Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE FORMATION OF NOTIONS OF FAMILY AND FAMILY VALUES AMONG PUPILS OF SPECIAL (CORRECTIONAL) SCHOOL TYPE VIII

Veselova T.S. 1 Kudryavtsev V.A. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. K. Minin
The article considers topical issues of diagnosis and correction of system of representations of senior students of special (correctional) schools of family roles, relationships between the sexes and marriage. Quantitative data and the qualitative assessment of the results of research on the identification of adolescents with mental retardation, their values and perceptions regarding the prospects for future family life. Analyses of remedial and developmental potential of some means of fine activity as tools for the development of ideas about family and family values of adolescents with mental retardation. As an alternative, correctional and developmental work aimed at family-oriented social competence, a model program of psycho-pedagogical correction using techniques of collage and video-cases. The article will be of interest to practitioners involved in the training and education of adolescents with mental retardation, their preparation for adulthood.
parenthood
video cases
collage
preparation for adult life
Polo-playing position
family setup
family values
adolescents with mental retardation
Вопросы подготовки молодого поколения к будущей семейной жизни, полового воспитания и формирования адекватных семейно-ролевых позиций давно и прочно входят в перечень актуальных педагогических проблем. Особого внимания заслуживает процесс семейного и полового воспитания умственно отсталых подростков, что объективно обусловлено состояниями их психофизического и интеллектуального недоразвития, недостаточным усвоением опыта нравственного поведения, отсутствием устойчивого ориентирования на этические эталоны и нормы взаимоотношений в различных социально-средовых ситуациях [4]. Именно поэтому, на наш взгляд, решение связанных с этим задач необходимо осуществлять через анализ и коррекцию особенностей ценностных ориентаций и семейно-ориентированных установок подростков, особенностей уровня сформированности представлений о себе как о будущем семьянине.

Проблемы семьи, семейных ценностей нашли всестороннее отражение в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, Н.Д. Добрынина, В.В. Ильина, К.К. Платонова, Д.Н. Узнадзе и других; педагогический аспект проблемы ценностного отношения к семье в русле гуманистической парадигмы раскрывается в работах И.С Кона, В.И. Переведенцева, В.А. Титаренко, А.Г. Харчева [7].

Объектом нашего исследования стали представления о семье и семейные ценности  подростков с легкой степенью умственной отсталости, а предметную часть исследования составили  средства изобразительной деятельности как инструмент формирования представлений о семье и семейных ценностях подростков с умственной отсталостью. Исследовательский акцент на старший подростковый возраст обусловлен определённой положительной динамикой в развитии и появлением ориентации на будущее, осознание и переживание своей поло-ролевой принадлежности, постановкой жизненных целей и планов [2].

Анализ специальной литературы и документации образовательных учреждений привёл к пониманию того, что проблема подготовки учащихся специальных коррекционных образовательных школ VIII вида к будущей семенной жизни является весьма актуальной и на современном этапе развития общества [3]. Современная практика показывает, что старшеклассники и выпускники специальных (коррекционных) школ VIII вида оказываются неподготовленными в вопросах семьи и брака, половых отношений. Представления умственно отсталых подростков о таких понятиях как "семья", "нравственные отношения в семье", "роль и место семьи в общественных связях" - недостаточно сформированы в силу различных неблагоприятных социальных и материальных устоев семьи, а также дефицита собственной социальной позиции учащегося [6].

Умственно отсталые дети оказываются менее осведомленными в вопросах отношения полов,   по сравнению со своими здоровыми сверстниками. Они получают ограниченную информацию, в основном, от соучеников, что не дает им достаточно знаний [1].  Родители, не получая от детей вопросов, считают, что у них нет соответствующих интересов и воздерживаются от разговоров на эти темы. В результате умственно отсталые подростки легче вовлекаются в гомосексуальные   связи,   подвергаются  развратным   действиям. Вступая в брак, они часто не могут приспособиться к семейной жизни [8].

