В условиях лесотехнического вуза реализация нравственно-экологической функции воспитания связана с опорой на духовно-практические способы освоения информации об окружающем мире. Задачи содействия формированию личности нельзя решать аналогично задачам обучения. Знаниям можно научить, но смыслу жизни, духовности научить нельзя, их можно взрастить в каждой индивидуальности. Процесс формирования личностной позиции по отношению к окружающему миру, становления ценностных ориентиров, установок, правил поведения требует усиления гуманитарного компонента, интеграции блока гуманитарно-художественных дисциплин (философии, культурологии, этики, мировой художественной культуры и т.д.) на основе акцентирования в их содержании анализа ценностных доминант современного общества, глобальных проблем современности, духовного мира личности и противоречий, возникающих в нравственных, этических аспектах его взаимодействия с окружающим миром. Именно гуманитарно-художественные дисциплины, обладающие ярко выраженной аксиологической направленностью, способны дать студенту системное представление о ценностях современного мира, о месте человека в нем, сориентировать в представлениях о смысле жизни, в обоснованных и правильных жизненных выборах.
Учитывая это обстоятельство, в образовательном процессе технического вуза необходимо пересмотреть отношение к гуманитарно-художественным дисциплинам: они должны мыслиться не только как основные формы учебно-воспитательного процесса (по аналогии с другими вузовскими предметами), но прежде всего как предметы, связанные с освоением духовно-ценностного опыта человечества новыми поколениями. Кроме этого, следует преодолеть существующую практику в преподавании данных дисциплин, основанную на репродуктивном воспроизведении знаний о культуре и искусстве, «сухом» изложении фактов, описательности при анализе артефактов, что мешает созданию в сознании обучающихся целостного образа художественно-исторических эпох, идеалов и мировоззренческих представлений, заключенных в культуре и искусстве прошлого и современности.
С целью реализации нравственно-экологической функции воспитания студентов в Уральском государственном лесотехническом университете подготовлен учебно-методический комплекс, который включает разработки тематических направлений и отдельных тем по этике и духовно-нравственной проблематике в рамках дисциплин «Мировая культура и искусство», «История декоративно-прикладного искусства», подготовку сквозных тем, интегрирующих предметы естественно-научного и художественно-гуманитарного циклов, практические рекомендации по организации воспитательной и культурно-просветительской работы со студентами, творческие задания, тесты и анкеты. В рамках традиционных форм обучения (лекций, семинаров, практических занятий) на занятиях используются различные методы активного обучения: проблемные лекции, в которых поощряются размышления и самые противоречивые высказывания студентов на заявленную тему; бинарные лекции, проводимые в диалоге преподавателей и раскрывающие многообразные грани нравственной проблематики с позиции разных дисциплин; лекции-визуализации, связанные с демонстрацией и анализом видеофильмов; творческие задания в форме групповых проектов, стимулирующих анализ различных решений в ситуации нравственного выбора личности.
Мы разработали содержание сквозных тем, раскрывающих с различных позиций содержание эколого-гуманистических ценностей, для дисциплин художественно-эстетического цикла, преподаваемых студентам лесотехнического вуза («Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства» по направлению подготовки 250400 «Технология деревообработки»).
Одна из сквозных тем - «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве» - объединяет материал, связанный с современной культурой, всех трех дисциплин. Анализ конкретных примеров современного искусства (в частности, произведений таких новых жанров, как художественная фотография, дизайн, коллаж, инсталляция, документальное кино, мультипликация и др.) позволил выявить экологическую проблематику как одну из важнейших тем художественной практики современности. Поэтому уместным оказался анализ исследований в области культурологии и искусствознания по данной проблеме. Приведем в качестве примера развернутый план вступительной лекции, задающей направление анализа феноменов современного искусства на занятиях в рамках сквозной темы.
В 1980-х гг. наблюдается всплеск интереса представителей культурологии, эстетики и искусствознания к экологической проблематике, появляются исследования о роли культуры и искусства в гармонизации взаимоотношений человека с обществом и с природой (Н.Н. Вересов, Г.Д. Гачев, Э.В. Гирусов, М.С. Каган, Д.С. Лихачев, В.А. Лось, Т. Тийттайнен).
