Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE SYSTEM OF ENCOURAGEMENT AND PUNISHMENT IN CONTEXT OF RESEARCH OF JUNIOR SCHOOLCHILDREN’S INWARD PICTURE OF HEALTH

Merenkova V.S. 1 Ponomareva E.Yu. 1
1 Eletz State University, Eletz, Russia
The system of encouragement and punishment of junior schoolchildren was analyzed. The fact of absence of any children’s answer about the methods of punishment and encouragement in families was considered. Kinds of children’s emotional experience under punishment and encouragement were analyzed. Absence of difference between systems of boys and girls encouragement and punishment is marked. It is described that almost a half of respondents experience feelings which attests inefficiency of applicable method of punishment. It was detected that dominant level of junior schoolchildren’s inward picture of health (IPH) is unformed one. Further analysis was directed to the comparison of kinds of encouragement and punishment with levels of junior schoolchildren’s IPH. According to the nonparametric correlative analysis data the concerned characteristics of system of encouragement and punishment and levels of IPH were not significantly bound with each other. The results of the monofactorial dispersive analysis showed that none of the concerned parameters of encouragement and punishment had any significant effect on junior schoolchildren’s IPH.
junior schoolchildren
punishment
encouragement
inward picture of health
Согласно данным Г.С. Никифорова [3], основным компонентом ВКЗ является отношение к здоровью, которое включает три уровня: когнитивный уровень как представления о состоянии своего здоровья, что в значительной степени зависит от возраста и уровня развития интеллекта; поведенческий уровень, связанный с актуализацией деятельности человека по сохранению своего здоровья и требующий активной деятельности от субъекта, направленной на сохранение и поддержание своего здоровья; эмоциональный уровень в контексте различных видов эмоционального реагирования на здоровье. По данным Г.С. Никифорова [3], нарушение эмоциональных отношений в семье оказывает негативное влияние на формирование внутренней картины здоровья ребенка. Психологический климат, в свою очередь, определяется, в том числе, системой методов наказания и поощрения. Поощрение и наказание являются самыми распространенными методами воспитания детей. Неадекватность их использования может привести к возникновению у детей искажения восприятия эмоциональной информации, что ляжет в основу формирования невротического поведения [1]. Несмотря на то что в данной работе мы рассматриваем поощрение и наказание как систему, в процессе анализа результатов экспериментального исследования последовательно оценивались сначала методы наказания, а потом поощрения.

Материалы и методы

В исследовании принимали участие 85 младших школьников (средний возраст учащихся составил 9,1± 0,5 лет), из них 42 девочки и 43 мальчика. Исследование проводилось на базе МБОУ СОШ № 23, 70 г. Липецка.

На первом этапе исследования нами было осуществлено изучение уровня ВКЗ младших школьников посредством экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой [2], согласно которой необходимо задать ребенку вопрос о том, что нужно делать, чтобы быть здоровым. Ответ, содержащий представление ребенка о здоровом образе жизни, как необходимости постоянно двигаться, заниматься спортом, правильно питаться, позволяет судить о сформированности ВКЗ (более 12 баллов). Если ребенок в своих суждениях связывает здоровый образ жизни с употреблением лекарственных препаратов и посещением врачей, то это свидетельствует о несформированности ВКЗ (не более 8 баллов). Промежуточные баллы от 8 до 12 указывают на то, что ВКЗ сформирована частично.

Далее мы оценивали особенности поощрения и наказания детей младшего школьного возраста родителями с помощью Вопросника осознанности использования системы поощрения и наказания в семье. Вопросник состоит из набора вопросов, из которых в рамках данного исследования были заданы первые 12 вопросов, исключая 3 и 9, как несущественные в рамках поставленных задач.

С каждым ребенком было проведено индивидуальное собеседование. Для того чтобы убедиться, что дети понимают то, о чем их спрашивают, дополнительно предлагались наводящие вопросы. Например, задавая вопрос о наказании, мы уточняли: «Что делают родители, когда ты делаешь что-то, что не нравится маме?» Это позволило исключить ситуацию, когда ребенок не осознает, что производимые с ним дома действия являются поощрением или наказанием. В процессе беседы большое внимание обращалось на изменение восприятия эмоциональной информации, заключающееся в том, что ребенок в ответ на вопрос о том, что он чувствует при поощрении и наказании, однотипно отвечал, что он «забыл», «не знает», «не помнит». При этом возможны были инверсии, когда на вопрос: «Что ты чувствуешь, когда тебя хвалят?», ребенок отвечал: «Мне плохо всегда». Во всех подобных случаях мы старались задавать дополнительные вопросы, но если ответ оставался прежним, он рассматривался как вариант искажения восприятия эмоциональной информации.

