Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

LIFE – MEANING ORIENTATIONS OF ADOLESCENTS LIVING IN DIFFERENT MACROSOCIAL CONDITIONS

Gorkovaya I.A. 1 Shmygareva V.V. 1
1 Herzen State Pedagogical University
The paper examines peculiarities of the formation of adolescent life orientations with regard to macrosocial living conditions, namely the metropolis (St. Petersburg) and suburbs. The analysis of the collected data has shown that urban adolescents are more focused on life as a process and are satisfied with it. Teenagers growing in the suburbs are motivated by objectives which would bring them to a higher "quality of life". Of all values, family values are the most insignificant for all adolescents, but suburban teenagers still retain much focus on the family in comparison with those living in the city. Self-realization dominates the value system of urban teenagers. In suburban adolescents, the most significant are the status meanings. The results of the correlation analysis have shown that the key parameters in the correlation group of urban teenagers are own prestige, preservation of own identity, self-realization and social contacts, whereas in suburban teens the main parameters are own prestige, "control over life" locus, and communication.
teenagers
megapolis
life-meaning orientation
values

В психологии смысл жизни, как правило, рассматривается с точки зрения того, как его наличие или отсутствие влияет на жизнь и деятельность личности, и того, каким образом происходит формирование смысложизненных ориентаций человека. Смысловая сфера определяет поведение человека, интересы личности, выбор человеком жизненного пути, его самоопределение. Наиболее остро проблема определения своего места в социуме, понимания того, ради чего стоит жить, стоит перед выпускниками школ.

В.Э. Чудновский отмечает, что выбор главного жизненного пути происходит тогда, когда у человека еще недостаточно жизненного опыта и знаний, а образовательный процесс в школе мало готовит человека к выбору жизненной стратегии, поэтому сензитивным периодом для развития смыслов и ценностей можно считать старший подростковый возраст [4].

 Целью данной работы является выявление особенностей формирования смысложизненных ориентаций подростков в зависимости от макросоциальных условий проживания, а именно мегаполиса (Санкт-Петербург) и пригорода.

Различные внешние силы, степень воздействия которых возрастает в зависимости от величины города, делают горожанина носителем определенных характеристик. Это, во-первых, приспособленность к информационному шуму, непрерывной смене внешних и внутренних раздражителей, восприятию их как повседневного естественного звукового и визуального фона; во-вторых, способность учитывать и подчинять стихийную информацию своим нуждам и требованиям, умение ее анализировать и принимать в соответствии с этим самостоятельные ответственные решения; в-третьих, высокая пространственная мобильность. 

  Влияние социокультурной среды города на личность горожанина выражается в готовности к смене занятий, вкусов, пространственных локализаций, устойчивой ориентации на поиск информации. В мегаполисе возможности смены социальной роли, имиджа, следование непривычным стереотипам поведения. Кроме того, здесь увеличивается роль системы образования, культурно-досуговых объектов, средств массовой коммуникации и уменьшается влияние традиций в регулировании поведения личности [5].

Объект исследования

Современные подростки в возрастной категории от 15 до 17 лет, проживающие в городе Санкт-Петербурге, — 50 человек, и подростки, проживающие в поселке Кузьмолово Ленинградской области, — 50 человек.

Психодиагностические методы исследования

 1. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО) (Джеймс Крамбо и Леонард Махолик, адаптация Д.А. Леонтьева).

2. Морфологический тест жизненных ценностей (МТЖЦ) (Карпушина Л.В.) 

3. Методика исследования системы жизненных смыслов (Котляков В.Ю.). [2, 3]

Для математико-статистической обработки полученных результатов применялся пакет компьютерных программ «Statistica ver.6.0». Все данные собраны при участии Т.В. Исаченко.

При анализе результатов методики «Смысложизненные ориентации» значимые различия между подростками мегаполиса и пригорода были обнаружены (по t-критерию Стьюдента при р ≤ 1%) по 4 шкалам из 6: «Цели в жизни», «Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией», «Локус контроля – жизнь или управляемость жизнью», «Осмысленность жизни» и по t-критерию Стьюдента при р ≤ 5 % по шкале «Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни». При этом подростки мегаполиса демонстрировали более высокие показатели в отношении интереса и эмоциональной насыщенности жизни, удовлетворенности самореализацией, управляемости жизнью и осмысленности, тогда как сельские ребята показали высокий результат в отношении целей в жизни.  Из этого следует, что городские подростки более ориентированы на жизнь как на процесс и довольны ею. Подростки пригорода ориентированы на цели, приближающие их к более высокому «качеству жизни», что отражено на рисунке 1.

