Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

TO THE QUESTION ABOUT THE METHODICAL APPROACH OF TEACHING STUDENTS THE MUSIKAL-EDUCATIONAL ACTIVITIES (EDUCATIONAL AND ORGANIZATIONAL WORK)

Yakovleva E.N. 1
1 Kursk State University
The article raises an important question about the widespread musical education of the Russian population, as an essential part of the cultural policy of the country. It is true that the implementation of this ambitious project takes a cohort of professionals in this field. However, on the music faculties (arts) universities in music education is not specifically taught. Therefore, in the article the issues of organization of educational process in higher educational institutes on this issue. The author developed and theoretically substantiated the original method for the preparation of musicians and educators in the University. In work characterized all components of this technique. The result is the formation of a specialist level of multi-profile, in-demand contemporary culture. It is emphasized that this methodology has been piloted in four universities of the Russian Federation in the form of the pedagogical experiment. Provides specific statistics of the participants of approbation. The results of positive dynamics are illustrated in the chart. In conclusion, the article draws a number of conclusions on justification of the need for targeted, scientifically validated training of students in the faculties of music (arts) musical education.
control and experimental groups of approbation
professionalism
methods of teaching
educational and organizational work
current state of culture
music education

Просветительство – одна из традиций России, олицетворяющих высокие духовно-нравственные ориентиры и бескорыстное служение обществу. Так, Б. В. Асафьев утверждал, что «самая драгоценная традиция, унаследованная русской музыкой от ее великих классиков, – не замыкаться в гордом жречестве и радоваться радости людей в их соприкосновении с искусством» [1, с. 65]. То, что музыкально-просветительская работа среди населения, особенно в молодежной среде, является частью культурной политики современной России, сегодня доказывать нет необходимости.

В связи с этим встает вопрос о нацеленности факультетов искусств, музыкальной педагогики и т. д. в университетах на подготовку подлинных культуртрегеров, способных привлечь к классическому искусству как можно большее число людей. Интенсифицировав его воздействие, они тем самым создадут заслоны на путях распространения безвкусицы и разлагающего воздействия поп-культуры.

Таким образом, психологическая и профессиональная готовность к музыкально-просветительской деятельности должна формироваться в стенах учебного заведения. Однако на практике музыканты всех специальностей обычно занимаются этим, исходя из своего понимания данного вида деятельности, опираясь на личный опыт. Между тем многолетнее изучение этого вопроса автором статьи приводит его к выводу, что музыкальное просветительство требует специальной профессиональной подготовки в процессе обучения на факультетах музыки (искусств) в высших учебных заведениях.

По мнению автора статьи, в основе концепции обучения музыкальному просветительству должны лежать три постулата:

  • классификация видов музыкально-просветительской деятельности;
  • мультипрофессиональная модель специалиста;
  • знание истории и культуры своего региона.

Прежде всего, учитывая исторический опыт мировой музыкальной культуры, можно сделать вывод, что вся музыкально-просветительская деятельность реализуется в двух направлениях:

  • тематическое формирование, методическая разработка и практическая реализация комплекса занятий с определенной группой населения, отличающейся характерными для нее возрастными, социальными, психологическими особенностями и уровнем образованности, в частности в области общей и музыкальной культуры;
  • организация и проведение просветительских концертов, также ориентированных на конкретную аудиторию.

При становлении дисциплин по преподаванию музыкального просветительства важно обратиться к опыту популяризаторского музыковедения, особенно отечественного. В его активе имеется большой массив литературы, принадлежащей перу крупнейших ученых, мастерски пропагандировавших искусство музыки, таких как: Б. В. Асафьев, И. И. Соллертинский, В. А. Васина-Гроссман, Л. А. Мазель, В. И. Музалевский, М. Д. Сабинина, А. А. Соловцов, М. Е. Тараканов, С. М. Хентова и другие [2, 3, 6 и т. д.]. Этой литературы особенно много издавалось в первые десятилетия советской эпохи – в 1920–1960 годы, когда ставилась цель интенсивного интеллектуального развития народных масс и приобщения их к высотам культуры. В данных музыковедческих работах решена очень важная задача, которой надо обучить студентов: уметь говорить ясным, доступным, артистичным языком об истории и теории музыкальной культуры с самой разнообразной аудиторией, увлекать ее. Ценным является опыт занятий «Вечерних университетов культуры», в свое время популярных по всей стране.

