Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE DEVELOPMENT OF INTERNS RESEARCH COMPETENCE AS A COMPONENT OF MEDICAL EDUCATION

Vlasenko N.Yu. 1 Getman N.A. 1 Polyanskaya N.A. 1
1 Medical University "Omsk State Medical University" Ministry of Health of the Russian Federation
The analysis of interrelation of formation of research competencies in specialty pediatrics interns with the presence in the work study program tasks of research character. The article presents the definition of the level of readiness of the student internship in the research work with the following characteristics: the ability to write an essay on a scientific topic, participation in student scientific circles; the ability to articulate the purpose and objectives, define the subject and object of research, formulate a scientific hypothesis; information about the availability of publications, experience and scientific literature databases (PubMed, ScienceDirect, Cochraine library), the skills of work with computer programs (Word, Excel, PowerPoint) and a program of statistical data processing (Statistica, SPSS, etc.). We consider seven major areas of the organization and conduct of research interns. Offered in the form of guidelines on the organization of the main steps in the internship (residency) research.
research competence
intern
pediatrics
medical education component

Растущий темп научно-технического и социального прогресса общества способствовал возникновению и развитию идеи о необходимости целенаправленного поиска, отбора, воспитания и обучения людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. В связи с этим наблюдается все возрастающий интерес отечественной и зарубежной педагогической науки и практики к проблемам выявления и обучения лиц с повышенными способностями и склонностями к научно-исследовательской деятельности на профессиональном уровне [2,4].

Научно-исследовательская работа является неотъемлемым компонентом подготовки высококвалифицированных специалистов, основой формирования способности к получению и интерпретации новых знаний и их интеграции в профессиональную деятельность. Формирование информационного общества, переход к наукоемким технологиям в медицине остро ставит вопрос о необходимости целенаправленного обучения специалистов основам научно-исследовательской и инновационной деятельности, что позволит им эффективно производить новое знание, новые идеи и технологии как основной ресурс развития современного общества [3,6]. Однако в современной российской высшей медицинской школе научно-исследовательская работа не является обязательным компонентом обучения в интернатуре.

Рассматривая вопросы о внедрении НИР в образовательный процесс, нельзя игнорировать проблему личности обучающегося, которая касается мотивации, теоретической и практической подготовки [1, 2, 3, 5].  Важными показателями проявления мотивационных компетенций является   высокая произвольная познавательная активность; использование при подготовке к занятиям и выполнении курсовых и квалификационных работ дополнительной и самостоятельно подобранной литературы; самостоятельность в определении цели и задач исследования, в подборе методов исследования, формулировании проблем и гипотез исследования; самостоятельный анализ собственных проблем в обучении или организации исследовательской деятельности и т.д. [2].

С целью определения педагогических условий подготовки к научно-исследовательской деятельности интернов, была выполнена оценка мотивированности и готовности обучающихся на этапе последипломного образования к НИД в 2014-2015 гг. при помощи анкетирования   группы интернов педиатрического факультета Омской государственной медицинской академии в количестве 36 человек. Интернам были заданы вопросы: 1. Считают ли они научно-исследовательскую деятельность необходимым компонентом обучения в интернатуре? 2. Какие мотивы могли бы побудить их к участию в научно-исследовательской деятельности? По результатам анкетирования   только 1/3 опрошенных (12 человек) ответила положительно на вопрос о необходимости включения научно-исследовательской деятельности в программу обучения в интернатуре. Наиболее частым мотивом (50% опрошенных), который мог бы побудить к научно-исследовательской деятельности,  был возможность получать дополнительный доход. Ответы на остальные пункты анкеты распределились следующим образом: стремление сделать карьеру в науке или педагогической деятельности - 8,5% (3 опрошенных); желание развивать свои интеллектуальные и творческие способности - 13,8% (5 опрошенных); получение более глубоких и качественных знаний, умений и навыков по выбранной специальности - 36% (13 опрошенных); наличие собственного интереса к разработке какой-либо научной проблемы - 17% (6 опрошенных); возможность участвовать в конкурсах научных работ молодых ученых - 19% (7 опрошенных); другие - 17% (6 опрошенных), затрудняюсь ответить - 40% (14 опрошенных). В качестве других мотивов указывались получение навыков работы с научной литературой, продвижение по карьерной лестнице, возможность общения с коллегами, облегчение сдачи зачетов и экзаменов. Обучающиеся в интернатуре показали низкую мотивированность к НИД; отмечалась тенденция к смещению интересов от интеллектуально-познавательной в сторону материально-потребительской деятельности. Для определения готовности интернов к выполнению научно-исследовательской работы 36 интернам, проходившим обучение на кафедре госпитальной педиатрии ОмГМА была предложена для заполнения анонимная анкета, приведенная ниже. Анкета для определения уровня готовности обучающегося в интернатуре к научно-исследовательской работе включала вопросы об умении написания реферата по научной теме, участии в студенческих научных кружках; умении формулировать цель и задачи, определять объект и предмет исследования, формулировать научную гипотезу; о наличии публикаций, опыте работы с литературой и  научными базами данных (PubMed, ScienceDirect, Cochraine library), навыках работы с компьютерными программами (Word, Excel, PowerPoint) и программами статистической обработки данных (Statistica, SPSS и др.)

