Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

NEW INFORMATION ON THE BASHKIR POET OF XVIII CENTURY GABDELMANDAN MUSLIMOV

Akhmedzhanova F.S. 1
1 Bashkir State University
In the XVI - XVIII centuries, among the Bashkirs was widespread handwritten poetry. In the scientific archives of the Institute of language, literature and art named after G. Ibragimov of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (collection 39, inventory 1, storage unit - 28) stored collection of manuscripts of poet-lovers of the eighteenth century. It presents several poems, explanations and history of the Pugachev rebellion, the Decree of Catherine II on the suppression of the Pugachev rebellion, different incantation poems and prayers. Most of the manuscript collection are poems of the poet-lover Gabdelmandan Muslimov. According to documents Gabdelmandan Muslimov was the chief foreman of a kind, a participant in the events of the Peasant war. In his writings, the poet seeks to express the problems of his time, the impressions of childhood, the perception and understanding of the world. Among them there are munajat’s poetry appeals to God with requests and supplication. In the poetry of G. Muslimov, we find vivid poetic means of artistic images, winged words and expressions. The basis of his poetry is thoughts about life, philosophical and religious thinking, intelligent guidance.
munazhats
the poet-lover
handwritten poetry
В XVI–XVIII вв. среди башкирского народа была широко распространена рукописная поэзия. Появляются поэтические произведения разных жанров светского,  религиозного и суфийского содержания в традициях классической тюркской поэзии, отвечающие проблемам коренного народа. Некоторая часть этого литературного наследия находится в архивах и книгохранилищах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и Уфы. В рукописном литературном наследии представляют особый  интерес сочинения поэтов-любителей XVIII в. К их числу можно отнести  созданный в XVIII в. сборник рукописей Габдельмандана Муслимова. В научном архивном фонде Института языка, литературы и искусств им. Г. Ибрагимова АН РТ [5] хранится рукописная книга   под названием «Литературный сборник пугачевских времен». В сборнике представлено несколько стихотворений некоего Рахимкула Бакер улы, посвященных  Муслимову; пояснения  и исторический очерк о пугачевском бунте; Указ Екатерины II о мерах по подавлению пугачевского восстания в переводе на  язык тюрки. Большую часть рукописного сборника составляют стихи Габдельмандана Муслимова. Есть на страницах рукописи также различные заговорные стихи и молитвы. Мусульманская духовная среда наложила свои особенности на формирование литературного наследия Башкортостана. По сборнику мы узнаем, что перепиской данной книги в основном занимался сын Габдельмандана Муслимова Габделжалил. Книга написана ясным и изящным почерком на языке тюрки, аккуратно переплетена. Рукопись состоит из 140 страниц. Следует обратить внимание на то, что экземпляр рукописного варианта появился в 1776–1784 гг. Эта дата зафиксирована на первой странице сборника.  Из вышеперечисленных текстов для нас особую ценность представляют стихи Габдельмандана Муслимова. Этот  памятник относится к поэзии второй половины XVIII в., которая до сих пор остается одной из малоизученных страниц в дореволюционной башкирской литературе. О нем упоминается в одной из  работ башкирского ученого-литературоведа Мираса Идельбаева. Он отмечает,  что, несмотря на сравнительно большой объем и своеобразную индивидуальность, из-за феодальной антинародной направленности и узости круга тематики творчество Муслимова не могло занять заметного места в поэзии эпохи [3, 25]. Но он пришел к данному выводу на примере скудных строк, опубликованных в 1940-х г. Нами  рукописи Муслимова были полностью транскрибированы с арабской графики. Выяснилось, что они  имеют религиозно-дидактический характер, содержат в себе ответы на многие жизненно-бытовые, морально-этические и философские  вопросы, поэтому они были популярны среди башкиро-татарского населения. Они отвечали духовным потребностям мусульман, стремившихся воспитывать свое молодое поколение в исламских традициях. На творчество Г. Муслимова существенное влияние оказала классическая литература Востока.

