Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

RESEARCH THE CULTURE OF HIGH SCHOOL STUDENTS: THE DIAGNOSTIC ASPECT

Firsova E.A. 1
1 The Federal Institute of Volgograd state socio-pedagogical University
The article analyzes the practice of the school of social and humanitarian education on the formation of research culture of high school students as personal education and the level of its formation. Presents the results of an experiment to determine the nature of the formation of research culture of senior pupils in the learning process. The revealed contradictions between the theoretical assumptions and practices on the formation of the studied quality. The attitude of teachers towards practice of developing research culture of senior pupils socio-humanitarian disciplines. Identified value orientations of senior pupils. Determined the levels of formation of research culture of high school students and space research activities in the value system of contemporary students. The necessity of creation of scientific pedagogical system aimed at the formation of research culture of senior pupils in the teaching of social-humanitarian disciplines.
research.
levels
values
diagnostics
Research culture

Современные преобразования в российском образовании дают возможность старшеклассникам самостоятельно делать выбор в своей будущей жизни и профессии, ориентироваться в социуме и определять для себя приоритеты. Национальная доктрина образования Российской Федерации определяет цели и задачи системы образования через... формирование навыков самообразования и самореализации личности,... формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения[2]. Приоритетным направлением образования становится воспитание и обучение молодого человека как грамотного субъекта современного общества, способного к исследовательской деятельности, в процессе которой происходит формирование исследовательской культуры, способствующей становлению личности обучающегося, способной к овладению основам наук [1].

Таким образом, возросло понимание обществом и государством к самоопределению личности через участие школьников в исследовательской деятельности, в ходе которой формируется исследовательская культура, необходимая для дальнейшего профессионального роста. Исследовательскую культуру старшеклассников следует рассматривать как интегративное, динамичное качество личности, характеризующееся ценностным отношением к исследовательской деятельности, совокупностью методологических, общепредметных, рефлексивных знаний и исследовательских умений, потенциалом креативных и исследовательских способностей [3].

Исследовательская культура  включает в себя знания о закономерностях исследования и приемах исследовательской деятельности. Она выражается в исследовательской деятельности, характеризуется активной поисковой потребностью, совокупностью общепредметных знаний, умений, исследовательских способностей.

Значительным потенциалом формирования исследовательской культуры старшеклассников обладает социально-гуманитарное образование, т.к. оно предполагает создание условий для формирования личности социально-грамотной, приобщенной к базовым жизненным ценностям, ориентирующейся в цивилизованном времени-пространстве[4].

Научно обоснованная педагогическая деятельность по формированию исследовательской культуры старшеклассников как личностного образования в качестве необходимого этапа включает констатирующий эксперимент. Он предполагает определение характера реализации формирования исследовательской культуры старшеклассников в учебном процессе и направлен на выявление противоречий между теоретическими предположениями и практикой по формированию исследуемого качества.

В статье анализируется практика социально-гуманитарного образования по формированию исследовательской культуры старшеклассников и уровень ее сформированности.

Констатирующий эксперимент предполагал решение следующих задач:

  • выявление отношения учителей к практике формирования исследовательской культуры старшеклассников;
  • определение уровня сформированности исследовательской культуры у старшеклассников.

В диагностическом эксперименте принимало участие 35 учителей из 4 школ г. Волгограда, было проанализировано 48 уроков, из них на 30-и изучались проблемы, отражающие проблему формирования исследовательской культуры старшеклассников.

В цели анкетирования учителей входило выявление круга проблем, с которыми они сталкиваются в ходе организации исследовательской деятельности старшеклассников и было предложено ответить на ряд вопросов, затрагивающих как теорию, так и практику формирования исследовательской культуры школьников.

Главными задачами анкетирования были следующие: во-первых, выяснить понимание практикующими учителями значения формирования исследовательской культуры обучающихся и ее структуры; во-вторых, определить проблемы в организации процесса формирования исследовательской культуры старшеклассников; в-третьих, выявить готовность учителей к целенаправленной работе по формированию данного качества.

В ходе анкетирования и проведения бесед с учителями было определено, что понятие «исследовательская культура» 76% учителей связывают с возможностью организации исследовательской деятельности старшеклассников, 5% учителей затруднились в определении понятия «исследовательская культура». Более половины учителей (59,8%) признают исследовательскую культуру личностно-значимым результатом обучения школьников. Как образовательную ценность ее рассматривают лишь 32% учителей.

Целенаправленной работе по организации исследовательской деятельности школьников уделяют внимание 24% учителей, иногда - 58%, 18% не уделяют этому внимания. Объясняют такую позицию педагоги тем, что они не ставят специально перед собой такой цели, так как она связана с трудностями, прежде всего дидактического характера, но все согласились с необходимостью формирования исследовательской культуры у старшеклассников.