По результатам анкетирования 61% опрошенных (22 респондентов) дали положительные ответы на 1-4 вопроса, 22% (8 респондента) - на 5-7 вопросов и 17% (6 респондента) - на 8 и более вопросов. Только 1 респондент ответил утвердительно на все 17 вопросов. Среди 8 участников анкетирования, положительно ответивших более чем на 7 вопросов, все принимали участие в работе студенческих научных кружков на этапе обучения в ВУЗе. Наиболее частыми положительными ответами были: наличие навыков работы с компьютерными программами Word, Excel, PowerPoint - 100% (36 респондентов);  написание реферата по научной теме - 78% (28 респондентов), умение осуществлять поиск научной литературы в сети Internet - 66% (24 респондентов), участие в работе студенческого научного кружка - 33% (12 респондентов). На остальные вопросы положительные ответы были получены у 0-10% респондентов.  Таким образом, большинство интернов также показали   низкую готовность к научно-познавательной деятельности, что выявляет некоторые недостатки в организации НИД студентов в процессе  обучения на предварительном этапе. Особенностью обследованного контингента было начало обучения в ВУЗе в 2009-2010 годах и ранее, т.е. до внедрения в образовательный процесс новых образовательных стандартов и технологий. Полученные данные наглядно подтверждают несовершенство субъект-объектного типа обучения в отношении формирования умений и навыков самостоятельного обучения и творческого развития личности, и обосновывают необходимость интенсификации обучения в этом направлении с дифференциацией способов обучения в зависимости от исходного уровня готовности интернов.

Перед многими интернами встает вопрос о том, как правильно сформулировать тему исследования, гипотезу, как правильно поставить задачи и выбрать методы исследования и многое другое. Мы разработали методическое пособие по исследовательской работе. Научно-исследовательская работа интернов (НИР интернов) является важным средством повышения качества подготовки и воспитания специалистов, способных творчески применять в практической деятельности достижения научно-медицинского и культурного прогресса. Привлечение врачей интернов к научной работе позволяет использовать их творческий и трудовой потенциал для решения актуальных задач повышения качества жизнедеятельности.

Основными целями являются: содействие повышению качества профессиональной подготовки молодых специалистов, созданию условий формирования творческой активности, самостоятельности врачей интернов в их научной работе; выявление наиболее талантливой и одаренной молодежи, содействие раскрытию ее способностей и организации ее дальнейшего образования; развитие и повышение качества научных исследований и разработок, выполняемых интернами во внеучебное время в научных подразделениях академии; координация и руководство всеми формами научно-исследовательской работы интернов в академии; расширение научного сотрудничества между ВУЗами.

Основные задачи научно-исследовательской работы интернов: овладение интернами научным методом познания и на его основе углубленное и творческое освоение учебного материала; овладение методикой и средствами самостоятельного решения научно-медицинских задач; приобретение навыков работы в научных коллективах и ознакомление с методами организации научной работы; непосредственное участие в решении научно-медицинских задач.

Рассмотрим содержание и формы научно-исследовательской работы интернов. НИР интернов является продолжением и углублением учебного процесса и организуется непосредственно на кафедрах. Базой организации НИР интернов являются научно-исследовательские работы, выполняемые профессорско-преподавательским составом кафедры. Содержание НИР интернов должно соответствовать профилю кафедры.  Участвующими в НИР считаются интерны, выполняющие элементы самостоятельной научной работы в области гуманитарных, естественных, специальных медицинских наук.

НИР интернов подразделяются на: исследовательскую работу интернов - работу, включаемую в учебный процесс; собственно НИР интернов - работу, выполняемую во внеучебное время.  Научно-исследовательская работа интернов, включаемая в учебный процесс, осуществляется в следующих формах: выполнение лабораторных работ, домашних работ, курсовых и дипломных работ, содержащих элементы научных исследований; введение элементов научного поиска в практические и семинарские занятия; выполнение конкретных нетиповых заданий научно-исследовательского  характера в период производственной практик; ознакомление с теоретическими основами методики, постановки, организации и выполнения научных исследований, планирования и проведения научного эксперимента и обработки полученных данных; участие в работе врачебных научных семинаров.

