Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ROLEIN THE DEVELOPMENT OFIDENTITYRESPONSIBLE ATTITUDE TO THECREATION AND IMPLEMENTATION OFLIFE PLANSINLATE ADOLESCENCE

Nikishina O.A. 1 Fedoseeva T.E. 1
1 Nizhny Novgorod State Pedagogical University n.a. Kozma Minin
The article deals with the problem of taking responsibility for creating an image of their future in the late teens. Based upon the study of psychological nature and conditions of responsible attitude formation of late adolescents to creating the image of their future, it describes the results of an empirical study, which provides a detailed characteristic of structural and content components of identity of late adolescents as one of its major determinants. The analysis is built on a comparison of self-awareness characteristics among the respondents with a relatively high and relatively low level of responsible attitude to creating the image of their future. The characteristic differences are given for these groups of respondents in the narrative part of the "I" image in such important areas of the existential "I" like "attitude to oneself," "aptitudes and abilities", "hobby", "cognitive ability and cognitive activity", "attitude to work "," willpower "," emotional sphere "," behavior "," decision-making"," responsibility and control over the circumstances, "" the process of self-determination "," future "; also the differences in the level of self-esteem and aspirations have been analyzed.
level of aspiration.
self-esteem
self-describing
self-awareness
the dominant relationship of personality
responsible attitude to create the image of their future
subjectivity
responsibility
the image of the future
late adolescence

Проблема ответственности личности за свое будущее, являясь одной из центральных проблем психологии, в условиях резких кризисных изменений в нашем обществе звучит все более актуально. В этой обстановке процесс взросления молодежи, и без того сложный, связанный с рядом известных трудностей личностного плана, протекает еще более напряженно. Конкурентоспособность растущей личности в условияхнепредсказуемости и многовариативностисовременной жизниобеспечивает не только высокий уровень интеллектуальной подготовленности, информационной компетентности,владение определенным набором социальных компетенций, но и осознание себя в качестве автора своей жизни,  а значит умение направлять, инициировать ее самому, создавать условия для своего развития, т.е. способность быть ее субъектом.В связи с этим  обостряется проблема выявления и личностных детерминант, способствующих становлению ответственного отношения к планированию, и достижению своего будущего уже в старшем подростковом возрасте. Цель исследования - изучение структурных и содержательных составляющих самосознания старших подростков как одной из важнейших детерминант становления ответственного отношения к созданию образа своего будущего в старшем подростковом возрасте.

Являясь, по выражению Л.И.Божович, аффективным центром развития в подростковом возрасте, представления о своем будущем выступают центральным звеном ценностно-смысловой системы старших подростков, влияя навесь процесс  их самоопределения[1]. Стремление занять определенную позицию по отношению к своему будущему и создание жизненного плана - свидетельство перехода подростков к субъектному статусу. Ответственное отношение старших подростков к созданию образа своего будущего представляет собой мотивационно-смысловое образование личности старшего подростка, которое представляет собой готовность к осознанному осуществлению субъективно-оценочной и избирательной активности по отношению к целям и содержанию будущего, а также средствам, внешним и внутренним ресурсам их достижения в сочетании с готовностью выдерживать последствия принятых решений [8].

В развитии ответственного отношения к созданию образа будущего в старшем подростковом возрасте обнаруживается дисбаланс. Первоначально у старших подростков формируется осознание личной причастности к планированию и достижению будущего, сопровождаемое самостоятельным моделированием его целей, оценкой своей готовности к подобному поведению. Однако, они слабо представляют последствия выбора вариантов своего будущего, как и внутренние побуждения, породившие этот выбор, редко задумываются о средствах достижения поставленных целей, своих способностях и возможностях.Поскольку становление ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего детерминировано характером доминирующих отношений личности, отражающих направленность ее ценностно-смысловой сферы, мотивационно-потребностной сферы и сферы самосознания [8], встает необходимость исследования самосознания старших подростков как личностной детерминанты ответственного отношения к созданию образа своего будущего.