Результаты анкетирования учителей показали, что менее половины (48,4%) опрошенных педагогов организуют исследовательскую деятельность со школьниками систематически, 8,7% - не занимаются этим вообще, а остальные 42,9% только эпизодически. Основная проблема, по их мнению, заключается в несформированности общеучебных умений у школьников (67,4%) и ограниченности учебного времени (54,6%).

Таким образом, по итогам исследования характера реализации учителями возможностей социально-гуманитарных дисциплин с целью формирования исследовательской культуры у старшеклассников, были сделаны следующие выводы:

  • педагоги отмечают значение формирования исследовательской культуры старшеклассников, тем не менее, нет четкого понимания структурных характеристик данного личностного образования;
  • учителя эпизодически занимаются организацией исследовательской деятельностьюстаршеклассников (82,2%), причем чаще всего это осуществляется во внеурочное время (кружки, факультативы, НОУ).

Для выявления степени реализации в школьной практике потенциала социально-гуманитарных дисциплин для формирования исследовательской культуры старшеклассников необходимо определить уровень сформированности исследовательской культуры и ценностные ориентиры старшеклассников возрастной группы 15-17 лет. В опытно-экспериментальной работе принимали участие 186 обучающихся 9-11 классов школ Волгограда, из них 9-10кл. (112 чел.), 11 кл. (74 чел.) возрастной группы 15-17 лет.

С целью определения сформированности у старшеклассников отношения к исследовательской деятельности как к ценности использовалась модифицированная методика М. Рокича «Ценностные ориентации». Данная методика основана на ранжировании списка ценностей, выбор которого был обозначен рядом ценностей и определялся их значимостью. Обучающимся было предложено определить степень значимости для них следующих приоритетных ценностей: человек, познание, Отечество, общение, культура, традиции, толерантность, исследовательская деятельность.

Из анализа ответов старшеклассников, исследовательская деятельность оказалась на одном из последних мест - 3,1%, что позволяет утверждать о наличии противоречия между потребностями современного образования и формирующейся личностью старшеклассника.

Предложенное старшеклассникам анкетирование и проведение с ними бесед предполагало подтверждение выводов предложенных методик и выявление сформированности компонентов исследовательской культуры старшеклассников: когнитивно-гносеологического, мотивационно-ценностного и деятельностно-практического[3].

Первым этапом диагностики стало определение уровней сформированности когнитивно-гносеологического компонента исследовательской культуры старшеклассников. Это предполагало выявление полноты и глубины знаний старшеклассников об исследовательской деятельности в целом.

Основным критерием сформированности когнитивно-гносеологического компонента выступила степень овладенияшкольниками методологией исследовательской деятельности.. Полнота знаний об исследовательской деятельности включает знания об основных общенаучных методах исследования. Глубина представлена предметным знанием о специфике исследовательской деятельности в гуманитарном познании. Требовалось установить, насколько школьник владеет знаниями об исследовательской деятельности.

На основе результатов анализа ответов обучающихся и выделенных уровней сформированности исследовательской культуры старшеклассников было детализировано содержание уровней полноты и глубины знаний старшеклассников об исследовательской деятельности. Информационный уровень характеризуется отсутствием или разрозненностью знаний об элементах исследовательской деятельности. Поисково-ориентационный уровень характеризуется знанием признаков исследовательской деятельности и выделением старшеклассниками связей между отдельными компонентами исследовательской деятельности. Творческий уровень сформированности когнитивно-гносеологического компонента характеризуется четким пониманием сущности основных приемов исследовательской деятельности.

Оценка уровней сформированности у старшеклассников знаний об исследовательской деятельности позволили определить сформированность когнитивно-гносеологического компонента исследовательской культуры старшеклассников:

- информационный - 55,2% (9-10 кл.), 48,5% (11 кл.);

- поисково-ориентационный - 43,2% (9-10 кл.), 47,7 % (11 кл.);

- творческий - 1,6% (9-10 кл.), 3,8% (11 кл.).

Результаты диагностического исследования показали принадлежность большей части старшеклассников к информационному и поисково-ориентационному уровням сформированности когнитивно-гносеологического компонента. На наш взгляд это связано не только с недостаточной ориентированностью нормативных документов, учебников и учебных пособий на формирование ценностного отношения к исследовательской деятельности, но и с отсутствием методики формирования исследовательской культуры старшеклассников.

На втором этапе диагностики по выявлению уровня сформированности мотивационно-ценностного компонента исследовательской культуры старшеклассников использовались мини-сочинения, методика незаконченных предложений, тест-опросник.

Необходимо было установить, насколько старшеклассник проявляет познавательный интерес и положительное отношение к исследовательской деятельности и способен соотносить усвоенные гуманитарные знания с исследовательской деятельностью как ценностью.

