Еще А. Файоль определил основные функции, уровни компетенций, которыми должен обладать эффективный менеджер. Среди них проектирование, организация, координирование и контроль, но нельзя забывать и о разработанных принципах управления, в которых наиболее явно просматриваются способности, которыми должен обладать современный менеджер. Именно в этих функциях наравне с дисциплиной, распределением труда, руководством и прочими властными полномочиями менеджер обязан руководствоваться принципами справедливости, мотивации персонала, созданием корпоративного единения, быть инициатором оригинальных предложений по планированию и развитию компании [13]. Данные принципы основаны и на принципах гуманности, созвучны современному ведению бизнеса, основанного на концепциях социально-этического бизнеса и маркетинга взаимодействия. Без творческих инициатив со стороны руководства, со стороны лиц, принимающих решения, данные концепции вряд ли смогут быть осуществимы. Большая часть современных брендов не в состоянии ограничиваться только классическими устаревшими концепциями производственного и потребительского маркетинга.
Открытые и постоянные коммуникации с целевыми группами, изучение и предвидение потребительского поведения еще далеко не полный успех современного бизнеса. Яркое позиционирование, определение собственной рыночной ниши должно опираться на оригинальные нестандартные предложения, на «горение» своим делом и чувством исключительности предложения потребительскому рынку. Наплыв разнообразия информационных технологий значительно изменил поведение и психологию современного потребителя, что породило поиск нестандартных маркетинговых подходов, таких как, например, латеральный маркетинг и интерпретации на тему нестандартных маркетинговых подходов, таких как креативный маркетинг. По сути, латеральный маркетинг основан на латеральном мышлении, творческом мышлении. Латеральное мышление допускает ошибки и отменяет по шаговую иерархию решения вопросов. Прежде чем перейти к более подробному рассмотрению латеральных технологий, обоснуем необходимость применения культуротворческих технологий в процессе обучения студентов маркетинговых направлений.
Требования современной экономики, социального, коммуникационного, культурного пространства во многом определили развитие образовательной системы. Быстро меняющийся рынок труда, в том числе рекламный и коммуникационный рынки, предъявляет требования к изменению образовательных программ по подготовке бакалавров, в том числе бакалавров по направлению подготовки «Маркетинг», «Менеджмент» с профилем «Бренд-менеджмент», «Реклама и связи с общественностью», это те направления, выпускники которых активно задействованы и вовлечены в рыночно-коммуникационный процесс. В системе высшего образования будущий бакалавр или магистр выступает как основной потребитель образовательных услуг, который принимает в ее реализации активное участие, формируя культуру умственного труда, мышления, культуру отношений в производственном коллективе. Однако сформированная культура студента не всегда является показателем востребованности молодого специалиста на рынке труда. Большую роль в формировании имиджевой культуры будет играть введение в систему образовательного процесса самодиагностических технологий, приемов самоактуализации через проектные программы, тренинги, а также включение в образовательный процесс тематики имиджелогического характера, тренингов самодиагностики, коллективных творческих сессий, освоение техник problem solving и др.
Наибольший интерес с точки зрения подготовки менеджеров-маркетологов вызывают культуротворческие технологии. Культуротворческие технологии соответствуют духу и принципам международных образовательных стандартов: учебно-познавательная активность, заинтересованность обучаемых, убедительность преподавания, развитие творческих способностей и креативных механизмов восприятия информации, интерес к предполагаемому материалу и процессу обучения - далеко не полный перечень их отличительных свойств. Появление креативных технологий связано прежде всего с такими именами, как А.Ф. Осборн (разработал метод «мозгового штурма»), А. Пойя, Т. Эйлоарт (занимались изучением эвристических методов, в частности эвристических вопросов), Г.Я. Буш (основоположники метода синектики), Г.С. Альтшуллер (разработал теорию решения изобретательских задач, метод ТРИЗ), И.П. Волков (технология выявления и развития художественного и прикладного творчества), И.П. Иванов (технология воспитания общественного творчества) [1; 3; 4; 7; 10; 11; 15]. В системе подготовки должны присутствовать условия для развития творчества: создается атмосфера творчества, высокого эмоционально-положительного фона, расширяется эмоционально-эстетический опыт учащихся [2]. Культуротворческие, развивающие технологии представлены как методы, формы и способы развития творческих способностей личности, создания и обогащения культурных ценностей, восстановления сил личности. Анализ сущности культуротворческих технологий показал, что они основаны на взаимодействии репродуктивных, творческих и репродуктивно-творческих элементов. Культуротворческая деятельность является мощным средством воздействия на формирование профессиональной культуры молодежи, ее мировоззрение, она содействует формированию мотивов, ценностей, установок и т.п. Культуротворческие технологии являются одним из видов технологий, представляющих собой целенаправленный результативный эмоционально-чувственный и деятельностный процесс взаимодействия с действительностью, в ходе которого обогащается эстетический опыт личности и формируется ее культуротворческий потенциал.
