Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION AND ADAPTATION OF FIRST-YEAR STUDENTS

Pavlova S.M. 1
1 Murom Institute of Vladimir State University n.a. A.G. and N.G. Stoletov
In the researchthe features of senior pupils self-determination are detenmined.Analysis of youth employment in the region revealed that professional self-realization influence professional self and parents experience, the desire for self-actualization, as well as gender differences in under-age sprout. The research results can be used to pro-fessionally-oriented studies of youth. Furthermore, the article identified difficulties arose in adolescents during high school education such as a large amount of educational material and the abundance of information, lack of continuous monitoring of training activities, inability to organize free time, lack of training in school majors, a sharp difference of educational material in schools and universities, and others, and ways of overcoming difficul-ties in adapting first-year students are recommended.
university students
adaptation
Self-determination

С каждым годом престиж высшего образования растет. Для обеспечения конкурентоспособности молодежи на рынке труда в регионе осуществляют подготовку 7 средних профессиональных учреждений и 3 высших учебных заведения. Исследования, проведенные в регионе, показали, что в высших учебных заведениях учится на 20% больше учащихся, чем в средне-профессиональных.Статистика показывает, что в Муромском институте (филиале) «Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» из 1267 студентов на бюджетной основе обучается 355, что составляет 28%.

В негосударственном Московском психолого-социальном университете обучается 3000 студентов, на бюджетной основе - 100 человек, что составляет около 4%.В негосударственных учреждениях студенты, как правило, получают специальности, которые на данный момент являются «модными», но они не всегда могут быть востребованы по истечении пятилетнего срока обучения.

Профессиональное самоопределение ­является довольно трудной задачей, поскольку каждая профессия ­- это совокупность множества профессиональных умений и навыков, на успешное освоение которых требуется много времени, при этом, прежде чем выбрать какую­-либо сферу деятельности, нужно хорошо ориентироваться в мире профессий и понимать, какими знаниями необходимо обладать для трудоустройства[1].

Целью данного исследования стала попытка выявить закономерности профессионального самоопределения старшеклассников в регионе, а также выявить трудности, которые испытывают первокурсники, адаптируясь к новым условиям обучения в вузе.

Особенности профессионального самоопределения старшеклассников

Выбор профессии обоснован и имеет высокую моральную ценность, если он, соответствуя интересам общества, является логическим продолжение процесса социализации личности, творчески осознан ею, знаменует новый этап индивидуального развития, переход к профессиональному становлению, наиболее полно отвечающему возможностям личности.

В результате качественного и количественного анализа занятости молодежи в регионе  были получены следующие результаты:

  • в подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;
  • наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка, является как он сам, так и его родители;
  • для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего «Я»;
  • трудности выбора будущей профессии подросток связывает с низким уровнем информированности, а также недостаточным уровнем ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;
  • обнаруженные гендерные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:

-                        мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек - Техника, Человек - Знаковая система; девочки больше направлены на сферу деятельности Человек - Человек, Человек - Художественный образ;

-                        мальчики быстрее выбирают определенную профессию, чтобы реализовать свое я, чем девочки, и у мальчиков имеется более точное представление о месте будущей профессии;

-                        мальчики более реалистичны в выборе профессии;

-                        девочки более ориентированы при выборе профессии;

-                        мальчики меньше, чем девочки, испытывают трудности в процессе становления профессиональной идентичности.

Полученные в ходе исследования результаты являются основанием для использования их в социально-практической профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанным с областью выбора будущей профессиональной деятельности и социальной самореализации в обществе.

Социальные структуры (институты, школы, колледжи, лицеи,техникумы, высшие учебные заведения, предприятия, службы занятости населения и др.) в длительном процессе взаимодействия с личностью предусматривают определенные отношения и формируют у нее представления о рынке труда и профессий, о профессионально важных качествах, предъявляемых к избираемой специальности. Кроме того, привлекаются и такие формы, как профессиональная информация и просвещение; профессиональная консультация; профессиональный отбор, профессиональная адаптация.Задача социальных институтов семьи и школы не только дать молодому человеку востребованный уровень образования и развить необходимые для труда качества, но и сформировать основные мотивы выбора профессии, развить творческие способности личности.

