Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

INTERACTIVE LEARNING TECHNOLOGIES IN THE IMPLEMENTATION OF THE COURSE "BASICS OF ENVIRONMENTAL CULTURE"

Maksheeva A.I. 1 Guzikova M.S. 1
1 Nizhny Novgorod state pedagogical University.Kozma Minin
One of the requirements for the conditions of implementation of basic educational programs of a bachelor degree (specialist training) based on GEF-3 is a wide use in the educational process of active and interactive forms of training in combination with extracurricular activities with the purpose of formation and development of professional skills of their students. To develop educational, research, communication skills allow students new educational technologies that involve learning through experience and cooperation of the teacher and students; the use of research and playing methods. The article defines the role of interactive learning technologies as a means of enhancing cognitive activity of students. The proposed practical application of interactive learning technologies in course "Basics of environmental culture", based on principles of interaction, activity of learners, support group experience, required feedback. As a result of the use of interactive learning technologies are solved simultaneously several tasks, among which are the development of communication skills, high motivation, creativity, active participation, freedom of expression, values individuality.
interactive learning technologies
competence approach
interaction
creativity
activity
self-realization
self-development
personality
Современному специалисту для успешной реализации своей будущей деятельности в наше время недостаточно быть компетентным в той или иной области, так как быстро меняющиеся политические, социально-экономические условия общественной жизни диктуют наличие определенных личностных качеств, которые будут способствовать самореализации в  сложных социокультурных условиях. Поэтому высшее образование основное внимание должно сосредоточить на развитии у студентов способности к творчеству, самосознанию, саморазвитию как необходимых для личностного роста качеств.

В этой связи, современному преподавателю необходимо преобразовывать учебный процесс, внедрять новые формы, методы и технологии обучения. На современном этапе реализации ФГОС нового поколения предусматривается широкое применение в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий, удельный вес которых должен составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий [4].

Специалисты определяют интерактивное обучение, как процесс погружение в сферу общения, который способствует изменению форм и приемов ведения занятия. Его реализация позволяет решить одновременно три основные задачи в организации учебной деятельности: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную.

Цель интерактивного обучения - сделать продуктивным процесс обучения, что даст возможность каждому студенту раскрыть свои задатки, развивать творческие способности и самореализоваться как личность.

Отражением этих тенденций в педагогике стали идеи гуманистического подхода в образовании, предусматривающего уход от «субъект-объектных» к  «субъект-субъектным» отношениям, признание целостности и уникальности человеческой личности, формирование творческого стиля мышления [1, 2].

При проектировании курса «Основы экологической культуры» нами была реализована система интерактивных технологий обучения,  основанных  на  принципах взаимодействия, активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной обратной связи. При такой организации обучения создается среда образовательного общения, которая характеризуется открытостью, взаимодействием  участников,  равенством  их  аргументов,  накоплением  совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля.

Курс «Основы экологической культуры» направлен на развитие у студентов общей экологической культуры личности,  на совершенствование профессиональной культуры будущих специалистов через ознакомление с основами организации и функционирования социоприродных систем, принципами взаимодействия человека, общества и природы, закономерностями функционирования и развития человека в жизненной среде, концептуальными подходами к экологии человека  отечественных и зарубежных учёных.

В структурном представлении учебного материала курса «Основы экологической культуры» используется система модулей, что позволяет рассматривать все компоненты содержания дисциплины во взаимосвязи теории, практики и коммуникативных форм деятельности, позволяющих провести анализ существующих проблем и выявить пути их решения. 

Так как интерактивное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, то содержание курса представляет собой цепь учебно-проблемных ситуаций, которые формируют особый стиль умственной деятельности, исследовательскую активность и самостоятельность учащихся при выборе способа решения. В связи с этим, отобранное и структурированное содержание курса позволяет активно использовать различные виды интерактивных лекций, презентации с использованием различных вспомогательных средств, «мозговой штурм», деловые игры, круглые столы и т.д.

На основе вышеизложенного нами была спроектирована  карта технологического процесса обучения курсу «Основы экологической культуры» с применением интерактивных методов обучения.

Карта технологического процесса обучения курсу «Основы экологической культуры»

Название модуля

Цель модуля

Интерактивные методы обучения

Результат

Модуль 1. История взаимоотношений человека, общества и природы в истории цивилизации

Сформировать экологическое мировоззрение у студентов на основе этических  взаимоотношений человек-природа

Лекция-беседа

Творческое задание

Уход от «субъект-объектных» к  «субъект-субъектным» отношениям

Модуль 2. Глобальные социально-экологические проблемы. Пути их решения

Способность оценивать экологическое состояние окружающей среды в России и в регионе (городе) и тенденции его изменения, состояние природных ресурсов

Мозговой штурм «Обеспечение населения доброкачественной питьевой водой»,

Кейс-стади (учебно-экологические задачи)

Активация творческой деятельности:

перевод полученных знаний в учебную ситуацию

Модуль  3. Основы экологической культуры

Осознание основ экологической культуры для гармоничного развития человека и природы

Круглый стол

 "Почему необходимы каждому члену общества экологическое  образование и экологическая культура"

Заявление

собственной экологи-

ческой позиции: формирование творческого стиля мышления

 

Модуль 4. Экология жизненной среды

Осознание взаимосвязи состояния окружающей природной среды и здоровья человека

Деловая игра: «Роль биосферы в жизни каждого человека и общества»

Тестовые задания

Диалог как средство соразвития преподавателя и студента

Модуль 5.  Идея ноосферы. Концепция устойчивого развития

Осознать роль человека при достижении гармонии между обществом и природой

Творческое задание

"Что будет, если..."

