В нормативных правовых документах, формирующих политику в области образования, подчеркивается, что одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, а также социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Образовательные программы и методические разработки духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлены на обеспечение полноценной и последовательной идентификации обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом России, открытым для диалога с миром [2, 3], [5]. Психолого-педагогические исследования проблемы духовно-нравственного воспитания подтверждают, что воспитание должно быть ориентировано на достижение определённого идеала, то есть «образа» человека: Человека-Гражданина, Человека-Культуры и Нравственности, Человека-Созидателя [1]. «Ядром» духовности при этом являются ценности – как своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами поведения и поступков [4].
Ключевой особенностью духовно-нравственного воспитания является не только ориентация на усвоение социальных норм, правил, высоких духовных ценностей, но и на развитие созидательных способностей личности, проявляемых ею добровольно. В последнее время в русле духовно-нравственного воспитания активно развивается школьное добровольчество, которое призвано подготовить подрастающее поколение к активной жизни в обществе в соответствие с общечеловеческими нормами и ценностями. Добровольческое движение формирует гражданские позиции школьников, умение осуществлять социально правильный выбор. Важнейшие ценности добровольчества, такие как – свобода выбора, добрая воля, солидарность, гражданская и социальная ответственность направлены на раскрытие у школьников полноты человеческого потенциала, воспитание духовно-нравственных ценностей, нравственного уклада жизни.
Школьная география, и особенно география своей местности, обладает огромным потенциалом в раскрытии духовности и нравственности учащихся на основе внеучебной добровольческой деятельности. Реализация духовно-нравственного воспитания на основе добровольческой деятельности в процессе изучения географии своей местности призвано: системно, последовательно и глубоко содействовать решению вопросов консолидации общества на конкретной территории, личностно значимой для учащегося; сплачивать детей, родителей и общество на основе комплексного (в единстве человека, природы и культуры) развития духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций, обычаев. Таким образом, содержание школьной географии своей местности становится средством достижения новых целей, обеспечивает межпредметные связи и позволяет учащимся овладеть системой географических знаний и умений, возможностями их применения в различных жизненных ситуациях, способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать основы патриотизма и любви к Родине. Школьная добровольческая деятельность в рамках географической дисциплины вносит вклад в трудовое воспитание учащихся, экологическое просвещение, помогает выбрать профессию и жизненный путь, удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности в социально-ориентированном познании и сохранении окружающего мира [4].
Цель исследования заключается в разработке методики духовно-нравственного воспитания учащихся во внеучебной добровольческой деятельности при изучении школьной географии своей местности. Анализ школьной практики показал, что реализация духовно-нравственного воспитания на основе добровольческой деятельности школьников в процессе изучения географии своей местности является востребованной, но носит фрагментарный характер. Для решения данной проблемы нами была разработана авторская методическая система реализации духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности (рис.1).
Рис. 1. Методическая система реализации духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности (авт.-сост. О.В. Смирнова, Е.Г. Смирнова).
Методическая система разработана на двух взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом (базовые идеи, подходы и принципы) и методическом (в единстве целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-оценочного компонентов)
Материал и методы исследования. Методологической основой разработки методической системы является культурно-экологический подход. Применительно к нашей работе, сущность культурно-экологического подхода состоит в экологизации школьной географии своей местности в направлении становления культурной личности, развития личности на основе национальных культурных и экологических ценностей. Культурно-экологический подход определяет стратегическую цель методической системы – воспитание географической и экологической культуры учащихся, как части общечеловеческой культуры, формирование ответственного отношения школьников к социальной реальности и получение опыта самостоятельного выполнения ответственных дел. Наше исследование опирается на концепцию Е.В. Бондаревской о воспитании личности ребенка в контексте культуры [1], поэтому стратегическая цель методической системы определяется триединством целевого компонента.
Культурно-экологический подход обеспечивает отбор географического содержания на рассмотрение вопросов ценностного взаимодействия с природно-социальной средой в различных сферах жизнедеятельности ученика. Учитывая принцип системности современной методики обучения и воспитания, культурно-экологический подход реализуется в целевом, содержательном, процессуальном и результативно-оценочном компонентах данной методической системы. Таким образом, данный подход способствует духовному и социальному развитию личности учащихся и направлен на гармонизацию отношений между обществом и природой, обеспечение взаимосвязи экологической ответственности и экологической культуры школьников.
Культурно-экологический подход направляет методическую систему в русло реализации идей:
- экологизации и гуманизации образования, что ориентирует учащихся на реальный «жизненный мир»; гуманитаризация образования расширяет личностный смысл в деятельности человека, и особое внимание здесь уделяется познанию норм этики и морали, базовых общественных ценностей, гуманитарного знания и опыта;
- добровольной гражданско-патриотической деятельности, в основе которой лежит эмоциональное переживание личности, любовь к родине, понимание ее проблем и стремление к улучшению своей жизненной среды на основе общечеловеческих ценностей (совесть, долг, гражданственность, ответственность, честь, милосердие, любовь, доброта, труд и др.), морали и этики и эстетики.
