В современной России ни одно крупное мероприятие международного или федерального уровней не обходится без участия волонтерских команд будь то Евровидение-2009, Универсиада-2014 в Казани, Олимпиада в Сочи и иные, где в обязанности волонтеров входит сопровождение и оказание помощи гостям и участникам. Однако исторически сложилось, что волонтерская деятельность связана прежде всего с благотворительной помощью, которую оказывали добровольцы. Исследователи отмечают, что развитие понятия «волонтерство» связано с деятельностью христианских организаций конца ХIХ в., а точнее — с именем Анри Дюрана и созданной им в 1859 г. организацией «Красный Крест».
Сегодня волонтерство приобрело многоаспектный характер. По определению А.В. Воронцовой, волонтерство – деятельность просоциальная и характеризуется как добровольное выполнение обязанностей по оказанию безвозмездной социальной помощи, услуг людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации [1]. И.Ю. Киселев отмечает, что волонтерство – это активное участие человека в жизни общества, что способствует не только реализации основных человеческих потребностей ради справедливости, но и улучшению качества жизни и углублению чувства солидарности [2].
В Общей декларации волонтеров указывается, что волонтерство – это добровольный выбор, который выражает личностные взгляды и позицию; предполагает активное участие гражданина в общественной жизни; содействует улучшению качества жизни, углублению солидарности между людьми; предопределяет реализацию основных человеческих нужд на пути построения более справедливого общества; содействует более сбалансированному экономическому и социальному развитию; выражается по обыкновению в общей деятельности в рамках разных ассоциаций [3].
Волонтеры, по мнению Е.И. Холостовой, — это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно как в государственных, так и в частных организациях медицинской, образовательной сферы либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций. Волонтеры в современном значении этого слова – это члены общественного объединения социальной направленности [5].
В большинстве случаев волонтеры — это представители молодежи, которая считается наиболее социально активной демографической группой, обладающей собственной специфической культурой. Как отмечает О.И. Холина, волонтерство вполне можно отнести к одному из проявлений современной молодежной субкультуры, что предполагает наличие и формирование собственной гражданской позиции молодого человека (например, движение по поиску пропавших детей и стариков «LizaAlert»), а также личностное самовыражение («Клуб волонтеров», «Кнопка жизни» и др.) [6].
Выделяют следующие типы волонтерства:
1) по степени организованности:
а) организованное, как правило, осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторах;
б) неорганизованное – спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям;
2) по целевой ориентированности:
а) взаимопомощь (или самопомощь) – осуществление волонтерской деятельности другим членам своей социальной группы или сообщества;
б) благотворительность – объектом помощи является участник группы, в которую входит сам волонтер;
в) участие в местном самоуправлении – волонтер на добровольных основаниях включается в деятельность по управлению волонтерским движением, волонтерской группой и т.д.;
г) просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся волонтерской деятельности.
Сегодня волонтерство – это мощное добровольческое общественное движение, участниками которого преимущественно являются молодые люди, в том числе студенчество. Притом что многие авторы говорят о наличии у волонтеров некоторых личностных особенностей, в частности стремления к самореализации; установки на преодоление; самоидентификации; стремления быть социально полезным; энтузиазма, доброты и подвижничества; неравнодушия и гражданской активности, также отмечают приоритизацию индивидуальных и профессиональных интересов.
Волонтерство как направление воспитательной работы в вузе выполняет ряд важных функций:
1) овладение социально-профессиональными умениями и навыками за счет расширения социальных связей;
2) появление новых карьерных возможностей;
3) обогащение собственного социального капитала;
4) реализация личного потенциала.
Студенты, активно участвующие в волонтерской деятельности, более активно формируют свой профессиональный менталитет, присоединяются к профессиональной среде. Так, в Лесосибирском педагогическом институте – филиале ФГАОУ ВПО «Сибирский федеральный университет» (далее ЛПИ – филиал СФУ) на протяжении 10 лет существуют и активно развиваются волонтерские отряды – «Твои горизонты», осуществляющий профориентационную деятельность на территории г. Лесосибирска и населенных пунктов Енисейского района; «Старший друг», оказывающий психолого-педагогическую поддержку подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации; «Школьная служба примирения», содействующая профилактике конфликтов и правонарушений, и др. Расскажем более подробно о содержании деятельности некоторых отрядов.
Так, отряд «Твои горизонты» в период с 2012 по 2014 гг. работал в рамках исследования проблемы профессиональной направленности студентов, а также выявления детерминирующих ее факторов, что позволило психологически обоснованно решать задачи повышения эффективности педагогической деятельности: правильно осуществлять отбор, обучение в вузе, расстановку кадров, а также планировать профессиональную карьеру.
Целью отряда в данный период являлась разработка и реализация программы психологического сопровождения студентов педагогического вуза с целью формирования их профессиональной направленности. Работа была направлена на целевую группу, представляющую собой студентов ЛПИ – филиала СФУ (Лесосибирск) и учащихся Енисейского педагогического колледжа (Енисейск). В подготовке и реализации приняли участие студенты факультета педагогики и психологии и физико-математического факультета ЛПИ – филиала СФУ (около 30 человек). В ходе реализации проекта (подготовка и участие в тренинговых занятиях) количество студентов составило от 80 до 100 человек. Основным результатом деятельности отряда стало повышение уровня профессиональной направленности, доказанное эмпирически; созданная программа может быть адаптирована для других учебных заведений.
Предлагаемый проект ориентирован на формирование профессиональной направленности в рамках педагогической профессии, основными участниками которого станут студенты вуза, что будет способствовать успешному вхождению в профессию на ранних этапах профессионализации.
