Прогностика, предметом которой является исследование законов и методов прогнозирования, в настоящее время находится в стадии формирования.
В середине 1960-х гг. А. Печчеи основал «Римский клуб» - международную организацию ученых, политиков и предпринимателей - с целью привлечения внимания к стратегическим проблемам и перспективам мирового развития. Доклады, подготовленные для клуба Дж. Форрестером, Д. Медоузом, М. Месаровичем, Я. Тинбергеном, Б. Гаврилишиным и иными, положили начало развитию науки о глобальных прогнозах ближайшего и отдаленного будущего Земли, судеб отдельных континентов, регионов, городов.
Сегодня основной категориальный аппарат социального прогнозирования последовательно раскрывается в системе понятий «предвидение - предсказание - предуказание - предчувствие - целеполагание - планирование - программирование - проектирование» [9].
По мнению Ж.Т. Тощенко, «социальное прогнозирование - это определение вариантов развития и выбор наиболее приемлемого, оптимального исходя из ресурсов времени и социальных сил, способных обеспечить их реализацию» [12]. При этом Г.Е. Зборовский отмечает, что социальное прогнозирование - это процесс изучения перспектив развития социальных объектов с целью повышения эффективности управления ими [4].
В качестве важного методологического замечания следует отметить тезис В.И. Курбатова и О.В. Курбатовой о том, что ряд социально-экономических процессов не поддается планированию и является исключительно объектом прогнозирования [7].
Авторы согласны с позицией И.В. Бестужева-Лады, утверждающего, что прогноз не предусматривает решение проблемы в будущем, хотя «предуказание» и содержит информацию о том, как будет решена проблема. Социальное прогнозирование не обладает директивным характером - оно в первую очередь дает информацию для обоснования конкретного решения относительно плана и выбора методов планирования.
Следует отметить, что существует формальное и содержательное расхождение в интерпретации процессов планирования и прогнозирования. Указанное противоречие мало изучено, однако часто проявляет себя на практике. Так, к «слабо планируемым» и сложно управляемым сторонам жизнедеятельности социума Е.А. Черныш, Н.П. Молчанова и иные ученые относят: демографию объекта, текущий спрос населения на предметы потребления, уровень развития личного подсобного хозяйства. При этом в период перехода к рынку, как отмечают авторы, перечень прогнозируемых явлений и процессов расширяется [15].
Затянувшиеся социально-экономические преобразования в России привели к резкой смене приоритетов качества жизни. Если раньше различия в большей мере определялись условиями жизни (благоприятностью условий проживания в регионе, доступностью и обеспеченностью базовыми услугами), то сегодня наиболее актуальными являются проблемы низкого уровня жизни (доходы населения, социальное неравенство), занятости (безработица), качества и здоровья населения [13, 17, 18].
Раскрывая содержательную структуру исследуемого понятия, необходимо остановиться на основных подходах к социальному прогнозированию. А.Е. Черныш выделил исторический, нормативный и комплексный подходы к социальному прогнозированию [14].
При историческом (генетическом) подходе рассматриваются каждое явление и процесс во взаимосвязи исторических форм. В процессе прогнозирования Е.А. Черныш исходит из позиции, что современное состояние исследуемого объекта есть закономерный этап его предшествующего развития, а будущее - закономерный результат его развития в прошлом и настоящем. При историческом подходе конечная цель прогнозирования состоит в определении возможных состояний объекта в перспективе с учетом сохранения существующих в настоящее время тенденций развития этого объекта. При этом не учитываются внешние и внутренние условия, которые могут изменить эти тенденции.
При нормативном подходе целью прогнозирования выступает определение путей и сроков достижения возможного состояния исследуемого объекта в будущем.
Комплексный (системный) подход изучает объект исследования в его взаимозависимости с другими процессами и явлениями. Такой подход предполагает, что «задачей управляющих субъектов является создание условий для того, чтобы социальные общности и индивиды в своей деятельности могли реализовать те или иные возможности» [15].
Д. Белл отмечает, что развитие общества непрерывно. Ученый признает, что «будущее заключено в настоящем точно так же, как настоящее было некогда скрыто в прошлом» [1]. Такой подход может быть построен на идеях цикличности или линейности.
Изменение общества в модели цикличности на новой качественной основе происходит при переходе от одного этапа к другому. Развитие общества или его элементов в этой модели во времени напоминает лестницу, где продолжительные периоды относительного постоянства чередуются с короткими периодами качественных изменений. Социальное прогнозирование в такой модели заключается, во-первых, в предсказании времени следующего периода изменений и, во-вторых, в определении характеристик общества в следующем периоде его постоянства. Знания о развитии общества в предыдущие циклы или фазы составляют информационную основу прогнозирования.
Д. Белл считает, что при линейном развитии нет повтора фаз, поэтому при прогнозировании в данной модели используется, преимущественно, принцип линейной экстраполяции «от вчерашнего состояния - к сегодняшнему, а от сегодняшнего - к завтрашнему» [1].
По мнению авторов, вопросы прогнозирования и планирования в течение последних десятилетий стали особенно сложными вследствие быстрых изменений, происходящих в экономике. Одновременно возросла роль методологии прогнозирования и планирования [16].
Согласно определению, приведенному в социологическом словаре: «методология прогнозирования - это область знания о методах, подходах прогнозирования и планирования, общие научные основы этих методов и подходов» [11]. По мнению авторов, особый интерес представляет работа коллектива английских ученых «Теоретическая социология» [3], в которой методы прогнозирования разделены на две группы - эвристические и экономико-математические.
Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме, они неотделимы от лица, делающего прогноз. При разработке прогноза доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение. К этой группе методов относят методы социологических исследований и экспертные методы. При использовании экономико-математических методов структура моделей устанавливается и проверяется экспериментально в условиях, допускающих объективное наблюдение и измерение. Начальным этапом математического моделирования является определение системы факторов и причинно-следственной структуры изучаемого объекта.
Особое место в прогнозировании занимают статистические методы. Методы математической и прикладной статистики используются в работах по прогнозированию при обработке данных, полученных как эвристическими методами, так и экономико-математическими. С их помощью ученые определяют численность групп экспертов, респондентов, периодичность сбора данных, оценивают параметры теоретических экономико-математических моделей. Таким образом, методы прогнозирования дополняют друг друга и могут использоваться одновременно.
Метод сценариев эффективен при организации прогнозирования, объединяющего качественный и количественный подходы. Сценарий - это модель будущего, в которой описывается возможный ход событий с указанием вероятностей их реализации. В нем определяются основные факторы, которые необходимо принять во внимание, и указывается, каким образом эти факторы могут повлиять на предполагаемые события [11]. Для этого составляется несколько альтернативных вариантов сценариев, которые характеризуют будущее в изыскательском прогнозе, но не определяют одно возможное или желательное его состояние. При этом наиболее вероятный вариант сценария рассматривается в качестве базового, на основе которого принимаются решения.
Е.П. Голубков выделяет ряд преимуществ использования сценарного прогнозирования, подчеркивая, что его использование обеспечивает:
1) лучшее понимание ситуации, ее эволюции;
2) оценку потенциальных угроз;
3) выявление благоприятных возможностей;
4) выявление возможных и целесообразных направлений деятельности;
5) повышение уровня адаптации к изменениям внешней среды [2].
В. Леонтьев отмечает, что сценарное прогнозирование является эффективным средством подготовки плановых решений как на уровне предприятия, так и государства [8].
Сегодня в России также широко используются исследования в области анализа социальных процессов на основе обобщения информации, получаемой в ходе опросов общественного мнения. Подход, базирующийся на восприятии и оценке населением (отдельными людьми, социальными слоями и группами) последствий социальной политики государства, на современном этапе является необходимым общепризнанным элементом формирования и реализации этой политики.
В результате исследовательских работ в данной области разработан новый для России метод, основанный на интегральных оценках совокупности социальных, политических, экономических настроений, формирующихся в обществе. Обобщение динамики представлений населения о различных сторонах общественно-политической и экономической жизни страны проводится путем построения специальных сводных индексов. Преимущество подхода состоит в возможности эффективной оценки результатов социальной политики. Появляется возможность оперативного информирования структур и лиц, ответственных за проведение социальной политики, о последствиях принятых решений и реализованных программ [5].
Практика построения сводных показателей широко распространена во всем мире и имеет давнюю историю. Первым опытом комплексного подхода к оценке динамики общественных настроений стала разработка индекса потребительских настроений (ИПН) (аналог Consumer sentiment index). ИПН - сводный индекс, измеряющий влияние настроений людей на динамику личного потребления.
ИПН включает в качестве составляющих индекс текущего состояния (ИТС) и индекс экономических ожиданий (ИЭО). ИТС отражает динамику оценок фактического положения, тогда как ИЭО - изменения в оценках перспектив развития. ИПН агрегирует мнения отдельных людей, не зависящих друг от друга. При формировании индекса внимание уделяется трем группам показателей: материальному положению; кратко- и долгосрочного развитию экономики страны; состоянию рынка товаров длительного пользования [10].
Существует тесная взаимосвязь между политическими, экономическими, социальными преобразованиями и потребительским настроением в обществе. Это обстоятельство подтолкнуло ученых к разработке нового индикатора общественных настроений - индекса социальных настроений (ИСН) [6], разработанного ВЦИОМ. ИСН строится путем обобщения ответов респондентов на перечень вопросов, позволяющих выявить положительные или отрицательные оценки с целью определения динамики формируемого показателя. При построении ИСН исследуется мнение населения:
1) о материальном положении семей респондентов;
2) об экономическом и политическом положении страны в целом;
3) о перспективах развития страны;
4) о социально-психологическом состоянии людей, их социальном настроении.
ИСН рассчитывается как средняя оценка из девяти индивидуальных индексов, оцененных по каждому вопросу отдельно.
Следует отметить, что индивидуальный индекс строится как разность положительных и отрицательных ответов, к которой прибавляется 100 во избежание появления отрицательных значений. Таким образом, индивидуальные индексы и итоговый ИСН изменяются в интервале значений от 0 до 200, причем показатели менее 100 означают преобладание отрицательных оценок в обществе.
Взаимосвязь политических, экономических, общественных оценок и мнений респондентов, в частности совпадение оценок общественно-политических событий и потребительских настроений в обществе, представлена в работе М.Д. Красильниковой [6].
Подводя итог, отметим, что социальное прогнозирование необходимо рассматривать как важный элемент социального управления. Объектом социального прогнозирования выступают социальные системы, а также явления, протекающие в обществе. Кроме того, прогнозирование является составной частью социального проектирования, поскольку позволяет учесть различные варианты движения и развития социальных систем.
Рецензенты:Линник Т.Г., д.э.н., профессор, Тюменский государственный архитектурно-строительный университет, г. Тюмень;
Силин А.Н., д.соц.н., профессор, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень.