Упомянутый Приказ определил понятие политико-воспитательной и культурно-массовой работы как реализацию принципа исправительно-трудовой политики Советского государства. Главной ее целью являлось трудовое перевоспитание основной массы заключенных, приобщение их к участию в социалистическом строительстве. Предпочтение отдавалось культурно-воспитательной составляющей, под которой понимались:
1) проведение среди заключенных массовой политической работы;
организация трудового соревнования, внедрение в производство стахановских
методов труда;
2) организация обмена опытом, популяризация методов лучших
производственников через печать, наглядную агитацию, слеты и заседания штабов
трудового соревнования;
3) оказание помощи производственным аппаратам в развертывании сети школ и курсов массово-технического обучения;
4) повседневная помощь администрации лагеря (колонии) и непосредственное участие в вопросах организации быта заключенных;
5) разъяснение заключенным установленных правил режима, трудовой дисциплины и мер поощрения;
6) борьба с отказниками, промотчиками, нарушителями трудовой дисциплины и режима;
7) организация культурного отдыха заключенных;
8) развитие самодеятельности заключенных посредством вовлечения их в работу различных секций: массово-производственной, культурно-массовой, санитарно-бытовой и других, работающих под руководством и контролем КВО;
9) выявление в среде заключенных талантливых и одаренных людей, рационализаторов и изобретателей, создание условий для применения их знаний и дарований [3, с. 262].
Проведенная в 1943 г. проверка состояния культурно-воспитательной работы показала, что в отдельных ИТЛ и колониях она не проводилась, в других отмечалась тенденция к ее сворачиванию. Причинами этого были общее физическое состояние заключенных, ослабленных вследствие недостаточного питания, болезней, и большая смертность в местах лишения свободы в период с конца 1941 и до весны 1943 г. Неудовлетворительно оценивалось положение дел в Воркутинском, Ухтоижемском, Астраханском исправительно-трудовых лагерях. Начальники лагерей и политотделов уделяли мало внимания подбору кадров культурно-воспитательных работников. Воспитательные аппараты лагерей и колоний на 40–50% были укомплектованы неквалифицированными работниками. В ряде случаев культурно-воспитательная работа велась в отрыве от жизни страны и деятельности конкретного лагеря или колонии. Политотделы слабо контролировали качество проведения культурно-воспитательной работы, не оказывали необходимой помощи в ее налаживании. Культурно-воспитательный отдел ГУЛАГа недостаточно твердо руководил подчиненными аппаратами на местах, не проявлял должной активности и настойчивости в устранении недостатков, в обобщении и распространении положительного опыта [4, с. 449].
Вместе с тем ГУЛАГ должен был продолжать давать необходимую стране продукцию. Поэтому проводившаяся в исправительно-трудовых лагерях и колониях НКВД культурно-воспитательная работа среди заключенных была направлена на дальнейшее повышение трудовой дисциплины и производительности труда. В результате принятых мер трудовым соревнованием удалось охватить 95% работавших заключенных. Число отказчиков от работы к 1944 г. по сравнению с 1940 г. сократилось в 5 раз и составило 0,25% от общего числа лиц, привлеченных к труду. Во многих лагерных подразделениях и колониях были полностью искоренены отказы от работы, все заключенные выполняли производственные нормы [5, с. 40].
Большое внимание уделялось организации политического просвещения заключенных ИТЛ и колоний. Для спецконтингента систематически организовывались политбеседы, регулярные читки газет, доклады и лекции. В 1941 г. их состоялось 10 420, в 1942 – 27 275, в 1943 г. — 32 480. Для участия в этой работе было привлечено, помимо культурно-воспитательных работников, свыше 6000 других сотрудников лагерей и колоний. Активно выпускались печатные издания ГУЛАГа: «Лес — стройкам» (Устьвымлаг), «Гидроэнергию — Уралу» (строительство Понышской ГЭС), «Сталинская новостройка» (Нижнеамурское строительство) и др.[1].
