Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

EDUCATIONAL FILMS: THE HISTORICAL ASPECT

Semenova A.K. 1
1 Krasnoyarsk state pedagogical university of V.P. Astafyev
The article offers the main stages of the development of cinema in Russia and in foreign countries. There is a change of views on the functions and objectives of the educational films since the invention of cinema to the present day. The article gives the scientists’ points of view to educational films in the educational process. The article gives the scientists’ theoretical overview who have studied the possibilities of cinema in the educational process in primary school, in secondary school and in high school too. There are the research results of UNESCO and there are author’s survey results in using educational films in the educational process. The article characterizes the modern state of educational films and there is a new attitude to the screen versions of literary works as a kind of educational film. There are the prospects of the scientific research work which is connected with the use of educational films during lessons in primary school.
screen version
educational process
educational films
films
educational cinema
cinema
cinematography

На уроках в современной школе учителя часто обращаются к просмотру кинофильмов разного типа: учебных, художественных, документальных, мультипликационных. Существует большое количество публикаций и методических разработок, связанных с использованием кино в учебном процессе (http://ped-kopilka.ru/, http://kopilkaurokov.ru/ и др.). Как показал наш собственный опрос, проведенный в гимназии №14 г. Красноярска, 93% учителей используют в своей практике кино- и видеоматериалы. Чаще всего фильмы применяются на уроках биологии, химии, технологии и английского языка, несколько реже - на литературе, истории, физике и математике. Большинство из опрошенных (25 из 27 человек) утверждают, что использование кино способствует повышению эффективности образовательного процесса.

В результате настойчивых попыток адекватно «оценить ту роль, которую играют сегодня в жизни школьника кино, телевидение, видео» [2], на данном этапе методическая наука пришла к следующим выводам:

1) экранный материал на уроке служит дополнительным источником сведений, благодаря которым возрастает аргументированность учебного материала;

2) кино повышает наглядность учебно-воспитательного процесса;

3) художественные произведения экранного искусства обладают большими возможностями в сфере нравственного и эстетического воспитания.

По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% речевой информации. При визуальном восприятии усваивается 25% того, что увидено, а когда человек слушает и одновременно смотрит, то в памяти его остается примерно 65% сведений. «Эффективность телевидения объясняется тем, что в процесс восприятия, кроме органов слуха, вовлечены органы зрения, через которые человек получает основную долю информации» [8]. Таким образом, киноматериал способствует более интенсивному запоминанию: он дает обучающемуся одновременно речевую и визуальную информацию и оказывает, к тому же, эмоциональное воздействие.

Однако эти заключения были сделаны далеко не сразу. Проследим, как изменялось отношение к кино и его образовательно-воспитательным возможностям со времени возникновения кинематографа до наших дней.

Датой рождения кинематографа считается 28 декабря 1895 года. В этот день братья Огюст и Луи Люмьер устроили первый публичный киносеанс в Гран-Кафе на бульваре Капуцинок. С первых же дней существования молодое искусство привлекло к себе всеобщее внимание, первый этап в развитии кинематографа был самым бурным, живым и интересным. Современники братьев Люмьер пугались «живых» изображений на экране. В то время зрителям трудно было представить, что когда-то эти изображения «зазвучат» и обретут краски.

Возможности кино еще только начинали раскрываться, а мнения о его перспективах были порой принципиально противоположными. С одной стороны, отчетливо обозначилось негативное отношение к кинематографу как к поверхностной, массовой культуре. Самым ярким примером такого неприятия, близкого к кинофобии, может служить позиция Анатоля Франса, который не раз высказывался о «низости» кино, показывающего буржуа «не мечту вообще, а его мечту, то есть, иными словами, кошмар» [10].

С другой стороны, у кино появились свои апологеты, говорившие о его решающей роли в современной культуре, складывались киноцентрические концепции искусства. «Первые идеологи нового вида искусства нередко приписывали кино особые функции и свойства, и прежде всего - обладание неким «сверхзрением» [5]. Так, например, Ричотто Канудо, часто называемый основоположником теории кино, в «Манифесте семи искусств» (1911) высказал мысль о том, что фильм останавливает жизнь, эфемерное, чтобы «синтезировать из него гармонию» [5].

Спустя несколько лет после изобретения кинематографа наметился круг вопросов, связанных с кино как с мощным средством просвещения масс. Исследователи-теоретики и кинодеятели-практики стремились выяснить перспективы использования экранного материала в учебном процессе, оценить скрытый в нем дидактический потенциал. По данным БСЭ, уже в 1898 году во Франции был снят первый учебный фильм.

В 1908 году производство учебных фильмов началось в США. Т.А. Эдисон снял киноленты «Домик мухи» и «Лягушка». В 1920-30 гг. в европейских странах проводились экспериментальные исследования, организовывались специальные центры: центральное бюро педагогических картин в Великобритании, «Люче» в Италии и др. С конца 1940-х гг. в США и Европе учебные фильмы создаются по всем курсам средней и высшей школы. На этапе своего становления учебное кино создавалось не систематично и часто на случайные темы.