Родители умственно отсталых детей не всегда и не во всем могут сформировать определенные установки в сфере семейных отношений, соответствующие реальным условиям и требованиям  жизни, подготовить их к выполнению семейных обязанностей [5]. Значительный воспитательный потенциал для учеников специальных (коррекционных) школ имеют методы и технологии, способствующие формированию готовности выпускника школы к роли семьянина, супруга (супруги), родителя [6].

Исследование проводилось на базе «Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения школа-интернат VIII вида №39. Для реализации поставленной цели и задач использовался комплекс психодиагностических методик:

1. Модифицированная методика «Конструктивный рисунок семьи», определяющая идентификацию себя как члена семьи, жизненную позицию подростка.

2. Модификация авторской диагностики «В десяточку» Кудрявцева В. А.

Методика позволяет выявить принимаемые и не принимаемые большинством семейные ценности. Анализ данных позволяет говорить о наиболее важных для подростков семейных ценностях, об установке на внешние и внутренние ценности, а так же об уровне сформированности представлений о семье в целом.

3. Диагностический опросник «Семейные ценности» Мартыновой М. В.,  Константиновой М. С.

При качественной интерпретации полученных результатов мы обращали внимание на блоки семейных ценностей, которые сформированы слабо, либо не представлены вовсе, определяли уровень осознанности при выборе ответа.

Во время исследования было выявлено, что 80% детей испытывали трудности с выполнением данного задания, не знали о чем рисовать, приступали к рисунку только после повторения инструкции, привносили дополнительные элементы и фигуры, что может быть связано с нарушением абстрагирования у данной категории детей.

В работах учеников 9 класса мы отметили, что у 20% учеников отсутствует изображение самого себя, что может свидетельствовать о чувстве неполноценности, отсутствия чувства общности, отчужденности. Подобные рисунки связаны с тем, что дети проживают в условиях интерната, вдали от родителей. В 90% работ прослеживался тесный психологический контакт между членами семьи (все члены держат друг друга за руки, выражают схожие эмоции, составлены из одинакового количества фигур).

В то же время не было обнаружено рисунков, где ученики сами выступали бы в роли родителей. Для детей 9 класса факт возможного родительства рассматривается как отдаленный, на данный момент не актуальный. Сравнивая с рисунками учеников 11 класса, мы можем прийти к выводу, что они в свою очередь склонны рассматривать себя как возможных семьянинов в связи с включением таких изображений как «теща, сын, свекровь».  В 25% работ сохраняется тенденция к восприятию себя как младшего, пассивного члена семьи.

Не смотря на тенденцию выбора роли взрослого как предпочитаемой, у 60% учеников отсутствует изображение самого себя. В ряде работ есть комментарий «мы на работе», «я гуляю», либо вовсе отсутствует объяснение, что говорит об установке на далекую психологическую дистанцию по отношению к будущим родственникам и к собственным детям, а также о низком уровне осознанного родительства. Главной и первой фигурой в таких рисунках является изображение тещи или будущей свекрови.

В 90% рисунках наблюдается большая дистанция между членами семьи, отсутствие взаимодействия, ситуации общения. Данный факт может быть связан с особенностями отношений в настоящей семье ребенка.

При генерации и ранжировании ценностных представлений наиболее популярными оказались ценности «любовь», «взаимопомощь», «деньги», «Взаимопонимание», «брак», «забота», «дети», «верность», «традиции». Вызывали сомнение и дискуссию такие предложенные категории как «уважение», «здоровье», «трудолюбие», «ответственность», «человек», «жизнь».  Среди отрицаемых   были отмечены «доброта», «честность», «дружба», «вера», «время». В целом, следует отметить преобладание традиционных семейных ценностей, при этом, непонимание и отказ от ряда ценностных позиций требует дополнительной работы с самими учащимися и их ближайшим окружением.

Среди учеников 11 класса 80% отдали голос за ценность «деньги» как главнейшую. Второе, третье и четвертое место были отданы ценностям «машина», «дом», «комфорт». Ценности «забота», «уважение», «здоровье», «честь», «традиции» вызвали активные споры, у 40% группы отмечалась явная негативная реакция (крик с места, возбуждение, насмешки). В списке отрицаемых ценностей зафиксированы «любовь», «брак», «верность».

