Восприятие, объединяя в себе все стороны психической жизни человека, представляет единство эмоционально-чувственного и аналитического, интуитивного и логического, рационального и иррационального. Взаимодействие человека и любого вида искусства начинается с восприятия. Поэтому не случайно, что интерес психологов и педагогов к проблеме развития восприятия не угасает.
Проанализировав позиции ряда авторов (Р. М. Грановская, Ж. Пиаже, А. Г. Маклаков С. Л. Рубинштейн и др.) можно заключить, что восприятие – это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, который совершается в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. В отличие от ощущений, в процессах восприятия формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств.
Исследования отечественных психологов XX столетия (A.B. Запорожец, Л. А. Венгер, Е. И. Игнатова, Т. Л. Коган и др.) по проблеме эстетического восприятия детей дошкольного возраста показали особенности психологии восприятия дошкольниками сказки, музыкальных произведений, генезис эстетических переживаний, условия возникновения и развития эстетических образов. В последние годы активно ведутся исследования, посвященные механизмам развития эстетического восприятия (A. A. Мелик-Пашаев, Г. Н. Кудина, З. Н. Новлянская, А. Я. Михайлова, В. Г. Ражников, Н. Г. Тагильцева, A. B. Толстых, А. Ж. Овчинникова, И. В. Зеленкова, С. Ш. Евтых и др.).
Раскрывая сущность эстетического восприятия, необходимо выделить следующие основные положения: это вид эстетической деятельности, выражающийся в целенаправленном и целостном восприятии произведений искусства как эстетической ценности, которое сопровождается эстетическим переживанием [7]. Среди множества основных свойств или качеств эстетического восприятия авторами называются одухотворение, «очеловечивание» воспринятого (Г. Гегель, И. Кант, Н. Г. Чернышевский), его особая эмоциональная направленность (Ф. Хатчесон, Э. Бэрк, И. Кант), диалектика образного и реального, воплощенная в художественном произведении автором (Ф. Шеллинг, Х. Ортега-Гассет).
Рассматривая понятие «эстетическое восприятие», необходимо сопоставить его с близким, но не тождественным ему понятием – «художественное восприятие». «Эстетическое» и «художественное» – разные и вместе с тем тесно связанные друг с другом категории, их нельзя ни полностью разделять, ни отождествлять. Прежде всего, они различаются по масштабам. Сфера эстетического является всеохватывающей, предметом эстетической деятельности, восприятия и оценивания может стать весь чувственно воспринимаемый мир – любое явление действительности, природы, человеческих взаимоотношений. «Художественное» же связано с восприятием, созиданием, оцениванием произведений искусства. Поскольку художественное произведение представляет собой концентрацию эстетического начала, оно также может и должно стать предметом эстетического восприятия и эстетической оценки [2].Если целью развития эстетического восприятия является формирование способности воспринимать и видеть красоту в искусстве и жизни, оценивать ее, то ее реализация предполагает решение следующих задач (Г. С. Лабковская, Д. Б. Лихачев, Н. И. Киященко):
- создание определенного запаса элементарных эстетических знаний и впечатлений;
- формирование на основе полученных знаний социально-психологических качеств, способствующих возникновению эмоциональных переживаний и эстетической оценки предметов и явлений, чувства наслаждения ими;
- развитие потребности преобразовывать мир по законам красоты, созидать и творить, создавая прекрасное в искусстве, жизни, труде, поведении, отношениях.
