Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL FOUNDATIONS OF ECONOMIC SECURITY OF THE COUNTRY

Spiridonov A.V. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
Procurement activities in the structure of the economic security of the country takes a prominent place. Based on the traditional understanding of the term under review, "economic security" as the most important quality characteristics of the economic system that determines the ability to maintain a consistent implementation of national interests, a stable ability of economic agents, the normal living conditions of the population, regarded. The article discusses the concept of "security", "national security", "economic security", "purchase. Economic security purchases include economic independence, providing for the possibility of state control over national resources and its ability to maintain the level of production efficiency and product quality, ensuring its competitiveness; create reliable conditions and guarantees for entrepreneurial activity and other. The author notes that at present the economic security as an integral part of national security, including defense, information, energy and other types of security.
efficiency.
security
procurement
economic security

Закупочная деятельность в структуре экономической безопасности страны занимает достаточно значимое место. Закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в рамках контрактной системы, вступившей в силу с 1 января 2014 г., включают в себя торги по определению поставщиков и закупок у единственного поставщика в количестве 6,8 млн закупок для государственных нужд; 7,61 млн закупок - для муниципальных нужд в 2014 г. Также в 2014 г. было заключено контрактов для государственных нужд на 6,33 трлн рублей, муниципальных нужд - 1,05 трлн рублей. При этом,  по данным Минэкономразвития России, в рамках импортозамешения в 2014 г. было заключено 915 тыс. контрактов на общую сумму свыше 783 млрд рублей [6].Статистическая информация позволяет сделать вывод о возрастающем значении закупочной деятельности в структуре экономической безопасности страны.

Традиционно экономическая безопасность рассматривается в экономической теории как важнейшая качественная характеристика экономической системы, которая определяет способность поддерживать последовательную реализацию национально-государственных интересов, устойчивую дееспособность хозяйствующих субъектов, нормальные условия жизнедеятельности населения.

Проблема экономической безопасности как важнейшей составляющей национальной безопасности в зарубежной литературе рассматривается достаточно давно. Начало использованию этого термина положил Теодор Рузвельт еще в 1904 г. в своем послании конгрессу США, где он обосновал военную акцию присоединения зоны в районе будущего Панамского канала интересами национальной безопасности.

В России термин «государственная безопасность» был впервые употреблен в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия» от 14 августа 1881 г. В 50-60-е гг. XIX в. в России впервые было применено понятие «интересы России». Его ввел в употребление канцлер князь А.М. Горчаков. Таким образом, национальные интересы в России стали определяться задолго до становления теории экономической безопасности как науки.

Различные государства создают разные системы безопасности исходя из своих возможностей. Исходные положения теории экономической безопасности могут быть определены согласованным понятийным аппаратом в этой области. Для определения категории «экономическая безопасность» необходимо, прежде всего, рассмотреть такие ее составляющие, как «безопасность» и «национальная безопасность».

«Безопасность» всегда широко использовалась или как характеристика защищенности какого-либо объекта от воздействия внешних и внутренних угроз, или как защищенность от воздействия какого-либо объекта.

В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом РФ «О безопасности» безопасность определяется как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз». В пункте А.5 ГОСТ Р 1.12-2004 «Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения» приводится понятие безопасности в редакции Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании». В статье 2 этого Закона указывается, что «безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации - состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений».

Национальная безопасность характеризует защищенность всех систем жизнеобеспечения общества, государства и человека от внутренних и внешних угроз, способность противостоять им и адаптироваться к новым условиям развития как в сфере природы, окружающей среды, так и в инновационной сфере деятельности человека. Безопасность государства зависит от национальной силы, выражающейся в способностях вносить вклад в международное сообщество; выживать в кризисных экстремальных международных условиях; полностью реализовать национальные интересы внутри и вне страны вплоть до силового противостояния в глобальных и регио­нальных конфликтах.

Принято считать, что нижний порог национальной безопасности составляют физическое выживание общества, сохранение суверенитета и социальной целостности государства - обеспечение его дееспособности перед лицом угрозы применения вооруженной силы со стороны других субъектов международных отношений. Однако безопасность государства заключается не только в сведении к минимуму угрозы военного нападения, захвата территории, уничтожения населения. В более широком смысле понятие безопасности включает обеспечение гражданам данного общества необходимых условий для нормальной цивилизованной жизни, свободного развития и самовыражения. Соответственно политический, экономический, военный, социальный и иные аспекты, экологический и иные внутренние и внешние аспекты национальной безопасности составляют важнейшие компоненты.

Национальная безопасность имеет иерархическую (личность, государство, общество), многокомпонентную структуру, т.е. является системным понятием, более того, в последнее время заметна тенденция к еще большему ее расширению.

Наиболее полно теоретическую сторону данного вопроса рассмотрели Л.И. Абалкин, А.Д. Архипов, А.А. Аузан, Л.Я. Богданов, В.А. Богомолов, Г.С. Вечканов, А.Е. Городецкий, Л.П. Гончаренко, С.Ю. Глазьев, М.Я. Корнилов, Ю.А. Корчагин, Т.Е. Кочергина, Е.А. Олейников, В.К. Сенчагов, В.Л. Тамбовцев и др.

Экономическая безопасность в настоящее время рассматривается как со­ставная часть национальной безопасности. Ни у кого не вызывает удивления понятие «безопасность», оно прочно вошло в жизнь современного общества, стало неотъемлемой частью внутренней и внешней политики многих государств. Не требует доказательств тезис, что поскольку экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, то понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики страны, ее прочности при возможных внутренних и внешних угрозах.

Понятие национальной безопасности шире экономической безопасности, оно включает оборонную, информационную, экологическую, энергетическую безопасность и т.д. Но, рассматривая те или иные стороны национальной безопасности, нельзя обойти ее экономические аспекты. Ряд общих условий и факторов выдвигает понятие экономической безопасности на первый план.

Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности региона должна быть ориентирована, прежде всего, на поддержание достаточного уровня производственного, научно-технического потенциала, недопущение снижения уровня жизни до предельных значений, что способно вызвать социальную напряженность, предотвращение конфликтов между отдельными слоями и группами населения, отдельными нациями и народностями. Эта стратегия должна осуществляться, прежде всего, через систему безопасности, которую образуют органы законодательной, исполнительной и судебной власти, общественные и иные организации и объединения. При этом если стратегия государства усиливает его позиции в мировом сообществе, то её можно считать национальной.

Если рассматривать процесс управления закупками в соответствии с экономической безопасностью страны, то необходимо отметить актуальность проблемы профессионализма заказчика. И.П. Гладилина рассматривает управленческую компетентность как обязательную составляющую в структуре профессионализма заказчика [1].Г.В. Дёгтев, Н.А. Акимов, В.В. Ященко отмечают безусловную важность профессионализма заказчиков на всех этапах осуществления закупок, при оценке результативности закупочной деятельности [2].

Экономическая безопасность - состояние экономики и готовность институтов власти, при которых обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям, социально направленное развитие страны в целом. Профессиональное решение всех задач экономической безопасности - чрезвычайно важный аспект.

Сущность понятия «экономическая безопасность» позволяет определить теоретические основы управления закупками как совокупности управленческих решений и управленческих мер, направленных на обеспечение требуемого уровня безопасности развития экономики страны в соответствии с качественной, эффективной закупочной деятельностью.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.