Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

FUNCTIONS OF SOCIAL INQUIRY TO VARIOUS LEVELS OF MODERN EDUCATION DURING ITS MODERNIZATION

Aksenov S.I. 1 Karpova Yu.N. 1 Arifulina R.U. 1 Nikishina O.A. 1
1 FGBOU VPO "Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin"
Social educational enquiry is a complex integrative system information about the needs of society in certain personality qualities and activities of its members. These requirements differ depending on what the age of the students, their status and what education system they currently are – General, secondary vocational, higher professional or postgraduate education. This article highlighted the corrective function of social inquiry in relation to the troubled teenagers. A sociological study on the image of the teacher, as well as set benchmarks of training teachers for work in multicultural educational space. The authors identified the social request to the General, secondary vocational and higher professional education in the conditions of innovative processes taking place in modern society, based on socio-cultural trends in the development of the education system as a social institution.
polycultural educational space.
image of the teacher
difficult teenagers
education levels
social educational inquiry
Социальный образовательный запрос, формулируемый, как правило, учениками, их родителями, представителями общественных организаций, не является нормативно-целевым документом или директивным сводом требований, обязательным для исполнения в системе образования. С позиций тех, кто является выразителем социального запроса, образование рассматривается в трех ипостасях:

1)               как институт, гарантирующий солидное универсальное образование, которое будет востребовано и станет основой благосостояния и профессиональной карьеры;

2)               как достояние личности. Как писал Макс Теодор Феликс фон Лауэ: «Образование — это то, что остается после того, как все выученное забудется», т. е. оно должно позволить  обучающемуся стать уважаемым членом общества, адаптироваться в социуме;

3)   это среда жизни обучающихся в настоящем, которая должна отличаться благоприятным психологическим климатом, индивидуальным подходом в организации сотрудничества, связью с практикой и  вовлечением учеников в реальные полезные дела.

С этих позиций группа авторов провела социологическое исследование в целях выявления возможного учета в системах общего и профессионального образования потребностей, выраженных в структуре социального образовательного запроса. В ракурсе первого аспекта был выявлен запрос к имиджевым характеристикам педагога настоящего и будущего – носителя индивидуализированных институциональных функций образования.

Назовем эту функцию социального запроса  индивидуализирующей. Эта функция не нова, в педагогике давно известно, что только личность может воспитать другую личность. Личность, обладающая яркой индивидуальностью, благодаря чему ее мнение становится более весомым, деятельность — более востребованной и общение — более желанным. Эту социальную тенденцию подтвердил опрос, проведенный среди студентов педагогического колледжа и их родителей (рис. 1)

 

Рис. 1. Значимые характеристики личности и деятельности педагога

Как видно из диаграммы, будущие педагоги ставят на первое место индивидуальность педагога, что, по их мнению, является залогом успешности построения педагогического общения и определяет его высокую конкурентоспособность. Эти взгляды студентов педагогического колледжа отражают социальные ожидания и вызовы времени в отношении учителя как личности и субъекта преобразующего, творящего, успешного, что вместе складывается в понятие «имидж педагога». Основные имиджевые характеристики педагога, делающие его личность яркой в глазах обучающихся, отражены на рисунке 2.

 

Рис. 2. Компоненты имиджа  современного педагога

Среди этих компонентов, как видно из рисунка, можно выделить интеллектуальный и эмоциональный пласт, инвариантную и вариативную подсистемы профессиональной подготовки, а также внешние и внутренние проявления. Это показывает глубину проникновения будущих педагогов в целевые основы своей подготовки к профессиональной деятельности. Также студенты педагогического колледжа определили и функции этого современного социально значимого ориентира профессионального образования. Они приведены на рисунке 3.

Рис. 3. Значение имиджа педагога для эффективности его профессиональной деятельности

Главной функцией имиджа педагога как значимого критерия успешности профессионального образования, как видно из результатов проведенного опроса, является обеспечение его конкурентоспособности на рынке труда. В меньшей степени студенты видят в нем залог успешного самоутверждения педагога в профессиональной среде, и только около 20% респондентов посчитали имидж педагога основанием для повышения его благосостояния.

