Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FEATURES OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS MOTIVATION SERVICEMEN

Matveev E.G. 1 Chastikhin A.A. 1 Radchenko O.V. 1
1 Military Air Force Education and Research Center «The Zhukovsky and Gagarin Air Force Academy» (Voronezh)
Not in doubt that, in the reform of the Armed Forces there is a need to rethink the basics of physical training and of physical education of servicmen. The process of improving the system of physical training of servicemen is based on wide use of scientific achievements in field of social, educational, psychological and natural sciences, but during the last years is quite complicated and depends on many factors, among which is the significant motivation for physical culture. Formation of motivation in physical culture and sport is multistage, from the first basic hygiene knowledge and skills to deep psycho-physical knowledge of theory and methods of physical education and intense exercise. This article some of the theoretical and practical aspects of motivation of servicemen to physical culture are considers.
the structure physical culture and sports motivation.
servicemen
motivation
physical culture and sports

Физическая культура и спорт всегда рассматривались как важное средство подготовки личного состава к овладению профессиональными навыками. В то же время наблюдается некоторое снижение физической подготовленности солдат и её низкое состояние у офицеров, особенно младших возрастных групп. Анализ научной литературы показал, что в отличие от спорта высших достижений, исследовательских работ, целенаправленно посвященных вопросу изучения мотивов, связанных с занятиями физическими упражнениями, явно недостаточно. На наш взгляд, данная проблема является одной из главных в сфере физической подготовки Вооруженных Сил в настоящее время. Несмотря на то, что в последние годы появилось достаточно много работ, посвященных данной проблеме (Гордеев A.C., Лобанов С.В., Масюченко К.К., Попов М.Н., Рябчук В.В., Щеголев В.А. и др.), существует значительный дефицит как теоретических разработок, так и практических рекомендаций по формированию мотивации военнослужащих к систематическому физическому совершенствованию.

Для тех, кто соотносит понятие «мотив» с потребностями человека и другими переживаемыми психическими состояниями, приемлем лишь один путь исследования - опрос о желаниях, переживаниях, потребностях. На этом пути можно не только потерять предмет изучения, но и недолго свернуть на тропинку идеалистического толкования психического. Те же исследователи, которые понимают мотив дуалистически, вынуждены искать объяснение побудительных основ человеческой активности как в нём самом (т.е. человеке), так и в окружающей действительности. Этот подход позволяет, как правило, изучать лишь отдельные компоненты мотивации и не дает возможности составить полное представление о побуждающих и направляющих началах личности человека. И лишь рассмотрение мотива в качестве итога субъект-объектного информационного взаимодействия позволяет проникнуть в мотивационную сферу личности человека [1].

Когда соотнесение потребностей субъекта со своими возможностями и с особенностями конкретной деятельности дает положительный результат (когда потребности и возможности субъекта совпадают с требованиями конкретной деятельности), формируется мотивация, направляющая индивидуум на овладение предметом данной деятельности. Следуя логике такого понимания мотивации, можно предположить, что, зная об отношении индивидуума к окружающей действительности, к объектам, факторам, явлениям, связанным с его деятельностью, можно судить о том, что побуждает его к ней [2]. Это теоретическое положение легло в основу выделения значимых факторов физкультурно-спортивной деятельности у военнослужащих.

На основе анализа потребностей к физической культуре и спорту у военнослужащих были выделены отдельные переменные, характеризующие физкультурно-спортивную деятельность. Процедура анкетирования сводилась к следующему. Военнослужащим предлагалось выбрать наиболее актуальные для них потребности, определяющие их желание к выполнению физических упражнений.

В результате было выделено четыре основания, которые составили структуру физкультурно-спортивной мотивации у военнослужащих:

- стремление к самосовершенствованию (улучшение телосложения);

- стремление к самовыражению и самоутверждению (достижение высокого результата);

- социальные установки (мода на спорт);

- удовлетворение духовных и материальных потребностей (общение с товарищами; желание пойти в увольнение) [5].