В теории эстетического воспитания условием возникновения у детей эстетических проявлений, эмоций, чувств, интересов, потребностей, эстетического вкуса, эстетических суждений является эмоциональная отзывчивость (О. П. Радынова, Б. М. Теплов, К. В. Тарасова и др.). Авторы этих исследований отмечают, что эмоциональная отзывчивость является показателем личностного отношения и значимости художественного произведения для ребёнка, что свидетельствует об эмоционально-оценочном отношении личности к художественному воздействию. Это выражается в широком комплексе внешних проявлений (мимика, жесты, движения тела и др.) и выступает отправной точкой развития эстетических чувств, отношений, потребностей, а также эстетических вкусов и интересов личности
По мнению А. А. Мелик-Пашаева, эстетическое – это значит связанное с чувственным восприятием. И для человека с развитым эстетическим отношением особое значение приобретает внешний облик мира, его «форма», все то, в мире, что можно непосредственно воспринимать чувствами. Главное, что человек начинает воспринимать неповторимый чувственный облик людей, предметов, явлений природы, событий общественной жизни не как внешнюю их сторону, а как прямое выражение внутреннего состояния, настроения, характера, судьбы. Предмет уже не распадается на внешнюю форму, которую человек воспринимает, и на внутреннее содержание, которое он познает: сама форма становится для него прозрачным носителем содержания [5].
Глубокое переживание эстетического чувства неразрывно со способностью эстетического суждения, т.е. с эстетической оценкой явлений искусства и жизни. А. К. Дремов эстетическую оценку определяет, как оценку, основанную на определенных эстетических принципах, на глубоком понимании сущности эстетического, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации. Сравним с определением Б. Т. Лихачева: «Эстетическое суждение – доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни, искусства, природы» [4, с. 58].
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по понятию «эстетическая оценка», можно обобщить, что ряд авторов (С. Л. Рубинштейн, А. Ф. Лазурский, А. И. Буров, Н. А. Ветлугина) рассматривают ее как устойчивое свойство личности, возникающее в процессе общения с художественными произведениями и выражающееся в умении чувствовать, понимать и оценивать красоту в эстетических суждениях; испытывать потребность общения с произведениями. Другие (А. Н. Леонтьев, В. И. Мясищев) отмечают, что эстетическая оценка – это результат развития эстетического восприятия, она включает интерес, знание, переживание, ассоциации; это постижение эстетических качеств объекта.
Таким образом, эстетическая оценка – это и результат развития, и необходимое условие эстетического восприятия. Как компонент эстетического отношения к жизни и к искусству в целом, эстетическая оценка формируется и развивается в деятельности при целенаправленном руководстве.
Взаимосвязь восприятия и деятельности долгое время игнорировалась в психологии, либо восприятие изучалось вне практической деятельности (различные направления субъективной менталитетской психологии), либо деятельность рассматривалась вне зависимости от восприятия. Однако известно, что развитие как деятельность в целом, так и входящие в ее состав перцептивные процессы происходят не спонтанно. Оно определяется содержанием деятельности, условиями жизни и обучения. Поэтому на формирование эстетического восприятия, безусловно, оказывает влияние сама деятельность, которая должна быть художественной по содержанию и творческой по форме.
Главной особенностью развития художественного творчества, как отмечает А. А. Мелик-Пашаев, являются художественные способности ребенка, представленные автором в определенной структурной иерархии: развитое эстетическое отношение человека к действительности (высший уровень этой иерархии); способность к перевоплощению, способность человека встать на точку зрения «другого», понять и почувствовать его изнутри; потребность ребенка оживить, наделить душой, словом, поведением все, что его окружает; наблюдательность, т.е. развитие у ребенка способности активно, избирательно высматривать в жизни то, что может послужить для выражения определенного художественного замысла, переживания.
Таким образом, развитие эстетического восприятия представляет собой динамический процесс, актуализирующий личностные и интеллектуальные структуры. Определяя возможности развития эстетического восприятия, нами были определены компоненты эстетического восприятия старших дошкольников:
1. Эмоциональная отзывчивость, под которой мы понимаем наличие эмоционального отклика при восприятии эстетического объекта и ситуации.
2. Чувствительность к гармонии, под которой мы понимаем умение выделять выразительную особенность формы, во взаимосвязи с ее чувственным обликом. Форма – прозрачная носительница души» (М. А. Врубель).
3. Способность эмпатийного включения при восприятии природы, искусства и другого человека, под которой мы понимаем «вчувствование» в мир другого, непосредственное сопереживание ему.
