Непонимание и недооценка музыкантами значения физической культуры, с одной стороны, и неготовность большинства преподавателей физической культуры, работающих в профильных учебных заведениях, решать задачи профессионально ориентированной физической подготовки — с другой, приводят к практически не использованным потенциальным возможностям физического воспитания. Следствием этого является возникающий ряд проблем при использовании физической культуры в профессиональной подготовке музыкантов, которые характеризуются неполным применением всего потенциала для повышения качества образовательного процесса в ссузе и вузе [3].
Здоровье молодежи – это политика, в которой заложено наше будущее, поэтому перед педагогами, родителями и общественностью стоит задача воспитания здорового поколения. Данное обстоятельство послужило основанием для определения в качестве одного из ведущих критериев оценки функционирования системы менеджмента качества образования заботу о сохранении здоровья студента.
На всех уровнях государственных и общественных организаций отмечается отсутствие целостной и целенаправленной системы формирования культуры здоровья населения. Отсутствует последовательная и непрерывная система обучения здоровью. Различные этапы возрастного развития способствуют получению информации о здоровье из различных источников (таких как семья, школа, больница, средства массовой информации). Получаемая информация может носить отрывочный характер, быть противоречивой и исходить от некомпетентных людей. В современном обществе отсутствует мода на здоровье. Средствами массовой информации недостаточно внимания уделяется вопросам формирования физически и духовно развитого человека. Мало внимания уделяется формированию культуры отдыха, что существенно влияет на непродуманность, непланируемость времяпрепровождения. Результатом этого процесса становится невозможность устранить последствия накопившейся профессиональной усталости и обеспечения подготовки человека к последующим трудовым дням [7].
Здоровьесбережение представляется важным направлением, реализующим принцип профессиональной направленности обучения. Данный принцип понимается и реализовывается через систематическое формирование общих и профессиональных компетенций [2].
Формирование здоровьесберегающей компетенции – комплексная проблема, требующая междисциплинарного взаимодействия. Структура и содержание компетенций раскрываются через знаниево-умениевые и практические сегменты, которые распределяются по дисциплинам и профессиональным модулям. Содержательные компоненты здоровьесберегающей компетенции рассредоточены по содержанию дисциплин и профессиональных модулей основной профессиональной образовательной программы, что, собственно, и предопределяет трудности с ее локализацией и оцениванием уровня сформированности у обучающихся.
Наши исследования мотивационно-ценностных отношений студентов Саратовской консерватории к вопросам формирования и сохранения здоровья были проведены при помощи авторской анкеты «Здоровый образ жизни».
Цель исследования
Выявить приоритеты в формировании здорового образа жизни (ЗОЖ), ведущие мотивы личного здоровьесбережения среди студентов второго курса, факторы, определяющие потребность к здоровьесбережению у молодежи. Анкетирование проводилось среди студентов второго курса Саратовской Государственной консерватории им. Л.В. Собинова на протяжении 3 лет с 2011/12 по 2013/14 уч. год. Всего приняло участие 291 человек.
В каждой группе студентов анкетирование осуществлялось ежегодно. Результаты анкетирования позволили не только определить взгляды студентов на стратегии их личностного здорового образа жизни, внешние и внутренние причины, позволяющие обеспечить охрану собственной жизни и здоровья, но и проследить динамику ценностных ориентаций в области здоровьесбережения.
Анкета содержит 14 вопросов открытого и закрытого характера, т.е. имеются вопросы с готовыми вариантами ответов. Часть же вопросов требует от испытуемых ответа в свободной форме. Открытые – это вопросы, в которых отсутствует измерительная шкала, содержание ответа определяется самим отвечающим.
Согласно полученным данным анкетирования нами был констатирован факт того, что у студентов второго курса СГК в общем сохраняется негативное отношение к физической культуре, которое активно формируется уже в средней общеобразовательной школе, и эта тенденция, к сожалению, сохраняется в профильных средних специальных учебных заведениях и вузах.
Показатели опроса свидетельствуют о том, что высоким остается процент студентов, которые ведут условно нездоровый образ жизни (соответственно по годам обучения – 65,1%, 68,9%, 68,5%). Но положительным здесь является то, что увеличилось количество студентов, изменивших отчасти отношение к ЗОЖ в позитивную сторону (стараются придерживаться ЗОЖ, но не полностью) – 32,6%, 28,4%, 29,6%.
Заметна тенденция увеличения личного времени второкурсников на занятия в вузе и подготовку к ним (45,8%, 44,6%, 57,9%). В среднем около половины студентов второго курса, в отличие от первого года обучения, считают, что заниматься своим здоровьем все-таки нужно (3,3%, 5,8%, 3,9%).
