Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

METHODICAL SYSTEM OF SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION OF STUDENTS IN EXTRA-CURRICULAR VOLUNTARY ACTIVITY IN THE STUDY OF THE GEOGRAPHY OF THEIR REGIONCULTURAL

Smirnova O.V. 1 Smirnova E.G. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical University named Kozma Minin
The study presents the theoretical and methodological bases for the implementation of spiritual and moral education, associated with the formation of socially significant qualities of the personality in the process of extracurricular volunteering in the study of the geography of their region. The article contains the author´s methodical system, the components of which are identified based on the structure of geo-ecological responsibility of pupils and is based on ideas and principles that ensure a consistent transformation of the social cultural and environmental norms in the personal significance, the implementation of moral behavior in real-life environment. Methodical foundations of the copyright system to include purpose, content, procedural, technological and productive-evaluative components. Approbation of methodical system in school practice confirms its relevance, integrity, reliability and effectiveness.
a moral act.
geo-environmental responsibility
the geography of its surroundings
Volunteerism
spiritually-moral education
Проблема воспитания духовно-нравственного человека имеет исключительно важное значение для современного российского общества и образования. Это обусловлено сложной социально-экономической ситуацией в нашей стране, связанной с общим снижением духовности населения, перерождением морально-нравственных ценностей. Вместе с тем  современный человек должен быть гармонично развитой, духовно устойчивой личностью для того, чтобы динамично развиваться в быстро меняющемся мире, осваивать новые компетенции, ориентироваться в информационном поле, отвечать за свои поступки и быстро принимать социально значимые решения. Напрямую успешность человека сегодня зависит от экологической безопасности окружающей среды, а значит, от мировоззренческой позиции человека по отношению к природе, от его действий в жизненной среде. Все это актуализирует развитие именно человеческого потенциала в человеке.

В нормативных правовых документах, формирующих политику в области образования, подчеркивается, что одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, а также социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Образовательные программы и методические разработки духовно-нравственного развития и воспитания школьников направлены на обеспечение полноценной и последовательной идентификации обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом России, открытым для диалога с миром [2, 3], [5]. Психолого-педагогические исследования проблемы духовно-нравственного воспитания подтверждают, что воспитание должно быть ориентировано на достижение  определённого идеала, то есть «образа» человека: Человека-Гражданина, Человека-Культуры и Нравственности, Человека-Созидателя [1]. «Ядром» духовности при этом являются ценности – как своеобразные модели жизни, ставшие для человека внутренними регуляторами поведения и поступков [4].

Ключевой особенностью духовно-нравственного воспитания является не только ориентация на усвоение социальных норм, правил, высоких духовных ценностей, но и на развитие созидательных способностей личности, проявляемых ею добровольно. В последнее время в русле духовно-нравственного воспитания активно развивается школьное добровольчество, которое призвано подготовить подрастающее поколение к активной жизни в обществе в соответствие с общечеловеческими нормами и ценностями. Добровольческое движение формирует гражданские позиции школьников, умение осуществлять социально правильный выбор. Важнейшие ценности добровольчества, такие как – свобода выбора, добрая воля, солидарность, гражданская и социальная ответственность направлены на раскрытие у школьников полноты человеческого потенциала, воспитание духовно-нравственных ценностей, нравственного уклада жизни.

Школьная география, и особенно география своей местности, обладает огромным потенциалом в раскрытии духовности и нравственности учащихся на основе внеучебной добровольческой деятельности. Реализация духовно-нравственного воспитания на основе добровольческой деятельности в процессе изучения географии своей местности призвано: системно, последовательно и глубоко содействовать решению вопросов консолидации общества на конкретной территории, личностно значимой для учащегося; сплачивать детей, родителей и общество на основе комплексного (в единстве человека, природы и культуры) развития духовно-нравственных ценностей и отечественных традиций, обычаев. Таким образом, содержание школьной географии своей местности становится средством достижения новых целей, обеспечивает межпредметные связи и позволяет учащимся овладеть системой географических знаний и умений, возможностями их применения в различных жизненных ситуациях, способствовать нравственному воспитанию школьников, закладывать основы патриотизма и любви к Родине. Школьная добровольческая деятельность в рамках географической дисциплины вносит вклад в трудовое воспитание учащихся, экологическое просвещение, помогает выбрать профессию и жизненный путь, удовлетворить интересы и потребности развивающейся личности в социально-ориентированном познании и сохранении окружающего мира [4].