Организация и проведение музыкально-просветительских концертов также предполагает ориентацию на определенную аудиторию, а не на «публику вообще». Новейшая история оставила замечательные примеры просветительских концертов в сфере масс-медиа: по радио, в области экранных искусств, на TV. Для обучения искусству проведения просветительских концертов (составлению программ, их режиссуры, пояснительного слова и др.) надо также обращаться к опыту масс-медиа, например, радиопередач «В рабочий полдень», «По заявкам радиослушателей», «Музыканты улыбаются», «Театр у микрофона», телепрограмм «Музыкальный киоск» под эгидой Э. Беляевой, «Романтика романса» (при проведении ее С. Бэлзой), «Нескучная классика» и др.

В полномасштабном кинематографе (игровом, анимационном и документальном) также нужно выделить различные жанровые разновидности. Студенты должны в них ориентироваться, так как их фрагменты могут являться замечательным иллюстрационным материалом при проведении просветительских занятий. В частности, приведем в пример такой широко популярный жанр, как художественный музыкальный кинофильм («Музыкальная история», «Антон Иванович сердится», «Свинарка и пастух», «Сказание о земле сибирской» и т. д.), фильмы о великих музыкантах, экранизации опер, оперетт, балетов, целью которых является популяризация высокого искусства. Также нужно выделить такие особые жанры, как видеоклипы, среди которых есть замечательные образцы, основанные на академической музыке, например, клип, посвященный искусству А. Нетребко из серии The Women the voice, в котором знаменитая певица поет арии из опер В. Беллини, Ш. Гуно, В. А. Моцарта, Д. Пуччини, А. Дворжака.

Ныне в область медиа-пространства все активнее вторгается Интернет, который усилиями культурного сообщества должен стать мощным источником культурно-просветительской деятельности. Он предполагает живое общение с аудиторией и с каждым годом становится все актуальнее. Сегодня из всех масс-медиа приоритет принадлежит TV и сети Интернет. Студентов надо обучать специфике трансляции всех видов просветительства в медийное пространство.

Нельзя обойти вниманием еще одно направление музыкального просветительства, – его фиксацию на звуконосителе (пластинки, CD и т. д.). К особому виду относятся CD-видео, связанные с искусством мультимедиа-режиссуры. По концепции Н. И. Дворко – звукорежиссера, специалиста в области режиссуры-мультимедиа, для интерактивного пространства создаются три вида CD: обучающие, игровые, рекламные [4, с. 28].

В данном случае следует обратиться к обучающим CD. Безусловно, подробное изучение всего технологического процесса по созданию CD не должно входить в задачу студентов (это требует не только художественных, но и технических компетенций), однако общая осведомленность в данной сфере необходима. На практике молодым специалистам, возможно, придется участвовать в создании такого рода CD. Как и все экранные искусства, это синтетический жанр, в котором воедино соединяются литературный текст, видеоряд и музыкальное оформление [4].

Что касается второго пункта в концепции подготовки музыканта-просветителя – мультипрофессиональная модель специалиста, то он основывается на учебных планах современных российских факультетов искусств (музыки), в частности Курского государственного университета (КГУ). Данные планы являются прочным теоретическим фундаментом для преподавания дисциплин по музыкальному просветительству. Они включают, как известно, дисциплины инструментально-исполнительского цикла, блок музыкально-теоретических и музыкально-исторических дисциплин. Отдельные специальности (дирижеры хора, симфонического оркестра и др.) предполагают также обучение руководству творческими коллективами.