В представлениях второкурсников об элементах ЗОЖ мало что изменилось. Набор приблизительно тот же, что и был у них годом ранее. Тем не менее начинает формироваться личностный компонент – не раздражаться, не нервничать, т.е. появляется внутренний мотив к здоровьесбережению (11,7%, 9,1%, 5,8%).
Студенты, которым не удается полностью вести ЗОЖ, отметили элементы ЗОЖ, которые им удается реализовать: не имеют вредных привычек (пить спиртное, курить, употреблять наркотики) – 81,6%, 94,3%, 92,7%. Немного увеличилось количество тех, кто занимается спортом (в том числе посещение тренажерных залов) – 27,9%, 26,7%, 45,1%. Разнообразилось и содержание элементов – «ем больше овощей и фруктов» (22,9%, 23,5%, 34,2%), «больше сплю» (11,7%, 7%, 5,6%). Следовательно, очевиден факт присутствия внутренних мотивов к сохранению собственного здоровья. Набор элементов, которые не удается реализовать, остается тем же самым, что и на первом году обучения, но несколько изменен количественно. Снижены показатели «правильно питаться» — 87,1%, 84,1%, 73,8%. «Соблюдать режим», «гулять на воздухе» в среднем количественно остаются такими же.
Отмечаем негативную сторону в жизни большинства второкурсников: регулярно реализуются элементы, отрицательно влияющие на организм юношей и девушек (вредные привычки, неправильное питание, засиживание допоздна в интернете в ущерб сну). К сожалению, у этой группы респондентов не сформировано понимание ценности сохранения и укрепления здоровья.
Увеличилось почти вдвое количество студентов, для которых в вопросах формирования ЗОЖ значимо мнение знаменитых спортсменов и артистов (44,6%, 47,2%, 52,7%). В среднем же многие ориентируются на мнение врачей, родителей, преподавателей. Пропаганда СМИ, личные заболевания также помогают реализовывать элементы ЗОЖ.
В группе элементов, препятствующих молодым людям вести условно здоровый образ жизни, второкурсники наряду уже со знакомыми «не хватает времени», «интернет» и иное называют хобби (34,2%, 38,1%, 47,2%), работу (заработок) (12,6%, 15,3%, 8,4%). Наши показатели перекликаются с другими исследованиями. При рассмотрении причин, препятствующих физкультурно-спортивной деятельности студентов, было выделено несколько: недостаток времени, удаленность от мест занятий, усталость от учебы и др. Изучение отрицательных мотивов показало, что наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени — 48,3% опрошенных студентов отметили этот фактор (А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева, 2007). В то же время большинство социологов, исследовавших бюджет свободного времени студентов, утверждают о наличии значительного количества времени, которое студенты отводят на досуговые занятия: от 1,5 до 3,5 ч в учебный день (Л.И. Лубышева, 2004). Автор исследования делает вывод, что причинами низкой активности в физическо-спортивной деятельности являются не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально им распорядиться, и главное — невысокая ценность физическо-спортивной деятельности в структуре свободного времени студентов.
Значительно – почти в 3 раза в каждой группе – увеличилось количество респондентов, объективно оценивших свое «Я» как негативный фактор в формировании ЗОЖ (35,2%, 28,4%, 56,7%).
Определилась группа студентов, которая считает, что успешный человек должен заниматься вопросами своего здоровья, так как это часть имиджа (3,1%, 2,7%, 3,9%). Нами отмечен небольшой рост количества обучающихся, которые считают, что успешному человеку не обязательно заниматься своим здоровьем (11,2%, 3,1%, 3,4%). Мы не готовы на данный момент объяснить этот феномен, так как не просили студентов расшифровывать свой ответ.
Изменилось в сторону увеличения количество респондентов, считающих, что вести ЗОЖ — это модно (78,2%, 76,8%, 84,6%) и модно в большей степени среди элиты общества (9,2%, 8,3%, 6,6%).
По-видимому, влияние СМИ на сознание юношества в последние годы стало заметнее. Медиативное пространство составляет его новую среду обитания, реальность современной культуры. Средства массовой коммуникации проникли во все сферы жизни. Масс-медиа стали основным средством производства современной культуры, а не только передаточным механизмом. Информационный бум, ставший реальностью жизни российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик молодого человека, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности. С одной стороны, коммерциализация телевидения приводит к преобладанию насилия, секса, рекламы. С другой стороны, появляется множество образовательных программ, видеоматериалов, развивающих игр и программ, оказывающих помощь как в образовании, воспитании, так и в расширении кругозора, открывая совершенно новые горизонты знания [4].
