Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

AESTHETIC EDUCATION OF DEAF STUDENTS ELEMENTARY SCHOOL

Chernyshkova E.V. 1
1 Sholokhov Moscow State University for the Humanities
One of the problems of special education is to find technologies to overcome the existing deaf students elementary school of developmental disorders that impede successful socialization. The article shows the importance of aesthetic education in the correction and compensation for mental, emotional, motor development of deaf students in modern conditions. Discusses various psychological and pedagogical approaches to the formulation of the concept of "aesthetic education" deaf students. The author believes that in the process of purposeful aesthetic education, using a specially created model appropriate corrective principles can be achieved successful formation of positive personal qualities of the child with hearing impairment and its prosperous future socialization. The article highlights the main methodological approaches that increase the efficiency of processes of aesthetic education of deaf students elementary school in the educational process, which takes into account the peculiarity of mental activity, emotional state students.
aesthetic education
level of aesthetic education
deaf students elementary school
Уровень сформированности эстетической культуры современной личности оказывает влияние на степень развития общества, поскольку способность человека реагировать на красоту и создавать новые объекты по законам красоты стимулирует человеческий прогресс в различных сферах жизнедеятельности. Результаты творческих проявлений и инициативы людей объективно представлены в многообразных достижениях мировой культуры. Судьба самой культуры и всего человечества зависит от уровня эстетической культуры личности, общества, цивилизации, от их возможности защищать, сохранять, развивать и создавать гармонию окружающего мира. По мнению В.А. Сухомлинского, без эстетического воспитания невозможно осуществление воспитания вообще. Влечение к красоте, являющееся одной из естественных человеческих потребностей, отражает стремление к гармонии, равновесию, системности и порядку.

Современные отечественные и зарубежные антропологические исследования установили, что человеческий мозг на определенных стадиях развития нуждается в эстетических впечатлениях и переживаниях, выступающих определенными стимулами, способствующих оформлению у человека целостного восприятия картины внешнего и внутреннего мира. С учетом воспитательного, образовательного, развивающего воздействия эстетических влияний еще с глубокой древности педагоги окружали ребенка красотой, добром, условиями для физического развития и учения. Красота, присутствуя на всех этапах становления личности, способствует ее гармоничному развитию и совершенствованию. Совместно с истиной и добром, красота обязательно участвует в составе первичной триады ценностей, представляющей фундаментальные основания бытия.

Особо значима роль эстетического воспитания в развитии познавательной способности личности глухого ребенка. Формируемое в процессе эстетического воспитания эстетическое мышление, как способность оперировать специфическим понятийным аппаратом, помогает целостному охвату на индивидуальном уровне особенностей общечеловеческой культуры, осознанию ее единства и стилистического родства. В связи с этим не столько беспокойство о красоте и гармонии принуждают относить систему эстетического воспитания к одной из важнейших задач современного образования, сколько отсутствие понимания необходимости выделения больших ресурсов в специальном образовательном процессе для эстетического воспитания, как средства развития положительных качеств личности и преодоления имеющихся нарушений глухого ребенка.

Балансирование дисциплин эстетического цикла между частичным сохранением и полным вытеснением из урочной деятельности во внеурочную вызывает поверхностное отношение к ним у всех участников образовательного процесса, как к чему-то необязательному, второстепенному. Современные специалисты-сурдопедагоги, дефектологи (Е.А. Евтушенко, И.В. Евтушенко [1]; И.В. Евтушенко [2; 3]; Е.З. Яхнина, Е.С. Авдеенко [4]; Е.З. Яхнина [5] и другие) считают данную тенденцию тревожной и опасной: ценность эстетического и художественного развития для нашей педагогической общественности вовсе не очевидна. Эстетическое воспитание и развитие повсеместно подменяется художественным (художественно-прикладным) обучением, переходя в разряд профессиональной подготовки.

Проблемы эстетического воспитания, развития личности, формирования ее эстетической культуры разрабатывались в исследованиях отечественных и зарубежных педагогов и психологов Д.Н. Джолы, Д.Б. Кабалевского, Н.И. Киященко, Д.С. Лихачева, А.С. Макаренко, Б.М. Неменского, В.А. Сухомлинского, М.Д. Таборидзе, В.Н. Шацкой, А.Б. Щербо и других. Наиболее весомый вклад в разработку теории и практики эстетического воспитания внесли отечественные педагоги А.С. Макаренко и В.А. Сухомлинский.

