В воспитательном процессе вуза применение информационных технологий представляет собой комплекс мероприятий, включающий работу с:
1) техническими средствами (компьютерами, проекторами, аудио- и видеосредствами);
2) программными средствами;
3) информационной продукцией [1].
Информатизация внеучебной и внеурочной воспитательной деятельности направлена на:
1) формирование у студентов мировоззрения открытого информационного общества;
2) развитие креативного, самостоятельного мышления, формирование критического мышления, умений и навыков анализа и оценки поступающей информации, овладение навыками использования информационных технологий для решения профессиональных и личностных задач;
3) развитие мыслительных и творческих способностей;
4) формирование коммуникативных навыков и т.д.
Одной из наиболее эффективных в воспитательном плане современных информационных технологий в образовании является технология телекоммуникации.
Термин «телекоммуникация» происходит от греческого tele – «далеко, вдаль» и communicatio – «общение», т.е. категория телекоммуникация подразумевает дистанционное общение (передачу информации посредством телевизионной, телефонной, радио, спутниковой связи), основанное на применении современной компьютерной техники и средств информационных технологий.
И.В. Роберт определяет технологию телекоммуникации как «совокупность приемов, методов, способов и средств обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио-, видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей как на локальном уровне (например, в рамках одной или нескольких организаций), так и на глобальном, в том числе и в рамках Всемирной информационной сети Интернет» [6, 30].
Основными направлениями деятельности обучающихся в процессе реализации технологии телекоммуникации в образовании являются [7]:
1) общение через электронные средства связи (такие как электронная почта, электронные конференции, дискуссии, видеоконференции);
2) доступ к информационным ресурсам Интернета;
3) создание информационных ресурсов для доступа других пользователей.
Рассмотрим воспитательные возможности каждого из этих направлений.
1. Общение через электронные средства связи, как в режиме реального времени, так и с задержкой по времени, позволяет обучающимся, находящимся в разных местах, точках страны, обмениваться информацией, проводить совместные коллективные работы поискового характера, устанавливать дружеские контакты.
В процессе участия в электронных конференциях, дискуссиях, видеоконференциях студенты становятся не просто зрителями при обсуждении проблем определенной предметной области, но и активными участниками, высказывая свое мнение по обсуждаемым вопросам [8].
В плане личностного развития студентов применение электронных средств связи позволяет:
1) сформировать навыки выработки обучающимися своих мнений и оценок;
2) развить навыки самостоятельного критического мышления, предполагающие знание и учет различных, в том числе противоположных, мнений и позиций;
3) развить умение слушать, не перебивая, уважительно относиться к точке зрения оппонентов;
4) развить умение работать в группе, принимать во внимание различные точки зрения, формулировать единое групповое решение;
5) формировать навыки адекватного восприятия критических замечаний в свой адрес;
6) развить умение вести полемику, осуществлять конструктивную критику существующих точек зрения;
7) формировать навык говорить коротко и по существу;
8) развить умение выступать публично, доказывая свою правоту;
9) развить навыки сотрудничества и делового общения в коллективе;
10) формировать личностную гражданскую позицию;
11) формировать умение создавать и поддерживать творческую атмосферу в коллективе.
Вместе с формированием коммуникативных навыков, способности к конструктивному деловому и межличностному взаимодействию, умения работать в группе, искать и находить компромиссы формируются межнациональная и межличностная толерантность, способность к межкультурному взаимодействию в профессиональном и личностном плане. Помимо этого, в процессе участия в электронных конференциях развиваются навыки социокультурного и межкультурного взаимодействия студентов, предполагающие как знание и уважение культуры своей страны, так и принятие и уважение культуры мира, культуры других стран и народов, способность и инициативность к участию в диалоге культур.
2. Доступ к информационным ресурсам Интернета позволяет обучающимся производить поиск необходимой информации. Интернет — это обширнейшая библиотека, где обучающиеся могут найти ответы на любые вопросы. Одним из преимуществ Интернета по сравнению с обычной библиотекой является возможность оперативного нахождения информации по ключевым словам, позволяющая значительно снизить временные затраты на поиск нужных источников.
В процессе образовательной деятельности обучающихся в сети Интернет наиболее полно реализуются принципы индивидуального подхода в обучении, а именно:
1) учитываются познавательные возможности обучающегося, особенности его памяти, мышления, восприятия, воображения;
2) скорость восприятия учебного материала происходит в индивидуальном порядке;
3) восприятие материала происходит с учетом запаса имеющихся знаний;
4) при необходимости есть возможность многократного повторения части учебного материала.
