Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE CASE STUDY TASKS AT THE HIGHER MILITARY SCHOOL AND THEIR USE AS COMPONENTS OF THE FUND OF ASSESSMENT TOOLS

Ponomareva O.N. 1 Evdokimova O.V. 1 Bestuzhev L.V. 1
1 Penza branch of military academy of material and technical support (MTS)
The modern didactic approaches to the procedural side of the educational process in professional military education on the basis of interactive teaching methods are considered in the article. There presented the characteristics and examples of gaming and non-gaming methods and techniques of teaching, the material for the case study tasks in academic disciplines of humanitarian and socio-economic cycles at the higher military school as an optional diagnostics of common cultural competences at the intermediate stage of control. It is shown that the use of this type of tasks at the higher military school as educational, developmental and regulatory elements of the teaching process and the components of the fund of assessment tools is prospective. Acquirement of this type of professional activity is important for identifying a level of a professional skill of the teacher. The applied aspect of the problem can be realized in a broad educational practice, in development of the contents of teaching programs for various subjects at secondary and higher professional (including military) school.
case study tasks.
interactive teaching methods
common cultural competences
professional military education

Кардинальные линии развития педагогики в ХХI веке (справедливые для развития военного образования):

- развитие навыков высокого мышления, рефлексии;

- создание условий для сотрудничества через применение адекватных методов/приёмов обучения, эффективное общение/коммуникации, выработка навыков работы в команде, межпредметный/метапредметный подход;

- вооружение технологическими умениями через межпредметный /междисциплинарный подход; цифровые инструменты;

- оценивание происходит через чёткие цели; соответствующие задачи; само- и взаимооценку; своевременную обратную связь;

- развитие навыков решения проблем, используя реальные проблемы;  межпредметный подход; контекстуализацию;

- обучение включает проекты, привлекая сотрудничество, межпредметный/метапредметный подход;

- развитие свободного владения информацией, средствами, технологиями и др.

Отечественная высшая профессиональная (в том числе и военная) школа живёт в «режиме» Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС ВПО) третьего поколения, ориентированного на достижение высокого качества высшего образования, инструментом оценивания избраны компетенции. Термин «компетенция», «компетентность» рассмотрены нами ранее [1]. Понятие «качество образования» отражает степень соответствия эталону (стандарту), соответственно, важно определиться с выбором эталона (определить «Цель»). Если «Цель» - подготовка ответственных исполнителей (чёткое функционирование согласно инструкции), то тогда эталон - количество и точность воспроизводства информации. Если цель - совершенствование навыков саморазвития, самообразования, то на первый план контроля выходит не «побуквенная» точность воспроизводства информации, а способность различать противоречия, формулировать вопросы, генерировать новые идеи, изобретательность, кругозор. В этом варианте эталон определить очень сложно.

Что представляет собой «мерило» для определения степени качества (военного) образования? Понятийное поле этой проблемы активно исследуют на всех ступенях (среднего, высшего), и формах (общего, профессионального, дополнительного) образования, и каждая новая позиция, новая грань вызывает интерес и открывает новую волну дискуссий.

Педагогическая наука всегда перед преподавателем ставит цель - стимулировать обучающихся на активное познание и освоение теоретического и практического опыта деятельности. Хороший преподаватель всегда интересуется методами и приёмами, которые помогают активизировать мышление обучающихся, развивать их творческие способности, вырабатывать у них навыки решения жизненных и профессионально-важных проблем [5]. Целевые установки достижения требований ФГОС ВПО третьего поколения [4] - компетенции (понимаемые как результат образования, позволяющий применять знания, умения, навыки [ЗУН] - и личностные качества для успешной деятельности в определённой области) [1, 3]. Все структурные элементы компетенции формируют поведенческие модели, позволяющие выпускнику самостоятельно ориентироваться и решать профессиональные задачи. Сегодняшний курсант - завтрашний офицер, обязан быть готовым работать с разными категориями военнослужащих в различных реалиях жизни. Учебные дисциплины гуманитарного и социально-экономического цикла («История», «Военная история», «Философия», «Культурология», «Политология», «Психология и педагогика» и др.) могут внести свой вклад в формирование профессионального опыта работы с личным составом через создание в педагогическом процессе «квазипрофессиональной ситуации» (особых форм задач/кейсов, решая которые, курсанты «погружаются» в ситуацию, «проживают» и «переживают» её, нарабатывая личный опыт решения аналогичных случаев).