Как показывают наши исследования, творческие навыки у студентов окончательно не сформированы. Навыки планирования учебного времени имеются лишь у 45% студентов; 20% студентов не умеют пользоваться библиотекой; не владеют навыками краткой записи учебного материала и реферирования научной литературы 35% студентов; не способны грамотно отслеживать мысль и четко законспектировать лекции 20% студентов.

Для овладения методикой получения данных навыков необходимо преобразовать все компоненты учебного процесса в образовательных структурах в свете требований, предъявляемых первокурсникам вузовскими условиями обучения.

Особенности адаптации студентов-первокурсников в вузе

Новая тенденция развития системы высшего профессионального образования состоит в том, чтобы готовить абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к вузовским условиям обучения. Одной из основных трудностей, с которыми встречается студент первого курса в вузе, является предложенная ему новая система работы, при которой на лекциях излагается большой объем материала, подлежащий самостоятельному осмыслению, а контроль и руководство этой работой значительно ослаблены по сравнению со школой. Кроме этого, учащиеся столкнулись с рядом других трудностей при адаптации в вузе, результаты анкетирования студентов приведены в таблице 1.

Таблица 1

Причины снижения успеваемости студентов-первокурсников

Причины снижения успеваемости

%

1

Большой объем учебного материала и обилие информации

90

2

Отсутствие постоянного контроля учебной деятельности

62

3

Неумение правильно организовать свободное время

51

4

Недостаточная школьная подготовка по профилирующим предметам

44

5

Резкое различие учебного материала в школе и вузе

31

6

Слабые навыки слушания лекций и умения их записывать

37

7

Большой объем самостоятельной работы

33

8

Неумение работать с литературой

54

9

Неумение выделить главное

30

10

Резкий переход от школьной формы обучения к вузовской

48

11

Никаких трудностей

10

Обозначенные трудности в адаптации к новым условиям существенно сказываются на подготовке студентов, когда бывшие школьные отличники не могут продемонстрировать и половины своих знаний, а также испытывают сложности с освоением новых знаний. Кроме того, многие студенты испытывают сложности с адаптацией в новом коллективе и при общении с преподавателями.

Преодолеть приведенные выше трудности можно, работая в двух направлениях:

1)             организуя довузовскую подготовку по отдельным предметам (например, по физике и математике, в рамках подготовки к егэ, в течение 1-2 лет), слушателикурсов, взаимодействуя с преподавателями вуза, получают возможность адаптироваться к вузовскому режиму обучения, привыкнуть к объему и качеству преподаваемого материала, а также повысить уровень подготовки по выбранным дисциплинам. Как показала практика, студенты, поступившие на первый курс после довузовского обучения, легче ориентируются в стенах вуза, быстрее адаптируются к нагрузке и свободнее чувствуют себя в аудитории;

2)             организуя кратковременный пропедевтический курс до начала обучения на 1 курсе. В течение 2-3 недель слушатели курса получат представление о режимах обучения в вузе, познакомятся с преподавателями и однокурсниками, что позволит легче адаптироваться в новых условиях.

Выводы

Практика работы в техническом вузе показала, что лишь часть студентов осознанно выбирает будущую профессию. Как правило, выбор профессии основывается на профессиональном опыте, своем и родителей, а также желании самореализоваться. На профессиональную самореализацию оказывают влияние и гендерные различия в подростковом возрасте, на что необходимо обращать внимание при профессионально-ориентированной подготовке и оценивании учащихся старших классов. Основные трудности у учащихся начинаются на втором этапе профессионального становления - на первом курсе вуза, когда выбор будущей профессии сделан, но,вследствие резкой смены условий обучения, многие студенты испытывают трудности в адаптации к новому режиму обучения и коллективу, а, следовательно, заметно снижается и качество подготовки учащегося. Для преодоления таких трудностей рекомендуется два возможных пути: долгосрочное довузовское обучение либо краткосрочный пропедевтический курс. И то и другое позволит повысить скорость адаптации студента к условиям вуза и преодолеть возникающие трудности, связанные с переходом на новый уровень обучения.

Рецензенты:

Андрианов Д.Е., д.т.н., доцент кафедры ИСФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», г.Муром;

Орлов А.А., д.т.н., доцент кафедры ФПМФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», г.Муром.