Основным критерием выступило отношение к исследовательской деятельности как ценности, являющейся системой побуждений активности школьника в его познавательной и творческой деятельности. Информационный уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента характеризуется отношением к исследовательской деятельности на уровне познавательного интереса (в процессе исследования школьник приобретает интересующие его знания, т.е. формируется познавательный мотив). Поисково-ориентационный уровень определяется через мотивы самопознания и самореализации в процессе исследовательской деятельности. Творческий уровень сформированности мотивационно-ценностного компонента характеризуется четким пониманием и осознанием исследовательской деятельности как личностно значимой ценности, определением существенных связей между признаками ценности исследовательской деятельности, обоснованием собственного отношения к исследованию как к ценности.

Обработка результатов ответов респондентов позволила детализировать содержание уровня знания старшеклассников об исследовательской деятельности как ценности. На некоторые вопросы школьники давали ответы общего характера. Например: «Исследовательская деятельность необходима для более глубокого изучения интересующего предмета», «Исследовательская культура - это понятие, которое присуще исследовательской деятельности», «Исследовательская культура нужна для полного понимания культуры вообще». Тем не менее, при невозможности дать определение исследовательской деятельности, перечислить ее признаки большинство учащихся определили ее как значимую ценность.

Были выявлены следующие уровни сформированности мотивационно-ценностного компонента исследовательской деятельности:

- информационный - 56, 4% (9-10 кл.), 51,4% (11 кл.);

- поисково-ориентационный - 40, 1% (9-10 кл.), 42,3% (11 кл.);

- творческий - 3,5% (9-10 кл.), 6,3% (11 кл.).

Заключительным этапом диагностического исследования стало определение уровня сформированности деятельностно-практического компонента исследовательской культуры старшеклассников. Это предполагало обращение к ценностно-коммуникативным умениям: владение исследовательскими методами и приемами; умение отбора и анализа исследовательского материала; работа с текстами культуры, через которую происходит межличностное взаимодействие между «автором текста и читателем» [5]; самостоятельное построение перспективы своей исследовательской деятельности и реализации приобретенных исследовательских умений школьниками. Были использованы диагностические методики, включающие анкетные вопросы и эссе.

На основе результатов анализа ответов обучающихся и выделенных уровней сформированности исследовательской культуры старшеклассников было детализировано содержание каждого из уровней сформированности деятельностно-практического компонента.

Информационный уровень деятельностно-практического компонента характеризуется элементарным уровнем сформированности исследовательских умений. Поисково-ориентационный уровень характеризуется начальным уровнем сознательной реализацией этих умений, не отличающихся последовательностью и умением определять причинно-следственные связи. Творческий уровень данного компонента характеризуется реализацией исследовательских умений преобразующего уровня, умением проектировать и рефлексировать свою исследовательскую деятельность и прогнозировать ее результат.

На основе результатов анализа анкет обучающихся, содержания эссе и выделенных критериев сформированности исследовательской культуры старшеклассников были выявлены следующие уровни сформированности деятельностно-практического компонента:

- информационный - 53,4% (9-10 кл.), 52,9% (11 кл.);

- поисково-ориентационный - 43,5% (9-10 кл.), 42,4% (11 кл.);

- творческий - 3,1% (9-10 кл.), 4,7% (11 кл.).

Компонентный состав исследовательской культуры старшеклассников определил выбор критериев, которые позволили проследить данное личностное образование школьника на разных уровнях его проявления.

Проведенный анализ показал, что у большинства старшеклассников исследовательская культура находится на информационном уровне сформированности, что связано со спецификой сформированности когнитивно-гносеологического и деятельностно-практического компонентов рассматриваемого личностного образования

В результате диагностического исследования степени сформированности у старшеклассников всех компонентов исследовательской культуры они были распределены по уровням их сформированности на группы:

- информационный - 55% (9-10 кл.), 50,9% (11кл.);

- мотивационно-ценностный - 42,2% (9-10 кл.), 44,1% (11 кл.);

- деятельностно-практический - 2,7% (9-10 кл.), 4,9% (11 кл.).

Полученные результаты мы связываем со спецификой сформированности когнитивно-гносеологического и мотивационно-ценностного компонентов рассматриваемого личностного образования.

На основании проведенного констатирующего эксперимента и полученного анализа педагогической реальности правомерно сделать вывод о наличии противоречия между актуальностью формирования исследовательской культуры старшеклассников и недостаточной готовностью школы к решению этой задачи. Полагаем, что это предполагает необходимость создания научной педагогической системы, направленной на формирование исследовательской культуры старшеклассников в обучении социально-гуманитарным дисциплинам.

Рецензенты:

Разбегаева Л.П., д.п.н.,профессор, профессор кафедры теории и методики преподавания истории, обществоведения и права ФГОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград;

Соловцова И. А., д.п.н, профессор, профессор кафедры педагогики ФГОУ ВПО «ВГСПУ», г. Волгоград.