Выделение в структуре мотивации военнослужащих данных оснований обусловлено следующим. Как правило, в любой деятельности конкретный индивид реализует следующие потребности:

- потребность в самосовершенствовании, как отмечает А. Маслоу, связана с самоактуализацией, которую он понимает как непрерывную реализацию потенциальных возможностей [4];

- потребность в самовыражении и самоутверждении связана со стремлением человека осознавать свои достоинства в ряду преимуществ других людей, сравнивать себя с другими людьми, с тем, чтобы не растерять свою индивидуальность, раскрывать возможности, проявлять себя, играть значимую роль в коллективе [6];

- социальные установки связаны с потребностью в уважении со стороны других людей [3];

- удовлетворение духовных и материальных потребностей актуализируется в связи с тем, что человек, являясь социальным существом, нуждается в оценке окружающих его людей. Материальные потребности связаны с естественной необходимостью отдыхать и помогать родителям.

Из вышесказанного следует, что потребность в получении оценки общества через систему моральных и материальных критериев является одной из главных составляющих мотиваций любой деятельности. Филогенез человеческого общества во многом был определен тем, что конкретному индивиду нужна была оценка окружающих его людей.

В этих группах мотивационных оснований легко обнаруживаются самые разнообразные связи деятельного субъекта с окружающей его действительностью; связи, которые являются для него в той или иной степени информативно значимыми и на базе усвоения которых рождается осознание реальной возможности достижения намеченного спортивного результата в избранном виде спорта.

Последующий анализ эмпирического материала и его интерпретация будут неизменно подчиняться логике приведенных выше положений.

С целью выявления различных аспектов физкультурно-спортивной мотивации проведен опрос военнослужащих одной из воинских частей и курсантов одного из военных вузов. Опросу были подвергнуты 490 респондентов. Испытуемые условно были разделены на 2 подгруппы. Первая была названа «спортсмены» - в неё вошли военнослужащие, которые до службы в армии занимались каким-либо спортом, вторая - «неспортсмены», образованная военнослужащими, занятия физической культурой у которых до армии ограничивались лишь обязательными уроками в школе или ином образовательном учреждении.

Во время проведения исследования решались следующие задачи:

- выявить у военнослужащих уровень осознанной потребности к занятиям физическими упражнениями;

- определить основные факторы мотивации военнослужащих к занятиям физической культурой;

- изучить пожелания военнослужащих заниматься какими-либо видами спорта;

- проанализировать причины, мешающие военнослужащим заниматься физической культурой и спортом.

Как показал опрос, наибольшая потребность занятия спортом у исследуемых групп выражена в совершенствовании форм тела и достижении высоких результатов. Наблюдаются существенные отличия между «спортсменами» и «неспортсменами», а именно у «спортсменов» доминирует потребность совершенствования форм тела (37 % у «курсантов» и 38 % у «военнослужащих») по отношению к достижению высоких результатов (33 % у «курсантов» и 28 % у «военнослужащих»). В то время как у «неспортсменов» основную роль в занятии спортом играет результат (30 % у «курсантов» и 28 % у «военнослужащих»), а потребность совершенствования форм тела составляет только 23 % у опрошенных курсантов, тогда как у солдат этот процент составляет 38 %.

Также большое значение для занятия спортом у опрошенных военнослужащих составляет такая категория, как «увольнение, отпуск». При этом для «военнослужащих-неспортсменов» мотив увольнения в два раза выше (38 %), чем для «военнослужащих-спортсменов» - 15 %.

Мотивы «увольнение, отпуск» для «курсантов-спортсменов» и «курсантов-неспортсменов» имеют меньшее значение, чем у военнослужащих. Причем у «курсантов-неспортсменов» значение мотива занятия спортом для убытия в отпуск в два раза выше (12 %), чем у «курсантов-спортсменов» (6 %).

Наименьшее значение для опрошенных категорий военнослужащих имеет фактор «мода». Так у «курсантов-спортсменов» этот мотив почти в три раза выше (11 %), чем у «курсантов-неспортсменов» - 4 %. Также малое значение категория «мода» имеет и для «военнослужащих» (10 % у «военнослужащих-неспортсменов» и 6 % у «военнослужащих-спортсменов»).