Культуротворческие технологии в процессе подготовки менеджера-маркетолога и развития его эстетических способностей представляют собой единство трех аспектов: созерцания (восприятие произведений искусства, рекламно-графических материалов), созидания (практическая творческая деятельность) и творческого моделирования (включение в рекламно-эстетическую среду, познание и оценка коммуникационных материалов), которые находятся в сложной взаимозависимости и взаимосвязи, влияя друг на друга и взаимно обогащаясь.
Генерация идей программ продвижения, разработка концепции бренда, идей для рекламных кампаний требует развитых креативных способностей. Решить проблему формирования творческой самостоятельности студентов возможно в рамках применения культуротворческих технологий в процессе их подготовки. Изначально подобные концепции использовались преимущественно в обучении творческим специальностям. В этом смысле применение технологий латерального маркетинга основано на поиске новых нестандартных возможностей. Данный латеральный подход адекватен особенностям профессии менеджера-маркетолога, учитывает результаты исследования рынка, потребительского поведения, а именно неучтенные желания потребителей. Продолжая оценку возможностей латерального подхода в процессе построения культуротворческих технологий при подготовке менеджера-маркетолога, рассмотрим приемы выстраивания латерального «разрыва». Это, в первую очередь, замена, переворот, комбинирование, гиперболизация, изменение.
Часто креативные подходы в разработках нового товарного предложения основаны на методе «от обратного»: цветы не вянут, шоколад это игрушка и т.д. Латеральный подход в маркетинге основан на следующем алгоритме: выбор объекта трансформации продукта, «латеральное замещение» - прерывание логических рассуждений абсурдными идеями, создание связи с продуктом. Применение креативных технологий в подготовке маркетологов связаны с «изобретением» конкретных форм и содержания маркетинговых коммуникаций. Несмотря на то что данные формы основаны на творческих идеях, их применение подчинено избранной прагматической маркетинговой цели. Основа творческого маркетинга - problem solving. Это процесс решения творческих задач, которые ежедневно возникают в деятельности организации, в области стратегического маркетинга и менеджмента. Problem solving - это поиск оптимального решения конкретной задачи, а не абсолютный креатив. Генерация идеи в процессе разработки продукта, рыночного предложения является обязательной составляющей, однако на вооружение берутся не более творческие идеи, а более результативные [8].
В ходе исследования определены особенности использования культуротворческих технологий в процессе развития творческих способностей менеджеров-маркетологов, которые обусловливают их познавательный и социально-культурный характер и должны учитываться при построении модели их реализации: 1) овладение языком искусства рекламы (визуальной культуры, музыкально-ритмической организации, мышления и воображения) как базис практической творческой деятельности личности современного управленца; 2) обращение всех сторон процесса использования культуротворческих технологий к эмоциональной сфере, к чувствам. Сопереживание как эмоционально-чувственный канал общения человека с миром художественных и рекламных образов; 3) синтез деятельностных начал личности: созерцания, созидания и творческого моделирования как основа формирования культуротворческой личности; 4) использование поливариативности в развитии творческих способностей: тематическое многообразие, широкий спектр рекламно-графических материалов, композиционных построений как залог успешного творческого самовыражения личности. Визуальные средства - графический дизайн, видеоряд, рекламные модули, дизайн интерьеров офисов - это внешний рубеж маркетинговых коммуникаций. Помимо творческой составляющей, в маркетинговых коммуникациях проявляется культурная составляющая.
Культура - (лат. cultura, от colo, colere - возделывание, позднее - воспитание, образование, развитие, почитание) - понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др. В основном под культурой понимают человеческую деятельность в ее самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопление человеком и социумом в целом навыков и умений. Культура предстает также проявлением человеческой субъективности и объективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний) [14]. Понятие профессиональной культуры предполагает мастерство специалиста, которое выделяет его и позволяет принимать самостоятельные решения, творчески подходить к решению трудовых задач. Правильное общение, через взаимопонимание и уважение, этика рабочего сотрудничества, внешний вид, манера одеваться и «подавать» себя - важные критерии, по которым можно судить о профессиональной культуре человека. Компоненты профессиональной культуры - компетентность, нравственность и коммуникативные качества [12].