Стоит отметить, что, говоря о профессиональной направленности как самостоятельной единице, отдельной категории, мы говорим и о собственной динамике ее становления, о процессах, являющихся содержанием этапов этой динамики. В первую очередь эти процессы связаны с развитием и активацией системы интересов к определенной области профессионального знания, мотивов к занятию профессиональной деятельностью, проявлением определенных личностных качеств и характеристик. Речь, по сути, идет об образовательной программе, включающей в себя средовой, субъектно-личностный и технолого-мотивационный компоненты.
Средовой компонент – комплекс психолого-педагогических условий, формирующих не столько прямо профессиональное сознание, сколько личностное отношение к определенным проблемам, в нашем случае – к педагогической проблематике. Субъектно-личностный компонент складывается, с одной стороны, из непосредственного субъективного интереса к конкретному профессиональному полю, наличия черт характера и личностных особенностей, позволяющих говорить не только о возможностях самореализации в выбранной профессиональной области, но и о динамическом потенциале, прогностической характеристике, указывающей на возможность карьерного роста, активного движения в поле избранной профессии; с другой – из системы представлений об интересующей профессии, образе специалиста, специфике деятельности, проблемных зонах профессии и путях их преодоления. Технолого-мотивационный компонент – система психолого-педагогических действий, связанная, во-первых, с поддержанием и активизацией интереса студентов к выбираемой специальности, получению необходимых знаний и приобретению доступных умений и навыков для осуществления профессиональной деятельности на начальном этапе; во-вторых, с коррекцией образа специалиста — представителя профессиональной области с целью его приближения к реальному; развитие качеств характера, личностных компетенций в контексте выбираемого профессионального направления, чем определяется личностный ресурс – потенциал, в дальнейшем непосредственно реализуемый в профессиональном поле.
Целью деятельности «Школьной службы примирения» является содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных и криминальных ситуаций на основе принципов восстановительного правосудия. Психологами отмечено, что в межличностном взаимодействии обучающихся часто возникают противоречия, неразрешенность которых становится фактором девиантного поведения и фрустрационных состояний. В этой ситуации особую значимость приобретает изучение психолого-педагогического сопровождения учащихся в конфликтных ситуациях со сверстниками, главная миссия которого заключается в формировании у них позитивного опыта понимания себя и позиции оппонентов, осознании силы собственного влияния на ситуацию и перспектив ее развития, выборе такой стратегии поведения, которая основывалась бы на обоюдовыгодном, реалистичном решении, сохраняющем человеческое достоинство. Поэтому работа данного волонтерского отряда достаточно актуальна и направлена на формирование и развитие конфликтологической компетентности и конфликтологической культуры учащихся, повышение ее уровня, что позволит психологически обоснованно решать конфликтные ситуации в условиях образовательного учреждения.
Основная идея заключается в разработке программы подготовки учащихся к конструктивному поведению в ситуациях разногласий, направленной на развитие рефлексивных и прогностических способностей, при реализации которой предполагается взаимодействие различных специалистов образовательного учреждения; формирование и обучение ученического актива под руководством социального педагога и/или педагога-психолога навыкам медиации в ситуации конфликта.
Исследуя
аналоги подобных служб, мы отметили, что в целом служба примирения является
альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное
поведение или правонарушения несовершеннолетних. Результаты работы службы
примирения и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в
случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению. На
сегодняшний день действует около 1000 служб примирения в разных регионах
страны, однако в Красноярском крае только 6. При этом в образовательных
учреждениях
г. Лесосибирска система восстановительной медиации (служба примирения) пока
слабо развита, что мы и пытались компенсировать деятельностью волонтеров на
базе МБОУ СОШ № 1 г. Лесосибирска.
Деятельность службы примирения основана на следующих принципах.
1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
В состав Школьной службы примирения входят педагог-психолог, социальный педагог, педагоги школы, школьники 6–9-х классов, прошедшие обучение проведению примирительных программ, волонтеры.
Школьная служба примирения получает информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации школы, членов службы примирения и принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица школы. Примирительная программа начинается в случае согласия конфликтующих сторон на участие в данной программе. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение, для проведения программы также необходимо согласие родителей. В случае если примирительная программа планируется на этапе дознания или следствия, то о ее проведении ставится в известность администрация школы и при необходимости производится согласование с соответствующими органами внутренних дел [4].
Волонтеры осуществляют контроль над выполнением обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несут ответственности за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств служба примирения помогает сторонам осознать причины трудностей и определить пути их преодоления.
Заключение
Процесс включения студентов в деятельность волонтерских отрядов не только позволяет существенно повысить уровень их профессиональной направленности, дает им возможность апробировать себя в профессиональной роли, развивает профессиональные компетенции и учит ориентироваться в существующих методических подходах к решению проблемы, но и дает возможность самовоспитания и формирования собственной личности. В этом случае происходят трансформация ценностно-смысловых координат личности студента, определение собственной гражданской позиции и инициативы. Поэтому считаем волонтерскую деятельность одним из необходимых и эффективных направлений воспитательной работы вуза.
Рецензенты:
Логинова И.О., д.псх.н., профессор, заведующая кафедрой психологии и педагогики с курсом медицинской психологии, психотерапии и педагогики ПО, ГБОУ ВПО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, г. Красноярск;
Гафурова Н.В., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики профессионального обучения Института педагогики, психологии и социологии Сибирского федерального университета, г. Красноярск.