Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EVALUATION OF THE IMPACT OF THE PROCESS OF FORMATION OF PEDAGOGICAL COMPETENCE OF PARENTS OF PUPILS OF PRESCHOOL EDUCATIONAL INSTITUTIONS IN TERMS OF NON-FORMAL EDUCATION

Lebedeva K.M. 1
1 Perm state humanitarian pedagogical University
Updating the system of preschool education, the processes of humanization and democratization in it has led to the need for greater interaction preschools with the family. In the "Federal law on education in the Russian Federation emphasizes that the right of parents to the education and upbringing of children, so there is a need to develop competent competent parent. The article presents the evaluation of the impact of the formation of pedagogical competence of pupils of preschool educational institutions in terms of informal education on the example of the organization of the pedagogical club "Competent parent" (describes the contents, methods, forms). The author gives a definition of "informal education", "pedagogical competence of parents of preschool children," reveals structural components of pedagogical competence of parents, structural components of pedagogical competence of parents, lists the methods of its measurement.
non-formal education
pedagogical competence of parents
formation
structural components of pedagogical competence
experimental and analytical training

Дошкольное образование является первой ступенью в системе образования. Именно в этот период необходимо заложить основы, необходимые ребенку для обучения в школе и в дальнейшей жизни. В.А. Сухомлинский писал: «Детство – важнейший период человеческой жизни… От того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». Возможно, поэтому обновление системы дошкольного образования, процессы гуманизации и демократизации в нем обусловили необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания нашла своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Типовом положение о дошкольном образовательном учреждении», Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". Так, в законе «Об образовании в Российской Федерации» (ст.44) говорится, что «родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка» [5]. Поэтому появляется необходимость в формировании грамотного, компетентного родителя в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ).

Основываясь на определении Селиной Виктории Владимировны [4], «педагогическую компетентность родителей детей дошкольного возраста» мы рассматриваем как совокупность личностно-деятельностных характеристик компетентного родителя, которые проявляются в готовности и способности принимать ребенка как ценность, овладевать базовыми психолого-педагогическими знаниями, умениями, использовать разнообразные способы сотрудничества с ребенком в игровой деятельности и позволяют успешно развивать компетенции детей в процессе семейного воспитания.

Педагогическая компетентность родителей многокомпонентна и имеет определенную структуру. Проанализировав исследования по проблеме педагогической компетентности родителей и опираясь на личностный подход, мы выделили следующие компоненты педагогической компетентности родителей дошкольников: мотивационно-ценностный, когнитивный, рефлексивный, поведенческо-коммуникативный, поведенческо-деятельностный.

В мотивационно-ценностный компонент педагогической компетентности включены следующие показатели: эмоциональную близость, принятие ребенка как ценности, толерантность по отношению к ребенку, ответственность, способности ограничить собственные интересы ради малыша.

Когнитивный компонент раскрывается через знание родителями возрастных особенностей детей, знание родителями индивидуальных особенностей своих детей, знание и использование методической литературы по развитию и воспитания детей, а также других источников педагогической информации.

Рефлексивный компонент предполагает следующие показатели: удовлетворенность родителей своими отношениями с ребенком, способность к рефлексии своего отношения к ребенку и характера взаимодействия с ним, способность родителей к самооценке своей педагогической деятельности.

Поведенческо-коммуникативный компонент компетентности предполагает сформированность у родителей таких характеристик как продуктивное сотрудничество с ребенком, отсутствие воспитательной конфронтации, умение выстраивать взаимодействие с ребенком.

Поведенческо-деятельностный компонент включает умение создавать предметно-развивающую среду для ребенка, последовательность в воспитании, разумное сочетание любви и педагогической требовательности к ребенку, любви и строгости в воспитании ребенка, любви и контроля.

Для измерения педагогической компетентности родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения использовались следующие методики [2]: анкета «Какой я родитель?», опросник для родителей А.М. Щетининой, «Неоконченные предложения», опросник «Взаимодействие родитель-ребенок» И.М. Марковской.

