Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

CREATIVE PROJECTS OF THE RUSSIAN CHAMBER ORCHESTRA OF KSU AS A BASE FOR INTRODUCING STUDENTS TO EDUCATIONAL ACTIVITIES

Yakovleva E.N. 1
1 Kursk State University
The article is devoted to creative projects of the Russian chamber orchestra of the Kursk state uni-University, multi-faceted analysis of musical education team forms-new loan programme in modern cultural space of the region, Russia as a whole, on the basis of new sources, many years of personal cooperation and observations. Projects are an integral part of creativi-tion of the orchestra, aimed at the dissemination of classical music among the population, especially the youth audience. The University team seven implements cultural projects: Maryinsky musical Assembly, Mariinsky Assembly, the friendship Bridge, Russian chamber orchestra – children, Children – the future of Russia, Musical seasons mountains international festival of classical music in Russian province. All projects of the orchestra are held with the participation of students of music majors. Their implementation is aimed at the development of regional musical culture, familiarizing of youth enrolled in the faculty of arts at the University, to educational activities.
creative project.
students
educational activities
chamber orchestra

Скоропалительные реформы, происходящие в нашем обществе, породили сегодня проблему снижения общего интеллектуального уровня образованности молодых специалистов-музыкантов. Приоритет в образовании отдается не ценностным установкам, а методологии, что ведет к девальвации самого понятия «образование». Практика показывает, что на факультетах музыки университетов, во-первых, должно быть уделено большее внимание воспитанию и совершенствованию общей культуры студентов, во-вторых, введены дисциплины, ориентированные на приобретение знаний и навыков музыкально-просветительской деятельности. Они должны включать, на наш взгляд, два направления: теоретическое и практическое.

Изучение теоретической составляющей проходит прежде всего в аудитории, ее основу составляют знания по истории, теории и методике просветительской работы. Практический аспект направлен на организацию и проведение просветительских занятий и концертов с конкретной, как правило, закрепленной за определенной студенческой группой аудиторией. Он не ограничивается занятиями и концертами, организуемыми и проводимыми только студентами под руководством руководителя дисциплины. Данный аспект связан также с участием студентов в культурно-просветительских проектах профессионалов: преподавателей университета, творческих союзов, филармонического музыкально-литературного лектория и т.д. Но базойявляются прежде всего проекты того учебного заведения, где обучаются студенты.

Деятельность Курского государственного университета (КГУ), как подтверждают наблюдения автора статьи, может стать примером для многих региональных вузов. На базе университета с 2002 года успешно действует Русский камерный оркестр (РКО) под руководством профессора С.Г. Проскурина. С деятельностью РКО связано образование и развитие целого ряда культурно-просветительских проектов.В состав оркестра ежегодно вливаются все новые студенты кафедры инструментального исполнительства, которые приобретают здесь сценические навыки, совершенствуют полученное исполнительское умение. Они участвуют и в лекторской практике, и в реализации организационных вопросов.

Все проекты РКО сообразуются с вектором государственной культурной политики Российской Федерации. В связи с этим напомним, что согласно закону Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ, «... просветительское мероприятие - совокупность организованныхдействий, направленных на распространение и разъяснение научныхзнаний и иных социально значимых сведений...»[3, с. 5].

В КГУ реализуется семь культурных проектов, в которых участвуют студенты: Марьинские музыкальные ассамблеи, Мариинские ассамблеи,Мост дружбы, Русский камерный оркестр - детям, Дети - будущее России, Музыкальные сезоны Белогорья, Международный фестиваль классической музыки в российской провинции.

«Марьинские ассамблеи» заслуживают особого внимания как пример самобытного регионального проекта по музыкальному просветительству. История этого уникального праздника музыки началась в 2005 году и связана с идеей возрождения в бывшей дворянской усадьбе князей Барятинских Марьино знаменитых музыкальных вечеров, царивших здесь в начале XIX века.