Потребность в общении у «военнослужащих» обеих групп имеет примерно одинаковые значения (9 % у «военнослужащих-неспортсменов» и 8 % у «военнослужащих-спортсменов»). У «курсантов» этот мотив имеет большее значение, причем для «курсантов-неспортсменов» он в два раза выше (19 %), чем у «курсантов-спортсменов» (10 %).

Анализ динамики потребностей в занятии спортом у «курсантов-спортсменов» показал, что со временем наблюдается снижение мотива совершенствования форм тела с 44 % на первом курсе до 32 % на пятом, что, вероятно, связано с переводом для проживания в общежитие и появлением у курсантов лишнего свободного времени, которое они стараются проводить вместе. Роль такого мотива как «общение» возрастает в два раза с 13 до 25 % у «курсантов-неспортсменов» и с 5 до 16 % у «курсантов-спортсменов». Это также связано с переездом в общежитие, разбиением на малые группы по блокам.

Желание достижения высокого результата для категории «курсанты-неспортсмены» со временем незначительно увеличивается с 27 % на первом курсе до 32 % на пятом. У «курсантов-спортсменов» этот мотив регистрируется с небольшими колебаниями (34 - 30 - 37 %).

Для «курсантов-спортсменов» значимость «моды» возрастает с 5 % на первом курсе до 15 % на третьем и снижается до 11 % на пятом курсе, что можно объяснить желанием сначала «похвастать» перед большим числом сослуживцев. При переводе же на проживание в общежитие и разбиение на малые группы курсантов по блокам данный мотив теряет свою актуальность.

Если у «курсантов-спортсменов» наблюдается снижение роли «моды» со временем, то для категории «курсантов-неспортсменов» значение данного фактора плавно увеличивается от 0 до 7 %.

Категория «отпуск, увольнение» для «курсантов-спортсменов» не является актуальной и колеблется в пределах 5-8 %. Для «курсантов-неспортсменов» роль фактора «отпуск, увольнение» также невелика и имеет тенденцию к уменьшению (13 - 12 - 11 %).

Представляет определенный интерес анализ пожеланий курсантов в занятиях различными видами спорта.  У всех исследуемых групп наблюдается желание заниматься спортивными играми (29 % у «курсантов-спортсменов», 40 % у «военнослужащих-спортсменов» и 38 % у «курсантов-неспортсменов», 50 % у «военнослужащих-неспортсменов»).

Потребность в занятиях тяжелой атлетикой ярче выражена у «спортсменов» обеих категорий (21 % - курсанты и 18 % - военнослужащие) по сравнению с «неспортсменами» (11 % - курсанты и 9 % - военнослужащие).

У «спортсменов» наблюдается приоритет в потребности заниматься легкой атлетикой у (25 % - для «военнослужащих» и 26 % - для «курсантов»). У «неспортсменов» интерес к легкой атлетике ниже, чем у «спортсменов» (15 % - для «военнослужащих» и 20 % - для «курсантов»).

Желание заниматься единоборствами у группы «курсантов-неспортсменов» составило (23 %), а у «курсантов-спортсменов» - 17 %. У «военнослужащих» исследуемых категорий желание заниматься единоборствами составило по 11 % в каждой группе.

Анализируя динамику выбора спортивной направленности занятий у курсантов, было выявлено, что в категории «спортсмены» наиболее выраженную динамику к росту интереса имеет «тяжелая атлетика» (13 - 23 - 33 %). Остальные параметры имеют волнообразную структуру. Аналогичная картина наблюдается и у респондентов категории «неспортсмены». Кроме того, было выявлено, что все средние показатели потребности в занятии определенным видом спорта в обеих группах приходятся на третий курс, при условии доминирования значения спортивных игр на всех курсах обучения.

При выявлении причин, мешающих занятиям спортом, рассматривалось шесть вариантов ответа: нехватка времени, усталость, нежелание, лень, отсутствие инвентаря для занятий, различные другие причины.