Обращение к Федеральному государственному стандарту высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) третьего поколения по направлению подготовки «Искусство концертного исполнительства» показало, что по-прежнему сохраняется приоритетное значения музыкально-образовательной функции. Определены и нормативы деятельности специалистов, где в качестве объектов профессиональной работы названы музыкальное произведение, инструменты, творческие коллективы, слушательская аудитория, различные категории обучающихся и образовательные учреждения разного уровня [5, с. 3]. При этом заметим, что стандарт указывает лишь на два вида квалификации – концертно-исполнительскую и педагогическую.

Вместе с тем, согласно данному документу, будущий специалист должен уметь решать ряд профессиональных задач, среди которых: «… высокохудожественное и выразительное донесение содержания исполняемого произведения до слушательской аудитории» и «подготовка обучающегося к самостоятельной деятельности в области исполнительства и музыкальной педагогики» [5, с. 4].

Искусство музыкального просветительства требует взаимодействия всех творческих аспектов профессионализма в одном специалисте, которые обычно как бы рассредоточены между несколькими музыкантами: владение ярким художественным словом (и умением написать это слово), исполнительским искусством в той или иной области; руководство творческим коллективом, а также навыки в сфере менеджмента и практикующего психолога. В задачи психолога входит определение характера слушательской аудитории, уровня ее потребностей. То есть нужно дать полный социально-психологический портрет этой аудитории, который должен стать исходной точкой в разработке программы просветительских занятий (или концерта).

Наконец, третья концепционная составляющая: знание истории и культуры своего региона. Необходимо отметить, что просветительская деятельность всегда проходит в конкретном регионе, с характерной только для него культурно-исторической атмосферой. Не учитывать этой специфики нельзя, иначе просветительская деятельность будет мало результативна. Поэтому компетентность в области региональной культуры является одной из профессиональных основ специалиста-просветителя.

Теоретическая составляющая обучения базируется на преподавании авторского предмета Культурно-просветительская направленность профессиональной деятельности специалиста в области музыкального искусства (с 2015 года дисциплина называется Введение в музыкальное просветительство). Он преподается автором статьи в Курском государственном университете на 4 курсе в течение 30 часов аудиторного времени и является факультативной дисциплиной учебного плана подготовки специалистов по направлению (специальности) 073201.65 «Искусство концертного исполнительства» (Специализация 03 – Концертные струнные инструменты, Специализация 04 – Концертные духовые и ударные инструменты). Изучение предмета завершается дифференцированным зачетом.

Дисциплина основывается на совокупности знаний, приобретаемых при прохождении других предметов профессионального цикла данного направления. А именно: «Специальный инструмент», «Концертное ансамблевое искусство», а также «Исполнительская практика». Эти дисциплины изучаются параллельно с данным курсом. Необходимо отметить, что курсу предшествует изучение таких предметов как «Направления регионализации музыкального образования» (дисциплина по выбору), «История исполнительского искусства», «История исполнительских стилей», «Организация музыкально-педагогической деятельности в учреждениях культуры и искусства», «Менеджмент в области музыкальной культуры», что также способствует его лучшему пониманию.

Цель дисциплины «Культурно-просветительская направленность профессиональной деятельности специалиста в области музыкального искусства» заключается в том, чтобы воспитать всесторонне развитого музыканта-просветителя, отвечающего требованиям современной культурной парадигмы. Первостепенная задача данной дисциплины предполагает концентрацию знаний и практических навыков, приобретаемых в процессе обучения, и рассмотрение их в контексте просветительской деятельности. В задачу дисциплины входит также изучение студентами нового теоретического материала, непосредственно апеллирующего к музыкальному просветительству и практическое освоение всего организационно-технологического процесса в этой области.