Известно, что «в Марьино был постоянный театр, в котором ставились пьесы на русском и французском языках, - рассказывал журналистам Сергей Проскурин. - Кроме того, в Марьино был оркестр из 40-50 музыкантов, составленный из крепостных людей. Давались концерты, в которых принимали участие известные меломаны графы Михаил и Матвей Виельгорские. Они жили по соседству в имении Луизино»[1, с. 43]. Соседи устраивали музыкальные и танцевальные вечера, вели насыщенную, наполненную художественными интересами жизнь. Их усадьбы являлись очагами культуры и просвещения в крае.

Спустя почти 200 лет С. Г. Проскурин нашел в московском архиве партитуру Увертюры для большого симфонического оркестра князя Ивана Ивановича Барятинского, отредактировал ее, придав вид законченной композиции. Проскурин, как и многие другие музыканты Курской областной филармонии, неоднократно выступал с камерным оркестром в Марьино. Но история усадьбы, изучение архива князей Барятинских зародили в нем горячее желание продолжить музыкально-просветительские традиции прошлого и вдохновили на создание крупного творческого проекта.

Организовав первую музыкальную ассамблею, руководитель РКО не только возродил традиции русской усадьбы, но и традиции Петра I, установившего проведение ассамблей почти три столетия назад. Как и в давние времена, Проскурин стремился создать новые формы общения, познакомить курян с лучшими образцами классической музыки, приобщить их к музыкальной классике, возродить, казалось бы, навсегда утраченные, ценные традиции прошлого, обогатить культуру досуга новой разновидностью информационно-коммуникативного - художественного центра в регионе. Для студентов большой школой является выступление с новыми солистами и особенно дирижерами, исполнение большого репертуара, причем не только классического. Данный проект нашел свое продолжение уже в десяти Ассамблеях, каждая из которых носит просветительский характер.

Примером другого проекта, связанного с историей региональной культуры, является Международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи». Эта просветительская акция поначалу была обусловлена воссозданием традиций Великопостных концертов.

Грандиозный международный фестиваль классической музыки «Мариинские ассамблеи» проходил в Курском государственном университете 15-17 апреля 2011 года (КГУ основан на базе Мариинской гимназии - центра музыкального просветительства в области). Событие стало беспрецедентным в истории региональной музыкальной культуры, так как такого масштабного проекта еще не было во всем Центральном Черноземье. Участниками фестиваля стали музыканты из восьми стран мира.

«Мост дружбы»является совместным проектом Русского камерного оркестра с Московской государственной консерваторией имени П.И. Чайковского. Идея организации этой творческой акции возникла восемь лет назад, когда С.Г. Проскурин предложил профессору Московской консерватории М.Л. Яшвили вы выступить с РКО. В последующие годы коллектив сотрудничал с другими профессорами МГК - великолепными музыкантами, И. Бочковой, В. Коробовым, А. Бондурянским, М. Петуховым и другими.

С открытием кафедры инструментального исполнительства в КГУ и набором первых студентов в 2010/11 учебном году появилась возможность на регулярной основе осуществлять творческие взаимосвязи и контакты между учебными заведениями, которые и вылились в проект «Мост дружбы».

С первых дней деятельности Русский камерный оркестр серьезно занимается музыкальным просвещением подрастающего поколения, уделяя большое внимание программам для детей и юношества. Концерты в зале Курского государственного университета, детской школы искусств имени Г.В. Свиридова, выступления с юными музыкантами - таковы основные формы разнообразной и серьезной работы с молодежью. Под патронажем оркестра, с участием ведущих музыкантов проводятся мастер-классы, семинары для учащихся школы. На протяжении шести лет успешно функционирует просветительский проект «Русский камерный оркестр - детям». Он развивается в двух направлениях: РКО исполняет широкий круг классических, современных академических и джазовых произведений как для детей, так и вместе с ними. Его главная цель - приобщение молодежи к духовно-эстетическим ценностям.

Основные задачи проекта:

  • просвещение юных слушателей, воспитание человека духовно развитого, уважающего свою страну и культуру;
  • пропаганда и популяризация лучших образцов классической музыки, знакомство с известными исполнителями;
  • приобщение школьников к профессиональной деятельности;
  • создание благоприятных условий для творческого роста юных талантов и реализации духовного потенциала молодежи.