«Наполнение» багажа общекультурных компетенций (здесь и далее - ОК) происходит в ходе целостного педагогического процесса, когда накапливается интегративный (и синергетический) результат освоения учебных дисциплин. Полагаем, что перспективны следующие векторы совершенствования военного профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по формированию общекультурных компетенций:

1) профессиональная ориентированность содержания дисциплин гуманитарного и социально-экономического цикла (не декларируемая, а реально воплощаемая в учебно-воспитательном процессе);

2) проектирование и осуществление педагогического процесса через:

Ø  систему учебных и профессионально-ориентированных заданий и ситуаций /кейсов/, способствующих развитию личности, совершенствованию умений учиться и овладению профессионально-значимым опытом (мотивация и стимулирование познавательной и творческой деятельности, обогащение опыта эмоционально-ценностного отношения /ЭЦО/ к избранной профессии, Отечеству); 

Ø  практические методы обучения - формирование опыта способов деятельности;

Ø  интерактивные методы обучения, выстроенные на групповых способах организации учебной деятельности курсантов (приобретение плодотворного опыта работы в малой группе, позитивного опыта ЭЦО в войсковом товариществе, научение способам конструктивного разрешения  конфликтов и др.);

3) оценочная деятельность преподавателя масштабно развёрнута за счёт разнообразных методов контроля (устного, письменного, программированного; а также тестовые задания открытого и закрытого типа, кейсы, в том числе компетентностно-ориентированные; эссе, метод рецензий и др.) [3, 5];

4) применение цифровых и компьютерных технологий, в том числе разработка анимаций, квестов, других динамичных интеллектуальных игр с обучающей и контролирующей функцией.

Остановимся на характеристике интерактивного обучения, которое позволяет развивать личностные структуры, обозначенные во ФГОС ВПО как «общекультурные компетенции». Напомним классификацию интерактивных методов обучения [3]:

Ø  игровые (ролевые, сюжетные, дидактические, квест-ситуации/компьютерные игры и др.);

Ø  неигровые (дискуссии, дебаты, «аквариум», анализ ситуации, в том числе «кейс-стади» / «case study» через «мозговой штурм»; SWOT-анализ, «обратную связь»).

Интерактивные методы обучения в военном образовании с позиции методологии:

- позволяют реализовать различные виды деятельности обучающихся:

Ø  поиск необходимой информации - «понятийное поле» задачи;

Ø  изучение проблемы, анализ материальных и процессуальных элементов ситуации, автономных/самостоятельных и интегративных/комплексных компонентов - «пристреливание»;

Ø  подбор способов, версий, вариантов, средств решения проблемы и нахождение оптимальной конструктивной идеи с её аргументацией - «мишень»;

Ø  оценивание - «разбор полётов», подведение итогов;

- сочетают теоретические и практические методы исследования (системный, ретроспективный, структурный анализ, моделирование, прогнозирование, описание);

- создают ситуации для личностного и профессионального роста (развитие независимого мышления, отработка умений формулировать и защищать собственную позицию), межличностного взаимодействия;

- способствуют:

Ø  формированию обратной связи как главного инструмента самопознания человека;

Ø  формирования реалистичной системы представлений человека о себе, собственном поведении;

Ø  совершенствованию процессов «самости» личности (самообучения, самовоспитания, саморазвития, самоуправления, самоконтроля и др.), стимулируя непрерывный профессиональный рост обучающихся.

Впервые приём обучения «мозговой штурм» был применён в 1945 году в боевой ситуации, спустя несколько лет ставший преподавателем офицер применил этот приём в обучении военнослужащих. Современная педагогическая наука сделала этот опыт-вклад военной дидактики общедидактическим. Перед обучающимися ставят конкретную задачу, каждый из участников высказывает любые мысли-предложения относительно её решения без попыток оценить или упорядочить их. Высказанные идеи записывают на чистом листе бумаги. Обычно группа успевает «произвести» одну-две страницы идей или комментариев, пока процесс начнет истощаться. Данный приём способствует рождению новаторских идей: мысли одного человека часто стимулируют мысли другого, идеи возникают одна за другой. Анализ созданного проводят позже.

SWOT-анализ (сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы) - приём-дополнение структуры «мозгового штурма», позволяет анализировать любой аспект, который кажется уместным для обсуждения.

Правила составления SWOT-анализа: разделить лист бумаги, на котором удобно работать (или доску), на четыре части и их озаглавить: сильные стороны, слабые стороны, возможности, угрозы; составить списки. Сильные и слабые стороны решения идеи зачастую воспринимаются как внутренние факторы, а возможности и угрозы - как внешние. Как только эти области определены, различные группы могут работать по этим результатам, например: «Что мы можем сделать, чтобы минимизировать угрозы, которые мы выявили?».

Примерные варианты тем для дискуссий и SWOT-анализа в обучении курсантов:

Ø  «Альтруизм - слабость или сила духа?» (философия, история, педагогика, психология).

Ø  «Атомная энергия - альтернативы нет?» (философия, политология, физика и др.);

Ø  «Коллаборационизм - вред или польза?» (философия, история, военная история, культурология, политология, психология и педагогика).