Рис. 1. Сравнительный анализ средних значений, полученных в группах по тесту «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев)

 Анализ значений по методике «МТЖЦ» показал следующие особенности выраженности ценностей у подростков мегаполиса и пригорода.

 Значимые различия между подростками обнаружены по шкалам ценностей «Развитие себя», «Креативность», «Обучение и образование», «Общественная жизнь» (по t -критерию Стьюдента при p≤ 5%) и «Духовное удовлетворение», «Достижения», «Высокое материальное положение», «Сохранение собственной индивидуальности», «Профессиональная жизнь» (по t-критерию Стьюдента при p≤ 1%). При этом ранжирование ценностей, сильнее проявленных у подростков мегаполиса, следующее: «Креативность», «Увлечения». Следовательно, городские подростки наиболее склонны к реализации своих творческих возможностей, стремлению изменять окружающую действительность преимущественно в настоящем. Очевидно, городская среда создает более благоприятные условия для возможности проявить себя в различных сферах.

На рисунке 2 видно, что у подростков пригорода ярче выражены ценности: «Высокое материальное положение», «Сохранение собственной индивидуальности», «Достижения», «Развитие себя», «Духовное удовлетворение» и сферы самореализации «Профессиональная жизнь», «Обучение и образование», «Общественная жизнь». Эта группа ценностей подтверждает данные по методике Леонтьева о высоком значении целей в жизни для сельских подростков, стремящихся создать благоприятные стартовые возможности для перехода на более высокий уровень жизни в будущем. Гарантией жизненного благополучия при этом для них выступает прежде всего высокое материальное положение как результат собственных достижений при реализации своих способностей и увлечений.  

Рис. 2.  Сравнительный анализ средних значений, полученных в группах по методике «МТЖЦ» (В.Ф. Сопов, Л.В. Карпушина)

По шкалам «Активные социальные контакты» и «Собственный престиж» и сферам «Семейная жизнь» и «Физическая активность» значимых различий между городскими и сельскими подростками не выявлено. Следует отметить, что по шкале «Собственный престиж» обе группы подростков показали высокий результат, тогда как по шкале «Семейная жизнь» показатели самые низкие. Результат можно объяснить особенностями жизненных задач, решаемых в подростковом возрасте, а именно приобретением автономии от семьи.  

  При анализе методики «Система жизненных смыслов» значимые различия между подростками города и пригорода обнаружены по шкале «Смыслы самореализации». Здесь подростки мегаполиса демонстрируют более высокие результаты, чем подростки пригорода. Данная шкала соответствует содержанию шкалы «Удовлетворенность самореализацией» методики «Смысложизненные ориентации», в которой подростки города продемонстрировали более высокие результаты [1].

Значимые различия обнаружены по шкале «Статусные смыслы», которые основаны на потребности человека занимать высокое положение в обществе и строить карьеру, добиваться успеха и признания в глазах окружающих. По этой шкале наивысшие результаты показывают подростки пригорода, что видно на рисунке 3.

 

Рис. 3. Сравнительный анализ средних значений, полученных в группах (мегаполис – пригород) по методике «Система жизненных смыслов» (Сопов В.Ф., В. Ю. Котляков)

Значимые различия обнаружены по шкале «Семейные смыслы». Наиболее высокие показатели выраженности этих смыслов демонстрируют подростки пригорода. Этот факт может быть обусловлен тем, что подростки пригорода менее отчуждены от семьи, больше ориентированы на старшее поколение и поддержку традиций.

 

Таким образом, можно заключить, что в системе жизненных смыслов подростков мегаполиса преобладают смыслы самореализации. У подростков пригорода наиболее представлены статусные смыслы.

 

В результате корреляционного анализа были составлены корреляционные плеяды, фрагменты которых представлены на рисунках 4 и 5.

 

 Итак, на рисунке 4, отражающем фрагмент корреляционной плеяды, системообразующими показателями в группе подростков мегаполиса являются: социальные контакты, собственный престиж, сохранение собственной индивидуальности (МТЖЦ). Необходимо отметить, что в методике «Система жизненных смыслов» В.Ю. Котлякова выраженность признака растет по мере понижения значения по каждой из шкал, т.е. взаимосвязи со шкалами этой методики, обозначенные как прямые, на самом деле являются обратными, и наоборот.

 

Условные обозначения в рисунках:

 

  положительная  взаимосвязь, отрицательная взаимосвязь, р≤0,05(уровень значимости 5%); ═ положительная взаимосвязь,  отрицательная взаимосвязь р ≤ 0,01 (уровень значимости 1%)

 

Социальные контакты взаимосвязаны с целым рядом показателей. Так, они имеют положительные взаимосвязи со смыслами самореализации (р ≤ 0,01), целями в жизни и осмысленностью жизни (р≤0,05)  и отрицательную взаимосвязь — с семейными смыслами ( р ≤ 0,01).

