Проблема совершенствования подготовки современных педагогических кадров приобретает все большую актуальность в контексте модернизации образования и общей ориентации на деятельностный подход. Основным уcловием формирования профеccиональной компетентности будущих специалистов является их включение в практическую деятельность. Отзывы работодателей нередко указывают на то, что система подготовки специальных педагогов зачастую не обеспечивает достаточного объема устойчивых практических навыков. Традиционно ознакомительные и производственные практики выступают как инструмент усвоения ряда специальных (относительно детей с ограниченными возможностями здоровья в целом) и специфических (применительно к конкретной нозологической группе) умений. Безусловно, подобные умения возможно сформировать только в условиях непосредственной и регулярной практической деятельности, длительного и регулярного педагогического взаимодействия с воспитанниками.
Не менее важными являются процесс включения студентов в систему воспитательной работы учреждения, организация их взаимодействия с разными категориями субъектов образовательного пространства, погружение в «будничную» среду учреждения. Большим воспитательным потенциалом является знакомство студентов с профессиональными традициями учреждений, рабочими буднями специалистов, их достижениями и творческими изысканиями. Данные позиции в полной мере отвечают требованиям практико-ориентированного подхода к обучению, сущность которого заключается в построении учебного процесса на основе единства эмоционально-образного и логического компонентов; приобретения новых знаний и формирования практического опыта их использования при решении жизненно важных задач и проблем [1].
Интегрированная клиническая практика объединяет три направления подготовки (психолого-педагогическое, предметно-методическое, предквалификационное (комплексное)), реализация которых подчинена общей ступенчатой логике с акцентом на проектную деятельность. Условием успешной реализации и организации интегрированных клинических практик является установление партнерских отношений с образовательными организациями и создание клинических баз практик. В настоящее время кафедра специальной педагогики и психологии НГПУ им. Минина взаимодействует с двумя Клиническими базами практик: специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида № 92 и МДОУ № 284 комбинированного вида.
Клиническая база практик (КБП) - это оперативная структурная единица, формирующаяся на базе образовательной или иной организации на основе сетевого взаимодействия. Деятельность КБП направлена на формирование новых педагогических условий для достижения обучающимися образовательного результата и обеспечение «входа» в профессию с возможностью опережающего трудоустройства [5].
Клинические базы практик ориентированы на реализацию ряда задач, таких как:
1) обеспечение возможности освоения обучающимся ОП с предоставлением ресурсов организации;
2) освоение и приобретение обучающимися компетенций и/или их составляющих, предусмотренных образовательными программами в соответствии с ФГОС ВО по направлениям подготовки;
3) организация профильного тьюторского сопровождения обучающихся в период прохождения практики и реализации научно-исследовательской деятельности;
4) тиражирование инновационного опыта практических специалистов на протяжении всего процесса обучения в вузе;
5) формирование профессионально-личностной ментальности педагогов разных профилей, профессиональная социализация [3].
Становление системы организации клинической интегрированной практики было начато в 2013-2014 учебном году с разработки и внедрения модели организации клинической практики по профилю подготовки «Олигофренопедагогика», реализована на базе одного профильного учреждения - специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида № 92. В пилотном проекте участвовали 18 студентов. Клиническая практика проходила в форме реализации программы «Профильного практикума», основными целями которого стали:
1) закрепление теоретических знаний, полученных при изучении профильных дисциплин, текущих учебных практик;
2) приобретение практических навыков, необходимых для реализации профессиональной деятельности учителя-олигофренопедагога, путем непосредственного участия студента в деятельности специального (коррекционного) образовательного учреждения (профильной клинической базы практики) для обучающихся и воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
В рамках освоения программы практикума решались следующие задачи:
1) погружение студента в реальную профессиональную среду конкретной образовательной области в сотрудничестве с педагогом-наставником (профильным тьютором);
2) обеспечение единого понятийного пространства и координация действий при дальнейшем прохождении практик в различных учреждениях города и области;
3) наработка дидактических материалов (прикладного профессионального портфолио) в рамках предметной подготовки;
4) освоение новых форм и средств образовательной деятельности, в частности в рамках проектного и модульного обучения;
5) разработка и внедрение инновационных форм самоотчетов и анализа деятельности студента-практиканта.