Проблемные ситуации. Особую трудность для преподавателя представляет грамотное формулирование заданий для этого вида неигровых методов обучения. Например, в практике антитеррористической профилактики можно предложить курсантам следующее задание.

Задание. Вы вернулись на каникулы в родной дом. Мама вас попросила встретить из школы младшую сестру. Вы пришли за ней на полчаса раньше, и, ожидая сестру, вы заметили пакет, плотно набитый, стоящий в фойе школы у стены. Ваши действия:

а) не обратите на него внимания;                                    б) откроете и посмотрите, что в нём;

в) сообщите о пакете в администрацию школы;             г) ваш вариант действий.

Кейс - это задание или комплект заданий для индивидуальной и/или групповой учебной деятельности, характеризующих реальную или виртуальную проблему, которая, возможно, может и не иметь единственно правильного решения.

Методика работы «case study»: группе предлагается (устно или письменно) конкретный случай, описывающий реальные события (ситуацию). Эта информация может быть изложена в виде тестового задания, текста, документа или с помощью визуальных средств (видео, слайды и др.). Работа может идти как в группах, так и индивидуально в установленное время, по истечении которого представляются варианты решений для обсуждения между группами. Цель - поиск путей решения проблемы. Решение подобных ситуаций способствует то, что обучающиеся:

- совершенствуют умения и навыки коммуникативные и трансперсональные, позволяющие успешно взаимодействовать и принимать коллективные решения;

- развивают презентационные умения;

- приобретают экспертные умения и навыки;

- совершенствуют умения самообразования по самостоятельному поиску необходимой информации для решения проблем.

В основе метода конкретных ситуаций лежит имитационное моделирование / конкретный пример: констатация ряда событий на производстве или в организации; описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия людей, т. е. моделируется соответствующий содержанию обучения «рабочий процесс в реальных условиях». Кейс предназначен для получения знания по тем дисциплинам/или тематике, истина которых плюралистична. Акцент переносится не на овладение готовым знанием, а на его выработку, на сотворчество учащегося/студента/курсанта и преподавателя. Результатом применения метода являются не только знания, но и умения профессиональной деятельности. Приведём примеры интегративных кейсов.

Кейс №1. После слухов осенью 2004 года о нештатной ситуации на Балаковской АЭС (Саратовская область) в аптеках Пензенской области быстро разобрали йодную настойку. Некоторые жители, пользуясь слухами, использовали её для выведения из организма радиоактивного йода, то есть пили настойку, при этом происходило сильное отравление организма. В чём тут дело? Можно ли употреблять йодную настойку внутрь? Как можно помочь себе в такой ситуации?

Кейс №2. Во время экскурсии в г. Санкт-Петербурге экскурсанты обратили внимание на внешний вид памятников, которые были покрыты налётом зеленоватого цвета. Гида спросили, почему петербуржцы слабо следят за достоянием города, не чистят памятники? На что экскурсовод ответила: «Что вы, это же благородная патина!». Что такое благородная патина? Каков её состав? К какому процессу в химии можно отнести явление образования патины?

Кейс №3 (тестовое задание на соответствие). Курсант (солдат) К. получил взыскание за сравнительно небольшой, но ощутимый для воинского коллектива проступок, после которого лидер группы в неформальной обстановке с ним пообщался. Дайте психологическую оценку по характеристике деятельности лидера в воинском коллективе.

Инструкция: из представленных вариантов ответов выберите один правильный.

 

Тип лидера

Характеристика деятельности лидера

I) Положительный лидер - организатор

а) Лидер и лично, и в присутствии других курсантов (солдат), в присутствии командира высказывает своё мнение об ошибках товарища, обязательно апеллируя к лучшим качествам провинившегося курсанта (солдата), активизирует силы внутренней саморегуляции поведения, взывая к чувству вины.

II) Отрицательный лидер - организатор

б) Лидер «с глазу на глаз» «растолковывает», что взыскание чересчур строгое, командир, как всегда, не объективен.

III) Положительный лидер - «программист»

в) Лидер и лично, и в присутствии других курсантов (солдат), в присутствии командира принимает позицию провинившегося, обвиняя открыто командира в несправедливых придирках

IV) Отрицательный лидер - «программист»

г) Лидер сугубо лично, в неформальной обстановке высказывает своё мнение об ошибках товарища, обязательно апеллируя к лучшим качествам провинившегося курсанта (солдата), стимулируя его ментальные (духовные) силы для исправления ситуации.

 

Варианты ответов:     1) I-а; II-г; III -б; IV-в;         2) I-а; II -в; III-г; IV-б;

                                      3) I-б; II-в; III -а; IV-г;        4) I-б; II-г; III -а; IV-в.