В.Н.Мясищев, рассматривая в качестве интегральной основы личности систему ее психологических отношений, пишет, что уровень развития личности определяется богатством ее опыта и, «...связан с ее сознательностью и ее самосознанием, под которым подразумевается способность личности правильно отражать действительность в ее настоящем и прошлом, а также предвидеть будущее, правильно оценивать себя самого и свое место в действительности» [5;49].Интенсивное развитие самосознания, выступающего как единство самопознания, эмоционально-ценностного отношения к себе и саморегулирования поведения личности подталкивает старших подростков к осознаванию своей временной перспективы. Этому способствует и интенсивная рефлексия, развитие которой, как указывает Л.С.Выготский, идет от осознания своего телесного «Я» и децентрации через восприятие себя как целостности к осознанию своего своеобразия, приобретению мировоззренческих установок, устойчивых ценностных ориентаций и индивидуальных возможностей в социальной сфере [2].

В.В.Столин рассматривает самосознание как гетерогенное полимодальное образование, выполняющее функции обратной связи в контексте различных форм активности человека, включенного в различные отношения с объективным миром [7]. Он выделяет три уровня самосознания: отражение субъекта в системе его органической активности; в системе его коллективной предметной деятельности и детерминированных ею отношениях; в системе его личностного развития. И.С.Кон[3], вслед за В.С.Мерлиным, выделяет в структуре самосознания сознание своей тождественности, сознание собственного «Я» как активного начала, осознание своих психических свойств и систему социально-нравственных самооценок.

И.С.Кон констатирует, что субъективный образ «Я», возникающий в результате отношения человека к своему осознанному бытию, на нижнем уровнеотображает неосознанные, представленные только в переживании установки, ассоциирующиеся с «самочувствием» и эмоциональным отношением к себе; выше расположены осознание и самооценка отдельных свойств и качеств; затем частные самооценки складываются в относительно целостный образ; и, наконец, сам этот «образ Я» вписывается в общую систему ценностных ориентаций личности, связанных с осознанием ею целей своей жизнедеятельности и средств, необходимых для достижения этих целей [6;73].Таким образом, субъективный образ своего «Я», формирующийся в результате отношения к своему осознанному бытию и опосредствованный осуществляемой в общении совместной деятельностью, служит условием каждого акта целеполагания. Как указывает В.В.Столин, «представление о цели и путях ее достижения есть одновременно и представление... о себе, уже добившемся своей цели, так или иначе изменившемся» [7;332].

Материал и методы исследования.Для изучения структурных элементов самосознания нами использовались методика М.Куна-Т.Макпортленда, моторная проба Шварцландера, шкала самооценки ManasterG.J./&CorsiniR.J.

Результаты исследования и их обсуждение.Рассмотрим более подробно особенности самосознания старших подростков с высоким (группа 1) и низким (группа 3) уровнем ответственного отношения к созданию образа своего будущего.Результаты исследования образа "Я" у испытуемых полярных групп представлены в таблице 1.

Таблица 1

Достоверные различия в образе «Я» у респондентов первой и третьей группы

по Т- критерию Вилкоксона (методика М.Куна -Т. Макпортленда)

 

 

 

Показатели, отражающие

характеристики образа «Я»

 

Выраженность характеристик

Группа 1

Группа 3

Значимость различий (р)

М

d

М

d

1.       

Количество самоописаний

16,77

6,06

14,5

6,79

 

2.       

Психологические характеристики

83,42

18,94

63,5

32,62

<0,01

3.       

Социальные роли

12,96

20,54

30

33,51

<0,01

4.       

Характеристики внешности

4,5

6,99

6,22

9,42

 

5.       

Отражение темы будущего

1,23

2,7

0,66

1,79

 

6.       

Комп. ответственного отношения

6,04

6,43

4,72

6,48

 

7.       

Принятие себя

84,35

24,27

77,09

18,31

<0,05

8.       

Непринятие себя

19,42

11,26

21,88

18,12

 

Старшие подростки группы 1 в среднем осознают большее количество психологических характеристик (М=83,42) в отличие от респондентов группы 3 (М=63,5). Всамоописаниях респондентов группы 3 больше социальных ролей (М=30,0) чем у респондентов группы 1 (М=12,96). Это может свидетельствовать о когнитивной сложности образа «Я» у респондентов первой группы. Статистически достоверно (p<0,05) респонденты отличаются и по уровню позитивной самооценки. Так, у респондентов группы 1 она в среднем выше (М=84,35), чем у респондентов группы 3. (М=77,09). На уровне тенденций можно также отметить, что респонденты группы 3 дают себе в среднем меньше определений, чем респонденты группы 1. Их самоописания чаще содержат характеристики внешности, в них менее представлена тема будущего, компоненты ответственного отношения к нему, их самооценка чаще носит негативный характер.