Аналогичные результаты получены и при опросе педагогов с различным стажем. При этом меньшинство респондентов удовольствовались вторичным имиджем, скопированным с великих педагогов, исторических личностей или с некоего собирательного художественного образа. Подавляющее большинство педагогов предпочитают выстраивать имидж самостоятельно в ходе профессионального общения и деятельности, как показано на рис. 4.

Рис. 4. Восприятие студентами педагогического колледжа и учителями эталона педагогического имиджа

Таким образом, исследование индивидуализирующей функции социального заказа к современному педагогу позволило констатировать, что важным фактором повышения качества образования является   фактор человеческого потенциала, который обеспечивает целостность, определенность и тождественность в профессиональной деятельности. Проведенное социологическое исследование не претендует на  решение всего спектра проблем имиджелогии, но тем не менее имеет определенный прагматический и прогностический потенциал, связанный с необходимостью разработки методик сопровождения педагогического процесса.

Выявление требований общества в целом и профессиональной среды в частности к индивидуальности педагога, отраженной в его имидже, позволило авторскому коллективу также определить корректировочную функцию социального запроса, т. е. требования к исправлению, сглаживанию, устранению педагогами определенных личностных, поведенческих, деятельностных качеств учащихся  в структуре общего образования. Этот этап исследования проводился в структуре профилактической работы педагогов с трудными подростками в целях определения их готовности к подобным видам деятельности.

В социологическом опросе в форме анонимного анкетирования  приняли участие студенты  факультета гуманитарных наук Мининского университета. Анализ данных исследования позволил сделать выводы о том, каковы  представления  будущих учителей о  наиболее типичных характеристиках явлений, определяющих понятие «трудный ребенок, подросток» в современном обществе. Оказалось, что в понимании студентов эти проявления связаны с различными формами девиантного поведения (92%); с наличием у них вредных привычек (90%), со школьной неуспеваемостью (45%); с жестокостью (37%) и т.д. Всего студентами было отмечено 18 характеристик асоциального поведения таких детей и подростков.

По мнению студентов педагогического вуза, среди современных школьников в среднем 43%  трудных подростков, что гораздо выше реальных показателей, представленных организациями образования.  Это означает, что студенты осознают важность этой социальной проблемы и считают необходимым включиться в ее решение. Так, 98 % респондентов отметили, что у современного учителя  должны быть сформированы навыки  работы с трудными подростками, при этом они считают, что 94%  современных учителей непродуктивно работают с этой категорией детей.

Респонденты считают, что осуществлять профессиональную  образовательно-воспитательную работу с трудными подростками должны в первую очередь родители, опекуны (42%); педагог-психолог (34%); классный руководитель (30%); социальный педагог (19%); органы социальной защиты (19%); организатор работы с молодежью (12%); инспектор КДН (9%). Эти результаты означают, что будущие педагоги готовы организовать сотрудничество со всеми указанными субъектами воспитательного процесса для решения проблем трудных подростков.

Исследование также показало перспективные задачи, которые в решении указанной проблемы будущие педагоги определили для себя. Так, отмечая у себя недостаточный уровень психолого-педагогических знаний о трудных подростках и работе с ними, отсутствие опыта работы с данной категорией, отсутствие мотивации в работе с ними, будущие педагоги намереваются преодолеть в себе эти недостатки и сформировать, развить необходимые компетенции. Неравнодушие к этой проблеме у студентов педагогического вуза проявляется в выделении ими большого комплекса причин этого социального явления и в проявлении готовности к их устранению в своей будущей профессиональной деятельности. Среди этих причин студентами указаны: недоверие детей ко взрослым, отсутствие конфиденциальности в решении проблем трудных подростков; несовременность и неэффективность методов этой работы; предвзятое отношение к ним, выделение из общества с отрицательной стороны; безразличное отношение к ним со сторон социальных институтов.

Результаты анкетирования позволяют заключить, что будущие учителя отводят особую роль  личностным и профессиональным качествам специалиста, работающего с трудными  подростками. Среди таких качеств студенты наиболее важными считают: стрессоустойчивость, толерантность, ответственность, сосредоточенность, этичность, коммуникабельность, внимательность, мобильность, объективность, адекватность, авторитет.

