В то же время регистрация индивидуально типологических и мотивационных влияний при выполнении когнитивных задач весьма затруднена из-за сложности учета таких переменных, как личная актуальность и индивидуальная интерпретация. Вместе с тем, общепринятая система психологического тестирования ориентируется преимущественно на результат выполнения заданий, оставляя без внимания и учета индивидуальные особенности самого процесса решения.
Одним из возможных путей преодоления этих трудностей, может служить метод изучения характеристик элементарной деятельности в ситуации свободного выбора. Методики организации проблемного пространства успешно используются при изучении рассудочной деятельности животных и позволяют судить о принципиальных возможностях выполнения той или иной задачи, а также выявлять индивидуальные типы познавательной активности [5]. Однако в процессе изучения когнитивной деятельности человека возникает трудность учета многочисленных влияний на результаты предшествующего опыта испытуемых. Поиск универсальных задач, так называемых «culture free», ведется в разных направлениях, но большинство разработок используют преимущества компьютерного тестирования с очень простой или отсутствующей инструкцией и минимальной необходимостью вербальной реакции. Дополнительным преимуществом подобных задач является возможность их применения с некооперативными или ограниченными в возможности моторной и речевой реакции испытуемыми [8]. Разработанная авторами методика во многом удовлетворяет вышеизложенным требованием и дает возможность сопоставлять результаты испытуемых разного возраста, уровня развития и образования.
Цель исследования
Основная цель настоящего исследования апробация новой методики измерения временных характеристик элементарной деятельности в ситуации свободного выбора.
Методологические принципы: 1. Объектом исследования являются измеряемые характеристики процесса восприятия, интерпретации и решения простейшей когнитивной задачи. 2. Задача является латентной - цель не задается извне, а формируется самим испытуемым в процессе деятельности. 3. Алгоритм подбора параметров предъявления стимулов учитывает индивидуальные темповые характеристики деятельности испытуемого.
Материал и методы исследования
Оригинальная компьютерная методики состоит из 4-х серий, в ходе которых испытуемый действует самостоятельно. Во всех сериях фиксируется время, точность и последовательность всех реакций.
Первая серия. Испытуемому предъявляется кружок на экране сенсорного монитора и предлагается нажать на него, после нажатия кружок исчезает и появляется в другом месте экрана. Время предъявления стимула не ограничивалось. Измеряемые параметры: точность нажатий (количество промахов) - КП1 и время свободной реакции ВСР.
Вторая серия. Изменялся цвет стимула, время предъявления ограничивалось и постепенно уменьшалось. Измеряемые параметры: время реакции на новый стимул ВН, время реакции - ВР, максимальное ускорение - махУ (в % относительно среднего ВР).
Третья, дифференцировочная, серия - в случайной последовательности предъявлялись кружочки двух цветов, исчезающий при нажатии (как в серии 1) и «блокированный», при нажатии на который подавался звуковой сигнал. Время предъявления блокированного стимула определялось алгоритмически по результатам первой серии. Измеряемые параметры: точность (КП3), количество повторных нажатий (КПН), время реакции (ВР3).
Четвертая серия. Последовательно предъявляли три матрицы со стимулами двух и четырех цветов, при нажатии исчезали только кружки основного цвета. Измеряемые параметры: точность (КП4), время реакции (ВР4), количество нажатий на блокированные стимулы (КБН).
Индивидуальные интерпретации задачи
В ходе наблюдения за испытуемыми были выявлены различные варианты восприятия и интерпретации предлагаемых задачей «событий».
При смене цвета стимула (серия 2) испытуемые либо констатировали изменения («Теперь другие пошли...») либо обращались к экспериментатору с вопросами («Надо ли нажимать на кружки другого цвета?»), что в большинстве случаев сопровождалась увеличением времени первой реакции. В ряде случаев наблюдалось игнорирование изменений или отсроченная констатация. Эти реакции могут отражать как уровень внимания, так и уверенность в своих действиях.
Уменьшение времени предъявления стимула также вызывало различную реакцию: от пассивной констатации («Они убегают...») до активного взаимодействия («Надо догонять!»). Подобные варианты интерпретации могут отражать характеристики темперамента, познавательной активности и внутренней мотивации.
Звуковой сигнал при нажатии на блокированный стимул (серия 3) также воспринимался испытуемыми по-разному («Сбой программы, запрет нажатия, необходимость повторных нажатий» и др.), чему соответствовали дальнейшие действия. Одни испытуемые ставили перед собой задачу найти способ убрать стимулы и были уверены, что решили ее. Другие, убедившись в том, блокированные стимулы исчезают сами, больше не нажимали на них. Описанные варианты могут быть связаны с типологическими особенностями мышления и познавательной активности.
Последовательность нажатий на кружки при предъявлении матриц испытуемому свидетельствует о восприятии латентной задачи и экстраполяции полученных выводов на новую ситуацию. Так, испытуемые, пришедшие к выводу о том, что при нажатии исчезают только стимулы определенного цвета, выбирали в матрицах преимущественно соответствующие кружки. В ряде случаев обучение происходило непосредственно при работе с матрицами, что отражалось в снижении числа нажатий на блокированные стимулы. Также описаны варианты «механического» выполнения первоначальной инструкции - все стимулы нажимались последовательно без учета результата.
Для проверки гипотез о связи показателей решения латентной задачи с когнитивными и психологическими характеристиками личности было проведено комплексное тестирование испытуемых и проведен корреляционный анализ полученных результатов.
В нем участвовало 62 испытуемых в возрасте от 19 до 35 лет.