Главные участники проекта - одаренные учащиеся Детской школы искусств № 1 имени Г.В. Свиридова города Курска.

Совместный проект Международного благотворительного фонда (МБФ) В.Т. Спивакова и Русского камерного оркестра «Дети - будущее России» был разработан осенью 2011 года. В основу его концепции положена идея помощи молодым талантливым музыкантам, активное участие в общественных и благотворительных акциях.

Представительства МБФ работают во многих регионах России и за рубежом без малого двадцать лет. Однако с Курском до 2011 года контактов не было. Благодаря инициативе руководителя Русского камерного оркестра организация и проведение столь значимого для Курского региона проекта оказалась возможной.

Инициаторы этого совместного проекта надеялись, что он будет способствовать формированию профессионального мастерства детей и молодежи, организации концертной, культурно-просветительской деятельности, привлечет молодых людей на путь эстетического совершенствования. От этого во многом зависит развитие и нравственное состояние юного поколения - будущего России.

К 2011 году относится рождение еще одного творческого проекта. Он обусловлен развитием традиций «Мариинских ассамблей» в Белгородской и Старооскольской областях и получил название «Музыкальные сезоны Белогорья».

Идея создания нового совместного проекта Белгородской и Старооскольской епархии и Русского камерного оркестра родилась в Белгороде по инициативе и благословению председателя Синодального миссионерского отдела архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна, который усердно трудится над возрождением духовной жизни на территории области.

Становление проекта во многом определяется теми знаменательными событиями, которые прошли на земле Святого Белогорья в 2011 году, - празднованиями 100-летия канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца. Известно, что для жителей Белгорода второе обретение мощей святителя Иоасафа связано с преображением всей жизни. Об этом преображении как раз и свидетельствует тот духовный и культурный подъем, который наблюдается сегодня на Белгородщине.

Известный русский православный философ И.А. Ильин утверждал: «Возродить Россию может только новая идея: ее могут воссоздать только обновленные души»[2]. Устроители этого проекта исходили из того, что «Музыкальные сезоны Белогорья» станут тем импульсом, который будет способствовать обновлению души жителей Белогорья. Проект действительно позволил познакомить белгородскую публику с выдающимися исполнителями современности, с классической музыкой Европы и Америки, а также организовать концерты талантливых детей города.

По прошествии нескольких лет можно с уверенностью сделать вывод, что этот проект КГУ активизировал исполнительскую деятельность молодежи, а его концерты стали радостными событиями в музыкальной жизни Белгорода. Более того, «Музыкальные сезоны Белогорья» стали импульсом к организации еще одного проекта, который можно обозначить как «Просвещение студентов региональных вузов». Он связан с обменом опытом в области музыкально-просветительской деятельности между Курским государственным университетом и региональными высшими учебными заведениями.

Важность приобщения студентов в процессе обучения к классике отметил в интервью Владыка Иоанн, при содействии которого стали осуществляться «Музыкальные сезоны Белогорья»: «Надо сказать, что современное состояние нашего общества таково, что мы обязаны помогать, особенно молодым людям, приобщаться к высокой музыкальной культуре, мировой культуре и лучшим традициям нашей русской классики. И проект, который мы совместно с Сергеем Георгиевичем Проскуриным осуществляем, - это проект, устремленный в будущее.

Дело в том, что молодежь сейчас дезориентирована как в музыкальном искусстве, так и в других видах искусств, она наделена каким-то упрощенным восприятием всего того, что происходит в мире искусства. Это упрощенное восприятие продиктовано, видимо, информационной революцией, которая сейчас совершается в мире, которая, например, заменяет литературный стиль слоганами и т.п.

Для того чтобы наши молодые люди не почувствовали пустоты по прошествии определенного времени и могли бы обогатить свою душу, свои чувствования, наконец, свои суждения, конечно, необходимо, чтобы они были знакомы с лучшими образцами мировой музыкальной культуры. Именно эту цель, собственно говоря, и преследует осуществление данного проекта»[5, с. 131].