В Россию кинематограф пришел в 1896 году, когда Постоянная Комиссия по Техническому образованию Русского Технического Общества устроила в Соляном Городке в Петербурге ряд кинематографических сеансов для своих школ.

А первые сведения об учебном кино в России относятся к 1897 году. Использование фильмов в учебных целях в нашей стране основывалось на инициативе учебных заведений, где широко применялись наглядные пособия и где сразу же оценили достоинства кинематографа. Такой была, например, 10-я мужская гимназия в Петербурге, где один из первых энтузиастов педагогического синематографа С.А. Яковлев часто использовал фильмы на уроках естествознания [9].

Первые отечественные учебно-просветительские фильмы были сняты фирмой А.О. Дранкова в 1907 («Севастополь - военный порт», «Производство керосина в Баку», «Устье Волги»). С 1907 картины, снятые на русских кинофабриках («Электрический телеграф», «Кровообращение», «Глаз»), демонстрировались на экранах. В фильме «Инфузория» впервые использовалась микросъемка, в «Опытах с жидким воздухом» - натурная съемка в научной лаборатории.

«Вестник воспитания» (один из лучших дореволюционных педагогических журналов) утверждал, что кинематограф незаменим в области преподавания естествознания и географии, так как с его помощью можно показать в школе любой уголок земного шара. В это же время педагоги и методисты старались найти возможные пути использования кино на уроках математики и физики. После Октябрьской революции 1917 года с идеей развития учебного кино выступили Н.К. Крупская и А.В. Луначарский. В своем предисловии к книге Л. Сухаребского «Учебное кино» нарком просвещения наметил программу кинофикации учебного процесса в школе. «В те времена, когда Луначарский выдвигал эту программу, мы были бедны, не обладали собственной кинопромышленностью, и она могла показаться утопичной. Сейчас мы располагаем всеми возможностями для ее осуществления» [3].

С 1923 года кинообъединения страны начинают регулярно выпускать фильмы самой разнообразной научной тематики: «Электрификация», «По Средней Азии», «Волга», «Рыбоводство», «Как строится паровоз», «Земля и небо», «От хлопка до ткани», «По горам и ледникам Кавказа» и т.д. В 1926 году В.И. Пудовкиным с непосредственным участием И.П. Павлова был создан фильм «Механика головного мозга».

Постепенно укрепляется идея о положительном эффекте использования кино в процессе обучения, учебные фильмы применяются уже на уроках по всем школьным предметам. Фильм, по мнению многих, оказался незаменимым дидактическим средством, поскольку с его помощью ученик мог запомнить и усвоить многое из того, что ни «талант учителя, ни большая затрата труда не дает возможности усвоить» [9]. Учителя имели в своем арсенале фильмы по биологии, зоологии, животноводству, анатомии, а также по физике и химии.

В 1930-е гг. было организовано массовое производство учебных картин, регулярно выходили сборники «Учебное кино» (1933-1936), где публиковались статьи А.М. Гельмонта, М.М. Полонского, Б.Х. Толля и других. В конце 1930-х гг. в Москве были созданы кинолаборатории «Школфильм» и «Вузфильм», освоившие выпуск монтажных кинолент. С середины 1930-х гг. производство учебных фильмов осуществляется в Москве, Ленинграде, Свердловске (БСЭ).

Кроме того, в начале XX в. кино считалось верным помощником социалистического воспитания. «Работа педагога с учебным фильмом заключалась не только в передаче информации зрителям, но и воспитании нового человека» [4]. С помощью кинематографа внедрялась в массы и отчасти осуществлялась идея всеобщего образования. Анализируя историю учебного кино периода 1920-30-х гг., С.И. Архангельский определяет его как «самое наглядное из всех педагогических средств обучения и самое педагогическое из всех средств наглядности» [1].

В годы Великой Отечественной войны борьба за независимость Родины стала главным содержанием жизни людей. Главной целью кинематографа в этой ситуации становится поддержание духовных сил народа. Вот как об этом говорил Г.В. Александров: «Нуждами фронта и тыла с первых дней войны жила и наша художественная кинематография. Был пересмотрен план производства художественных и документальных фильмов. Из него изъяты все произведения, которые не имели прямого отношения к теме защиты Родины».

В послевоенные годы учебные фильмы активно используются на различных учебных предметах, но военная тематика по-прежнему занимает важное место в кино, на первый план при этом выходит формирование практических навыков для поддержания жизнедеятельности страны [4].

В 1959 году состоялось Всесоюзное творческое совещание. Его главным результатом было решение сделать кинематограф повседневным методом работы, а также использовать фильмы зарубежного производства (ощущалась острая нехватка фильмов). В связи с отсутствием методики построения и применения учебного кино была открыта аспирантура по применению кино в учебном и научном процессе. Начинается период расцвета учебной кинематографии.

