С каждым годом престиж высшего образования растет. Для обеспечения конкурентоспособности молодежи на рынке труда в регионе осуществляют подготовку 7 средних профессиональных учреждений и 3 высших учебных заведения. Исследования, проведенные в регионе, показали, что в высших учебных заведениях учится на 20% больше учащихся, чем в средне-профессиональных.Статистика показывает, что в Муромском институте (филиале) «Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» из 1267 студентов на бюджетной основе обучается 355, что составляет 28%.
В негосударственном Московском психолого-социальном университете обучается 3000 студентов, на бюджетной основе - 100 человек, что составляет около 4%.В негосударственных учреждениях студенты, как правило, получают специальности, которые на данный момент являются «модными», но они не всегда могут быть востребованы по истечении пятилетнего срока обучения.
Профессиональное самоопределение является довольно трудной задачей, поскольку каждая профессия - это совокупность множества профессиональных умений и навыков, на успешное освоение которых требуется много времени, при этом, прежде чем выбрать какую-либо сферу деятельности, нужно хорошо ориентироваться в мире профессий и понимать, какими знаниями необходимо обладать для трудоустройства[1].
Целью данного исследования стала попытка выявить закономерности профессионального самоопределения старшеклассников в регионе, а также выявить трудности, которые испытывают первокурсники, адаптируясь к новым условиям обучения в вузе.
Особенности профессионального самоопределения старшеклассников
Выбор профессии обоснован и имеет высокую моральную ценность, если он, соответствуя интересам общества, является логическим продолжение процесса социализации личности, творчески осознан ею, знаменует новый этап индивидуального развития, переход к профессиональному становлению, наиболее полно отвечающему возможностям личности.
В результате качественного и количественного анализа занятости молодежи в регионе были получены следующие результаты:
- в подростковом возрасте прослеживается возрастная динамика в осознанном выборе круга профессий;
- наиболее значимыми субъектами, влияющими на профессиональное самоопределение современного подростка, является как он сам, так и его родители;
- для большинства подростков мотивом выбора профессии выступает мотив реализации своего «Я»;
- трудности выбора будущей профессии подросток связывает с низким уровнем информированности, а также недостаточным уровнем ресурсного обеспечения в освоении выбираемых профессий;
- обнаруженные гендерные различия оказывают влияние на профессиональное самоопределение в подростковом возрасте:
- мальчики больше направлены на сферу деятельности Человек - Техника, Человек - Знаковая система; девочки больше направлены на сферу деятельности Человек - Человек, Человек - Художественный образ;
- мальчики быстрее выбирают определенную профессию, чтобы реализовать свое я, чем девочки, и у мальчиков имеется более точное представление о месте будущей профессии;
- мальчики более реалистичны в выборе профессии;
- девочки более ориентированы при выборе профессии;
- мальчики меньше, чем девочки, испытывают трудности в процессе становления профессиональной идентичности.
Полученные в ходе исследования результаты являются основанием для использования их в социально-практической профориентации учащихся старших классов, при организации личностно-ориентированного подхода в процессе обучения, для повышения мотивации по отдельным предметам, связанным с областью выбора будущей профессиональной деятельности и социальной самореализации в обществе.
Социальные структуры (институты, школы, колледжи, лицеи,техникумы, высшие учебные заведения, предприятия, службы занятости населения и др.) в длительном процессе взаимодействия с личностью предусматривают определенные отношения и формируют у нее представления о рынке труда и профессий, о профессионально важных качествах, предъявляемых к избираемой специальности. Кроме того, привлекаются и такие формы, как профессиональная информация и просвещение; профессиональная консультация; профессиональный отбор, профессиональная адаптация.Задача социальных институтов семьи и школы не только дать молодому человеку востребованный уровень образования и развить необходимые для труда качества, но и сформировать основные мотивы выбора профессии, развить творческие способности личности.
Как показывают наши исследования, творческие навыки у студентов окончательно не сформированы. Навыки планирования учебного времени имеются лишь у 45% студентов; 20% студентов не умеют пользоваться библиотекой; не владеют навыками краткой записи учебного материала и реферирования научной литературы 35% студентов; не способны грамотно отслеживать мысль и четко законспектировать лекции 20% студентов.