Для реализации своих функций начальники культурно-воспитательных отделов (отделений) с разрешения руководства ИТЛ и колоний могли пользоваться материалами и других отделов, необходимыми для осуществления работы. На них возлагались подбор кадров, их перестановка или увольнение. Таким способом создавались предпосылки для совершенствования воспитательной работы с заключенными, при этом привлекались в помощь сотрудники других частей и служб, а также активисты из числа заключенных. За работой культурно-воспитательных отделов УИТЛК и ОИТК устанавливался контроль со стороны ГУЛАГа, перед которым они были обязаны отчитываться по установленной форме. В свою очередь начальники культурно-воспитательных отделов получили право вызывать сотрудников культурно-воспитательных частей из подразделений с отчетами и докладами о работе, созывать совещания, проводить инструктаж работников [4, с. 451].
С учетом особенностей военного времени широко применялись новые формы производственного соревнования: фронтовые вахты, трудовые салюты, лицевые счета по выпуску сверхплановой продукции в фонд обороны страны; проводились производственные конференции и слеты отличников производства. В честь побед Красной Армии в Сиблаге с 1 по 5 мая 1944 г. был проведен трудовой салют, в результате которого средняя производительность труда по всему Юргинскому отдельному лагерному пункту составила 214%, а отдельные заключенные выполнили трудовое задание на 336, 358, 436% и более [2].
Воспитательная работа способствовала развитию чувства патриотизма среди заключенных, что выразилось в массовой подаче ими заявлений об отправке на фронт, сдаче личных ценных вещей, денег и облигаций госзаймов в фонд обороны страны, приобретении за наличный расчет облигаций государственных военных займов. В 1941 г. в фонд обороны страны от заключенных поступило свыше 250 000 рублей, в 1942 г. – свыше 2 000 000 рублей, в 1943–1944 гг. – 25 000 000 рублей [5, с. 40].
Культурно-массовая работа с заключенными проводилось в более чем 1500 клубах и культурных уголках. К активной общественной работе было привлечено 77 000 заключенных. В лагерях и колониях насчитывалось 2600 кружков художественного творчества, которые за 3 года поставили и провели более 100 000 спектаклей, концертов и вечеров художественной самодеятельности. За это же время в клубах и культуголках состоялось свыше 110 000 киносеансов. Заключенные могли пользоваться также 950 стационарными и передвижными библиотеками с книжным фондом в 400 000 экземпляров [2].
Несмотря на объективные трудности, проводившаяся в годы войны массово-политическая и культурно-воспитательная работа оказывала на заключенных значительное воздействие. За эти годы в фонд обороны страны от осужденных поступило добровольных взносов более 40 млн рублей, значительное количество золотых и серебряных предметов. В самое трудное время для страны многие заключенные добровольно выражали желание пойти на фронт и после освобождения из ИТУ направлялись в действующую армию. Большинство из них мужественно и стойко сражались. Из 1250 человек, с которыми администрация ИТУ установила письменную связь, 14 бывших заключенных были удостоены звания Героя Советского Союза, 312 — награждены орденами и медалями, 91 освобожденному из мест лишения свободы было присвоено офицерское звание, 36 — приняты в ряды ВКП(б) [4, с. 451].
С окончанием войны ставилась задача по усилению культурно-воспитательной работы среди заключенных. Однако аппараты КВО и КВЧ были малочисленными и не могли как следует организовать воспитательный процесс. Их усилия сводились в основном к проведению культурно-воспитательных мероприятий. Не везде имелись условия для проведения клубной и библиотечной работы. Недостаточно уделялось внимания и организации спортивно-массовых мероприятий. Улучшить работу можно было за счет усиления помощи аппаратам КВО и КВЧ со стороны политических органов. В сентябре 1945 г. ГУЛАГ принимает решение возвратиться к прежнему порядку руководства культурно-воспитательными отделами и подчиняет их заместителям начальников политотделов [4, с. 451].
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что воспитательная работа в годы Великой Отечественной войны давала возможность заключенным повышать уровень политических и общеобразовательных знаний, способствовала развитию их самодеятельности и патриотизма, выполнению планов по выпуску продукции для нужд фронта и тыла, пополнению фонда обороны страны [3, с. 272].
Рецензенты:
Кириллова Т.В., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО «Академия права и управления ФСИН России», г. Рязань;
Литвишков В.М., д.п.н., профессор кафедры юридической психологии и педагогики, ФКОУ ВПО «Академия права и управления ФСИН России», г. Рязань.