Личностно-деятельностный подход методической системы предполагает включение учащихся в многообразную познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную добровольческую деятельность по улучшению своей жизненной среды. Обеспечивает развитие механизмов самореализации и самовыражения, культурного саморазвития и самосовершенствования учащихся на основе личных стремлений и добровольного выполнения культуро- и природосообразных коллективно-творческих дел.
Аксиологический подход методической системы направлен на усвоение учащимися системы этических норм, ценностей, правил взаимоотношений в системе «человек – природа», понимание универсальной ценности природы, осознание ответственности за нее.
Рассмотренные выше идеи и подходы методической системы определили выбор основополагающих принципов реализации духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности: экологизации – предполагает осуществление духовно-нравственного воспитания учащихся на основе взаимодействия человека и природной окружающей среды, а также ориентирует стратегическую цель обучения на формирование культуры и ответственности; субъектности и социальности – предполагает создание равнопартнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений друг с другом, с педагогом, с социальной реальностью; ценностно-смысловой принцип предполагает раскрытие добровольческой деятельности как с точки зрения социального значения и личностного смысла, с точки зрения материальных и духовных ценностей, а непосредственная среда жизни учащихся при этом выступает субъектом ценностных отношений; принцип проблемности задает вектор проблемно-творческой направленности компонентам методической системы через изучение геоэкологических проблем и ситуаций своей местности, основ экологической этики через создание проблемной личностно-смысловой и проблемной личностно-созидательной ситуаций культурно-экологического взаимодействия; принцип нравственного выбора предполагает самоопределение учащихся, принятие решения о нравственно-значимом поступке, оценку нравственно-критической ситуации, нравственное убеждение; принцип нравственной укорененности поддерживает «связь времен» и преемственность поколений, направлен на идентификацию учащихся со своим народом на основе обычаев, традиций, ценностей, верований; принцип патриотизма обеспечивает воспитательное и регулирующее значение в социальной жизни учащихся, направлен на выражение и координацию национального сознания; принцип диалогичности подразумевает вовлечение учащихся в различные виды диалога и дискуссии.
Методический уровень включает раскрытие особенностей целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент направлен на формирование у школьников географической и экологической культуры. Содержательный компонент предполагает отбор информации нравственно характера в качестве учебной основы для получения учащимися географических, исторических, культурологических и др. знаний о своей местности. В структуру содержательного компонента входят мотивационно-познавательный, ценностно-нормативный и деятельностно-рефлексивный аспекты. Процессуальный компонент методической системы базируется на поэтапном формировании духовно-нравственного воспитания (на основе исследований А.И. Шемшуриной) [6]:
Интеллектуальный этап (нравственное осмысление) – происходит осмысление и осознание нравственного отношения к изучаемым объектам и явлениям; школьник знает и понимает общественную жизнь. Реализация этапа осуществляется на основе ситуаций нравственного осознания, опоры на общественное мнение. Включение в ситуацию реализуется на основе методов побуждения нравственных эмоций. Целью данного этапа является приобретение социально-экологических знаний и понимание общественной жизни с точки зрения общечеловеческих ценностей.
Этап нравственного выбора (нравственное становление) – направлен на нравственное становление, развитие ценностного отношения к общественной жизни в ходе осуществления добровольческой деятельности; школьник ценит общественную жизнь. Нравственное становление характеризуется формированием нравственного опыта. В качестве основы для реализации специфики этапа взяты ситуации нравственного выбора, включение в которые осуществляется посредством метода эмоционально-ценностных противопоставлений.
Деятельностно-поступочный (нравственный поступок) – этап направлен на осуществление нравственных поступков, получение опыта самостоятельной добровольческой социальной деятельности, создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к нравственному саморазвитию; школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Этап реализуется также посредством ситуаций нравственной рефлексии, направленных на рефлексивно-оценочную специфику деятельности с выработкой своей нравственной позиции школьником. Включение в ситуацию осуществляется на основе метода нравственной самореализации. Достижение цели каждого из этапов предполагает использование системы педагогических стимулов, позволяющих каждому учащемуся почувствовать успех в проделанной работе.
Результаты исследования. Результативно-оценочный компонент методической системы ориентирован на выявление усвоения знаний в соответствии с планируемыми результатами, развитие нравственного отношения и геоэкологической активности. В процессе экспериментальной проверки и обучения применялись следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность представленной методической системы.
Выводы. Разработанная методическая система успешно внедряется в практику в рамках кружковой работы школ г. Н.Новгорода и Нижегородской области.
Рецензенты:
Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород;
Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.