Результаты и обсуждение
Результаты корреляционного анализа полученных данных свидетельствуют о связи показателей решения латентной задачи с различными личностными характеристиками, что подтверждает гипотезу о мотивационной вариативности фиксируемых действий испытуемых. Показатель скорости свободной реакции (ВСР) можно рассматривать как индивидуальную темповую характеристику деятельности. Значения ВСР ожидаемо коррелируют с динамическими показателями, полученными традиционными методами (проба Аннет, теппинг-тест, эффективность работы по тесту Шульта), что свидетельствует о наличии индивидуального оптимума темповых характеристик деятельности, который необходимо учитывать при сравнении результатов любых задач, где измеряется время реакции или действия. Успешность выполнения когнитивных и мнестических задач также связана с темповыми характеристиками деятельности, что в подтверждает выявление отрицательной корреляции ВСР с результатами тестирования слухоречевой памяти и оценками по субтесту «складывание фигур» (тесту Векслера). Можно предположить, что ВСР в некоторой степени отражает скорость процессов обработки информации различных модальностей, что может быть использовано для повышения эффективности процесса обучения.
В то же время уместно предположить, что скорость свободной реакции определяется не только базовыми психофизиологическими особенностями организма но и уровнем мотивации. В рамках парадигмы нашего исследования речь идет о внутренней мотивации, т.к. скорость выполнения заданий определяется только самим испытуемым. Наличие мотивационного компонента подтверждает связь ВСР с суммарным показателем перфекционизма (по тесту Гаранян). Высокий уровень перфекционизма отражается также и на интерпретации задачи, что выражается в стремлении «догнать» стимул и соответствует высоким значениям показателя «максимальное ускорение (Умах)». Влияние установок на зрительное опознание и их связь с контекстом когнитивной деятельности хорошо изучена (Костандов), представленная методика дает возможность оценить влияние на измеряемые параметры деятельности внутренних установок. При этом такие характерологические особенности личности как уровень тревожности и специфика поведения в конфликтных ситуациях также коррелируют с со значениями показателя «максимальное ускорение». Оценка реакции испытуемого на динамическое препятствие, предусмотренное задачей, позволяет оценить особенности индивидуального восприятия и интерпретации
В то же время средние значения этих корреляций свидетельствует о том, что уменьшение времени реакции при выполнении тех же действий «на скорость» является индивидуальной характеристикой и может отражать не только особенности нервной системы, но и уровень мотивации. Сущностная доминанта стремления к более быстрому выполнению задания так же может быть различной, и ее конкретизация возможна только при учете индивидуальной интерпретации задачи. Так, в предлагаемой задаче внутреннее стремление к достижению успеха (перфекционизм) наиболее ярко проявляется на этапе ускоренного предъявления стимулов, тогда как такая характерологическая особенность, как приспособление отражается в стремлении выполнить действие, не анализируя результат, что выражается в многократном нажатии на неисчезающие стимулы.
Показатель временной задержки при смене цвета стимула, по-видимому, отражает баланс ориентировочной и оборонительной реакций, что подтверждает его связь с уровнем косвенной агрессии. Когнитивный эффект преобладания оборонительной реакции выражается в трудностях дифференциации близких понятий, сужении семантических полей, что ухудшает выполнение словарного субтеста (по Векслеру).
Заключение
Анализ представленных результатов позволяет сделать следующие выводы:
- Комплексная оценка характеристик деятельности позволяет оценить вклад различных психологических факторов в конечный результат.
- Временные характеристики выполнения заданий определяются не только психофизиологическим особенностями, но и уровнем внутренней мотивации.
- Индивидуальная интерпретация латентной задачи отражает психологические особенности личности.
Расширение представлений о том, как психологические и когнитивные особенности личности отражаются на различных характеристиках элементарной деятельности необходимо для поиска новых путей оптимизации обучения и адресной коррекции. Дальнейшие исследования в этом направлении позволят создать комплексные критерии дифференциации мотивационных, личностных и психофизиологических эффектов в познавательной деятельности.
Корреляции характеристик элементарной деятельности с результатами комплексного тестирования. Учитывались только значимые корреляции не ниже 0,35.
↑ Доска Аннет ↓ Количество ударов в минуту (по теппинг-тесту) ↑ Эффективность работы и вырабатываемость (по тесту Шульта) |
↑ Среднее время реакции |
↓ Показатели слухоречевой памяти ↓ Оценка по субтесту «складывание фигур» (тест Векслера) ↓ Перфекционизм (суммарный показатель по тесту Н.Г. Гаранян) тревога |
|
↑ Временная задержка |
↑ Показатель косвенной агрессии (по тесту Томаса) ↓ Оценка по субтесту «Словарный» (тест Векслера) |
↑ Коэффициент силы нервной системы (по теппинг-тесту) |
↑ Максимальное ускорение |
↑ Перфекционизм (суммарный показатель по тесту Н.Г. Гаранян) ↑ тревога ↓ негативизм |
↓ Результат пробы «субъективная минута» |
↑ Количество промахов |
↓ Показатель тормозимости слухоречевой памяти |
↑ Количество промахов |
↑ Количество повторных нажатий |
↑ Приспособление (по тесту Томаса) ↓ Соперничество (по тесту Томаса) ↓ Индекс агрессии (по Бассу-Дарки) ↓ Вербальная агрессия (по Бассу-Дарки) |
↑ - корреляция положительная, ↓ - корреляция отрицательная.
Рецензенты:
Изнак А.Ф., д.б.н., заведующий лабораторией нейрофизиологии ФГБНУ НЦПЗ, г. Москва;
Быкова О.М., д.б.н., заместитель директора по научной работе ГБУЗ НПЦ ДП ДЗМ, г. Москва.