Результаты констатирующего этапа исследования показали, что большинство родителей (43%) имеют низкий уровень сформированности педагогической компетентности. Таким образом, было выявлено, что данная проблема существует в практике и требует дальнейшего решения. Следует обратить внимание на то, что у родителей мало теоретических знаний об особенностях воспитания и развития детей, но имеется достаточно большой багаж практического опыта, при этом не всегда идеальный. Поэтому при формировании педагогической компетентности родителей появляется необходимость в использовании экспериментально-аналитического обучения педагогике, которое основывается на многократных вариативных переходах «теория-практика» и «практика-теория» благодаря использованию многообразия видов познавательной и практической педагогической деятельности. Наиболее целесообразным использование экспериментально-аналитического обучения представляется возможным в процессе неформального образования. Неформальное образование – организованная, систематическая образовательная деятельность, проводящаяся за пределами формальной образовательной системы, для обеспечения заданных видов обучения по отношению к взрослым и детям [3]. В связи с этим на базе экспериментально-аналитического подхода была разработана программа педагогического клуба «Компетентный родитель» и внедрена на базе МАДОУ «Детский сад № 167» г. Перми в 2014-2015 учебном году. В содержание данной программы включены следующие темы: «Какой я родитель», «Что такое психологическая готовность к школе», «Чтобы ребенок был успешным», «Какие они, современные дети. Принципы их воспитания», «Типы воспитания и их влияние на развитие ребенка», «Развивающие игры с детьми», «Поощрения и наказания», «Эффективные техники речевого общения с ребенком». Данная программа предполагает использование разнообразных методов: объяснение, дискуссионное обсуждение, беседа, упражнения, разыгрывание этюдов, игра, анализ проблемных ситуаций, «мозговой штурм», просмотр видеоматериалов, направленных на создание многократных вариативных переходов «теория-практика» и «практика-теория» [1]. Взаимодействие с родителями проходило 1 раз в месяц. Были использованы активные формы работы, такие как дискуссии, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и др. Также родителям предлагались домашние задания для отработки составленного ими в процессе мероприятия алгоритма деятельности.

В ходе формирующего педагогического эксперимента, помимо исходного, было проведен итоговый срез. Полученные данные позволили выявить позитивную динамику в сформированности педагогической компетентности родителей.

Мотивационно-ценностный компонент педагогической компетентности у родителей экспериментальной группы повысился: средний уровень зафиксирован у 77% родителей, высокий уровень – у 23%. Низкий уровень составляет 0 % (рис. 1).

Рис.1 Сравнительные результаты сформированности мотивационно-ценностного компонента педагогической компетентности родителей на первом и завершающем этапе исследования

Рефлексивный компонент педагогической компетентности у родителей повысился: высокий уровень выявлен у 26 % родителей. Низкий уровень составляет 0 % (рис. 2).

Рис.2 Сравнительные результаты сформированности рефлексивного компонента педагогической компетентности родителей на первом и завершающем этапе исследования

Когнитивный компонент педагогической компетентности у родителей повысился высокий уровень – у 20% родителей, средний уровень – у 27%, низкий уровень снизился до 23% (рис. 3).

Рис.3 Сравнительные результаты сформированности когнитивного компонента педагогической компетентности родителей на первом и завершающем этапе исследования

Поведенческо-коммуникативный компонент педагогической компетентности у родителей, вошедших в экспериментальную группу, повысился; высокий уровень выявлен у 27% родителей, средний уровень – у 50%, низкий уровень снизился до 23% (рис. 4).

Рис. 4 Сравнительные результаты сформированности поведенческо-коммуникативного компонента педагогической компетентности родителей на первом и завершающем этапе исследования

Поведенческо-деятельностный компонент педагогической компетентности у родителей экспериментальной группы также повысился: высокий уровень отмечен у 27%, средний уровень – у 70% родителей, низкий уровень снизился до 3% (рис. 5).