Существенные различия в образе «Я» у респондентов полярных выборок выявлены в ходе контент-анализасамоописаний. Во всех высказываниях присутствуют категории «Я»-физическое, «Я»-социальное и «Я»-экзистенциальное (включает темы «отношение к себе», «склонности и способности», «хобби», «познавательные способности и познавательная активность», «отношение к труду», «воля», «эмоциональная сфера», «особенности поведения», «принятие решений», «ответственность и контроль над обстоятельствами», «процесс самоопределения», «будущее»). Обнаружены различия в частоте встречаемости тематики самоописаний. Так, старшие подростки группы 1 значительно чаще обращаются к таким темам, как «отношение к людям», «отношение к себе», «особенности поведения», «принятие решений», «познавательная активность», «хобби», «способности», «способности к обучению, учебные действия». Для респондентов группы 3 чаще характерен интерес к таким темам, как: «физическое «Я», «внешность», «социальные роли» и «отношение к труду». Рассмотрим качественные различия в содержании самоописаний.

Тема «будущее», чаще встречаясь в самоописаниях старших подростков группы 1, раскрывается через характеристики целеполагания и заботы о будущем («ищущий, имеющий цели»). Если цели респондентов группы 3 охватывают ближайший временной отрезок (абитуриент, 10-тикласник), то у респондентов группы 1 цели боле дальние, описывают конкретную профессию. В самоописаниях старших подростков группы 1 чаще  встречаются прямые указания на процесс самоопределения («я-человек на перепутье жизненных путей»). Высказывания респондентов группы 3 чаще раскрывают их мечтательность («люблю помечтать», «фантазерка»).

По-разному окрашен у респондентов полярных групп преобладающий фон настроения и отношения к жизни. Обе группы отмечают наличие у себя веселости и чувства юмора. Но у респондентов группы 1 эти качества чаще сочетаются с жизненным оптимизмом («стараюсь быть в хорошем настроении») и реализмом («смотрю на жизнь объективно»). У респондентов группы 3 ему часто сопутствует пессимизм («мир кажется мне скучным»).

Обе группы описывают волевые качества, которые, однако, проявляются по-разному. Так, респонденты группы 1 чаще ссылаются на энергичность и целеустремленность («выполняю поставленные самой себе задачи»), а респонденты группы 3 на смелость и решительность, признавая, недостаток целеустремленности и выдержки.Тема свободы и ответственности в равной мере интересует респондентов обеих групп. Они осознают свою возрастающую самостоятельность и независимость,  однако, респонденты первой группы значительно чаще характеризуют себя как ответственных, принимающих решения на основе анализа ситуации, ее рационального осмысления.

Осознание отношения к окружающим содержательно представлено в самоописанияхвсех респондентов. На первом месте по частоте встречаемости потребность в общении и коммуникабельность («умеющая дружить», «люблю знакомиться»), однако, респондентами группы 1 они осознаются чаще. При этом, в отношениях людьми  эти респондентычаще характеризуют себя как инициативных. На втором месте по частоте встречаемости у респондентов обеих групп добродушие и доброжелательность. В группе1 также осознаваемы альтруистические тенденции, позитивная установка на окружающих и стремление к сохранению личностного пространства партнера. Старшие подростки группы 3 напротив чаще отмечают у себя агрессивные тенденции в адрес окружающих. При этом они наблюдают у себя преимущественно прямое проявление агрессии, а респонденты группы 1 констатируют наличие различных форм манипуляторства.

Респонденты группы 1 чаще характеризуют себя как открытых окружающим, честных и прямолинейных в ситуации столкновения с другой точкой зрения. Респонденты группы 1 напротив, чаще пишут о себе, как о интровертированных, обидчивых и соперничающих. Однако, они же отмечают у себя и наличие эмпатии, умения выслушать и желания помочь.