Ответы, которые давали дети, сначала подвергались качественному анализу. В дальнейшем качественный анализ усиливался количественным: ответы группировались в смысловые группы, каждая из которых в рамках одного вопроса получала цифровое обозначение, что позволяло проводить статистическую обработку теста, сравнивая ответы, относящиеся к ситуации поощрения с ответами, относящимися к наказанию.

Статистический анализ данных осуществлялся с помощью программы IBM SPSS Statistics (версия 22).

Результаты и их обсуждение

Анализ данных, полученных в ходе экспериментального исследования, позволил выделить три уровня ВКЗ испытуемых: сформированная, сформированная, но не полностью и не сформированная. Результаты исследования ВКЗ младших школьников в процентном соотношении представлены на рис.1.

Как видно из представленных на рисунке 1 результатов доминирующим уровнем ВКЗ у младших школьников является не сформированная ВКЗ (56 %).

Согласно сообщениям детей, сделанным при ответах на задаваемые экспериментатором вопросы в соответствии с опросником, родители используют следующие виды наказания (Рис. 2):

  • абсолютно преобладает вербальное наказание (45%), выражающееся в том (согласно утверждениям детей), что родители ругаются, кричат, негативно оценивают всю личность ребенка;
  • на втором месте находится лишение удовольствия (31%) – к этой категории были отнесены запреты играть в компьютер, отказ общаться с ребенком – оставление его одного в комнате, запреты на любимые занятия;
  • на третьем месте по количеству высказываний детей находится физическое наказание (14%). Важно отметить, что в абсолютном числе случаев дети говорили не о тяжелых случаях избиений, а преимущественно о шлепках ладонью и угрозой применения ремня.

Рис. 1. Результаты исследования ВКЗ детей младшего школьного возраста

 

Часть детей (10 %) отказалась от ответа. Более того, один из испытуемых указал на то, что «он всегда все делает правильно», что говорит о высокой степени отрицания ребенком факта наказаний его со стороны родителей. Это соответствует другим данным, также свидетельствующим, что дети отказываются отвечать о методах наказания в семье, если эти методы обижают ребенка (Николаева, 2006). Как видно из сгруппированных ответов детей, среди них не встречается рекомендованный психологами метод обсуждения родителями с ребенком проблемы (без подъема голоса и негативных высказываний относительно личности ребенка).

При анализе видов поощрения, используемых в семьях обследуемых детей, мы выделили следующие типы:

·         вербальное поощрение – детей хвалят, положительно оценивают и их поступки и личность в целом;

·         разрешение как можно дольше заниматься любимым делом (играть в компьютер, клеить деревянные модели и т.д.)

·         тактильное поощрение, состоящее в том, что родители обнимают своих детей, целуют и улыбаются им;

·         материальное поощрение (покупка вещей, сладостей, которые любят дети, а также деньги за каждую хорошую оценку).

Рис. 2. Распределение детей по видам наказания

Распределение детей по видам поощрения представлено на рис. 3: чаще других родители используют вербальное поощрение (65 %); на втором месте представлено материальное поощрение (19 %), третье место представлено тактильным поощрением – 11%, и, наконец, на последнем месте стоит разрешение заниматься любимым делом дольше и больше (5%).

Мы понимаем, что не работаем с реальными случаями, происходящими во взаимоотношениях между детьми и взрослыми: ни дети, ни взрослые не говорят о реальных методах, применяемых в процессе наказания и поощрения, а сообщают о тех представлениях, которые есть в опыте каждого из испытуемых. Однако, на наш взгляд, именно эти представления определяют поведенческий компонент ВКЗ ребенка, предопределяя его эмоциональные реакции. Именно поэтому мы не только дифференцировали методы поощрения и наказания, но и описали эмоциональные переживания, о которых сообщали испытуемые в момент, когда их поощряют и наказывают.

