Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THEORETICAL BASIS OF RISK ASSESSMENT AND PROBLEM AREAS IN PROCUREMENT

Tyusina L.S. 1
1 Moscow City Government University of Management in Moscow
Procurement management includes risk management. Despite the fact that the contract system is developed in the Russian Federation in stages, there is a potential risk. The experts will prepare a report "On the procurement system in the Russian Federation - 2014", note the following risks: the possibility of "tightening" of procurement processes, difficulties in understanding of the mechanisms of regulation of new customers contracting. The article discusses the risks of customers related to procurement involving small businesses. Federal Law №44-FZ "On the contract system in the procurement of goods, works and services for state and municipal needs" requires new management solutions for efficient procurement and negative risks can seriously complicate the implementation of the many innovations of the contract system. In order to reduce existing and prevent possible risks must be systematically and thoroughly and professionally investigate the phenomenon under consideration.
the management of risks and professionalism.
contract system
procurement
Осуществление закупок в рамках Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» находится в состоянии кардинальных перемен. В декабре 2014 г. правительством Российской Федерации был принят антикризисный план, включающий такие важные аспекты закупочной деятельности:

-                        право индексации цен контрактов, связанных с курсовой разницей валют, принадлежит не заказчику, а поставщику;

-                        отмена определённых случаев поручительства при осуществлении предпринимательства или если в торгах участвует бюджетное автономное учреждение;

-                        для малого бизнеса снижен порог обеспечения заявки на участие в торгах до 2%.

Тем не менее риски и проблемные зоны при осуществлении закупок по-прежнему остаются достаточно серьёзными. Эксперты, подготовившие доклад «О системе закупок в Российской Федерации – 2014», отмечают следующие риски:

-                        возможность «затягивания» процессов закупки;

-                        сложность в понимании частью заказчиков новых механизмов регулирования контрактной системы (ввиду большого объёма правового регулирования на уровне подзаконных актов);

-                        неадекватность информационного обеспечения;

-                        использование общественного контроля как способа коммерциализации контрольной деятельности граждан и общественных организаций[5].

Помимо выделенных рисков внедрения контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд существует целый ряд рисков, проблемных зон на каждом этапе осуществления закупочной деятельности. И.П.Гладилина отмечает, что современные подходы к управлению закупками основаны на основных принципах контрактной системы в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что, в свою очередь, позволяет рассматривать вопросы предотвращения рисков с позиции осуществления закупок на принципах контрактной системы[1].

Остановимся на закупках с привлечением субъектов малого предпринимательства.

Учёные отмечают, что закупки «малого объёма» предусматривают возможность широкого количества участников – представителей малого и среднего предпринимательства. Но выход на рынок закупок новых поставщиков предполагает тщательную оценку возможных рисков. Очевидно, что возможен риск того, что поставщик, недавно вышедший на рынок, не всегда исполняет контракт надлежащим образом. Анализ правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что к возможным причинам рассматриваемого риска можно отнести:

-                        отсутствие ресурсов, позволяющих надлежащим образом исполнить контракт;

-                        непонимание специфики заключения и использования государственных контрактов;

-                        поставщик не ставил перед собой целью надлежащее исполнение контракта.

Московские закупки с участием малого бизнеса активно проводятся через «Портал поставщиков», которому характерны следующие черты:

-                        инструмент закупок малого объёма для обеспечения государственных нужд (п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ);

-                        простота в работе;

-                        наглядное представление имиджа и репутации поставщиков;

-                        уникальный ресурс для бизнес-сообщества;

-                        легитимная площадка для осуществления сделок между юридическими и физическими лицами;

-                        единая витрина всех закупок города Москвы.

С точки зрения предотвращения возможных рисков «Портал поставщиков» - это удобный и надёжный инструмент закупок малого объёма для обеспечения государственных нужд в соответствии с п. 4, 5, 28 ч. 1 ст. 93 Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Через Портал поставщик путём публикации оферт проходит путь к электронному заключению контракта. С.А.Сергеева отмечает чрезвычайно важную роль прогнозирования в управлении закупками для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а через Портал появляется возможность прогнозирования управленческих подходов как со стороны заказчика, так и со стороны поставщика[2].У заказчика через выбор оферт поставщиков появляется возможность сформировать корзину в электронном магазине. Поставщики, которые заключили электронные контракты, могут работать с государственными заказчиками на всей территории РФ.

«Портал поставщиков» - это простота в работе. Алгоритм работы из «Портала поставщиков» включает семь шагов:

шаг 1 – необходимо получить электронную подпись;

шаг 2 – зарегистрироваться на «Портале поставщиков»;

шаг 3 – войти в личный кабинет;

шаг 4 – опубликовать оферту;

шаг 5 – получить проект контракта от заказчика;

шаг 6 – согласование и подписание с заказчиком проекта контракта;

шаг 7 – получить подписанный заказчиком контракт.

«Портал поставщиков» - это наглядное представление имиджа и репутации поставщика. На Портале происходит формирование комплексного рейтинга поставщика на основе следующих показателей:

-                        опыт поставщиков;

-                        качество исполнения контрактов;

-                        репутация поставщика.

Расчёт ведётся по трём группам поставщиков исходя из суммы контрактов за год:

-                        от 1 до 5 млн рублей;

-                        от 5 до 50 млн рублей;

-                        не менее 50 млн рублей.

«Портал поставщиков» - уникальный ресурс для бизнес-сообщества. Бизнес-сообществом ведётся и постоянно исполняется «Справочник продукции» по направлению – вид продукции, государственными заказчиками – категория продукции. «Справочник продукции» ведётся по принципу саморегуляции.

«Портал поставщиков» - единая витрина всех закупок города Москвы:

-                        о закупках и контрактах по 44-ФЗ;

-                        о закупках и договорах по 223-ФЩ;

-                        об отборе на получение субсидий;

-                        о торгах на нестационарные объекты.

Данные «Портала  поставщиков» доступны для желающих, в том числе и виде многофакторной статистики (графики, таблицы и диаграммы), по следующим показателям:

-                        оферта;

-                        контракт;

-                        поставщики;

-                        благотворительные аукционы;

-                        приглашения от заказчиков на участие в закупках.

Таким образом, «Портал поставщиков» - это эффективная технология управления, ориентированная на результат и включающая в себя:

-                        мониторинг индексов известности и прозрачности закупок как показателей эффективности;

-                        рейтинги заказчика по показателям деятельности в сфере государственных закупок.

Рассмотрим возможные риски при осуществлении закупок малого объема (рисунок).

Возможные риски при осуществлении закупок малого объёма

Предполагается проводить оценку рисков при закупках малого объёма по двум параметрам:

-                        вероятность риска;

-                        серьёзность последствий риска[3;4].

Заказчик оценку рисков по данным параметрам может получить в результате анализа сочетания параметра вероятности и параметра последствия рисков. При этом если будет обоснован факт сочетания высокой степень риска и средних (высоких) последствий, то возникает необходимость внесения изменений в процесс осуществления закупки. Изменения не вносятся, если обоснован факт низкой вероятности возникновения риска и низких (средних) последствий. При других вариантах анализа рисков по вышеуказанным параметрам решение принимается в зависимости от состояния процесса осуществления закупки[3;4].

Таким образом, управления рисками при осуществлении закупок – процесс, требующий высокопрофессионального отношения к выполняемым обязанностям всех специалистов в сфере закупок на всех этапах закупочной деятельности.

Рецензенты:

Гладилина И.П., д.п.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.

Землин А.И., д.ю.н., профессор, профессор кафедры управления государственными и муниципальными закупками, Московский городской университет управления Правительства Москвы, г.Москва.