Тема «способности» в самоописаниях старших подростков обеих групп представлена признанием талантов и умений в разных сферах творческой и мыслительной деятельности с небольшим перевесом в сторону группы 1. Характерно, что респонденты этой группы чаще дают себе положительные оценки, в которых отражают умственные и творческие способности. Способности к обучению и освоению учебных действий осознаются респондентами группы 1 в четыре раза чаще, чем респондентами группы 3, которые чаще описывают физические способности и дают себе негативные оценки в сфере интеллектуальных способностей.Респонденты группы 1 чаще осознают и называют свои увлечения и познавательную активность, сопровождаемую эмоциональным подъемом.

Высказываниям, отражающим отношение к самому себе у респондентов группы 1 значительно чаще, чем у респондентов группы 3 свойственно признание своей идентичности, уверенности в себе, позволяющей привлечь внимание других. Респонденты группы 3 чаще дают себе недифференцированные положительные оценки, одновременно отмечая низкую самооценку и слабую уверенность в себе («самонедовольная», «не считаю себя личностью», «сомневаюсь в себе, в своем платье на выпускной, хотя оно и красивое»), прибегая подчас к весьма эмоциональным определениям («ужасный», «мерзкий», «слабый»). Функцию компенсации низкой самооценки несут у них высказывания защитного характера («король», «реальный пацан», «крутая», «просто супер»).

Таким образом, относительно высокая степень ответственного отношения к созданию образа будущего детерминирована такими характеристиками образа «Я», как: высокая оценка своих умственных, творческих способностей и способностей к обучению; осознание познавательной активности и любознательности;  принятие своей индивидуальности и привлекательности для окружающих; констатация у себя повышенной эмоциональной чувствительности, яркости эмоционального реагирования; восприятие себя как обладающего чувством юмора, жизненным оптимизмом, спонтанностью поведения, энергичностью и целеустремленностью; оценка способа принятия решений как рефлексивно-волевого; восприятие себя как ответственного и обладающего нравственными ценностями; осознание значимости своего положения в коллективе и высокой потребности в общении, инициативности в контактах, альтруизма, позитивного восприятие окружающих, открытости и честности в общении с ними.

Относительно низкая степень ответственного отношения к созданию образа будущего детерминирована противоречивостью образа «Я», восприятием себя через социальные роли и внешность; признаниемфизических и низкой оценкой интеллектуальных способностей; констатацией неуверенности и компенсацией высказываниями защитного характера; сочетание признания у себя волевых качеств с осознанием недостатка целеустремленности и выдержки; восприятие себя как "не всегда ответственных", медлительных и сдержанных;подчеркиванием высокой потребности в общении при ожидании инициативы от окружающих и вербальной агрессии в их адрес; констатацией закрытости для окружающих, обидчивости и выбора в конфликте тактики соперничества при одновременном указании на высокий уровень эмпатии к окружающим, стремление к взаимопомощи; восприятие у себя позитивного отношения к труду, аккуратности и одновременное признание склонности к лени.

Результаты анализа различий в парциальных самооценках респондентов полярных групп представлены в таблице 2.

Таблица 2

Достоверные различия в парциальных самооценках

(методика ManasterG.J./&CorsiniR.J.) у  первой и третьей группы

 по Т-критерию Вилкоксона

 

 

 

Показатели

парциальной самооценки

Группа 1

Группа 3

Уро-

вень

значимости (р)

 

М

 

d

 

М

 

d

1.             

Самооценка

69,42

12,27

66,09

15,44

 

2.             

Гармоничность отношений с окружающими

0

14,14

-8,59

21,15

<0,05

3.             

Принятие ответственности

21,92

10,96

18,28

15,99

 

4.             

Вера в свои силы

12,5

14,37

7,5

26,49

 

5.             

Чувство собственной недостаточности

17,88

11,68

20

13,2

 

6.             

Восприятие роли взрослых

-7,88

16,86

-5,78

30,08

 

7.             

Восприятие влияния обстоятельств на успешность в будущем

20,96

12,49

21,56

15,68

 

8.             