Эстетическое воспитание, изучаемое различными науками (культурология, обществознание, педагогика, психология, социология, философия и др.), рассматривающими определенные аспекты данного вопроса, отнесенные к предметам данных наук, реализует специфические подходы к воплощению эстетических идей в практическом воспитании.

Эстетическое воспитание личности глухого ребенка происходит с первых дней его жизни с начальных впечатлений, реакций. Общение с взрослыми и сверстниками, их поведение, настроение, взгляды, жесты, мимика - все это усваивается, откладывается, фиксируется в сознании ребенка и остается там всю последующую жизнь. Эстетическое воспитание глухого ребенка важно осуществлять на всех этапах возрастного становления личности. Чем раньше неслышащий человек попадает в сферу целенаправленного эстетического воздействия, тем выше результативность формирования эстетической культуры. Приобретаемый посредством общения и практической деятельности опыт стимулирует формирование у ребенка эстетического отношения к реальности и произведениям творчества.

Эстетическое воспитание в широком смысле - это целенаправленное формирование в человеке эстетического отношения к объектам окружающей действительности, эстетически окрашенного эмоционально-чувственного сознания личности, ценностной ориентации и соответствующей ему деятельности. Это специфический социально значимый вид деятельности, осуществляемый субъектом (общественные институты) по отношению к объекту (ребенок, воспитанник, обучающийся) для выработки системной ориентации в совокупности эстетических и художественных ценностей, соответствующих сложившимся в обществе предпочтениям об их характере и назначении; один из универсальных аспектов культуры личности, обеспечивающий ее динамику в соответствии с социальным заказом под влиянием искусства и многообразных эстетических объектов и явлений реальности.

Эстетическое воспитание в узком смысле являет собой направление воспитания, содержание, формы воспитательной деятельности, ориентированной на эстетические объекты реального мира и их свойства, вызывающие эстетические реакции, эмоции, оценки. Это организация разнообразной эстетической деятельности, цель которой - овладение эстетическими знаниями, потребностями, взглядами, убеждениями, способностями полноценно воспринимать прекрасное в искусстве и жизни, а также приобщение к художественному творчеству. Эстетическое воспитание глухих детей может реализоваться в системах общего и специального образования различного уровня, приобретая особую важность лишь при самообразовании, саморазвитии личности, подводящих к осознанию себя полноправным соучастником и субъектом эстетической деятельности.

С появлением человеческого общества эстетическое воспитание развивалось вместе с ним, воплощаясь в сфере материальной и духовной деятельности людей. Ведущие идеи эстетического воспитания были сформулированы еще в глубокой древности, начиная с Сократа, Платона и Аристотеля, но продолжают трансформироваться вплоть до наших дней. В разные исторические эпохи эстетическое воспитание осуществлялось присущими конкретному обществу формами и средствами.

Изучение философских аспектов эстетического воспитания осуществлялось А.А. Беляевым, М.С. Каганом, М.Ф. Овсянниковым и другими. Так, М.С. Каганом эстетическое воспитание определяется в качестве процесса развития эстетической культуры личности. Исследователем обращается внимание на взаимосвязь эстетического воспитания с трудовым, нравственным, физическим, художественным направлениями воспитания. Иная позиция представлена А.А. Беляевым и др., который трактует данный феномен как целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. В работах М.Ф. Овсянникова под эстетическим воспитанием полагается деятельность по формированию человека, склонного с учетом общественно-эстетических идеальных позиций воспринимать, осознавать и оценивать эстетическое в жизни, природе, искусстве, живущего и преобразующего мир по законам красоты. Обобщение изложенных выше определений понятия «эстетическое воспитание» позволяет сделать вывод о том, что в значительном количестве случаев философы рассматривают данный феномен как процесс, при этом обнаруживая варианты целеполагания данного процесса на формирование отдельных элементов эстетического сознания (эстетическое отношение к действительности, эстетический идеал, эстетический вкус, эстетическое восприятие, эстетическая оценка и т.д.).

Далее приступим к рассмотрению изучаемого нами понятия в психологическом контексте. Для этого нам необходимо обратиться к анализу подходов к определению понятия «эстетическое воспитание», осуществленных психологами Н.З. Богозовым, И.Г. Гозманом, В.Г. Крысько, К.К. Платоновым и другими. Н.З. Богозов, И.Г. Гозман, Г.В. Сахаров и др. обосновывают понятие «эстетическое воспитание» через определение характеристик, присущих данному процессу, как воспитание эстетических чувств, эстетического отношения к действительности, средствами которого являются произведения искусства.