В 1980-е гг. академиком Д.С. Лихачевым выдвинуто понятие «экология культуры», базирующееся на принципах, близких этической концепции А. Швейцера. Человек культуры в ее современном понимании, по мнению Д.С. Лихачева, это «человек, у которого чрезмерно развито чувство другого - чувство благоговения перед тайной чужой жизни... Культура помогает человеку подниматься, стремиться ввысь, преодолевать все сорное, что есть в душе» [3, c. 1]. Предметом экологии культуры является вещественно-культурные и мировоззренческие ценности, исследование культурной среды обитания (аудиовизуальной, ландшафтной, архитектурной и т.п.), принципов ее формирования и воздействия на людей. Методологической основой экологии культуры являются исследования современной экофилософии.
В современной экофилософии проблема воспитания у человека непрагматического отношения к природе, уважения к ее естественному ландшафту, ко всем природным сообществам и видам на основе признания их самоценности рассматривается в культурологическом и эстетическом аспектах. Так, А.Ф. Коимбра-Филхо выдвигает понятие «искусство природы», сопоставляя творения природы с шедеврами искусства: «исчезновение любого вида представляет собой большую эстетическую потерю для всего мира... Это сравнимо с разрушением великого произведения искусства знаменитого художника или скульптора, с той лишь разницей, что, в отличие от произведений искусства, созданных человеком, эволюция одного вида является процессом, который занимает много миллионов лет и никогда не может быть продублирован» [Цит. по: 5, с. 97-98]. В работе «Красота окружающей среды» И. Сепанмаа замечает, что человечество нуждается в институтах, подобных тем, что существуют в искусстве, для того, чтобы обучаться способности воспринимать красоту окружающей среды. На необходимость обновления «общественного эстетического чувства» во взаимодействии с природой указывает К.М. Майер-Абих. Через живопись, скульптуру, музыку человек развивает эстетическую сенсорность как необходимое условие для того, чтобы отличить естественные и неестественные проявления в природе: «отличить с определенной уверенностью сад и культурный ландшафт от разрушенного индустриального» [Цит. по: 5, с. 40].
Закономерности гармонизации отношений между человеком и природой в контексте культуры исследует новая область знаний - экологическая эстетика, зародившаяся во второй половине ХХ в. Одно из главных достижений экоэстетики - построение модели эстетики природы, ценностно-смысловую основу которой составляют императивы новой экологической этики в отношениях человека и природы. Так, в структуре понятийного аппарата экоэстетики содержится новый термин - «экологическая красота», суть которого заключается в понимании структуры, функциональности, целесообразности экологической системы. Природа как эстетический объект с позиции экоэстетики является самоценностью. Естественные объекты природы следует не оценивать, а одобрять как природную данность [2]. При этом категория «безобразного» исчезает в контексте естественной природной среды. К безобразным можно отнести те природные феномены, в которых нарушены жизненные процессы в результате антропогенного вмешательства.
Эстетические ценности природной и социальной среды в рамках экоэстетики носят синтетический характер: они неотделимы от моральных, экономических, политических, научных, социальных ценностей. Существенной чертой этих синтетических ценностей является гуманистичность, позволяющая видеть глубинную красоту окружающего мира. Восприятие прекрасного в природе трактуется экоэстетикой как общественно важная функция, поскольку противостоит односторонности и бесцеремонности в использовании природы, способствует организации достойной человека и необходимой для его полноценного существования среды. По определению исследователя проблемы эколого-эстетического воспитания Н.Г. Куприной, эколого-эстетические ценностные ориентации личности выражаются в ее «направленности на восприятие и осознание красоты и гармонии мира природы в качестве духовной ценности и выражения универсального закона жизни. Эколого-эстетические ценностные ориентации связаны со сферой личностно значимых отношений в системе "человек - природа - общество" и проявляются в ответственном, жизнеоберегающем поведении в различных сферах бытия» [1, с. 22].