 


Рис. 4. Корреляционная плеяда, составленная по группе подростков мегаполиса, где:


1) социальные контакты

2) собственный престиж

3) сохранение индивидуальности

4) общественная жизнь

5) физическая активность

6) экзистенциальные смыслы

7) гедонистические смыслы

8) смыслы самореализации

9) статусные смыслы

10) коммуникативные смыслы

11) семейные смыслы

12) когнитивные смыслы

13) цели в жизни

14) осмысленность жизни


 

Данные взаимосвязи показывают, что для подростков мегаполиса социальные контакты являются значимыми и составляют основу для постановки и достижения целей, самореализации себя в социальном мире, придают жизни осмысленность.  

Собственный престиж имеет ряд отрицательных взаимосвязей с экзистенциальными смыслами, когнитивными смыслами (р ≤ 0,05), а также с осмысленностью жизни (р ≤ 0,01). Также он имеет положительную взаимосвязь со статусными смыслами (р ≤ 0,01). Следовательно, подростки мегаполиса, для которых наиболее значимой ценностью является собственный престиж, придают меньшую ценность самому процессу проживания жизни, ее познавания, поиску ее смысла. Положительная взаимосвязь со статусными смыслами, на наш взгляд, объясняется тем, что в представлениях подростков категории «престиж» и «высокий социальный статус»  отождествляются.

Большое количество взаимосвязей показывает такой критерий, как сохранение собственной индивидуальности. Этот показатель положительно коррелирует с когнитивными смыслами (р ≤ 0,01) и отрицательно — с гедонистическими смыслами, смыслами самореализации, семейными смыслами (р ≤ 0,01). Отрицательная взаимосвязь с семейными смыслами объясняется стремлением к своей независимости и защите своего мнения. Что касается отрицательных корреляций со смыслами самореализации и гедонистическими смыслами, то в данном случае личность, стремящаяся к независимости и преобладанию собственных мнений над общепринятыми, вынуждена постоянно доказывать право на свою точку зрения, и не всегда приемлемыми социумом способами (юношеский протест, самоутверждение), а соответственно неизбежно сталкивается с внутренними и внешними конфликтами.

На рисунке 5 представлены фрагменты корреляционной плеяды, составленной по результатам исследования подростков пригорода.

Рис. 5. Корреляционная плеяда, составленная по группе подростков пригорода, где:


1) духовное удовлетворение

2) креативность

3) социальные контакты

4) собственный престиж

5) профессиональная жизнь

6) физическая активность

7) экзистенциальные смыслы

8) смыслы самореализации

9) коммуникативные смыслы

10) цели в жизни

11)лк «управляемость жизни»

12) осмысленность жизни


Системообразующими показателями в корреляционной плеяде, составленной по результатам исследования группы подростков пригорода, стали следующие показатели: собственный престиж (МТЖЦ), локус контроля «управляемость жизни» (по методике СЖО) и коммуникативные смыслы (СЖС).

Такой показатель, как «собственный престиж», выявил наличие отрицательной взаимосвязи с коммуникативными смыслами и локусом контроля «управляемость жизни» (р ≤ 0,01).  Подростки пригорода, желающие занять высокое положение в обществе, склонны недооценивать общение и не рассматривают жизнь как управляемый процесс. 

 Локус контроля «Управляемость жизни» имеет отрицательные взаимосвязи с собственным престижем (р ≤ 0,01) и сферой профессиональной жизни (р ≤ 0,05). Убежденность подростков пригорода в том, что им дано сознательно контролировать свою жизнь, помогает справляться им с трудными жизненными ситуациями и стрессом, однако снижает их стремление занять высокое положение в обществе, получить признание окружающих, выбрать для себя престижную профессию.

 Таким образом, собственный престиж является системообразующим показателем и для подростков пригорода, и для подростков мегаполиса. Однако подростки мегаполиса в большей степени направлены на самореализацию и сохранение своей индивидуальности, в то время как подростки пригорода считают жизнь управляемым процессом и ставят более прагматичные цели в жизни. Наличие положительной взаимосвязи между физической активностью, самореализацией и креативностью может быть объяснено проявлением большей выносливости при раскрытии своих творческих способностей и стремлением изменить действительность подростками пригорода.

 
 

Рецензенты:

Коржова Е.Ю., д.псх.н., профессор, зав. кафедрой психологии человека ФБОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Машков В.Н., д.псх.н., профессор, профессор кафедры психологии и педагогики ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский институт культуры», г. Санкт-Петербург.