В процессе самостоятельной работы с информационными ресурсами Интернета происходит формирование личностных качеств студентов, а именно:
1) системы интеллектуальных навыков и умений обобщать, анализировать, сравнивать информацию; осуществлять индуктивные и дедуктивные методы познания;
2) индивидуальных особенностей мышления обучающихся, таких как самостоятельность, системность, креативность, вариативность, диалогичность, проблемность, рефлексивность;
3) ценностных ориентаций студентов на самореализацию, самоактуализацию, самоорганизация, самопрезентацию [4].
3. Создание информационных ресурсов (презентаций, программных продуктов, проектов), разработка web-страниц, информационных баз данных и размещение их в сети Интернет или запись на DVD-диски для доступа других пользователей — это наиболее эффективная в плане формирования личностных качеств деятельность обучающихся. В процессе создания различных информационных ресурсов формируются такие качества, как:
1) способность генерировать новые нестандартные идеи, отклоняясь от существующих схем мышления;
2) умение и готовность смотреть на вещи с разных сторон, способность находить альтернативные пути решения проблем;
3) способность видеть, понимать суть проблемы;
4) способность видеть проблему под иным углом и находить ее решение нестандартным способом;
5) способность самостоятельно переводить знания, умения и навыки в новый контекст;
6) готовность оперативно переключаться с одной идеи на другую;
7) способность проявлять интуицию, гибкость и нестандартность мышления в различных ситуациях;
8) способность чувствовать и видеть необычные детали, противоречия и неопределенности;
9) способность детально разрабатывать возникшие идеи;
10) способность к самовыражению, презентации своих личностных и профессиональных достижений в информационных образовательных системах (чат, форум, Web-страницы).
Основное качество, которое формируется в процессе работы обучающихся над созданием информационных ресурсов, – это креативность и самостоятельность мышления. Вместе с этим формируется и ответственность за произведенный продукт, ведь он создается для массового потребителя в сети Интернет [9].
В образовательном процессе вуза наиболее полно и эффективно все перечисленные направления применения технологии телекоммуникации реализуются в телекоммуникационных учебных проектах.
Телекоммуникационный учебный проект представляет собой «совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность участников-партнеров, разделенных между собой расстоянием, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленную на достижение совместного результата» [5]. При этом преимущество реализации технологии телекоммуникации заключается в доступности и легкости методов и средств получения и обработки информации, представленной в различной форме.
Изучению вопросов, связанных с использованием телекоммуникационных учебных проектов в образовательной деятельности, посвящены работы Е.С. Полат, А.Ю. Уварова, Я.В. Тараскиной, Е.Д. Пахмутовой, В.В. Черных, И.А. Орловой, в которых анализируются основные качественные характеристики телекоммуникационных проектов, влияющие на формирование личностных характеристик обучающихся, их мировоззрение, мышление, коммуникативные качества.
Основной специфической характеристикой телекоммуникационных учебных проектов является их межпредметность. В ходе работы над проектом участники используют сведения из различных областей знания. Реализация проекта осуществляется в процессе постановки и решения профессионально и личностно-направленных проблемных ситуаций, что предполагает опору на профессиональный и жизненный опыт обучающихся, их профессиональные планы, интересы, потребности [2].
Телекоммуникационные учебные проекты представляют собой такой метод организации образовательного процесса в вузе, который предусматривает сочетание индивидуальной самостоятельной работы студентов с групповыми занятиями, индивидуальный режим восприятия новой информации и публичное обсуждение проблем, поисково-исследовательскую деятельность участников, направленную на создание конечного продукта творческой деятельности.
Таким образом, следует отметить, что с развитием информационных технологий профессиональная деятельность преподавателя выходит за рамки традиционной системы и активизируется в сети Интернет. Учебно-познавательная деятельность посредством глобальной сети Интернет оказывает воспитывающее и обучающее воздействие на всех субъектов образовательного процесса, расширяя возможности для самореализации, самообразования, совершенствования личностных и профессиональных качеств как студентов, так и преподавателей, создавая комфортную среду для сотрудничества и делового общения.
Значительным развивающим и воспитывающим потенциалом обладает применяемая в образовательном процессе вуза технология телекоммуникации, которая предполагает наличие межпредметных связей, конструктивное взаимодействие преподавателя и студентов, творческий характер деятельности, ориентирована на создание конечного информационного продукта. Наиболее эффективным моментом в воспитательном плане является участие студентов в телекоммуникационных учебных проектах, которое способствует повышению активности, самостоятельности, ответственности, познавательной и профессиональной мотивации, креативности, коммуникативности, развитию стремления к самосовершенствованию, самоорганизации и самореализации.
Рецензенты:
Каргиева З.К., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.
Чеджемов С.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики ГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный педагогический институт», г. Владикавказ.