100% второкурсников интересуются вопросами ЗОЖ в той или иной степени. Ни один студент не отметил, что ему не интересны такие вопросы. 79,5%, 83,8%, 85,3% систематически интересуются вопросами ЗОЖ, 2,5%, 16,2%, 14,7% иногда возвращаются к этой теме. Закономерно увеличение количества тех, кто обсуждает элементы здоровьесбережения с врачами (44,8%, 64,1%, 66,8%). Ранее нами отмечалось, что у многих студентов с ростом профессионализма за годы обучения в консерватории развиваются профессиональные заболевания. Следовательно, стали частыми посещения студентами врачей различной специализации. Заметно выросла для студентов роль в вопросах формирования ЗОЖ интернета (73,8%, 92,5%, 89,8%), педагога по специальности (37,7%, 35,3%, 46,8%), педагога по физической культуре (9,3%, 8,1%, 8,5%). 23,8%, 34,7%, 31,6% стараются реализовать полученные знания на практике. Мы это связываем с рекомендациями врача для нивелирования симптомов заболевания. Вместе с тем увеличились группы по признаку пропуска занятий по физической культуре (23,8%, 32,5%, 32,7%). На первом курсе количественно эти группы были в 2 раза меньше. Мы не одиноки в подобных результатах исследования. При сравнении результатов анкетирования первокурсников и студентов второго курса наблюдается тенденция изменения личностных ориентаций на занятиях физической культурой. Снижается процентное значение таких установок, как привычка к систематическим занятиям (с 37,2% до 21,4%), личная внешняя привлекательность (с 18,2% до 16,7%), развитие физических качеств (с 67,8% до 55,3%).
При сопоставлении результатов тестирования по основным физическим показателям с результатами проведенного анкетирования было выявлено, что у студентов с низкими показателями физической подготовленности среди мотивов отмечается возрастание роли такого фактора, как получение зачета (с 2,8% до 23,5% анкетированных).
При выявлении причин, снижающих интерес и активность на занятиях по физической культуре, в основу были приняты результаты анкетирования студентов второго курса. Причины, называемые студентами, по своему характеру можно разделить на три группы: причины организационного характера, причины методического характера и причины личностного характера. Среди причин методического характера 41,3% опрошенных выделили несоответствие предлагаемых нагрузок физическим возможностям. Среди личностных причин 37,5% опрошенных называют низкий уровень собственной физической подготовленности. Одной из основных причин организационного характера называется отсутствие занятий по интересам — 41,6% (А.О. Егорычев, Э.В. Егорычева, 2007).
Принципиально не изменилось мнение студентов о занятиях физической культурой по принципу «полезно — не полезно», «интересно — не интересно».
Таким образом, осознание роли физической культуры в жизни первокурсников и второкурсников во время обучения в консерватории не имеет тенденции к изменению. Количество обучающихся, которые считают, что физическая культура необходима, практически не меняется за 2 года обучения. Пятая часть студентов считают, что занятия физической культурой полезны, но не обязательны, и четвертая часть считают занятия спортом бесполезным.
Выросло влияние интернета, СМИ, врачей и педагогов по вопросам формирования у студентов ЗОЖ. Многие стали систематически обращаться к вопросам здоровьесбережения.
У студентов второго курса СГК в общем сохраняется негативное отношение к физической культуре, которое активно формируется уже в средней общеобразовательной школе.
При рассмотрении причин, препятствующих физкультурно-спортивной деятельности студентов, было выделено несколько: недостаток времени, работа, усталость от учебы и др. Изучение отрицательных мотивов показало, что наиболее значимым фактором, как считают студенты, является недостаток свободного времени. Причиной низкой активности в физической и спортивной деятельности является не количественный недостаток свободного времени, а неумение рационально им распорядиться, а главное — невысокая ценность этой деятельности в структуре свободного времени студентов. Ряд авторов, бесспорных авторитетов в области профилактики и лечении профессиональных заболеваний певцов и музыкантов, рекомендуют неуклонно развивать и тренировать мышцы, заниматься зимними и летними видами спорта, художественной гимнастикой, теннисом, настольным теннисом, бадминтоном, греблей. Специальные упражнения для рук, ног, туловища, упражнения на расслабление, растяжение и координацию движений, для укреплений функций внешнего дыхания были предложены педагогами-музыкантами по рекомендациям тренеров [1, 5, 6].
Рецензенты:
Сухова Л.Г., д.п.н., профессор Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Саратовская Государственная консерватория имени Л.В. Собинова», г. Саратов;
Демченко А.И., д. искусствоведения, профессор Саратовской Государственной консерватории имени Л.В. Собинова, г. Саратов.