Таким образом, в рамках экоэстетики наиболее ярко проявляется обобщенный характер понимания эколого-гуманистических ценностей современным общественно-историческим сознанием. Эколого-гуманистические ценности на современном этапе признаются в качестве основы общей культуры человека и его нравственной воспитанности.
Данные выводы, сформулированные в теории современной культурологии и искусствознания, ярко проявляются в художественной практике наших дней. Анализ данных художественных явлений, их эмоциональное переживание и составляет содержание занятий со студентами по дисциплинам «Мировая культура и искусство», «Народные промыслы Урала», «История декоративно-прикладного искусства», объединенных темой «Эколого-гуманистические ценности в современном искусстве».
Мы выделили следующие критерии сформированности эколого-гуманистических ценностей у студентов на материале дисциплин гуманитарно-художественного цикла:
1) когнитивно-рефлексивный, включающий знания студентов об этических категориях, экогуманистических ценностях, понимание содержания эколого-гуманистических ценностей, обобщенно представленных в произведениях искусства - носителях образов красоты природы и позитивного, ответственного взаимодействия с ней человека;
2) мотивационно-смысловой, связанный с приобретением духовно-нравственного опыта в общении с искусством, присвоением моральных норм и общественных требований как внутренних нравственных регуляторов в личностном и профессиональном саморазвитии;
3) деятельностно-практический, связанный с освоением опыта нравственного поведения, отраженного в произведениях искусства, и решения на этой основе разнообразных задач личностной и профессиональной самореализации, начиная от организации личного досуга и заканчивая выбором путей культурного и профессионального развития.
Избранные нами методы контроля и диагностики включали: анкетирование, опрос, тестирование (тест М. Рокича), защиту творческой работы, реферата, практические задания. Опытно-поисковая работа проводилась в условиях естественного педагогического процесса на базе Уральского государственного лесотехнического университета со студентами дневной формы обучения (направление подготовки 250400.62 «Технология деревообработки»). Результаты опытно-поисковой работы показали положительную динамику у студентов экспериментальной группы в формировании эколого-гуманистических ценностей.
По когнитивно-рефлексивному критерию: знания студентов об этических категориях, экогуманистических ценностях приобрели разносторонний и систематизированный характер. У студентов выработалась устойчивая потребность в самостоятельном приобретении знаний по этической проблематике на основе культурологической, искусствоведческой, философской литературы.
По деятельностно-практическому критерию: активизация воспитательной работы со студентами, включение их в разнообразные формы внеаудиторной деятельности, применение методов активного освоения искусства дали возможность воплощения полученных знаний на практике. У студентов сформировались навыки оценки художественных произведений с точки зрения их воспитательного потенциала, воплощения в них эколого-гуманистических ценностей. Развились умения ориентироваться в разнообразных явлениях современного искусства, анализировать их и решать на этой основе разнообразные задачи личностной и профессиональной самореализации. Студенты овладели различными способами просветительской, волонтерской деятельности, что проявилось в процессе их активного участия в разнообразных мероприятиях вуза по данному направлению воспитательной работы.
По мотивационно-ценностному критерию: разнообразные творческие задания на практикумах обеспечили для студентов возможность реализовать широкий спектр личностных смыслов, интересов и потребностей через различные виды художественной деятельности, что привело к пониманию значимости освоения воспитательного потенциала искусства. Процесс приобщения к художественным образам - носителям эколого-гуманистических ценностей стал осознаваться студентами как необходимый компонент и в их личностном становлении, и в их профессиональной деятельности.
Результаты исследования показывают, что разработанный учебно-методический комплекс в рамках гуманитарно-художественных дисциплин достаточно эффективно обеспечивает в лесотехническом вузе реализацию эколого-гуманистической функции воспитания студентов. Предложенный подход может стать основой в организации воспитательной работы на основе дисциплин гуманитарно-художественного цикла со студентами других технических вузов.
Рецензенты:
Куприна Н.Г., д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург;
Вербицкая Н.О., д.п.н., профессор, профессор кафедры автомобильного транспорта ФГБОУ ВПО «Уральский государственный лесотехнический университет», г. Екатеринбург.