Необходимо отметить, что в соответствии с возрастными особенностями 32% детей ответили, что им грустно и обидно, а 15% чувствуют себя плохо, 8 % детей испытывают страх. По 7 % приходится на ответы детей относительно того, что им становится стыдно, они испытывают вину, боль или злость. Обращает на себя внимание факт, что большой процент детей, а именно 31% отмечают, что они ничего не чувствуют или вообще уходят от ответа.

Рис. 3. Распределение детей по видам поощрения

Анализируя ответы детей на вопросы, касающиеся их переживаний при наказании, мы разделили их на группы, представленные на рис.4.

Рис. 4. Распределение детей по видам переживаний, испытываемых при наказании

Следовательно, наши данные показывают, что около 62 % детей испытывают чувства, свидетельствующие о неэффективности применяемого к ним метода наказания.

Анализируя переживания детей при поощрении, нами были выделены следующие группы эмоциональных реакций (Рис. 5): 62% детей ответили, что испытывают радость, счастье, добро, 22 % – в этот момент ощущает, что им хорошо и приятно, 3 % детей чувствуют, что они любимы и гордятся тем, что их хвалят. Как и в случае с наказанием, 6% детей на вопрос о своих переживаниях при поощрении ничего не отвечали или отказывались отвечать, ссылаясь на то, что они не помнят (при этом поведение свидетельствовало о том, что они помнят и эмоционально переживают в процессе этого воспоминания).

Рис. 5. Распределение детей по видам переживаний при поощрении

Более того, в данной выборке оказались дети (7%), которые ответили, что они ничего не чувствуют в момент. Следовательно, переживания большего количества детей свидетельствуют о нарушении всей системы наказания и поощрения в семье.

Дальнейший анализ был направлен на сопоставление системы поощрения и наказания с уровнями ВКЗ. Первое, что необходимо отметить, это факт отсутствия связи уровня ВКЗ, определенной с помощью экспресс-диагностики ребенка Е.И. Николаевой, с системами поощрения и наказания: однофакторный дисперсионный анализ не обнаружил влияния независимой переменной «уровень ВКЗ» ни на одну из зависимых переменных, связанных с системой поощрения и наказания.

Мы сделали более подробное членение методов наказания на подгруппы, чтобы иметь возможность выделить те, что в большей мере влияют на ВКЗ ребенка. При этом обращает на себя внимание факт (Табл. 1), что дети, которых наказывают физически, их изолируют и на них обижаются родители, не различаются по уровням ВКЗ. Полученные данные подтверждены посредством применения непараметрического статистического критерия Т-критерия Вилкоксона, который использовался для проверки достоверности различий между двумя выборками парных измерений.

Таблица 1

Среднегрупповые значения по показателям системы поощрения-наказания в зависимости от уровня ВКЗ

Показатели системы поощрения-наказания

Уровни ВКЗ

Среднегрупповые значения

Виды переживаний ребенка при поощрении

1

3.2±0.2

2

3.2±0.3

3

2.6±0.4

Виды поощрений

1

2.5±0.17

2

2.3±0.25

3

2.7±0.24

Виды переживаний ребенка при наказании

1

2.3±0.23

2

2.0±0.4

3

2.1±0.5

Виды наказаний

1

1.96±0.13

2

1.95±0.22

3

1.94±0.25

Примечание:

1-не сформированная ВКЗ

2- ВКЗ сформирована, но не полностью

3 – сформированная ВКЗ

Выводы

1.                  Выявлено, что доминирующим уровнем внутренней картины здоровья (ВКЗ) у младших школьников является не сформированная ВКЗ.

2.                  Показано отсутствие различий в системе поощрения и наказания у мальчиков и девочек младшего школьного возраста.

3.                  Практически половина всех испытуемых испытывают чувства, свидетельствующие о неэффективности применяемого к ним метода наказания.

4.                  По полученным нами данным, ни один из изучаемых параметров поощрения и наказания не оказал значимого влияния на уровень ВКЗ младших школьников.

 

Работа поддержана грантом РГНФ 14-16-48005

Рецензенты:

Николаева Е.И., д.б.н., профессор кафедры «Прикладная психология» Петербургского университета путей сообщения императора Александра I, г. Санкт Петербург;

Пронина А.Н., д.п.н., профессор кафедры психофизиологии и педагогической психологии ФБГОУ ВПО «ЕГУ им. И.А. Бунина», г. Санкт Петербург.