Содержательную основу деятельности студентов определили предметы семестровой нагрузки: методика преподавания, методика преподавания русского языка, методика преподавания изобразительной деятельности, основы логопедии. Определенную сложность вызвали невозможность состыковки сотрудников соответствующих узких специализаций (логопеда, педагога дополнительного образования) в день, закрепленный за пребыванием студентов на базе, а также необходимость коррекции плана занятий педагогами. Сам по себе профильный практикум преобразован в мега-проект, представленный 4 субпроектными направлениями, причем проектная деятельность носила индивидуальный, микрогрупповой и коллективный характер.
В рамках освоения дисциплины «Методика преподавания математики» разработана и проведена серия внеклассных мероприятий «Математическая радуга». Подобные внеклассные мероприятия по учебным предметам призваны увлечь, пробудить интерес, активизировать деятельность учащихся, создать и закрепить ситуации успеха для каждого ученика. Математика - это интересно, полезно и... не так уж и сложно! Микрогрупповой проект «Математическая радуга» позволил реализовать триединый блок дидактических задач образовательного, коррекционно-развивающего и воспитательного характера. Взаимодействие учащихся друг с другом и с педагогами, планирование и контроль собственной деятельности в ходе подготовки к мероприятию, участие в изготовлении наглядных материалов - все это стало очень конструктивным и позитивным элементом педагогической коммуникации.
Следующая субпроектная линия - «Дидактический альбом». Несмотря на изобилие всевозможных материалов учебного характера, предлагаемых на рынке методической литературы, нужные для детей занятия не всегда являются интересными и увлекательными. Сделать их таковыми помогут подобные альбомы. У данной субпроектной линии очень хорошие перспективы, в частности в плане демонстрации позитивных практик подбора рабочего материала, изготовления и использования пособий среди педагогов специальных коррекционных школ. Также планируется привлечение родителей и обеспечение их образцами материалов для домашних развивающих занятий.
Одним из самых серьезных, сложных и в теоретическом, и в прикладном аспекте является индивидуальный субпроект «Методическая разработка» по русскому языку. Одной из фундаментальных основ обучения детей с ограниченными возможностями здоровья является методика преподавания русского языка, так как она служит базой для устной, письменной речи и дальнейшего социально-психологического развития. В ходе реализации данной проектной линии обучающимся представилась возможность получить практические навыки по разработке и написанию конспектов уроков и реализовать их на практике.
Субпроектная линия «Учимся вместе» является вариантом коллективной учебной деятельности, в которую были включены все субъекты образовательного пространства. Все те материалы, пособия, альбомы, элементы оформления, которые использовались в рамках практикума, были изготовлены вместе с детьми. В коллективном изготовлении стенгазет и стендов использовались различные техники ручного труда, изобразительная деятельность, работа с пластилином, аппликация, лепка, работа с бумагой, техники штриховки, коллаж, декупаж и пр. Обязательным элементом профильного практикума было творческое взаимообучение, в ходе которого студенты каждую неделю осваивали какой-то новый практический навык и обучали ему своих коллег.
В 2014-2015 учебном году система практической подготовки на клинических базах практики была дополнена программой профильного практикума и программой учебной (интегрированной клинической) практики для студентов профиля «Олигофренопедагогика». Профильный практикум рассчитан на 3 з.е. (108 ч) и предусматривает семинары-практикумы, проводимые на базах учреждений-партнеров, по следующим темам:
1) дидактические принципы организации деятельности специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида;
2) содержание образования в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;
3) методы обучения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;
4) урок в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида;
5) проверка и оценка знаний и умений учащихся;
6) социально-бытовая адаптация и ориентация умственно отсталых школьников в процессе учебно-воспитательной работы;
7) трудовое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) в общеобразовательной школе VIII вида;
8) физическое воспитание умственно отсталых школьников;
9) эстетическое воспитание учащихся в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.
Оценка деятельности студентов осуществляется в единой логике рейтинговой системы вуза, согласно которой каждая дисциплина и практика сопровождаются разработкой рейтинг-плана (табл. 1).