ПроектМеждународный фестиваль классической музыки в российской провинции (РКО в Курчатове) «Великие композиторы и выдающиеся исполнители» возник относительно недавно. 2-3 ноября 2014 года в городе Курчатов Курской области впервые прошел Международный фестиваль классической музыки «Великие композиторы и выдающиеся исполнители», который стал знаковым событием в сфере культуры. Инициатором и вдохновителем проекта также был С.Г. Проскурин. Его поддержали OAO «Концерн Росэнергоатом» «Курская атомная электростанция». Этот фестиваль - реализация гуманистических планов Концерна: проявление внимания к культурным традициям России в целом и Курского региона в частности.

Практика показывает, что обычно подобного рода музыкальные праздники проходят в малых городах Западной Европы, а в России - только в столицах или крупных культурных центрах. Организация фестиваля в небольшом городке российской глубинки стала исключением и была глубоко символична, так как содействовала взаимному обогащению культур разных стран и народов.

Проект поддержали многие руководители учреждений культуры, известные российские исполнители, которых связывают многолетние творческие узы с дирижером Русского камерного оркестра. Они прислали на адрес устроителей многочисленные телеграммы, и это стало свидетельством того, что подобные акции очень важны, заслуживают всяческой поддержки и признательности.

Благодаря проекту, инициированному в рамках Года культуры России, впервые в город-спутник приехали молодые талантливые музыканты и известные исполнители из России, Швеции, Франции, Тайваня.Это былсильнейший ансамбль солистов, заслуженных артистов, лауреатов международных конкурсов и премий. Все они выступили в содружестве с Русским камерным оркестром.  (Подробности об этом концерте изложены в статье в рецензии автора статьи в журнале «Музыка и время» [4].)

Заключение

Семь культурно-просветительских проектов КГУ дают студентам факультета искусств огромную возможность для приобщения к музыкальному просветительству во всех его аспектах и формах. В частности,Марьинские и Мариинские ассамблеи, Музыкальные сезоны Белогорья  погружают их в исторический контекст просветительства. Проект Дети - будущее Россиидемонстрирует просветительство как благотворительный акт для реализации таланта. С региональной культурой напрямую связаны Марьинские и Мариинские ассамблеи, Музыкальные сезоны Белогорьяи новый проект в Курчатове Международный фестиваль классической музыки в российской провинции «Великие композиторы и выдающиеся исполнители».

Участвуя в реализации творческих проектов, студенты учатся ориентироваться на разные возрастные категории слушателей. Прежде всего, они осваивают принципы воздействия на детей и молодежь, к которым апеллируют проекты Русский камерный оркестр - детями Музыкальные сезоны Белогорья.

На примере проекта Мост дружбы студенты получают практическую возможность освоить просветительство как институт высокого обучения. Этот проект позволяет ребятам контактировать с ведущим музыкальным вузом России.

Благодаря проектам возникают различные формы приобщения к просветительству. В первую очередь - постоянная исполнительская деятельность в разных группах оркестра. При этом студентам дается возможность выступать с исполнителями, представляющими разные исполнительские школы, возрастные группы, играть под руководством многих дирижеров. В том числе благодаря выступлению иностранных артистов и управлению зарубежными дирижерами происходит знакомство с современными зарубежными исполнительскими культурами.

Достойный воспитательный пример видится и в регулярном общении студентов с многогранно одаренной личностью, подлинным музыкантом-просветителем, каким является руководитель РКО Проскурин. Беспрецедентен его творческий и организаторский пример; креативный подход просматривается во всем - от выбора репертуара до интерпретации музыкальных произведений, одновременно деятельность Сергея Георгиевича являет собой образец бескомпромиссного служения искусству.

В этом опыте общения молодежи с Мастером есть нечто от традиций обучения в эпоху Древних и Средневековых цивилизаций, когда ученик постоянно наблюдал и изучал профессиональное таинство Учителя, каждодневно вникая в него.

Рецензенты:

Овсянкина Г.П.,д.искусствоведения, профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г.Санкт-Петербург;

Антопольская Т.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.