Одним из мероприятий модернизации и актуализации образовательной деятельности технических университетов в условиях перехода высшего образования на стандарты ФГОС ВО является разработка дополнительных профессиональных образовательных программ (ДПОП) в соответствии с Приказом Минобрнауки России от 1.06.2013 г. №499. В рамках указанного мероприятия на кафедре информатики и программного обеспечения вычислительных систем Национального исследовательского университета МИЭТ разработана и успешно прошла апробацию в 2014г. ДПОП «Система управления базами данных ORACLE» по направлению подготовки 231000 «Программная инженерия», в том числе и для профессорско-преподавательского состава кафедры.
Цель исследования
Предлагается структура образовательной технологии ДПОП, формирование которой обосновано факторами, обусловившими актуальность и востребованность рассматриваемой ДПОП, а также организацией самого образовательного процесса. Методы исследования
В структуре представленной образовательной технологии изначально выделены: цели обучения, формируемые в зависимости от потребностей, ожидаемые результаты обучения, содержание обучения и технологию его отбора, а также используемые методы, формы и средства обучения и технологию их выбора. Кроме того, известно, что для создания образовательной технологии необходимо также управление обучением. На основе научно-методических исследований широко известных научной общественности ученых А.П.Тряпицыной [9], Н.Л.Стефановой [8], Т.А.Бороненко [2], М.В.Швецким [10], Н.И.Рыжовой [7], И.Б.Готской [3], В.М.Жучковым [5], Л.И.Долинером [4] и др., с использованием модели А.П.Пышкало [6] разработана обобщенная структура образовательной технологии (рис. 1)
Согласно В.П.Беспалько [1], структура любой дидактической системы складывается из следующих элементов: дидактическая задача (цели обучения, содержание обучения, учащиеся); технология обучения (учителя, организационные формы обучения, дидактические процессы – мотивационный компонент, учебно-познавательная деятельность учащихся, управление учебно-познавательной деятельностью учащихся со стороны педагога); алгоритм функционирования и алгоритм управления.
Однако применительно к обучению профессорско-преподавательского состава по ДПОП в структуре образовательной технологии можно провести следующие уточнения. В качестве потребностей здесь выступают:
Рис. 1. Обобщенная структура образовательной технологии обучения по дополнительным профессиональным образовательным программам
§ потребность общества и системы образования в компетентных преподавательских кадрах;
§ социальный заказ на совершенствование профессиональной компетентности преподавателей;
§ потребности личности преподавателя в совершенствовании профессиональной компетентности.
При этом в образовательной технологии ДПОП выделены следующие компоненты:
§ целевой – определяет цели и ожидаемые результаты обучения;
§ мотивационный – определяет основные стимулы и предпосылки повышения квалификации;
§ содержательный компонент включает основные элементы методической системы обучения, отражает выбранное содержание обучения;
§ процессуальный компонент отражает методы, формы и средства обучения;
§ управленческий – определяет технологию отбора тех или иных технологий, а также порядок взаимодействия составляющих образовательной технологии;
§ оценочно-результативный компонент показывает методы оценки результатов обучения, их степени соответствия ожидаемым, содержит фонды оценочных средств и показателей качественной оценки.
Для реализации образовательной технологии используются механизмы непосредственной деятельности преподавателей ДПОП, тренеров, экспертов, а также профессионально-ориентированная личностно-деятельностная среда реализации образовательной программы и деятельность самих преподавателей-слушателей в процессе освоения ДПОП и в реальном учебном процессе. На основании приведенных рассуждений получим структуру образовательной технологии для профессорско-преподавательского состава по направлению подготовки «Программная инженерия» (рис. 2.).
Рис. 2. Структура образовательной технологии ДПП профессорско-преподавательского состава по направлению «Программная инженерия»
Для проектирования содержательного компонента образовательной технологии профессорско-преподавательского состава в рамках ДПОП по направлению подготовки необходимо, прежде всего, выделить ядро содержания подготовки преподавателей в данной предметной области, то есть основное содержание учебного плана, которое разбивается затем на отдельные дисциплины. Количество дисциплин, их содержание, порядок изучения и т.д. являются уже вопросом организации обучения при наличии ограничений на учебный процесс, необходимость учета психологических, методических и т.д. факторов непосредственно при обучении. Различные дисциплины ДПОП вносят различный вклад в формирование тех или иных компетенций преподавателя: одна или несколько дисциплин являются основными и ряд вспомогательными. Хотя нетрудно предположить, что все дисциплины программы, все элементы учебного процесса ДПОП в той или иной мере, непосредственно или опосредовано, вносят свой вклад в формирование отдельных компетенций. Однако, компетенции формируются и вне учебной деятельности, например, в педагогической практике конкретного преподавателя.
В содержательную основу разработанной образовательной технологии положена модульная программа формирования и совершенствования профессиональных компетенций преподавателей в условиях ДПОП. В результате проектирования дополнительной профессиональной образовательной программы профессорско-преподавательского состава по направлению «Программная инженерия» предусмотрена организация трех циклов обучения, отличающихся длительностью и уровнем сложности. Циклы имеют единую структуру, их методический аппарат включает лекционные занятия, мастер-классы, практические работы, индивидуальную работу слушателей, консультации и итоговую аттестацию в форме тестирования и защиты итоговой работы. При этом в рамках каждого цикла выделяются инвариантная и вариативная составляющие, что способствует совершенствование отдельных компонентов профессиональных компетенций преподавателей-слушателей.
Результаты исследования
Сформированная образовательная технология апробирована, как указано выше, в рамках ДПОП «Система управления базами данных ORACLE», выпущено более 30 слушателей, в том числе более десятка преподавателей кафедры, что способствовало повышению качества преподавания ряда дисциплин в области информатики и информационных технологий, баз данных и систем управления базами данных.
Рецензенты:
Черников Б.В., д.т.н., старшего научного сотрудника, заместителя директора Центра информационных технологий ООО «Газпром ВНИИГАЗ», г. Москва;
Портнов Е.М., д.т.н., профессор, Национальный исследовательский университет «МИЭТ», г. Москва.