Так как менеджер-маркетолог во многом коммуникатор, то умение подать себя, грамотно выстроить весь переговорный межличностный процесс, донести маркетинговую информацию рынку, основываясь на культуросообразности законов информации в обществе, является неотъемлемой составляющей компетентности менеджера-маркетолога.
Визуальные средства маркетинга - фоновая среда, которая должна опираться на концепцию, платформу бренда (компании), подчиняться маркетинговым стратегиям и способствовать продвижению идеи самой компании. Копирайтинговая (текстовая) составляющая - следующий элемент культуротворческих технологий подготовки менеджера-маркетолога. Это не только рекламные, PR-тексты, это и коммерческие предложения, и всевозможная внутренняя документация. Требования к написанию текстов для некоторых видов маркетинговых коммуникаций прописаны во многих учебниках, учебных пособиях. На основе законов, которые прописаны для построения композиции коммуникационных посланий, рождаются качественные тексты с оптимальной и уместной долей креатива, без которого любой текст обречен на безликость, непривлекательность в глазах целевой аудитории и, следовательно, не выполняет основной коммуникационной и маркетинговой функции. Также необходимо наличие образного мышления, владение образным языком. Для понимания этого языка необходим талант психолога. Менеджер-маркетолог - это и настоящий коммуникатор, в компетенции которого входят обязанности и аккаунт-менеджера (работа с клиентами компании). В данном случае наличие психологических знаний - фактор успеха установления качественной интерактивной коммуникации. Умение считывать общественный контекст явления и, наоборот, конструировать массовый социальный и не всегда очевидный отклик с учетом особенностей восприятия больших групп требует одаренности - высокого интеллекта и значительного личностного потенциала. Творческая составляющая в профессии - это наличие и внутренней свободы, и способность достижения цели оптимальным путем [5].
Для формирования имиджевой культуры менеджеру-маркетологу понадобятся постоянная креативная гимнастика, групповой тренинг, генерация слоганов, заголовков, создание впечатляющих художественных легенд и др. Навыки моделирования могут быть только сформированы. Одним из инструментов формирования имиджевой культуры являются культуротворческие технологии. Лучше всего это достигается в интерактивном режиме, в системе креативного тренинга, когда в совокупности решается целый комплекс теоретических и практических задач. Тренинги по имиджу имеют психотерапевтический эффект, способствует росту самосознания, перестройке и активации необходимых ресурсов, структурированию и целостности личности.
Технологиями формирования имиджевой культуры могут выступать практические творческие задания: беседы - интервью, тренинги, тестирования (функциональные - «самооценка менеджера», «стиль общения»; контрольные - выявление групп качеств, составляющих имиджевую культуру), деловая игра «Моделирование личностно-деловых качеств менеджера-маркетолога», решение кейсов, организация коллективных творческих сессий, когнитивные методики, выездные сессии. Серьезную поддержку в этом процессе оказывают ежегодные культурно-творческие мероприятия: фестивали, где представлены творческие работы студентов по маркетинговому продвижению современных брендов, олимпиады, конкурсы и т.п.
Специфика же использования культуротворческих технологий в работе с менеджерами-маркетологами заключается в создании развивающей среды, ориентированной на развитие творческих способностей, активное вовлечение студента в творческую деятельность и отвечающей следующим нормативным параметрам: проблемная насыщенность; открытость к изменению, своеобразная незавершенность, «приглашающая» студента к активному достраиванию среды, диалогический режим функционирования; необыденность; четкая оформленность в среде предметных источников развития; многофункциональность; приспособленность к нуждам совместной деятельности преподавателя и студента.
Культуротворческие технологии, как ядро реализации формирования имиджевой культуры менеджера-маркетолога, включают коммуникативные, творчески-развивающие, формирующие, реакционные, игровые, коррекционные, художественно-зрелищные методики, основанные на стимулировании творческой деятельности, эмоциональном воздействии, проблемно-поисковых ситуациях.
Рецензенты:
Семенова Л.М., д.п.н., профессор кафедры маркетинговых коммуникаций, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск;
Подповетная Ю.В., д.п.н., профессор кафедры экономики торговли, ФГБОУ ВПО «Южно-Уральский государственный университет» (НИУ), г. Челябинск.