Рис. 5 Сравнительные результаты сформированности поведенческо-деятельностного компонента педагогической компетентности родителей на первом и завершающем этапе исследования

Также педагогическую компетентность родителей мы рассматриваем как совокупность всех ее структурных компонентов. Как можно увидеть на рис. 6 у мамы Глеба Ч. повысился уровень четырех компонентов педагогической компетентности (мотивационно-ценностного, когнитивного, поведенческо-коммуникативного, поведенческо-деятельностного) и, таким образом, педагогическая компетентность в целом. Аналогичная положительная динамика прослеживается у всех родителей экспериментальной группы.

В отличие от экспериментальной группы, у родителей, включенных в контрольную группу, наблюдаются незначительные изменения, что подтверждают результаты математической статистики.

Процедура сравнительного анализа средних показателей с помощью Т-критерия Стьюдента позволила выявить некоторые различия в педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ в контрольных и экспериментальных группах на первом и завершающем этапах исследования, которые представлены в табл. 1.

Таблица 1

Различия показателей педагогической компетентности родителей воспитанников ДОУ в контрольной и экспериментальной группах

Показатели

Среднее значение

Достоверность различий

Контрольная

группа

Экспериментальная

группа

t

p

1.Педагогическая компетентность (1 этап исследования)

1,6

1,56

0,27

0, 78

2.Педагогическая компетентность компонент (На завершающем этапе исследования)

1,48

2,0

- 3, 72

0, 000

3. Мотивационно-ценностный компонент (1 этап исследования)

2,14

2,0

1, 01

0,314

4. Мотивационно-ценностный компонент (На завершающем этапе исследования)

2,16

2,26

-0,85

0,393

5. Рефлексивный компонент (1 этап исследования)

1,88

2,03

-1,45

0,149

6. Рефлексивный компонент (На завершающем этапе исследования)

2,0

2,26

-2,56

0,012

7. Когнитивный компонент (1 этап исследования)

1,24

1,3

-0,58

0,56

8. Когнитивный компонент (На завершающем этапе исследования)

1,48

1,96

-3,42

0,000

9. Поведенческо-коммуникативный компонент (1 этап исследования)

1,76

1,56

1,19

0,236

10. Поведенческо-коммуникативный компонент (На завершающем этапе исследования)

1,88

2,06

-1,11

0,269

11. Поведенческо-деятельностный компонент (1 этап исследования)

1,54

1,63

-0,65

0,51

12. Поведенческо-деятельностный компонент (На завершающем этапе исследования)

1,72

2,26

-3,69

0,000

Анализ показал, что на 1 этапе исследования между контрольной и экспериментальной группами по всем показателям нет значимых различий. Что позволяет говорить об однородности выборки. Кроме этого педагогическая компетентность, рефлексивный, когнитивный, поведенческо-деятельностный компоненты компетентности на завершающем этапе исследования имеют значимые различия и выше у экспериментальной группы. При этом мотивационно-ценностный и поведенческо-коммуникативный компоненты на завершающем этапе между контрольной и экспериментальной группой не имеют значимых различий. Если сравнить результаты изменения мотивационно-ценностного (табл. 2) и поведенческо-коммуникативного (табл. 3) компонентов на первом и завершающем этапе исследования у экспериментальной группы, то можно увидеть значимые различия между ними и положительную динамику их формирования.

Таблица 2

Различия показателей мотивационно-ценностного компонента педагогической компетентности родителей экспериментальной группы на первом и завершающем этапе исследования

Показатель

Среднее значение

р

Экспериментальная группа

1 этап исследования

2,0

 

Экспериментальная группа

Завершающий этап исследования

2,26

0,018

Таблица 3

Различия показателей поведенческо-коммуникативного компонента педагогической компетентности родителей экспериментальной группы на первом и завершающем этапе исследования

Показатель

Среднее значение

р

Экспериментальная группа

1 этап исследования

1,56

 

Экспериментальная группа

Завершающий этап исследования

2,06

0,003

Таким образом, результаты исследования показали, что неформальное образование родителей может обеспечивать повышение уровня педагогической компетентностей родителей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

Рецензенты:

Косолапова Л.А., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой педагогики ПГГПУ, г. Пермь;

Коломийченко Л.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой дошкольной педагогики и психологии ПГГПУ, г. Пермь.