Современные отечественные и зарубежные антропологические исследования установили, что человеческий мозг на определенных стадиях развития нуждается в эстетических впечатлениях и переживаниях, выступающих определенными стимулами, способствующих оформлению у человека целостного восприятия картины внешнего и внутреннего мира. С учетом воспитательного, образовательного, развивающего воздействия эстетических влияний еще с глубокой древности педагоги окружали ребенка красотой, добром, условиями для физического развития и учения. Красота, присутствуя на всех этапах становления личности, способствует ее гармоничному развитию и совершенствованию. Совместно с истиной и добром, красота обязательно участвует в составе первичной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.
Особо значима роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности глухого ребенка. Формируемое в процессе эстетического воспитания эстетическое мышление, как способность оперировать специфическим понятийным аппаратом, помогает целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей общечеловеческой культуры, осознанию ее единства и стилистического родства. В связи с этим не столько беспокойство о красоте и гармонии принуждают относить систему эстетического воспитания к одной из важнейших задач современного образования, сколько отсутствие понимания необходимости выделения больших ресурсов в специальном образовательном процессе для эстетического воспитания, как средства развития положительных качеств личности и преодоления имеющихся нарушений глухого ребенка.
Балансирование дисциплин эстетического цикла между частичным сохранением и полным вытеснением из урочной деятельности во внеурочную вызывает поверхностное отношение к ним у всех участников образовательного процесса, как к чему-то необязательному, второстепенному. Современные специалисты-сурдопедагоги, дефектологи (Е.А. Евтушенко, И.В. Евтушенко [1]; И.В. Евтушенко [2; 3]; Е.З. Яхнина, Е.С. Авдеенко [4]; Е.З. Яхнина [5] и другие) считают данную тенденцию тревожной и опасной: ценность эстетического и художественного развития для нашей педагогической общественности вовсе не очевидна. Эстетическое воспитание и развитие повсеместно подменяется художественным (художественно-прикладным) обучением, переходя в разряд профессиональной подготовки.
Проблемы эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разрабатывались в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов Д.Н. Джолы, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и других. Наиболее весомый вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли отечественные педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.
Эстетическое воспитание, изучаемое различными науками (культурология, обществознание, педагогика, психология, социология, философия и др.), рассматривающими определенные аспекты данного вопроса, отнесенные к предметам данных наук, реализует специфические подходы к воплощению эстетических идей в практическом воспитании.
Эстетическое воспитание личности глухого ребенка происходит с первых дней его жизни с начальных впечатлений, реакций. Общение с взрослыми и сверстниками, их поведение, настроение, взгляды, жесты, мимика - все это усваивается, откладывается, фиксируется в сознании ребенка и остается там всю последующую жизнь. Эстетическое воспитание глухого ребенка важно осуществлять на всех этапах возрастного становления личности. Чем раньше неслышащий человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем выше результативность формирования эстетической культуры. Приобретаемый посредством общения и практической деятельности опыт стимулирует формирование у ребенка эстетического отношения к реальности и произведениям творчества.
Эстетическое воспитание в широком смысле - это целенаправленное формирование в человеке эстетического отношения к объектам окружающей действительности, эстетически окрашенного эмоционально-чувственного сознания личности, ценностной ориентации и соответствующей ему деятельности. Это специфический социально значимый вид деятельности, осуществляемый субъектом (общественные институты) по отношению к объекту (ребенок, воспитанник, обучающийся) для выработки системной ориентации в совокупности эстетических и художественных ценностей, соответствующих сложившимся в обществе предпочтениям об их характере и назначении; один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий ее динамику в соответствии с социальным заказом под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.
Эстетическое воспитание в узком смысле являет собой направление воспитания, содержание, формы воспитательной деятельности, ориентированной на эстетические объекты реального мира и их свойства, вызывающие эстетические реакции, эмоции, оценки. Это организация разнообразной эстетической деятельности, цель которой - овладение эстетическими знаниями, потребностями, взглядами, убеждениями, способностями полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, а также приобщение к художественному творчеству. Эстетическое воспитание глухих детей может реализоваться в системах общего и специального образования различного уровня, приобретая особую важность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя полноправным соучастником и субъектом эстетической деятельности.
С появлением человеческого общества эстетическое воспитание развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Ведущие идеи эстетического воспитания были сформулированы еще в глубокой древности, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля, но продолжают трансформироваться вплоть до наших дней. В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими конкретному обществу формами и средствами.