Для овладения методикой получения данных навыков необходимо преобразовать все компоненты учебного процесса в образовательных структурах в свете требований, предъявляемых первокурсникам вузовскими условиями обучения.
Особенности адаптации студентов-первокурсников в вузе
Новая тенденция развития системы высшего профессионального образования состоит в том, чтобы готовить абитуриентов не только к поступлению в вуз, но и к вузовским условиям обучения. Одной из основных трудностей, с которыми встречается студент первого курса в вузе, является предложенная ему новая система работы, при которой на лекциях излагается большой объем материала, подлежащий самостоятельному осмыслению, а контроль и руководство этой работой значительно ослаблены по сравнению со школой. Кроме этого, учащиеся столкнулись с рядом других трудностей при адаптации в вузе, результаты анкетирования студентов приведены в таблице 1.
Таблица 1
Причины снижения успеваемости студентов-первокурсников
№ |
Причины снижения успеваемости |
% |
1 |
Большой объем учебного материала и обилие информации |
90 |
2 |
Отсутствие постоянного контроля учебной деятельности |
62 |
3 |
Неумение правильно организовать свободное время |
51 |
4 |
Недостаточная школьная подготовка по профилирующим предметам |
44 |
5 |
Резкое различие учебного материала в школе и вузе |
31 |
6 |
Слабые навыки слушания лекций и умения их записывать |
37 |
7 |
Большой объем самостоятельной работы |
33 |
8 |
Неумение работать с литературой |
54 |
9 |
Неумение выделить главное |
30 |
10 |
Резкий переход от школьной формы обучения к вузовской |
48 |
11 |
Никаких трудностей |
10 |
Обозначенные трудности в адаптации к новым условиям существенно сказываются на подготовке студентов, когда бывшие школьные отличники не могут продемонстрировать и половины своих знаний, а также испытывают сложности с освоением новых знаний. Кроме того, многие студенты испытывают сложности с адаптацией в новом коллективе и при общении с преподавателями.
Преодолеть приведенные выше трудности можно, работая в двух направлениях:
1) организуя довузовскую подготовку по отдельным предметам (например, по физике и математике, в рамках подготовки к егэ, в течение 1-2 лет), слушателикурсов, взаимодействуя с преподавателями вуза, получают возможность адаптироваться к вузовскому режиму обучения, привыкнуть к объему и качеству преподаваемого материала, а также повысить уровень подготовки по выбранным дисциплинам. Как показала практика, студенты, поступившие на первый курс после довузовского обучения, легче ориентируются в стенах вуза, быстрее адаптируются к нагрузке и свободнее чувствуют себя в аудитории;
2) организуя кратковременный пропедевтический курс до начала обучения на 1 курсе. В течение 2-3 недель слушатели курса получат представление о режимах обучения в вузе, познакомятся с преподавателями и однокурсниками, что позволит легче адаптироваться в новых условиях.
Выводы
Практика работы в техническом вузе показала, что лишь часть студентов осознанно выбирает будущую профессию. Как правило, выбор профессии основывается на профессиональном опыте, своем и родителей, а также желании самореализоваться. На профессиональную самореализацию оказывают влияние и гендерные различия в подростковом возрасте, на что необходимо обращать внимание при профессионально-ориентированной подготовке и оценивании учащихся старших классов. Основные трудности у учащихся начинаются на втором этапе профессионального становления - на первом курсе вуза, когда выбор будущей профессии сделан, но,вследствие резкой смены условий обучения, многие студенты испытывают трудности в адаптации к новому режиму обучения и коллективу, а, следовательно, заметно снижается и качество подготовки учащегося. Для преодоления таких трудностей рекомендуется два возможных пути: долгосрочное довузовское обучение либо краткосрочный пропедевтический курс. И то и другое позволит повысить скорость адаптации студента к условиям вуза и преодолеть возникающие трудности, связанные с переходом на новый уровень обучения.
Рецензенты:Андрианов Д.Е., д.т.н., доцент кафедры ИСФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», г.Муром;
Орлов А.А., д.т.н., доцент кафедры ФПМФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», г.Муром.