НИР интернов, организуемая во внеучебное время, включает следующие формы: участие в работе врачебных научных коллективов; участие в работе проблемных научных групп на профилирующих (выпускающих) кафедрах. На кафедрах учебно-исследовательская работа интернов включается в семинарские занятия. Интерны готовят исследовательские работы. Лучшие работы заслушиваются на научных семинарах кафедры и рекомендуются на конкурсы, конференции, в печать, а также могут быть использованы в качестве пособий.

Формы и методы НИР интернов зависят от уровня их подготовки. Используются такие формы НИР как написание рефератов, выполнение расчетных работ, перевод литературы, реальное курсовое и дипломное проектирование, постановка и модернизация лабораторных работ, участие в подготовке и проведении научных экспериментов, выполнение хоздоговорных научно-исследовательских работ. Планирование и руководство научно-исследовательской работы интернов: научно-исследовательская работа интернов проводится в соответствии с планом НИР кафедры на весь период обучения в интернатуре, в плане содержатся мероприятия по планированию и организации НИР, проводятся организационно-массовые и научно-практические мероприятия, организация НИР по специальностям. Опорный методический центр по организации НИР интернов - выпускающая кафедра. Выпускающая кафедра по согласованию с другими кафедрами составляет программу проведения научно-исследовательской работы по соответствующей специальности на весь период обучения. В этой программе приводятся рабочий учебный план по НИР и излагается примерное содержание исследовательской работы по всем видам учебной и внеучебной работы.  На основании программы проведения НИР по специальности кафедры составляют методические указания по проведению исследовательской работы по отдельным дисциплинам.

Методические материалы по УИР, разрабатываемые выпускающей кафедрой, включают: методические указания по выполнению лабораторных работ, курсовых и дипломных работ, домашних заданий с элементами научно-исследовательского характера; методические указания по выполнению заданий научно-исследовательского характера в период производственной практики.

Выпускающая кафедра разрабатывает и утверждает следующую документацию по организации НИР в учебном процессе: тематику индивидуальных заданий; распределение интернов для проведения НИР среди преподавателей кафедры; наименование научных семинаров и список руководителей, которые их проводят; планы работы научных руководителей интернов; тематику курсовых и дипломных работ с элементами научных исследований;  перечень лабораторных работ с элементами научных исследований; тематику домашних заданий научно-исследовательского характера; тематику индивидуальных заданий по НИР на период производственных практик.

Организация и проведение НИР в учебном процессе распределяется на 7 основных направлений:

1) Лабораторные работы. При выполнении таких работ интерн должен: развить способность составлять план; развить способность выбирать методику исследований; развить способность составлять научный отчет. По каждому заданию кафедра готовит необходимые методические указания по его выполнению.

2) Домашние задания. Задания должны выдаваться с учетом предварительного изучения бюджета времени для выполнения самостоятельной работы.

3) Практическая работа. В период прохождения производственных практик выпускающая кафедра должна обеспечить выдачу каждому интерну за 2-3 недели до практики специального задания исследовательского характера.

Тематика заданий должна составляться заранее при заключении договоров с предприятиями о прохождении практики интернами. В такой договор целесообразно включить отдельным пунктом обязательство предприятия о предоставлении перечня вопросов для индивидуальных заданий.

Кроме индивидуальных заданий на практику на профилирующих кафедрах целесообразно создавать творческие группы на период производственных практик (на данном предприятии), в случае, если на одно предприятие направляется на прохождение практики несколько интернов. Работа группы возглавляется научными руководителями - работниками академии и предприятия. Они составляют совместную программу - задание группе и контролируют ее выполнение.

4) Курсовые и дипломные работы (учебные истории болезни). Результаты научных исследований интернов должны находить отражение при выполнении курсовых и дипломных работ с элементами научных исследований. Особо следует практиковать выполнение курсовых и дипломных работ по заявкам предприятий (лечебных учреждений, в том числе и коммерческих), что позволит: обучать интернов навыкам НИР на конкретных примерах (курация пациентов в ЛПУ); рационально использовать творческие способности интернов при решении задач.

5) Научные коллективы интернов. Научные коллективы интернов - основная структурная единица организации НИР на кафедре. Организация работы в таком коллективе предусматривает проведение исследований по проблемной теме.

Привлечение интернов в научные коллективы проводится работниками академии на лекциях, практических занятиях, при индивидуальных беседах и консультациях. До начала учебного года кафедрой разрабатывается и вывешивается на доске объявлений кафедры примерная тематика научных работ для интернов. Тема научной работы определяется руководителем коллектива с учетом пожеланий интерна. Выбранная тема должна быть актуальной, конкретной, узкой и доступной к исполнению, чтобы можно было закончить ее за 1 год (за период обучения в интернатуре на кафедрах).  Задача руководителя научного коллектива - педагогически правильное распределение работы. Практическая работа интернов при выполнении исследований обязательно должна сочетаться с познавательной, теоретической.