Согласно результатам проведенного опроса, наибольшее число респондентов из числа «курсантов» обеих категорий (80 % и 67 % соответственно) одной из основных причин, мешающих занятиям спортом отметили недостаток времени на тренировки.

У «военнослужащих» обеих групп не менее актуальным ответом является и  «нежелание заниматься спортом» (45 % у «неспортсменов» и 35 % у спортсменов»). Так, число нежелающих заниматься спортом среди группы «курсанты-неспортсмены» в два раза выше, чем у «курсантов-спортсменов» (23 % по сравнению с 10 %).

Достаточно значимой причиной, мешающей занятиям спортом, как для «военнослужащих», так и «курсантов» обеих категорий явилась «усталость» (15 % у «военнослужащих-спортсменов»; 22 % у «военнослужащих-неспортсменов»; 17 % у «курсантов-спортсменов»; 10 % у «курсантов-неспортсменов»).

Респонденты категории «спортсменов» в обеих группах немаловажной причиной, мешающей занятиям спортом, выделили такой фактор, как «отсутствие инвентаря» (52 % для «военнослужащих» и 28 % для «курсантов»). Для опрошенных «неспортсменов» эта причина не явилась актуальной (7 % для «военнослужащих» и 5 % для «курсантов»).

При этом у опрошенных из числа «неспортсменов» обеих категорий достаточно частым вариантом ответа была «лень» (30 % для военнослужащих» и 18 % для «курсантов»). Для «спортсменов» обеих категорий эта причина не могла быть достоверно значимой (по 2 % для каждой категории опрошенных).

Особый интерес представляют собой факторы, влияющие на мотивацию к занятиям по физической подготовке. Для их выявления рассматривались наиболее выраженные претензии к занятиям по дисциплине «Физическая подготовка», среди которых были выявлены: методика преподавания; материальная база для проведения занятий по физподготовке; личность руководителя занятия; индивидуальный подход. Результаты показали, что факторы, влияющие на мотивацию к занятиям по физической подготовке у «спортсменов» и «неспортсменов» обеих категорий, имеют практически идентичный характер. У всех исследуемых групп наблюдается выделение общего значимого фактора - «методика преподавания» (54 % у «военнослужащих-спортсменов», 56 % у «курсантов-спортсменов», 49 % у «военнослужащих-неспортсменов» и 52 % у «курсантов-неспортсменов»).

Фактор «материальная база» имеет большее значение для «спортсменов» обеих категорий (27 % - «военнослужащие» и 24 % - «курсанты»), чем для «неспортсменов» (22 % - «военнослужащие» и 19 % - «курсанты»), однако эти различия не имеют статической достоверности.

Личность преподавателя для «спортсменов» обеих категорий имеет меньшее значение (по 11 % у «военнослужащих» и «курсантов») по сравнению с «неспортсменами» (22 % у «военнослужащих» и 18 % у «курсантов»), которые требуют большего внимания и поощрения со стороны руководителя.

Наименьшее значение для всех категорий респондентов имеет индивидуальный подход руководителя занятий к обучению (8 % у «военнослужащих-спортсменов»; 7 % у «военнослужащих-неспортсменов»; 9 % у «курсантов-спортсменов» и 11 % «курсантов-неспортсменов»).

Итак, физкультурно-спортивная мотивация - это особое состояние личности военнослужащего, формирующееся в результате соотнесения им своих потребностей и возможностей с предметом физкультурно-спортивной деятельности, служащее основой для постановки и осуществления целей, направленных на достижение гармонично развитой личности, совершенствование форм тела и максимально возможного на данный момент результата.

На основе анализа потребностей к физической культуре и спорту у военнослужащих было выделено четыре основания, которые составили структуру их физкультурно-спортивной мотивации: стремление к самосовершенствованию; стремление к самовыражению и самоутверждению; социальные установки; удовлетворение духовных и материальных потребностей.


Рецензенты:

Белошицкий А.В., д.п.н., доцент, начальник Центра организации научной работы и подготовки научно-педагогических кадров Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина»,  г. Воронеж;

Колосова Л.А., д.п.н., профессор, старший научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории (совершенствования подготовки военных специалистов) Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», г. Воронеж.