Цель исследования заключается в разработке методики духовно-нравственного  воспитания учащихся во внеучебной добровольческой деятельности при изучении школьной географии своей местности. Анализ школьной практики показал, что реализация духовно-нравственного воспитания на основе добровольческой деятельности школьников в процессе изучения географии своей местности является востребованной, но носит фрагментарный характер. Для решения данной проблемы нами была разработана авторская методическая система реализации духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности (рис.1).


 

Рис. 1. Методическая система реализации духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности (авт.-сост. О.В. Смирнова, Е.Г. Смирнова).

Методическая система разработана на двух взаимосвязанных уровнях: теоретико-методологическом (базовые идеи, подходы и принципы) и методическом (в единстве целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-оценочного компонентов)

 


Материал и методы исследования. Методологической основой разработки методической системы является культурно-экологический подход. Применительно к нашей работе, сущность культурно-экологического подхода состоит в экологизации школьной географии своей местности в направлении становления культурной личности, развития личности на основе национальных культурных и экологических ценностей. Культурно-экологический подход определяет стратегическую цель методической системы – воспитание географической и экологической культуры учащихся, как части общечеловеческой культуры, формирование ответственного отношения школьников к социальной реальности и получение опыта самостоятельного выполнения ответственных дел. Наше исследование опирается на концепцию Е.В. Бондаревской о воспитании личности ребенка в контексте культуры [1], поэтому стратегическая цель методической системы определяется триединством целевого компонента.

Культурно-экологический подход обеспечивает отбор географического содержания на рассмотрение вопросов ценностного взаимодействия с природно-социальной средой в различных сферах жизнедеятельности ученика. Учитывая принцип системности современной методики обучения и воспитания, культурно-экологический подход реализуется в целевом, содержательном, процессуальном и результативно-оценочном компонентах данной методической системы. Таким образом, данный подход способствует духовному и социальному развитию личности учащихся и направлен на гармонизацию отношений между обществом и природой, обеспечение взаимосвязи экологической ответственности и экологической культуры школьников.

Культурно-экологический подход направляет методическую систему  в русло реализации идей:

 - экологизации и гуманизации образования, что ориентирует учащихся на реальный «жизненный мир»; гуманитаризация образования расширяет личностный смысл в деятельности человека, и особое внимание здесь уделяется познанию норм этики и морали, базовых общественных ценностей, гуманитарного знания и опыта;

- добровольной гражданско-патриотической деятельности, в основе которой лежит эмоциональное переживание личности, любовь к родине, понимание ее проблем и стремление к улучшению своей жизненной среды на основе общечеловеческих ценностей (совесть, долг, гражданственность, ответственность, честь, милосердие, любовь, доброта, труд и др.), морали и этики и эстетики.

Личностно-деятельностный подход методической системы  предполагает включение учащихся в многообразную познавательную, коммуникативную, практико-ориентированную добровольческую деятельность по улучшению своей жизненной среды. Обеспечивает развитие механизмов самореализации и самовыражения, культурного саморазвития и самосовершенствования учащихся на основе личных стремлений и добровольного выполнения культуро- и природосообразных коллективно-творческих дел.

Аксиологический подход методической системы  направлен на усвоение учащимися системы этических норм, ценностей, правил взаимоотношений в системе «человек – природа», понимание универсальной ценности природы, осознание ответственности за нее.