6) Научные семинары. Результаты научно-исследовательской работы интернов  докладываются на специальных научных семинарах. Работа научного семинара организуется согласно плану, который составляется на семестр научным руководителем семинара и утверждается заведующим кафедрой. В плане проведения научных семинаров указываются дата и место проведения заседаний, темы выступлений интернов, фамилия докладчиков и их оппонентов.

Работа научных семинаров должна быть построена таким образом, чтобы каждый интерн за время обучения в интернатуре выступил не менее одного раза с докладом. Доклады интернов представляются в письменном виде и оформляются согласно требованиям, предъявляемым к рукописным работам. Выступление интерна может являться отчетом о выполненных исследованиях или отдельном завершенном этапе научной работы. Работа семинара должна обязательно фиксироваться в специальном журнале кафедры, в котором отмечается посещение семинара интернами и результаты их выступлений. Рекомендуется заседания научных семинаров оформлять протоколами.

Семинар ведет научный руководитель, который после обсуждения докладов подводит итоги выступлений интернов, дает всестороннюю оценку выполненных работ, отмечает их положительные стороны и недостатки.

На семинаре решается вопрос о представлении докладов на научные конференции, о публикации научных работ и представлении их на конкурсы.

7) Организационно-массовые мероприятия по НИР.

Важную роль в активизации научного творчества интернов играют организационно-массовые мероприятия: ежегодные научно-практические конференции; всероссийские, межрегиональные, отраслевые и городские научные и научно-практические конференции, семинары, симпозиумы, совещания; выставки научного творчества молодежи; конкурс на лучшую группу, специальность по проведению НИР; выдвижение интернов на соискание премий на лучшие научно-исследовательские работы.

Каждый интерн, приступая к научно-исследовательской работе на выпускающей кафедре, оформляет специальный рабочий журнал, в котором заносятся все результаты работы по научной теме: обзор источников и литературы, а также иных материалов, результаты экспериментов, материалы обработки экспериментальных данных, выводы по работе и т.д. В журнале обязательно указываются даты записей и нумерация страниц.

Рабочие журналы интернов являются основанием для подготовки докладов на научные семинары и для составления заключительного отчета по научно-исследовательской работе.

По результатам НИР можно судить о творческой и научной активности интернов. Основные результаты научно-исследовательской работы интернов кафедр отражаются в ежегодном отчете. Критерии оценки результативности НИР: доклады интернов на научных конференциях, семинарах и т.п. всех уровней (в том числе научных); экспонаты, представленные на выставках с участием интернов; научные публикации интернов;  работы, поданные кафедрой (факультетом) на конкурсы на лучшую НИР; медали, дипломы, грамоты, премии и т.п., полученные интернами на конкурсах и на выставках; заявки, поданные интернами на объекты интеллектуальной собственности и авторского права; охранные документы, полученные интернами на объекты интеллектуальной собственности и авторского права; заключенные лицензионные договора на использование интеллектуальной собственности и авторского права интернов.

Помимо указанных выше форм научно-исследовательской работы, результатом научно-исследовательской работы в семестре является: утвержденная тема диссертации и план-график работы над диссертаций с указанием основных мероприятий и сроков их реализации (все указывается в индивидуальном плане интерна); постановка целей и задач будущего диссертационного исследования; определение объекта и предмета исследования; обоснование актуальности выбранной темы и характеристика современного состояния изучаемой проблемы; характеристика методологического аппарата, который предполагается использовать, подбор и изучение основных литературных источников, которые будут использованы в качестве теоретической базы исследования.

Результатом научно-исследовательской работы интерна так же может является сбор фактического материала для диссертационной работы, включая разработку методологии сбора данных, методов обработки результатов, оценку их достоверности и достаточности для завершения работы над диссертацией.

Делая первые выводы по организации НИР интернов можно отметить, что первоначально обучающиеся в интернатуре показали низкую мотивированность к НИД; отмечалась тенденция к смещению интересов от интеллектуально-познавательной в сторону материально-потребительской деятельности. Также отмечалась низкая готовность интернов к научно-познавательной деятельности, что выявляет некоторые недостатки в организации НИД студентов в процессе обучения на предварительном этапе.  В ходе разработки методических рекомендаций и их реализации данные показатели имели положительную динамику. Число интернов, занимающихся НИД, значительно выросло (с 9% до 27%), выросла мотивация интернов к НИД и понимание ее необходимости, т.к. научно-исследовательская работа интернов является частью общего образовательного процесса и, по нашему мнению, должна включаться в содержание рабочей программы.

Рецензенты:

Антонов О.В., д.м.н., доцент, заведующий кафедрой Пропедевтики детских болезней и поликлинической пе­диатрии, ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министер­ства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск;

Кривцова Л.А., д.м.н., профессор, заведующая кафедрой Педиатрии ПДО, ГБОУ ВПО «Омский государственный медицинский университет» Министер­ства здравоохранения Российской Федерации, г. Омск.