Сравнивая результаты диагностики уровня сформированности представлений о семье и семейных ценностях, мы пришли к выводу о том, что, не смотря на широкий комплекс воспитательных и социально-реабилитационных мер, проводимых в образовательном учреждении, до 11 класса сохраняются пробелы в знаниях детей о значимости семьи и семейных ценностях. Система изучаемых представлений остается наиболее сохранной у учеников 9 класса, что может быть связано с уклоном в профессионально-трудовую деятельность.

Разработка содержание курса коррекционных строилась на следующих основных положениях:

- специальная коррекционная образовательная школа, считая основной своей целью подготовку умственно отсталых детей к общественно полезной трудовой деятельности, может и должна осуществлять подготовку и к такому важному аспекту человеческого существования, как семейная жизнь;

-  разнообразные  знания  в вопросах создания семьи  должны быть   приведены в  стройную систему;

-  отбор  и  методика обобщений  знаний  о  семье  соответственно  возрасту     умственно     отсталых  старшеклассников  потребует разработки специфических  форм и  методов   работы.

Программа коррекционных занятий имеет следующую структуру:

1. Семья - отражение общества. 2 часа. /Семья в различных культурах. Нравственные нормы брака в христианской культуре./

2. Брак и семья. 3 часа. /Готовность к браку. Здоровый образ жизни супругов. Семья и её функции./

3. Семья и дети. 2 часа. /Планирование детей. Многодетность. /

4. «Основные семейные ценности». 4 часа. /Семья как ценность. Традиции в семье. Подарки для членов семьи. Семейный досуг./ 

Уроки проводились в 11 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида на факультативных и внеклассных за­нятиях, во внеурочное время и частично на уроках этики. Одним из эффективных средств пробуждения интереса к учебному предмету стало использование средств изобразительности, в частности технология видео-кейсов и техника коллажа.

Видео-кейс является разновидностью кейс-технологии, нами он оценивается как одна из форм ценностно-ориентированной работы с учащимися. Демонстрация специально подобранных видеоматериалов  облегчает актуализацию изучаемой проблемы, что обеспечивает реализацию принципа связи обучения с жизнью. В ходе обсуждения видеоролика между учениками возникает продуктивный диалог, результатом которого является расстановка личностно-ценностных акцентов. Видео-кейс имеет ряд преимуществ перед другими образовательными технологиями.  Так, использование на занятии технологии видео-кейса позволяет: погрузить участников обучения в реальную проблемную ситуацию, являющуюся типичной для их будущей или настоящей жизни; повысить эффективность  воспитательного воздействия за счет применения активных методов обучения и визуализации проблемной ситуации; повысить эмоциональную вовлечённость участников занятия в процесс обучения, повысить групповую динамику.

Очень важной и сложной проблемой является вопрос выбора видео роликов, их содержание.  Особенностью выбранными нами видео сюжетов является наличие грифа образовательно-просветительных организаций. Рекомендуемые фильмы АНО «Семья России» лицензированы. Они подходят для работы с разнообразной аудиторией, помогают раскрывать разные аспекты такой важной проблемы, как формирование ценностных установок у подрастающего поколения.

Другой эффективной на наш взгляд техникой закрепления и обобщения знаний учащихся о семье является техника коллажирования. Использование техники коллажа нередко помогает преодолеть робость, связанную с отсутствием "художественного таланта" и умений. Кроме того, использование уже готовых предметов и изображений для создания из них новой композиции даёт чувство защищённости, поскольку подростки не так отождествляют свои переживания с этими предметами и изображениями, как, например, при рисовании. Это обеспечивает им необходимую степень дистанцированности от слишком сильных или деликатных чувств и необходимую степень безопасности при изобразительной работе.