Изучение философских аспектов эстетического воспитания осуществлялось А.А. Беляевым, М.С. Каганом, М.Ф. Овсянниковым и другими. Так, М.С. Каганом эстетическое воспитание определяется в качестве процесса развития эстетической культуры личности. Исследователем обращается внимание на взаимосвязь эстетического воспитания с трудовым, нравственным, физическим, художественным направлениями воспитания. Иная позиция представлена А.А. Беляевым и др., который трактует данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В работах М.Ф. Овсянникова под эстетическим воспитанием полагается деятельность по формированию человека, склонного с учетом общественно-эстетических идеальных позиций воспринимать, осознавать и оценивать эстетическое в жизни, природе, искусстве, живущего и преобразующего мир по законам красоты. Обобщение изложенных выше определений понятия «эстетическое воспитание» позволяет сделать вывод о том, что в значительном количестве случаев философы рассматривают данный феномен как процесс, при этом обнаруживая варианты целеполагания данного процесса на формирование отдельных элементов эстетического сознания (эстетическое отношение к действительности, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое восприятие, эстетическая оценка и т.д.).
Далее приступим к рассмотрению изучаемого нами понятия в психологическом контексте. Для этого нам необходимо обратиться к анализу подходов к определению понятия «эстетическое воспитание», осуществленных психологами Н.З. Богозовым, И.Г. Гозманом, В.Г. Крысько, К.К. Платоновым и другими. Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров и др. обосновывают понятие «эстетическое воспитание» через определение характеристик, присущих данному процессу, как воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются произведения искусства.
К.К. Платонов рассматривает эстетическое воспитание как процесс, направленный на формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них - и коллективов; формирование творческой активности личности, готовой к восприятию, чувствованию, оценке прекрасного, трагического, комического, безобразного в жизни и в искусстве, жизнь и творчество «по законам красоты».
Далее важно рассмотреть «эстетическое воспитание» с позиций педагогики. Первую точку зрения отстаивают авторы, вкладывающие в содержание понятия «эстетическое воспитание» личностный аспект, предполагающие нацеленность данного процесса на развитие положительных качеств личностных. К таким исследователям можно причислить В.Н. Шацкую, Н.В. Савина и других. В работе «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» В.Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как воспитание способностей воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Вторая точка зрения принадлежит исследователям, придерживающимся деятельностного подхода, отображающим его нацеленность на развитие эстетической деятельности (Б.М. Бим-Бад, Н.И. Болдырев, А.И. Буров, Б.Т. Лихачев и др.). Они, прежде всего, видят формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизацию его эстетической деятельности. Эстетическое воспитание это, прежде всего, целенаправленный, организованный и планомерный педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Авторами педагогического энциклопедического словаря эстетическое воспитание рассматривается как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, осуществляющийся под влиянием искусства и разнообразных эстетических объектов и явлений реального мира.
Третья точка зрения принадлежит исследователям, выделяющим творческий компонент, определяющим эстетическое воспитание как процесс, нацеленный не только на развитие элементов эстетического сознания, но и способности к творчеству. Данная группа авторов (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев и др.), подходя к определению понятия «эстетическое воспитание», рассматривают его как взаимодействие воспитанников и воспитателей, способствующее совершенствованию способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.
Педагогами Н.И. Киященко, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачевым и другими были выделены три глобальные цели эстетического воспитания: создание суммы элементарных эстетических понятий и представлений; формирование способностей художественного и эстетического восприятия, обеспечивающих возможность эмоционального переживания и оценки; формирование эстетической творческой способности.
В процессе эстетического воспитания реализуются прямые и косвенные задачи. К прямым относятся: развитие способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства, к объектам действительности и их эстетическая оценка. Реализация косвенных задач осуществляется в иных направлениях воспитательной работы (нравственное, правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое и др.), основанных на использовании произведений искусства, отражающих представления о красоте и доброте.
Применительно к глухим детям младшего школьного возраста понятие «эстетическая воспитанность» определяется в виде единства эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявления их в художественно-творческой деятельности и в поведении.
Измерение эстетической воспитанности может быть осуществлено при помощи группы критериев (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный), включающих ряд показателей, представляющих наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия. Изучение степени сформированности этих показателей позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся. Уровень эстетической воспитанности у различных детей разный и зависит от уровня слухового, психического, эмоционального и когнитивного развития, а также условий жизни и воспитания.
Рецензенты:
Левченко И.Ю., д.псх.н., заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.
Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.