Экспериментальная часть
Покрытие люминесцентных наночастиц полимерной оболочкой проводилось для стабилизированных нанокристаллических люминесцентных наночастиц состава Y3Al5O12:Nd3+ (YAG:Nd). В качестве полимера для покрытия наночастиц использовался полиэтиленгликоль (PEG), обладающий функциональными группами, позволяющими присоединение амино- и карбоксильных групп биомолекул к полимерному покрытию. Для приготовления водных растворов наночастиц, покрытых полимерной оболочкой, коллоидный раствор люминесцентных наночастиц добавлялся к буферному раствору с заданной величиной рН среды, в котором было растворено заданное количество полимера. Из полученных коллоидных растворов наночастицы с полимерной оболочкой отделялись центрифугированием при 3000 об/мин в течение 5 мин. Затем полученные образцы исследовались методами спектроскопии комбинационного рассеяния света (КРС) и ИК-спектроскопии. На рисунке 1 приведен ИК-спектр и спектр комбинационного рассеяния света полиэтиленгликоля.
Рис. 1. ИК-спектр (а) и спектр КРС (б) полиэтиленгликоля
На спектре полиэтиленгликоля, представленном на рисунке 1 (а), можно выделить несколько характеристических полос, которые могут быть использованы для идентификации наличия данного полимера. Это полоса в области 3450 см-1, обусловленная наличием ОН- групп, полоса в области 2870 см-1 (-СН2-); интенсивная полоса в области 1116 см-1, вызванная наличием эфирной группы -СH2-О-СH2-. На рисунке 1 (б) приведен спектр комбинационного рассеяния полиэтиленгликоля. В данном случае наблюдается корреляция в спектрах комбинационного рассеяния и ИК поглощения, однако происходит сильное перераспределение интенсивностей. На рисунке 2 приведены фрагменты спектров чистого полимера, наночастиц (1), исходных и прошедших обработку полимером.
Рис. 2. Фрагменты ИК-спектров поглощения: PEG (кривая 3); исходных наночастиц YAG:Nd (кривая 2); наночастиц, обработанных PEG (кривая 1)
Как видно из рисунка 2, в спектре наночастиц, обработанных полимером, присутствует характерная для полимера полоса, которая отсутствует в исходных наночастицах, что подтверждает наличие полимерной оболочки на поверхности наночастиц.
На рисунке 3 приведен спектр КРС наночастиц алюмоиттриевого граната, допированного ионами неодима и обработанного полимером PEG.
Рис. 3. Спектр КРС наночастиц YAG:Nd, обработанных PEG
На рисунке 4 для сравнения приведены спектры КРС чистого PEG, наночастиц YAG:Nd, исходных и прошедших обработку полимером. Спектры приведены в увеличенном масштабе в области волновых чисел, характерных для полиэтиленгликоля.
Рис. 4. Cпектры КРС: PEG (кривая 3); исходных наночастиц YAG:Nd (кривая 2); наночастиц, обработанных PEG (кривая 1)
На рисунке 4 видно, что в спектре наночастиц, обработанных полимером, присутствует характерная для полимера полоса, которая отсутствует в исходных наночастицах, что подтверждает наличие полимерной оболочки на поверхности наночастиц.
Вывод
Проведенное исследование позволяет сделать выводы, что люминесцентные наночастицы покрываются слоем полимера PEG, достаточным для детектирования его методами колебательной спектроскопии (ИК поглощение, комбинационное рассеяние). Таким образом, данное исследование экспериментально показало возможность покрытия создаваемых наночастиц полимерными оболочками с функциональными группами, позволяющими присоединение амино- и карбоксильных групп биомолекул к полимерному покрытию.
Экспериментальные исследования проведены в ресурсных центрах СПбГУ «Оптические и лазерные методы исследования вещества» и «Междисциплинарном Ресурсном Центре по направлению “Нанотехнологии”»
Работа поддержана грантом РФФИ № мол_а 14-02-31031 и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере (программа УМНИК) №3576ГУ1/2014.
Рецензенты:
Соколов И.А., д.х.н., профессор, заведующий кафедрой «Общая и неорганическая химия» института Металлургии, машиностроения и транспорта Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого, г. Санкт Петербург;
Михайлов М.Д., д.х.н., профессор, заместитель генерального директора по науке ОАО «Научно-исследовательский и технологический институт Оптического материаловедения Всероссийского научного центра “ГОИ им. С.И. Вавилова”» (ОАО «НИТИОМ ВНЦ «ГОИ им. С.И. Вавилова») , г. Санкт Петербург.