Восприятие роли взрослых в будущей успешности

-1,54

16,17

4,38

27,93

 

Анализ данных показал достоверные различия на уровне значимости p<0,05 между данными второй шкалы - «гармоничность отношений с окружающими» у респондентов полярных групп. Самооценка уровня успешности у респондентов группы 1 не отличается от воспринимаемой ими оценки своей успешности окружающими, что позволяет судить о гармоничности отношений с ними. Напротив, самооценка успешности респондентами группы 3 в среднем на 8,59% выше, чем воспринимаемая ими оценка своей успешности окружающими, что служит фактором, дисгармонизирующим их отношения с социальным окружением. В целом же на уровне тенденций можно отметить, что респонденты обеих групп недооценивают собственные усилия в преодолении разного рода препятствий. Это особенно заметно при анализе шкалы «восприятие роли взрослых в собственной успешности»: все респонденты уверены, что если исключить влияние на них родителей и других взрослых, то их успешность была бы значительно ниже. Респонденты обеих групп также едины во мнении, что при исключении влияния препятствий на пути к целям их успешность невероятно возрастет. Интересны для анализа данные шкалы «влияние взрослых на успешность в будущем»: респонденты группы 1 считают, что при исключении влияния на них родителей и других взрослых их успешность упадет, а респонденты группы 3 уверены, что их успешность значительно увеличится. Вероятно, респонденты группы 1, будучи в более гармоничных отношениях с окружающими, воспринимают их как «помогающий фактор», в то время как респонденты группы 3 воспринимаютокружающих как фактор, «мешающий» самоосуществлению, сдерживающий его. Обе группы респондентов испытывают чувство неудовлетворенности своими достижениями на сегодняшний день. При этом в группе 3 эта тенденция выше, чем в группе 1, но респонденты группы 1 в большей степени уверены, что в будущем их успешность повысится.

Таким образом, старшим подросткам с высокой степенью ответственного отношения к созданию образа будущего свойственно с уверенностью смотреть в будущее  и воспринимать социальное окружение как фактор, способствующий самоосуществлению. Старшие подростки с относительно низкой степенью выраженности ответственного отношения к созданию образа будущего сомневаются, что их успешность в будущем возрастет. Они неудовлетворены недостаточным признанием со стороны окружающих, воспринимают социальное окружение как фактор, мешающий самоосуществлению.

Интересно, что факта детерминации ответственного отношения к созданию образа будущего самооценкой уровня успешности в настоящем и восприятием роли обстоятельств не обнаружено: обе группы старших подростков демонстрируют среднюю самооценку успешности в настоящем переоценку роли обстоятельств, но при этом респонденты группы 1 оценивают эту роль положительно, а респонденты группы 3 негативно.

Результаты исследования уровня притязаний у испытуемых полярных групп представлены в таблице 3.

Таблица 3

Достоверные различия в уровне притязаний у респондентов

первой и третьей группы по Т-критерию Вилкоксона

 

 

Показатель

Выраженность характеристики

Группа 1

Группа 3

Значимость различий(р)

М

d

М

d

Уровень притязаний

0,67

0,52

1,83

2,25

<0,05

Сравнение средних значений уровня притязаний показало, что у  респондентов группы 1 он адекватен, а у респондентов группы 3 уровень притязаний завышенный.

Заключение.Таким образом, нами выявлена детерминация уровня выраженности ответственного отношения старших подростков к созданию образа своего будущего особенностями самосознания личности (принятие себя, адекватный уровень притязаний, когнитивная сложность, цельность и дифференцированность образа «Я», восприятие окружающих как фактора, способствующего развитию). Учитывая, как существенно влияют структурные и содержательные компоненты самосознания старших подростков на степень проявления ими ответственности в отношении планирования и достижения своего будущего, о чем явно свидетельствуют представленные результаты, становится понятно, как важно взрослым, осуществляющим функции образования и воспитания старших подростков, устремить усилия на организацию разнообразных форм учебного и внеучебного сотрудничества, направленных на развитие рефлексивных способностей, расширение сферы самосознания и раскрытие их личностного потенциала, накопление ими позитивного опыта достижений и развитие их субъектной позиции в процессе познания и воспитания.  

Рецензенты:

Суворова О.В., д.псх.н., профессор кафедры классической и практической психологии ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород;

Повшедная Ф.В., д.п.н., профессор кафедры общей и социальной педагогики ФГБОУ ВПО НГПУ им. Козьмы Минина, г.Нижний Новгород.