4. Эстетические суждения, под которыми мы понимаем проявление собственного мнения о произведениях, умение в слове выразить эстетическое впечатление.
Таким образом, на основе принятого нами определения «эстетическое восприятие», а также его компонентов мы выделяем следующие этапы формирования эстетического восприятия старших дошкольников: эмоционально-перцептивный; аналитико-синтетический; эмоционально-творческий; ценностно-смысловой.
В ходе эмоционально-перцептивного этапа развивается положительная эмоциональная реакция на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, происходит концентрация внимания старшего дошкольника на определение ведущей эмоции произведения. Ряд заданий направлен на формирование эмоционального отклика на произведение, через различные способы уподобления: двигательный, мимический, ритмический и т.д. Задания подбирались таким образом, чтобы дети смогли прожить, «пропустить» основную эмоцию произведения через себя, тем самым усиливая эмоциональное воздействие и осознание эмоции, для неформального ее определения в дальнейшем. Для активизации восприятия эмоционального тона использовались: метод создание композиции, метод создания художественного контекста (Л. В. Горюнова), метод уподобления (О. П. Радынова).
Целью следующего аналитико-синтетического этапа формирования эстетического восприятия становится осознание детьми авторской индивидуальности в выборе средств выразительности для воплощения собственного замысла. В процессе аналитико-синтетического этапа, используя метод создания художественного контекста (обращение к разным видам искусства) и метод создания композиции (обращение к разным видам художественно-творческой деятельности), ребенок с помощью педагога подводится к осознанию целостности и единства формы и содержания воспринимаемого. Ряд заданий направлен на выявление детьми особенности каждого вида искусства, средств его выразительности, определение чувственного богатства звуков, форм, красок их тонкое и точное различение. Другие – на развитие умений видеть объект с различных точек зрения и позиций. В процессе интерпретации явления, художественного образа у ребенка развивается сосредоточение и наблюдательность. С этой целью использовались метод сходства и различия (Ю. Б. Алиев), метод контрастного сопоставления (О. П. Радынова).
В процессе эмоционально-творческого этапа создавались ситуации для эмпатийного вхождения в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности. Творческая деятельность, реализуя психологические особенности восприятия старшего дошкольного возраста (повышенная активность, эмоциональная восприимчивость, суггестивность), в то же время способствует развитию умения воплощать собственный замысел в художественном продукте. На эмоционально-творческом этапе реализуется деятельностный подход приобщения ребенка к искусству: присвоение ребенком общечеловеческих духовных ценностей в опоре на собственную созидательную деятельность. В процессе творческой деятельности у ребенка развиваются качества, потребности и способности, которые превращают индивида в активного созидателя, творца эстетических ценностей, позволяют ему не только наслаждаться красотой мира, но и преобразовывать его по законам красоты. На данном этапе применялись такие методы, как метод уподобления художественному образу, проблемный метод, метод сопереживания (А. А. Мелик-Пашаев), метод моделирования художественно-творческого процесса (Л. В. Школяр, Е. Д. Критская, М. С. Красильникова).
Содержание ценностно-смыслового этапа было направлено на формирование у детей собственного мнения о произведениях, явлениях и предметах окружающего мира, с помощью педагога формировались умения осознавать и передавать в речи эстетические переживания и суждения; развивалась способность к обобщенной характеристике воспринятого. На данном этапе использовались: метод осознания личностного смысла (А. А. Пиличяускас), метод размышления (Д. Б. Кабалевский) и др.
На основе определения понятия «эстетическое восприятие» и выявленных структурных компонентов формирования эстетического восприятия были определены показатели и критерии эстетического восприятия:
1. Эмоциональная отзывчивость при восприятии эстетического объекта или ситуации. Для выявления уровня сформированности показателя были выделены критерии: проявление эмоциональной реакции в процессе взаимодействия с искусством; ее разнообразие (жесты, мимика, движения тела, эмоциональность речи); адекватность смыслу, образному строю художественного произведения.