В 1960-70-ые гг. открыта специальная программа «Учебное кино», в 1962 году - специальная мастерская режиссуры учебного кино во ВГИКе. Учебные фильмы теперь не ограничивались научной информацией: в них актуализировалось и эстетическое, и этическое начало. Задача школы в это время - не только сообщить готовые знания учащимся, но и воспитать у них умение самостоятельно мыслить; последнее достигается с помощью проблемного учебного фильма, в котором проблема служит как бы «возбудителем аппетита», заставляет зрителей с максимальной активностью воспринимать происходящее на экране. Проблемный фильм формирует вопрос, на который учащиеся должны найти ответ на основании увиденного [9].

Ученый С.Н. Пензин вспоминает: «Учебное кино развивалось в стране столь успешно, что было решено раз в два года проводить Всесоюзные фестивали учебных фильмов. Первый состоялся в 1967 году в Москве, потом они проходили в Таллине, Кишиневе, Харькове, Тбилиси, Ереване, Воронеже» [6].

В 1970-80-е гг. использование фильмов на уроке становится все более мотивированным, включенным в сложную систему проблемного обучения. Утверждается не просто полезность применения кино на учебных занятиях, а его необходимость и незаменимость. «Общеобразовательная школа сегодня немыслима без разнообразного и широкого применения технических средств обучения, - пишет в это время Л.П. Прессман. - Без учебного фильма, диафильма, телепередачи нельзя (или крайне трудно) обучать человека <...> Использование ТСО в школе сегодня уже перестало быть делом отдельных учителей-энтузиастов; количество ситуаций на уроках, где применение техники педагогически оправдано и целесообразно, постоянно растет». [7].

В 1980-е гг. наблюдается спад производства учебных фильмов из-за отсутствия государственного финансирования [4] Несмотря на материальные трудности, в 1990-ые гг. открывается студия «Викинг» (Г.А. Поличко), а также воплощается ряд интересных проектов (например, в Москве на базе школы №1057 организовывается кинолицей).

В начале ХХI века связи со всеобщей компьютеризацией создавать кинофильмы стало легче и доступнее. Возрождается учебное кино, появляется кино образовательное, которое производится уже не только профессионалами, но и самими представителями целевой аудитории (учащимися, студентами) или преподавателем. Участвуя в процессе создания фильма, обучающийся развивает требуемые компетенции, навыки критического мышления и владения техниками съемки и монтажа. Таким образом, дидактические функции учебного кино укрепляются и появляются новые: управление познавательной деятельностью, самовыражение и самопрезентация учащегося во время изучения предмета. Этот феномен распространился повсеместно и в России, и в Европе. Например, канадский учитель Тони Даско снимает анимационные фильмы по этике, а у нас в Красноярске есть студия «Твори-гора», в которой дети создают видеоматериалы различного рода (социальную рекламу, мультфильмы и проч.).

На данном этапе осознано, что создание учебных фильмов совместными силами обучающихся и обучающих может «органично включаться в образовательный процесс при изучении дисциплин гуманитарного цикла» [4]. В.А. Менг разработал методику создания образовательного фильма силами преподавателей и студентов (в РПГУ им. А.И. Герцена в 2011-2012 гг.). По мнению самих студентов, основным достоинством этой методики является «мотивация к изучению учебного предмета и развитие компетентностей, которые могут быть полезны за пределами образовательной среды», то есть совершенствование навыков критического мышления, навыков создания видеопродукции и критического отношения к видеоматериалу [4]. Менг пришел к следующим выводам:

1) расширился спектр дидактических функций учебного фильма,

2) изменяется роль и место учебного фильма в образовательном процессе (он помогает не только освоению содержания учебного предмета, но и развитию компетентностей, непосредственно не связанных с учебным предметом).

Итак, с помощью учебных кинофильмов можно привлечь учащегося к изучению учебного предмета, повысить качество обучения, а также сформировать некоторые необходимые умения. В ситуации легкости и доступности ТСО в современной школе учителю необходимо помнить, что работа с фильмом на уроке требует особых знаний, педагогической осторожности и умелого использования специальных приемов, без которых кинофицированное занятие не может быть полноценным.

Наше дальнейшее исследование будет посвящено методике применения экранизаций художественных произведений на уроках литературного чтения в младшей школе. Экранизацию мы расцениваем как одну из разновидностей учебного фильма, поскольку в жизни современного школьника она часто выступает как средство ознакомления читателя с произведениями классической литературы, то есть выполняет роль просветительскую. Мы собираемся экспериментально доказать, что умелое, методически выверенное и обоснованное использование экранизаций способствует не только приобщению учеников к искусству кино и расширению их кругозора, но и привлечению детей к более или менее систематическому чтению, то есть в конечном итоге - повышению уровня их читательской активности. Занятия с использованием экранизаций планируется проводить на базе гимназии №14 г. Красноярска.

Список сокращений:

БСЭ - Большая советская энциклопедия.

Рецензенты:

Чижакова Г.И., д.п.н., профессор кафедры психологии и педагогики начального образования ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева»., г. Красноярск;

Самотик Л.Г., д.фил.н., профессор кафедры общего языкознания ФГБОУ ВПО «Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева», г. Красноярск.