовская область) в аптеках Пензенской области быстро разобрали йодную настойку. Некоторые жители, пользуясь слухами, использовали её для выведения из организма радиоактивного йода, то есть пили настойку, при этом происходило сильное отравление организма. В чём тут дело? Можно ли употреблять йодную настойку внутрь? Как можно помочь себе в такой ситуации?
Кейс №2. Во время экскурсии в г. Санкт-Петербурге экскурсанты обратили внимание на внешний вид памятников, которые были покрыты налётом зеленоватого цвета. Гида спросили, почему петербуржцы слабо следят за достоянием города, не чистят памятники? На что экскурсовод ответила: «Что вы, это же благородная патина!». Что такое благородная патина? Каков её состав? К какому процессу в химии можно отнести явление образования патины?
Кейс №3 (тестовое задание на соответствие). Курсант (солдат) К. получил взыскание за сравнительно небольшой, но ощутимый для воинского коллектива проступок, после которого лидер группы в неформальной обстановке с ним пообщался. Дайте психологическую оценку по характеристике деятельности лидера в воинском коллективе.
Инструкция: из представленных вариантов ответов выберите один правильный.
Тип лидера |
Характеристика деятельности лидера |
I) Положительный лидер - организатор |
а) Лидер и лично, и в присутствии других курсантов (солдат), в присутствии командира высказывает своё мнение об ошибках товарища, обязательно апеллируя к лучшим качествам провинившегося курсанта (солдата), активизирует силы внутренней саморегуляции поведения, взывая к чувству вины. |
II) Отрицательный лидер - организатор |
б) Лидер «с глазу на глаз» «растолковывает», что взыскание чересчур строгое, командир, как всегда, не объективен. |
III) Положительный лидер - «программист» |
в) Лидер и лично, и в присутствии других курсантов (солдат), в присутствии командира принимает позицию провинившегося, обвиняя открыто командира в несправедливых придирках |
IV) Отрицательный лидер - «программист» |
г) Лидер сугубо лично, в неформальной обстановке высказывает своё мнение об ошибках товарища, обязательно апеллируя к лучшим качествам провинившегося курсанта (солдата), стимулируя его ментальные (духовные) силы для исправления ситуации. |
Варианты ответов: 1) I-а; II-г; III -б; IV-в; 2) I-а; II -в; III-г; IV-б;
3) I-б; II-в; III -а; IV-г; 4) I-б; II-г; III -а; IV-в.
Прим.: этот кейс можно использовать не только в группе, но и индивидуально для определения уровня сформированности общекультурных компетенций. Выполнение такого кейса обычно оценивают единицей, невыполнение - нулём (оценка является дихотомической). Однако такой тип заданий может оценивать политомически: например, полностью верный ответ оценить в 3 балла, частично верный - соответственно в 2 или 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.
Кейс №4. Военное ведомство США никогда не скрывало факт сосредоточения в их штате учёных-психологов. Уже после Второй мировой войны агрессивные планы этого ведомства предполагали психологическую войну, которая возведена в ранг государственной политики[1]. Война «особого назначения» идёт и сейчас через изощрённые способы и средства психологической борьбы, направленной на подрыв веры в справедливость, победу (вспомним пример с Крымом в 2014 году и продолжающиеся «вбросы» информации о недопустимости «агрессии» России на территории Украины).
Задание на самоподготовку: приведите примеры «продукции» для антироссийской пропаганды из текущих высказываний (источник - различные СМИ, официальные заявления пресс-службы Белого Дома и др.).
Примерный вариант ответа: «продукция» это аппарат психологической войны - СМИ, типографии, социальные сети, реклама и т.п. Арсенал - ложь, клевета, посулы, дезинформация, запугивание, террор, диверсия и др.
Кейс-дискуссия. В какой части общества честность, отзывчивость и рыцарство не просто рекомендуются, а введены в суровые нужды устава? [6].
Примерный вариант ответа: В России самые благородные силы нации собирались в армии. Армия - наследница тысячелетних традиций, она - чистое выражение самого Отечества. В 1813 г., когда русские полки, разбив Наполеона, двинулись освобождать Германию, кронпринц Бернадот, воевавший во главе шведских войск против Франции, говорил шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».
Таким образом, в качестве кейсов могут быть предложены следующие типы ситуаций:
- ситуация-иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия);
- ситуация-проблема (описание реальной проблемной ситуации, решение которой необходимо найти, или сделать вывод о его отсутствии);
- ситуация-оценка (описание положения, выход из которого уже найден, необходимо критически проанализировать принятое решение);
- ситуация-упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам).
Достоинства кейсов: предоставляют возможности построения образовательного процесса в исследовательско-аналитическом формате; развивают навыки эффективного общения в команде; имеют синергетический эффект («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»); позволяют создать ситуацию успеха и др.
Недостатки кейсов: требуют высочайшей предметной и методической квалификации разработчиков.
При традиционной практике педагогического мониторинга за качеством преподавания в военном ВУЗе применение интерактивных методов и приёмов обучения в деятельности тех или иных преподавателей может служить надёжным показателем их мастерства.
Перспективы развития кейсов в военной школе - разработка интеллектуальных игровых квазипрофессиональных ситуаций (квестов). Квест - это вариант самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины [2].
Значимость кейсов и квестов для военного профессионального образования - создание своеобразных «тренажёров» (подобно тренажёрам в подготовке лётного состава, на которых «на земле» военнослужащими отрабатываются штатные и нештатные ситуации практически до автоматизма). Включение кейсов в образовательный процесс военной профессиональной школы позволяет решать следующие задачи:
- актуализация теоретического «багажа» курсантов, определение имеющегося «запаса знаний» по изучаемой тематике (например, военно-исторические баталии, идеи полководцев по разработке «прорывных операций», знание технических характеристик боевого оружия и др.);
- вырабатывание и развитие умений и навыков «оперативных боевых качеств» («квазипрофессиональная деятельность» в соответствии с контекстным обучением); работы с поступившей информацией (анализ-сравнение-сопоставление-оценка-прогнозирование «раскручивания» событий и др.); принятия, аргументации различных вариантов профессионального разрешения предлагаемого вопроса/проблемы.
Использование интерактивных методов является своеобразным ответом на «вызовы времени». Наибольший эффект для обучающихся интерактивные методы оказывают при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины; в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.
Рецензенты:Мещеряков А.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;
Влазнев А.И., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза.
[1]Лайнбарджер П. Психологическая война. /Пер. с англ.- М.: Воениздат, 1962. Зазворка Г. Психологическая война НАТО /Пер. с нем. -М.: Воениздат, 1963.