2. Чувствительность к гармонии. Для выявления уровня были выделены критерии: способность воспринимать неповторимый чувственный облик вещей: цвет, движение, звучание; уникальность их сочетания; способность видеть за внешней формой внутреннее идейно-эмоциональное содержание.
3. Направленность на преобразование впечатлений в выразительные образы. Критерии: способность предвосхищать будущий художественный образ; активность художественно-творческой деятельности; способность находить адекватные средства (цветовую, языковую, звуковую, пластическую форму, фактуры, ритмы, тембры и т.д.), которые позволяют «проявить» и воплотить впечатления в выразительные образы.
4. Эстетические суждения. Критерии: выражать различными способами (эпитеты и образные сравнения) свое отношение к воспринимаемым произведениям искусства; мотивировать выбор того или иного произведения разных видов искусства.
Детям дошкольного возраста достаточно сложно вербально выразить чувства, эмоции, вызванные художественным произведением (в т.ч. музыкальным) [8]. С этой целью для выявления уровня сформированности показателя эмоциональная отзывчивость предлагалось задание на выражение отклика в движении или графической линии. Для выполнения задания была выбрана пьеса Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля».
Для выявления уровня сформированности чувствительности к гармонии (способности воспринимать особенность звучания, уникальное сочетание черт, не просто как внешнюю форму, а как прямое выражение внутренней жизни) была разработана диагностическая методика «Стиль». В качестве стимульного материала детям предлагалось две серии музыкальных произведений разных композиторов (Л. Бетховен и П. И. Чайковский) и две карточки красного и голубого цвета, где определенный цвет связывается с соответствующим настроением музыки: голубой – с нежным, лирическим характером музыки; красный цвет – с решительным, взрывным характером музыки Л. Бетховена.
Предлагаемый детям материал различен по музыкальному стилю композиторов. Определяющей чертой музыки Л. Бетховена («Ода к радости»; «Симфония № 3», op. 55 3 ч.) можно считать бравурность, воодушевленность, праздность, величие и т.д. Для музыки П. И. Чайковского (Адажио из балета «Щелкунчик»; «Апрель (Подснежник)» из цикла «Времена года») характерны мелодичность, напевность, легкость, мечтательность. Выполнение задания связано с умением, возможно интуитивно почувствовать особенности музыкального стиля композиторов, предпочитаемых ими средств выразительности.Весьма эффективной в изучении направленности на преобразование впечатлений в выразительные образы является методика «Водопад». Яркое, волнующее, энергичное настроение стихотворения Р. Саути «Лодорский водопад» позволяет вызвать у детей потребность воплотить, «проявить» собственные впечатления в выразительные образы, используя разнообразные средства (цвет, слово, звук, движение, фактура, тембр и т.д.).
В ходе проведенных нами экспериментальных исследований на основе разработанных диагностических методик выявлена положительная динамика в развитии эстетического восприятия старших дошкольников. Данные результаты доказывают эффективность разработанной нами методики развития эстетического восприятия, включающей: развитие положительной эмоциональной реакции на «эстетическое» явление, ситуацию, объект, установление детьми взаимосвязи между особенностью выразительных средств и содержанием художественного образа, развитие эмпатийного включения, вхождение в художественный образ, в мир другого человека, непосредственное сопереживание ему и выражение всего этого в собственной художественно-творческой деятельности, формирование на этой основе у детей эстетических переживаний и суждений. Доказана эффективность деятельностного подхода в развитии эстетического восприятия детей дошкольного возраста.
Рецензенты:
Тагильцева Н. Г. д.п.н., профессор, зав. кафедрой «Пения и методики его преподавания» Института музыкально-художественного образования УрГПУ, г. Екатеринбург;
Куприна Н. Г. д.п.н., профессор, зав. кафедрой эстетического воспитания Института педагогики и психологии детства УрГПУ, г. Екатеринбург.