И в полной мере корректировочная функция социального запроса проявилась в блоке вопросов, касающихся предложения студентами современных и, на их взгляд, наиболее эффективных в наши дни технологий работы с трудными подростками. Среди таких технологий ими указано участие таких школьников в социально значимых проектах;  включение в перевоспитание трудных подростков тех людей, которые смогли в себе преодолеть все негативные проявления и стали востребованными специалистами, уважаемыми членами общества; а также установление доверительных отношений со всеми учащимися.

Требования социального запроса к построению конструктивной и эмоционально позитивной среды в полиэтнической образовательной организации педагогом стало примером еще одного социологического исследования авторского коллектива. В завершение этого исследования были выявлены инвариантные и вариативные функции социального запроса к построению образовательной среды в образовательных организациях общего и профессионального образования. Назовем эту функцию конструктивистской.

Действительно, современный педагог должен выстраивать диалог, взаимодействие, педагогическое общение, сотрудничество в любой образовательной среде. Более того, он обязан проектировать эту среду, делать в нее свой личностный и профессиональный вклад. И современный социальный заказ дает ориентиры для выделения наиболее значимых компонентов образовательной среды, в частности образовательной среды педагогического вуза, как показано на рисунке 5.

Рис. 5. Наиболее значимые компоненты поликультурной образовательной среды вуза

Итак, какую же образовательную среду требует конструировать современное поликультурное общество? Обратим внимание на безоговорочное лидерство в этом рейтинге показателей творческого, духовного развития личности и направленности социального заказа на создание воспитательной среды в образовательных организациях. Знаниевый и профессионально-ориентированный компоненты среды в современном обществе котируются значительно ниже.

Эти результаты подтверждает и ответы на следующий блок вопросов, а именно касающийся функций образовательной среды по отношению к каждому конкретному субъекту образовательного процесса – к педагогу или обучающемуся. Эти результаты приведены на рисунке 6.

Рис. 6. Функции образовательной среды по отношению к ее субъектам

Очевидно, что в поликультурном, полиэтническом пространстве высока вероятность возникновения негативных тенденций в общении, конфликтов, ситуации недопонимания. В связи с  этим конструктивная образовательная среда по отношению к ее участникам должна выполнять коммуникативно-профилактическую, рефлексивно-контролирующую (социальный цензор) и собственно воспитательную функции. При этом респонденты осознают, что поликультурная образовательная среда богаче как в спектре видов обучающей, воспитательной, коммуникативной, творческой и иных видов деятельности, так и в арсенале их форм. Именно поэтому, как показано на рисунке 7, эффективность конструктивной образовательной  среды вуза находится в прямо пропорциональной зависимости от многонациональности образовательной организации. Следовательно, социальный заказ выражается и в необходимости конструировать поликультурную, насыщенную, избыточную образовательную среду, что повышает эффективность деятельности как отдельных педагогов, так и образовательной организации в целом.

 

Рис. 7. Зависимость эффективности образовательно-воспитательного процесса от полиэтнической насыщенности образовательной среды

Резюмируя вышеизложенное, можно выделить три базовые функции социального заказа и социального запроса к системе образования в период его модернизации, это:

 – индивидуализирующая функция,  требующая подготовки педагога, обладающего яркой индивидуальностью, благодаря чему его мнение становится более весомым, деятельность — более востребованной и общение — более желанным;

– корректировочная функция, определяющая требования к подготовке педагога, способного к исправлению, сглаживанию, устранению педагогами определенных личностных, поведенческих качеств обучающихся;

– конструктивистская функция означает, что  современный педагог должен выстраивать диалог, взаимодействие, педагогическое общение, сотрудничество в любой образовательной среде, обязан проектировать эту среду, делать в нее свой личностный и профессиональный вклад.

В заключение следует сказать, что эта работа не претендует на завершенность и функции социального запроса еще предстоит выявлять в ходе научных исследований.

Рецензенты:

Филиппова Л.В., д.ф.н., профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии,  ФГБОУ ВПО ННГАСУ, г. Нижний Новгород;

Быстрицкая Е.В., д.п.н, профессор кафедры общей и социальной педагогики, ФГБОУ ВПО «НГПУ им. К. Минина», г. Нижний Новгород.