Суть дисциплины заключается в освоении студентами знаний, умений и навыков в области музыкального просветительства, необходимых для их успешной профессиональной деятельности. Имеется в виду комплекс музыкально-исполнительских, педагогических, художественно-творческих, организационно-управленческих компетенций. Их обретение связано с практическим освоением как традиционных форм музыкально-просветительской работы, так и современных технологий и методик по пропаганде музыкальной классики, и направлено на подготовку специалиста универсального уровня, владеющего искусством музыкально-эстетического просвещения.

Помимо преподавания предмета «Культурно-просветительская направленность профессиональной деятельности специалиста в области музыкального искусства» отдельные темы по данной проблематике включены в дисциплину «Направления регионализации музыкального образования».

Приведем примеры этих тем:

1. Сущность понятия региональная культура в современной трактовке.

2. Региональный опыт организации музыкально-просветительской деятельности.

3. Организация музыкально-просветительской работы в вузе (на примере Курского государственного университета, Орловского государственного института искусств и культуры – ОГИИК, Адыгейского государственного университета – АГУ).

4. Технология разработки и проведения лекции-концерта.

Помимо теоретического курса разработана методика приобщения студентов к просветительской практике. Актуальность всего методического комплекса была апробирована автором статьи в процессе проведения педагогического эксперимента в 2011–2015 годы на факультете искусств КГУ (36 человек), ОГИИК (56 студентов), Институте музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена (140 студентов), Институте искусств АГУ (77 человек). Всего за четыре года в эксперименте участвовало 309 человек. Студенты Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А. И. Герцена и частично КГУ (дирижеры) были избраны в качестве контрольной группы, студенты ОГИИК, АГУ и частично КГУ (инструменталисты) составляли экспериментальную группу. Полученные в результате апробации показатели отражены в приведенной ниже диаграмме, где на основе 40-балльной оценочной системы дается сравнение экспериментальной и контрольной групп в констатирующем и контрольном экспериментах за 2014 –2015 год:

МПД – музыкально-просветительская деятельность.

– контрольная группа (КГ) в констатирующем эксперименте;

– экспериментальная группа (ЭГ) в констатирующем эксперименте;

– контрольная группа (КГ) в контрольном срезе;

– экспериментальная группа (ЭГ) в контрольном срезе.

Контрольный срез включает также анализ личного портфолио каждого студента с описанием всех этапов подготовки и реализации просветительского концерта.

Заключение

В заключение необходимо отметить, что разносторонний сравнительный анализ результатов контрольного среза, знаний, умений и навыков студентов экспериментальной и контрольной групп, представленный в диаграмме, наглядно подтверждает положительную динамику в развитии тех студентов, которые целенаправленно изучали теорию и практику музыкального просветительства.

Апробация свидетельствует, что теоретическое и практическое освоение искусства просветительской работы, осуществленное по продуманному и научно обоснованному учебному плану, благотворно сказывается на общекультурном и профессиональном развитии студентов.

Современное состояние культуры, общего и профессионального музыкального образования предполагает реформирование всей музыкально-образовательной системы. Профессиональные учебные заведения должны быть больше ориентированы на приобщение студентов к музыкально-просветительской деятельности в разных формах, с использованием различных методик, в том числе Интернет-технологий.

Культурное пространство делает наиболее востребованным тот тип специалиста, который чутко реагирует на потребности времени, способен увлечь своим искусством самую широкую аудиторию.

Разработанная автором статьи мультипрофильная модель специалиста позволяет воспитать такого, востребованного временем музыканта-профессионала, свободно адаптирующегося к любым потребностям культурного развития.

Рецензенты:

Овсянкина Г.П., д.искусствоведения, профессор, профессор кафедры музыкального воспитания и образования ГОУ ВПО «Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена», г. Санкт-Петербург;

Антопольская Т.А., д.пед.н., профессор, профессор кафедры психологии ФГБОУ ВПО «Курский государственный университет», г. Курск.