По документам Габдельмандан Муслимов был родом из д. Калтай Канлинской волости Казанской даруги[1], ныне с. Калтаево Кушнаренковского района Республики Башкортостан [1, 380], являлся старшиной той же даруги, был   участником событий Крестьянской войны 1773–1775 гг. [2, 236, 255, 271]. После подавления восстания Габдельмандан продолжал старшинствовать в провинции  [4, 409–410]. Как свидетельствуют строки из его творчества, отец был тоже старшиной [5, 7а]. Жизнь и общественно-религиозная деятельность Г. Муслимова совпали со сложнейшим периодом в истории Башкортостана, с эпохой многочисленных восстаний. В стихах поэт стремится осмыслить это сложное время, здесь сконцентрированы его гражданский опыт, впечатления детства, восприятие и понимание мира. Четкая жизненная позиция  автора находит свое отражение во многих строках его стихов. О себе он пишет:

 

                  Центральное место в творчестве Габдельмандана Муслимова занимает тема духовного и нравственного очищения. Во многих его строках морально-этические нормы излагаются в обобщенном виде. Ислам, по его мнению, несет в себе богатейший нравственный потенциал, духовные ценности. В стихах  поэт резко критикует такие отрицательные качества, как невежество, несоблюдение канонов жизни, столпов Ислама, горько сожалеет о своем времени, проведенном без учения, в беспечности, призывает к учению, знаниям, просвещению. Через стихотворения Г. Муслимова мы заглядываем в самые глубины его души, мы получаем возможность видеть древние источники, различные образы той  далекой эпохи. Как пишет профессор А. Харисов, большая часть дошедших до нас рукописных стихотворений трактует проблемы религиозной морали [6, 223]. Габдельмандан Муслимов называет одно из своих  произведений мунажатом, обращается к Богу с просьбами и мольбой:

             Биография Г. Муслимова наполнена отпечатками грозных событий и перипетий эпохи. Во многих строках его стихов  отразились душевные стороны их создателя. Немало в этих  строчках самообличающего трагизма.

                   Тот образ жизни, который вел автор, ясно показан в строчках стихов. Пройдя большой жизненный, путь он стремился побольше писать о высоких ценностях религии, рассказать, разъясняя читателю, восприятия каких высоких и чистых нравственных качеств в этой жизни пожелал для них Аллах, чтобы жизнь их стала прекрасной, доставляющей радость и наслаждение. Он, будучи человеком верующим, не мог не обратить внимания на религиозное воспитание, заботиться о духовном и физическом здоровье подрастающего поколения, учить их тоньше и глубже  разбираться в жизненных ситуациях, в сложностях окружающих явлений. Автор формировался в духовных традициях просветительства XVIII в. Его творческая деятельность имела образовательное, религиозное и культурное направление. Некоторые строки его стихов пронизаны словами уважения  к предкам, родителям,  милосердия к старшим и беспомощным, говорят о дружбе, любви, справедливости, долге, трудолюбии и  ответственности.

 

                    Сколько горечи и надежды в этих словах. Но, несмотря на столь строгую и неудовлетворительную  оценку своих прошлых деяний, поэт отрицает покорность и смирение, призывает жить, ни в коем случае не нарушая Его заповедей. Истинный мусульманин обладает глубокой и искренней верой, постоянно занимается благими делами, все время стремится к снисканию благословения Аллаха, относится к жизни с безграничной любовью. Именно эта неисчерпаемая любовь может дать силы и надежды.

Поэт призывает к учению, знаниям, просвещению. В его поэзии наблюдается  тенденция изображения человека как личности, всегда стремящейся к совершенствованию: чистого, безгрешного, трудолюбивого, доброго, способного на большую любовь.

 

ни словом, ни душой…» [5, 47 б]

Мысль о том, что человек всегда должен стремиться к высшему совершенству, приобретает нравственное содержание.

                 Язык поэзии Г. Муслимова отличается пластичностью и способностью описывать одновременно несколько многозначных противоречий. В его рукописях  мы находим поэтические яркие фразеологизмы, умные наставления, крылатые слова и выражения. Вот несколько образцов:

 

                 Таким образом,  стихи Г. Муслимова отражают в целом  состояние души своего современника. Основу его поэзии составляют размышления о жизни, философские и религиозные раздумья о бытии. Взгляды на светскую жизнь выступают в соединении с нравственно-этическими назиданиями.

Этот памятник нуждается в дальнейшем всестороннем изучении и введении его в научный оборот как одного из многочисленных  письменных источников средневековой башкирской  поэзии.


Рецензенты:                                           

Идельбаев М.Х., д.фил.н., профессор, профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа;

 Гареева Г.Н., д.фил.н., профессор, профессор кафедры башкирской литературы, фольклора и культуры ГОУ ВПО «Башкирский государственный университет», г. Уфа.



[1] Даруга – административное деление в Башкортостане до XIX в.