Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE ROLE OF MODERN EDUCATIONAL TECHNOLOGY IN ADDRESSING OF PROBLEM OF MORAL ALIENATION OF STUDENTS

Malieva Z.K. 1
1 North-Ossetian State University after K.L. Khetagurova
In today´s technological world the telecommunication technologies and the Internet is one of the global factors affecting the development of the personality, the formation of her values, attitudes, personality traits. Without regard this factor can not be the effective management the upbringing process in educational organization. Despite the availability of works in the art, in the scientific literature ill-defined reflected solutions to this problem. The article reveals the essence and the main directions the use of telecommunications technology in the educational process of the university. Consider the educational potential of application of telecommunication projects in the formation of personal and professional qualities of students. Results of research expand the knowledge of the essence, the possibilities and advantages of modern information and communication technologies in the educational process of the university.
upbringing
modern information technology
The Internet
technology of telecommunications
telecommunications training projects
В современном информационном мире эффективное развитие системы высшего профессионального образования невозможно без широкого использования современных информационных технологий. Особую роль играют информационные технологии в воспитательном процессе. Ведь, как известно, воспитание молодежи происходит, с одной стороны, в процессе усвоения так называемой опосредованной информации, с другой – за счет непосредственного опыта. Учитывая, что одним из основных источников распространения информации в современном мире выступают средства массовой коммуникации и Интернет, следует отметить их роль в воспитании молодежи. Эффективность воспитательного воздействия названных средств на молодежную аудиторию обусловлена, с одной стороны, массовым интересом студентов к современным компьютерным технологиям, Интернету, средствам коммуникации, а с другой – глобальностью воздействия на сознание человека в диапазоне от информирования, обучения, убеждения до манипулирования [10]. Поэтому, используя их в качестве инструмента воспитания, преподаватели не просто проявляют уважение к молодежным ценностям, к их интересам в области информационных технологий, но и повышают эффективность учебно-воспитательного процесса [3].

В воспитательном процессе вуза применение информационных технологий представляет собой комплекс мероприятий, включающий работу с:

1) техническими средствами (компьютерами, проекторами, аудио- и видеосредствами);

2) программными средствами;

3) информационной продукцией [1].

Информатизация внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности направлена на:

1) формирование у студентов мировоззрения открытого информационного общества;

2) развитие креативного, самостоятельного мышления, формирование критического мышления, умений и навыков анализа и оценки поступающей информации, овладение навыками использования информационных технологий для решения профессиональных и личностных задач;

3) развитие мыслительных и творческих способностей;

4) формирование коммуникативных навыков и т.д.

Одной из наиболее эффективных в воспитательном плане современных информационных технологий в образовании является технология телекоммуникации.

Термин «телекоммуникация» происходит от греческого tele – «далеко, вдаль» и communicatio – «общение», т.е. категория телекоммуникация подразумевает дистанционное общение (передачу информации посредством телевизионной, телефонной, радио, спутниковой связи), основанное на применении современной компьютерной техники и средств информационных технологий.

И.В. Роберт определяет технологию телекоммуникации как «совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной или нескольких организаций), так и на глобальном, в том числе и в рамках Всемирной информационной сети Интернет» [6, 30].

Основными направлениями деятельности обучающихся в процессе реализации технологии телекоммуникации в образовании являются [7]:

1) общение через электронные средства связи (такие как электронная почта, электронные конференции, дискуссии, видеоконференции);

2) доступ к информационным ресурсам Интернета;

3) создание информационных ресурсов для доступа других пользователей.

Рассмотрим воспитательные возможности каждого из этих направлений.

1. Общение через электронные средства связи, как в режиме реального времени, так и с задержкой по времени, позволяет обучающимся, находящимся в разных местах, точках страны, обмениваться информацией, проводить совместные коллективные работы поискового характера, устанавливать дружеские контакты. 

В процессе участия в электронных конференциях, дискуссиях, видеоконференциях студенты становятся не просто зрителями при обсуждении проблем определенной предметной области, но и активными участниками, высказывая свое мнение по обсуждаемым вопросам [8].

В плане личностного развития студентов применение электронных средств связи позволяет:

1) сформировать навыки выработки обучающимися своих мнений и оценок;

2) развить навыки самостоятельного критического мышления, предполагающие  знание и учет различных, в том числе противоположных, мнений и позиций;

3) развить умение слушать, не перебивая, уважительно относиться к точке зрения оппонентов;

4) развить умение работать в группе, принимать во внимание различные точки зрения, формулировать единое групповое решение;

5) формировать навыки адекватного восприятия критических замечаний в свой адрес;

6) развить умение вести полемику, осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения;

7) формировать навык говорить коротко и по существу;

8) развить умение выступать публично, доказывая свою правоту;

9) развить навыки сотрудничества и делового общения в коллективе;

10) формировать личностную гражданскую позицию;

11) формировать умение создавать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе.

Вместе с формированием коммуникативных навыков, способности к конструктивному деловому и межличностному взаимодействию, умения работать в группе, искать и находить компромиссы формируются межнациональная и межличностная толерантность, способность к межкультурному взаимодействию в профессиональном и личностном плане. Помимо этого, в процессе участия в электронных конференциях развиваются навыки социокультурного и межкультурного взаимодействия студентов, предполагающие как знание и уважение культуры своей страны, так и принятие и уважение культуры мира, культуры других стран и народов, способность и инициативность к участию в диалоге культур.

2. Доступ к информационным ресурсам Интернета позволяет обучающимся производить поиск необходимой информации. Интернет — это обширнейшая библиотека, где обучающиеся могут найти ответы на любые вопросы. Одним из преимуществ Интернета по сравнению с обычной библиотекой является возможность оперативного нахождения информации по ключевым словам, позволяющая значительно снизить временные затраты на поиск нужных источников.

В процессе образовательной деятельности обучающихся в сети Интернет наиболее полно реализуются принципы индивидуального подхода в обучении, а именно:

1) учитываются познавательные возможности обучающегося, особенности его памяти, мышления, восприятия, воображения;

2) скорость восприятия учебного материала происходит в индивидуальном порядке;

3) восприятие материала происходит с учетом запаса имеющихся знаний;

4) при необходимости есть возможность многократного повторения части учебного материала.

В процессе самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернета происходит формирование личностных качеств студентов, а именно:

1) системы интеллектуальных навыков и умений обобщать, анализировать, сравнивать информацию; осуществлять индуктивные и дедуктивные методы познания;

2) индивидуальных особенностей мышления обучающихся, таких как  самостоятельность, системность, креативность, вариативность, диалогичность, проблемность, рефлексивность;

3) ценностных ориентаций студентов на самореализацию, самоактуализацию, самоорганизация,  самопрезентацию [4].

3. Создание информационных ресурсов (презентаций, программных продуктов, проектов), разработка web-страниц, информационных баз данных и размещение их в сети Интернет или запись на DVD-диски для доступа других пользователей — это наиболее эффективная в плане формирования личностных качеств деятельность обучающихся. В процессе создания различных информационных ресурсов формируются такие качества, как:

1) способность генерировать новые нестандартные идеи, отклоняясь от существующих схем мышления;

2) умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон, способность находить альтернативные пути решения проблем;

3) способность видеть, понимать суть проблемы;

4) способность видеть проблему под иным углом и находить ее решение нестандартным способом;

5) способность самостоятельно переводить знания, умения и навыки в новый контекст;

6) готовность оперативно переключаться с одной идеи на другую;

7) способность проявлять интуицию, гибкость и нестандартность мышления в различных ситуациях;

8) способность чувствовать и видеть необычные детали, противоречия и неопределенности;

9) способность детально разрабатывать возникшие идеи;

10) способность к самовыражению, презентации своих личностных и профессиональных достижений в информационных  образовательных системах (чат, форум, Web-страницы).

Основное качество, которое формируется в процессе работы обучающихся над созданием информационных ресурсов, – это креативность и самостоятельность мышления. Вместе с этим формируется и ответственность за произведенный продукт, ведь он создается для массового потребителя в сети Интернет [9].

В образовательном процессе вуза наиболее полно и эффективно все перечисленные направления применения технологии телекоммуникации реализуются в телекоммуникационных учебных проектах.

Телекоммуникационный учебный проект представляет собой «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников-партнеров, разделенных между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата» [5]. При этом преимущество реализации технологии телекоммуникации заключается в доступности и легкости методов и средств получения и обработки информации, представленной в  различной форме.

Изучению вопросов, связанных с использованием телекоммуникационных учебных проектов в образовательной деятельности, посвящены работы Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, Я.В. Тараскиной, Е.Д. Пахмутовой, В.В. Черных, И.А. Орловой, в которых анализируются основные качественные характеристики телекоммуникационных проектов, влияющие на формирование личностных характеристик обучающихся, их мировоззрение, мышление, коммуникативные качества.

Основной специфической характеристикой телекоммуникационных учебных проектов является их межпредметность. В ходе работы над проектом участники используют сведения из различных областей знания. Реализация проекта осуществляется в процессе постановки и решения профессионально и личностно-направленных проблемных ситуаций, что предполагает опору на профессиональный и жизненный опыт обучающихся, их профессиональные планы, интересы, потребности [2].

Телекоммуникационные учебные проекты представляют собой такой метод организации образовательного процесса в вузе, который предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы студентов с групповыми занятиями, индивидуальный режим восприятия новой информации и публичное обсуждение проблем, поисково-исследовательскую деятельность участников, направленную на создание конечного продукта творческой деятельности.

Таким образом, следует отметить, что с развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки традиционной системы и активизируется в сети Интернет. Учебно-познавательная деятельность посредством глобальной сети Интернет оказывает воспитывающее и обучающее воздействие на всех субъектов образовательного процесса, расширяя возможности для самореализации, самообразования, совершенствования личностных и профессиональных качеств как студентов, так и преподавателей, создавая комфортную среду для сотрудничества и делового общения.

Значительным развивающим и воспитывающим потенциалом обладает применяемая в образовательном процессе вуза технология телекоммуникации, которая предполагает наличие межпредметных связей, конструктивное взаимодействие преподавателя и студентов, творческий характер деятельности, ориентирована на создание конечного информационного продукта. Наиболее эффективным моментом в воспитательном плане является участие студентов в телекоммуникационных учебных проектах, которое способствует повышению активности, самостоятельности, ответственности, познавательной и профессиональной мотивации, креативности, коммуникативности, развитию стремления к самосовершенствованию, самоорганизации и самореализации.


Рецензенты:

Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.

Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.