Прим.: этот кейс можно использовать не только в группе, но и индивидуально для определения уровня сформированности общекультурных компетенций. Выполнение такого кейса обычно оценивают единицей, невыполнение - нулём (оценка является дихотомической). Однако такой тип заданий может оценивать политомически: например, полностью верный ответ оценить в 3 балла, частично верный - соответственно в 2 или 1 балл, неверный ответ - 0 баллов.

 

Кейс №4. Военное ведомство США никогда не скрывало факт сосредоточения в их штате учёных-психологов. Уже после Второй мировой войны агрессивные планы этого ведомства предполагали психологическую войну, которая возведена в ранг государственной политики[1]. Война «особого назначения» идёт и сейчас через изощрённые способы и средства психологической борьбы, направленной на подрыв веры в справедливость, победу (вспомним пример с Крымом в 2014 году и продолжающиеся «вбросы» информации о недопустимости «агрессии» России на территории Украины).

Задание на самоподготовку: приведите примеры «продукции» для антироссийской пропаганды из текущих высказываний (источник - различные СМИ, официальные заявления пресс-службы Белого Дома и др.).

Примерный вариант ответа: «продукция» это аппарат психологической войны - СМИ, типографии, социальные сети, реклама и т.п. Арсенал - ложь, клевета, посулы, дезинформация, запугивание, террор, диверсия и др.

Кейс-дискуссия. В какой части общества честность, отзывчивость и рыцарство не просто рекомендуются, а введены в суровые нужды устава? [6].

Примерный вариант ответа: В России самые благородные силы нации собирались в армии. Армия - наследница тысячелетних традиций, она - чистое выражение самого Отечества. В 1813 г., когда русские полки, разбив Наполеона, двинулись освобождать Германию, кронпринц Бернадот, воевавший во главе шведских войск против Франции, говорил шведам: «Подражайте русским, для них нет ничего невозможного».

Таким образом, в качестве кейсов могут быть предложены следующие типы ситуаций:

- ситуация-иллюстрация (демонстрирует закономерности, механизмы, следствия);

- ситуация-проблема (описание реальной проблемной ситуации, решение которой необходимо найти, или сделать вывод о его отсутствии);

- ситуация-оценка (описание положения, выход из которого уже найден, необходимо критически проанализировать принятое решение);

- ситуация-упражнение (обращение к специальным источникам информации, литературе, справочникам).

Достоинства кейсов: предоставляют возможности построения образовательного процесса в исследовательско-аналитическом формате; развивают навыки эффективного общения в команде; имеют синергетический эффект («погружение» в ситуацию, «умножение» знаний, «озарение», «открытие»); позволяют создать ситуацию успеха и др.

Недостатки кейсов: требуют высочайшей предметной и методической квалификации разработчиков.

При традиционной практике педагогического мониторинга за качеством преподавания в военном ВУЗе применение интерактивных методов и приёмов обучения в деятельности тех или иных преподавателей может служить надёжным показателем их мастерства.

Перспективы развития кейсов в военной школе - разработка интеллектуальных игровых квазипрофессиональных ситуаций (квестов). Квест - это вариант самостоятельной работы обучающихся по освоению учебной дисциплины [2].

Значимость кейсов и квестов для военного профессионального образования - создание своеобразных «тренажёров» (подобно тренажёрам в подготовке лётного состава, на которых «на земле» военнослужащими отрабатываются штатные и нештатные ситуации практически до автоматизма). Включение кейсов в образовательный процесс военной профессиональной школы позволяет решать следующие задачи:

- актуализация теоретического «багажа» курсантов, определение имеющегося «запаса знаний» по изучаемой тематике (например, военно-исторические баталии, идеи полководцев по разработке «прорывных операций», знание технических характеристик боевого оружия и др.);

- вырабатывание и развитие умений и навыков «оперативных боевых качеств» («квазипрофессиональная деятельность» в соответствии с контекстным обучением);  работы с поступившей информацией (анализ-сравнение-сопоставление-оценка-прогнозирование «раскручивания» событий и др.); принятия, аргументации различных вариантов профессионального разрешения предлагаемого вопроса/проблемы.

Использование интерактивных методов является своеобразным ответом на «вызовы времени». Наибольший эффект для обучающихся интерактивные методы оказывают при их комплексном применении в процессе освоения учебной дисциплины; в сочетании с традиционными видами учебной работы достигается более высокая эффективность в подготовке специалистов.

Рецензенты:

Мещеряков А.С., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», г. Пенза;

Влазнев А.И., д.п.н., профессор, ФГБОУ ВПО «Пензенский государственный университет», Педагогический институт им. В.Г. Белинского, г. Пенза.



[1]Лайнбарджер П. Психологическая война. /Пер. с англ.- М.: Воениздат, 1962. Зазворка Г. Психологическая война НАТО /Пер. с нем. -М.: Воениздат, 1963.