 

Проявление исследовательско-логических способностей у студентов при осознании  целостности мира и человека

Механизм профессионально-экологического развития студентов включает в себя трехуровневое взаимодействие педагога и учебной группы:

  • студент-педагог. Этот уровень предполагает персонифицированное взаимодействие, основанное на витагенном опыте профессиональных проблем, интересов каждого обучающегося;
  • студент-творческая группа. На данном уровне происходит увеличение степени самостоятельного проявления индивидуальности обучающегося;
  • студент-учебная группа. Данный уровень способствует профессиональному развитию студентов и обеспечивается правилами организации творческих групп: по личной симпатии и профессиональному интересу. Творческие группы могут быть подвижны, каждый обучающийся может выступать в роли лидера или функционера, в зависимости от его интереса, витагенного опыта, индивидуальных возможностей.

Как видим, в отличие от традиционных дидактических систем, при интерактивном обучении все студенты оказываются участниками процесса познания, находятся в режиме диалога, взаимодействия, что обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей, они имеют возможность понимать, высказывать свою позицию и рефлексировать, то есть нацеливаться на деятельность, стимулирующую «изобретательство» и «открывательство».

Также нами был предложен алгоритм построения интерактивного занятия, состоящего из трех этапов [5, 6]:

1 этап - проблемно-целевой:

- обучающимся предлагается объединиться в творческие группы;

- выделяются главные проблемы изучаемого содержания и преобразование их в целеполагание процесса обучения;

- выбираются средства, позволяющие реализовать цель;

- определяются ключевые понятия (смысловые информационные опоры приобретения новых знаний).

2 этап - проектно-поисковый:

- коррекция векторов движения индивидуальных целей и общей целевой зоны;

- определение способов совместной деятельности (кто, что будет делать, в какой последовательности);

- реализация программы общей деятельности - получение точного прогнозируемого результата;

- выработка личных, групповых позиций.

3 этап - рефлексивный:

- выявление обучающимися своих затруднений и ошибок при решении проблемы;

- установление причин ошибок: по содержанию, по способу взаимодействия;

- проектирование средств и способов исправления  ошибок;

- определение индивидуальной, групповой позиции, нового вектора познавательного интереса.

Критериями оценки явились следующие показатели:

- полнота представленного решения;

- верная логическая последовательность принятия решения;

- глубина знаний;

- оригинальность предложенного решения.

С помощью дополнитель­ных показателей оценивался и творческий поиск способа решения учебно-экологической ситуации, выдвижение нескольких способов ее решения; владение творческими способами деятельности.

Тестовые задания предназначены для оценки степени усвоения материала студентами. Они составлены в форме тест-вопросов, охватывают весь материал с учетом базовых требований по основным модулям. Задания имеют разную степень сложности: I уровень - это тестовые задания закрытого типа (без письменного обоснования ответа); II и III уровни - задания с творческим аспектом, ориентированные на формирование активной позиции студента (с обоснованием выбора ответа).

В конце обучения студентами была оценена эффективность курса «Основы экологической культуры». Высокие оценки были отданы таким интерактивным методам обучения как круглый стол, «мозговой штурм» и творческое задание «Что будет, если...». Это объясняется тем, что студентов увлекал процесс самостоятельного  поиска  путей  и  вариантов  решения  поставленной учебной  задачи.

Исходя из этого, можно сделать следующие выводы, что реализация интерактивных технологий обучения способствует:

 - активации творческие возможностей студентов,

- самостоятельному, целеустремленному усвоению содержания обучения

- развитию сотрудничества в коллективной деятельности и умений публичных выступлений;

- организации поисковой, познавательной деятельности путем постановки педагогом познавательных и практических задач, требующих самостоятельного творческого решения.

Итак, одним  из  важнейших  направлений совершенствования подготовки студентов в современном вузе является внедрение  интерактивных  технологий  обучения. Большинство преподавателей,  подтверждают эффективность использования   интерактивных технологий в обучении, так как они способствуют активному  вовлечению студентов  в  учебный  процесс.  Исходя  из  этого, основные  методические  инновации  связаны  сегодня  с  применением  именно интерактивных методов обучения. 

Таким образом, использование интерактивных технологий обучения  -  одно из важнейших направлений совершенствования подготовки будущих специалистов и обязательное условие эффективной реализации компетентностного подхода.

Рецензенты:

Камерилова Г.С., д.п.н., профессор, профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Нижний Новгород;

Демидова Н.Н., д.п.н., доцент, заведующий кафедрой экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина» Министерства образования и науки Российской Федерации, г. Нижний Новгород.