Рассмотренные выше идеи и подходы методической системы определили выбор основополагающих принципов реализации духовно-нравственного воспитания учащихся при изучении географии своей местности во внеучебной добровольческой деятельности: экологизации – предполагает осуществление духовно-нравственного воспитания учащихся на основе взаимодействия человека и природной окружающей среды, а также ориентирует стратегическую цель обучения на формирование культуры и ответственности; субъектности и социальности – предполагает создание равнопартнерских, доверительных субъектно-субъектных отношений друг с другом, с педагогом, с социальной реальностью; ценностно-смысловой принцип предполагает раскрытие добровольческой деятельности как с точки зрения социального значения и личностного смысла, с точки зрения материальных и духовных ценностей, а непосредственная среда жизни учащихся при этом выступает субъектом ценностных отношений; принцип проблемности задает вектор проблемно-творческой направленности компонентам методической системы через изучение геоэкологических проблем и ситуаций своей местности, основ экологической этики через создание проблемной личностно-смысловой и проблемной личностно-созидательной ситуаций культурно-экологического взаимодействия; принцип нравственного выбора предполагает самоопределение учащихся, принятие решения о нравственно-значимом поступке, оценку нравственно-критической ситуации,  нравственное убеждение; принцип нравственной укорененности поддерживает «связь времен» и преемственность поколений, направлен на идентификацию учащихся со своим народом на основе обычаев, традиций, ценностей, верований; принцип патриотизма обеспечивает воспитательное и регулирующее значение в социальной жизни учащихся, направлен на выражение и координацию национального сознания; принцип диалогичности подразумевает вовлечение учащихся в различные виды диалога и дискуссии.

Методический уровень включает раскрытие особенностей целевого, содержательного, процессуально-технологического и результативно-оценочного компонентов. Целевой компонент направлен на формирование у школьников географической и экологической культуры. Содержательный компонент предполагает отбор информации нравственно характера в качестве учебной основы для получения учащимися географических, исторических, культурологических и др. знаний о своей местности. В структуру содержательного компонента входят мотивационно-познавательный, ценностно-нормативный и деятельностно-рефлексивный аспекты. Процессуальный компонент методической системы базируется на поэтапном формировании духовно-нравственного воспитания (на основе исследований А.И. Шемшуриной) [6]:

Интеллектуальный этап (нравственное осмысление) – происходит осмысление и осознание нравственного отношения к изучаемым объектам и явлениям; школьник знает и понимает общественную жизнь. Реализация этапа осуществляется на основе ситуаций нравственного осознания, опоры на общественное мнение. Включение в ситуацию реализуется на основе методов побуждения нравственных эмоций. Целью данного этапа является приобретение социально-экологических знаний и понимание общественной жизни с точки зрения общечеловеческих ценностей.

Этап нравственного выбора (нравственное становление) – направлен  на нравственное становление, развитие ценностного отношения к общественной жизни в ходе осуществления добровольческой деятельности; школьник ценит общественную жизнь. Нравственное становление характеризуется формированием нравственного опыта. В качестве основы для реализации специфики этапа взяты ситуации нравственного выбора, включение в которые осуществляется посредством метода эмоционально-ценностных противопоставлений.

Деятельностно-поступочный (нравственный поступок) – этап направлен на осуществление нравственных поступков, получение опыта самостоятельной добровольческой социальной деятельности, создание педагогических условий для нравственной рефлексии, ведущей к нравственному саморазвитию; школьник самостоятельно действует в общественной жизни. Этап реализуется также посредством ситуаций нравственной рефлексии, направленных на рефлексивно-оценочную специфику деятельности с выработкой своей нравственной позиции школьником. Включение в ситуацию осуществляется на основе метода нравственной самореализации. Достижение цели каждого из этапов предполагает использование системы педагогических стимулов, позволяющих каждому учащемуся почувствовать успех в проделанной работе.

Результаты исследования. Результативно-оценочный компонент методической системы ориентирован на выявление усвоения знаний в соответствии с планируемыми результатами, развитие нравственного отношения и геоэкологической активности. В процессе экспериментальной проверки и обучения применялись следующие методы исследования: наблюдение, анкетирование, тестирование, беседа, анализ продуктов деятельности. Педагогический эксперимент подтвердил эффективность представленной методической системы.

Выводы. Разработанная методическая система успешно внедряется в практику в рамках кружковой работы школ г. Н.Новгорода и Нижегородской области.

 

Рецензенты:

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, зав. кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород;

Картавых М.А., д.п.н., доцент, зав. кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.