К.К. Платонов рассматривает эстетическое воспитание как процесс, направленный на формирование эстетического вкуса и эстетического отношения к действительности не только личностей, но через них - и коллективов; формирование творческой активности личности, готовой к восприятию, чувствованию, оценке прекрасного, трагического, комического, безобразного в жизни и в искусстве, жизнь и творчество «по законам красоты».

Далее важно рассмотреть «эстетическое воспитание» с позиций педагогики. Первую точку зрения отстаивают авторы, вкладывающие в содержание понятия «эстетическое воспитание» личностный аспект, предполагающие нацеленность данного процесса на развитие положительных качеств личностных. К таким исследователям можно причислить В.Н. Шацкую, Н.В. Савина и других. В работе «Общие вопросы эстетического воспитания в школе» В.Н. Шацкая определяет эстетическое воспитание как воспитание способностей воспринимать, чувствовать, понимать и оценивать красоту в окружающей действительности - в природе, в общественной жизни, труде, в явлениях искусства. Вторая точка зрения принадлежит исследователям, придерживающимся деятельностного подхода, отображающим его нацеленность на развитие эстетической деятельности (Б.М. Бим-Бад, Н.И. Болдырев, А.И. Буров, Б.Т. Лихачев и др.). Они, прежде всего, видят формирование в человеке эстетического отношения к действительности и активизацию его эстетической деятельности. Эстетическое воспитание это, прежде всего, целенаправленный, организованный и планомерный педагогический процесс формирования в личности эстетического отношения к действительности и эстетической деятельности. Авторами педагогического энциклопедического словаря эстетическое воспитание рассматривается как процесс формирования и развития эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности, осуществляющийся под влиянием искусства и разнообразных эстетических объектов и явлений реального мира.

Третья точка зрения принадлежит исследователям, выделяющим творческий компонент, определяющим эстетическое воспитание как процесс, нацеленный не только на развитие элементов эстетического сознания, но и способности к творчеству. Данная группа авторов (Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров, Г.С. Лабковская, Б.Т. Лихачев и др.), подходя к определению понятия «эстетическое воспитание», рассматривают его как взаимодействие воспитанников и воспитателей, способствующее совершенствованию способности воспринимать, правильно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве, активно участвовать в творчестве, созидании по законам красоты.

Педагогами Н.И. Киященко, Г.С. Лабковской, Д.Б. Лихачевым и другими были выделены три глобальные цели эстетического воспитания: создание суммы элементарных эстетических понятий и представлений; формирование способностей художественного и эстетического восприятия, обеспечивающих возможность эмоционального переживания и оценки; формирование эстетической творческой способности.

В процессе эстетического воспитания реализуются прямые и косвенные задачи. К прямым относятся: развитие способности воспринимать эстетические явления в действительности и искусстве, формирование художественного вкуса, воспитание эстетического отношения к произведениям искусства, к объектам действительности и их эстетическая оценка. Реализация косвенных задач осуществляется в иных направлениях воспитательной работы (нравственное, правовое, трудовое, физическое, санитарно-гигиеническое и др.), основанных на использовании произведений искусства, отражающих представления о красоте и доброте.

Применительно к глухим детям младшего школьного возраста понятие «эстетическая воспитанность» определяется в виде единства эстетических чувств, начальных представлений и понятий ребенка о прекрасном и безобразном, его ценностно-художественных ориентаций и проявления их в художественно-творческой деятельности и в поведении.

Измерение эстетической воспитанности может быть осуществлено при помощи группы критериев (мотивационный, когнитивный, эмоционально-волевой и деятельностный), включающих ряд показателей, представляющих наиболее существенные стороны, качественные и количественные характеристики. Показатели конкретизируют содержание критерия. Изучение степени сформированности этих показателей позволяет судить об уровне эстетической воспитанности учащихся. Уровень эстетической воспитанности у различных детей разный и зависит от уровня слухового, психического, эмоционального и когнитивного развития, а также условий жизни и воспитания.

Рецензенты:

Левченко И.Ю., д.псх.н., заведующий кафедрой специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.

Ткачева В.В., д.псх.н., профессор, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, г. Москва.