Таблица 1
РЕЙТИНГ-ПЛАН «Профильный практикум»
№ |
Содержание задания |
Сроки |
Оценка мин/макс |
Штраф** |
1 |
Аналитический обзор «Принципы построения содержания обучения в специальной образовательной организации» |
18.02.2015 |
3/5 |
5 |
2 |
Аналитический обзор «Программы воспитания и обучения детей с нарушениями интеллектуального развития» (особенности программного содержания, характерные для воспитания и обучения детей с умственной отсталостью и ЗПР) |
25.02.2015 |
3/5 |
5 |
3 |
Информационно-иллюстративная таблица: «Методы обучения в специальных образовательных организациях» |
4.03.2015 |
6/8 |
5 |
4 |
Информационно-иллюстративная таблица: «Типы уроков в специальной (коррекционной) школе VIII вида» |
18.03.2015 |
5/7 |
5 |
5 |
Конспект «Нормативные документы, регламентирующие работу специальных (коррекционных) организаций для детей с нарушениями интеллектуального развития» |
25.03.2015 |
3/5 |
5 |
6 |
Календарно-тематическое планирование занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию |
8.04.2015 |
5/10 |
5 |
7 |
Конспект* учебно-воспитательного занятия (проблематика ЗОЖ) |
22.04.2015 |
10/15 |
10 |
8 |
Конспект* учебно-воспитательного занятия (в рамках эстетического направления) |
6.05.2015 |
10/15 |
10 |
9 |
Учебный проект |
20.05.2015 |
10/30 |
30 |
|
ИТОГ |
|
55/100 |
80 |
* Конспект - представляет собой полный «пакет» документального представления учебно-воспитательного занятия (план, содержание, наглядно-дидактическое обеспечение, материалы и ресурсы, SWOT-анализ)
** Штраф - баллы снимаются за несвоевременное и некачественное выполнение заданий
Рейтинг предусматривает возможность получения поощрительных баллов:
1) изготовление наглядно-дидактических материалов для клинических баз практики (одобренных и принятых в работу профильным тьютором) - 10 баллов;
2) наличие на момент 13.05.2015 г. 80 баллов в личном рейтинге по дисциплине - 10 баллов.
Особенность клинической практики 2-го курса бакалавриата состоит в том, что она направлена на изучение моделей организации психолого-педагогического процесса в специальных (коррекционных) образовательных организациях для детей с нарушениями интеллектуального развития, изучение специфики деятельности учителя-дефектолога, педагога-психолога, приобретение опыта диагностической, прогностической и коррекционно-профилактической работы в ДОУ и на начальном этапе основного образования обучающихся с ОВЗ. Содержание программы клинической практики строилось по следующей схеме:
1) встреча с администрацией и педагогическим коллективом учреждения с целью знакомства с базой практики, структурой и историей ОУ, условиями обучения и воспитания детей с ОВЗ;
2) знакомство с комплектованием ОУ, с порядком приема детей в образовательное учреждение;
3) знакомство с различными видами документации ОУ и специалистов;
4) знакомство с планом работы ОУ, образовательной программой, Уставом и программой развития, знакомство с планами работы узких специалистов, должностными инструкциями педагогов ОУ;
5) анализ коррекционно-развивающей среды ОУ;
6) наблюдение и содержательный анализ профессиональной деятельности узких специалистов и воспитателей, обогащение «методической копилки» студента, заполнение дневника практики.
Деятельностный этап прохождения практики включал в себя:
1) посещение, просмотр и коллективный анализ занятий учителя-логопеда, педагога-психолога и учителя-дефектолога с последующим его конспектированием и анализом 4-5 занятий;
2) проведение психолого-педагогического обследования одного ребенка с ОВЗ с целью определения особенностей психического и личностного развития ребенка и его потенциальных возможностей (активное включение, позиция активного наблюдателя и самостоятельное проведение части обследования);
3) разработку и составление психолого-педагогической характеристики и индивидуального профиля ребенка с ОВЗ на основе психолого-педагогической диагностики;
4) разработку, подготовку и проведение воспитательного (коррекционно-развивающего) мероприятия (мини-группа);
5) оказание помощи педагогам (по актуальным запросам учреждения) в их повседневной деятельности;
6) помощь в изготовлении наглядно-дидактического материала, оформлении документации, создании «Родительских уголков»;
7) помощь в подготовке плановых мероприятий ДОУ;
8) самоанализ студентом собственной деятельности в период прохождения практики;
9) самостоятельную работу студентов по оформлению отчетной документации по данному этапу практики.
Одним из ключевых моментов проведения практики является подготовка и защита учебного проекта. Обязательным условием реализации метода учебных проектов стала самостоятельная работа студентов в электронной образовательной среде вуза. Вниманию обучающихся были предложены алгоритмы учебного проектирования, проектные задания, презентации, основная и дополнительная литература для самоподготовки, ресурсы, позволяющие дистанционно осуществлять совместную работу над документами, и коллективное обсуждение учебных материалов [2; 4].
Результаты апробации проектных инициатив убедительно доказывают целесообразность дальнейшего развития и внедрения модели интегрированной клинической практики и расширения сети учреждений-партнеров в статусе клинических баз практики.
Рецензенты:Серебровская Н.Е., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой социальной психологии и педагогики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород;
Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.