Коллажирование, как и любая визуальная техника, дает возможность раскрыть потенциальные возможности человека, предполагает большую степень свободы, является безболезненным методом работы с личностью, опирается на положительные эмоциональные переживания, связанные с процессом творчества. При изготовлении коллажа не возникает напряжения, связанного с отсутствием у участников художественных способностей, эта техника позволяет каждому получить успешный результат. Коллажирование позволяет определить существующее на данный момент психологическое состояние человека, выявить актуальное содержание его самосознания, его личностные переживания.

Так же основными методами изложения материала является метод устного изложения и вопросно-ответный метод. Во всех современных классификациях метод устного изложения принято понимать как монологическую форму сообщения нового материала, который выражается в трек вида: рассказе, объяснении и школьной лекции. При этом использование того или иного вида изложения определяется возрастом учащихся и сложностью преподносимой учебной информации. Непременное условие успеха рассказа на занятиях является его логичность, строгая система построения, пропорциональное соотношение теоретического и фактического материала. При этом воспитательный эффект выше, если теоретические положения иллюстрируются литературными примерами и жизненными фактами, в связи с чем в структуру каждого урока был включен тематический видео-кейс.

Анализируя данные контрольного  эксперимента представленные в таблице, мы пришли к выводу, что у 50% учеников повысился уровень сформированности представлений о семье и семейных ценностях, у другой половины учеников, не смотря на отсутствие перехода на более высокий уровень, также наблюдается положительная динамика. Анализируя данные, мы можем зафиксировать положительную динамику формирования семейных ценностей у учеников 11 класса в результате проведения формирующей части исследования. Это связано с тем, что такие ценности как «деньги», «машина» покинули лидирующие позиции и сместились на 4 место. Среди первых предложенных ценностей оказались «уважение», «традиции», «здоровье», «верность», «доброта». Таким образом выбираемыми большинством подростков (80%) оказались традиционные семейные ценности.

Так же выбранными 60% учащихся оказались ценности «дети», «брак», «забота», остальные 40%, воздержавшихся от голосования, прокомментировали данный выбор тем, что еще не готовы стать родителями, далеки от создания брака, хотя и осознают его важность. Среди менее популярных ценностей, за которые были отданы 40% голосов остаётся «ответственность». 

Таким образом, анализируя выбор учеников  11 класса, можно прийти к выводу, что сформированная на данный момент система ценностей и представлений о семье до сих пор является неполной, охватывающей лишь отдельные аспекты семейной жизни. Однако мы можем наблюдать определенную позитивную динамику, связанную с тем, что дети в большинстве случаев не рассматривают семью как способ улучшения бытовых условий, видят и принимают альтруистические мотивы создания семьи. Не смотря на малый жизненный опыт, специфику социальных и психофизиологических аспектов развития и неготовность к возможному родительству, требуется отметить факт, принятия важности и ответственности позиции «семьянина». Наиболее выраженными показателями у 80% учащихся стали «Культура быта», «Забота о старших», что соотносится с результатами предыдущих методик, с особенностями подготовки к будущей семейной жизни в рамках изучения курса «Социально-бытовой ориентировки» и с особенностями возрастного развития.

В целом следует отметить, что специально организованный учебно-воспитательный процесс комплексного педагогического воздействия через комплекс урочных и внеурочных занятий, с использованием различных изобразительных средств и элементов арт-коррекции, позволит сформировать определенные знания и умения, необходимые умственно отсталым подросткам для дальнейшего построения самостоятельной семейной жизни. Включение в учебную программу социально-бытовой ориентировки специальных тем, раскрывающих духовно-нравственный  и социально-психологический  аспекты семейной жизни, позволяет качественно повысить уровень общего развития умственно-отсталых подростков и их дальнейшую социализацию.

Рецензенты:

Дмитриева Е. Е., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии труда и управления негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский институт менеджмента и бизнеса, г. Нижний Новгород;

Сорокоумова С.Н., д.псх.н., профессор кафедры педагогики и психологии Гуманитарно-художественного факультета ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный архитектурно-строительный университет», г. Нижний Новгород.