Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

MODERN TRENDS OF CORPORATIONS

Suetin S.N. 1 Obedkova L.P. 2 Matosyan V.A. 3 Suetin A.N. 1 Ilin S.Yu. 1
1 Moscow Technological Institute
2 Russian state university of physical education, sport, youth and tourism (SCOLIPE)
3 Plekhanov Russian University of Economics
The article analyzes the current state of the economy such as consumer, due to financial globalization, systemic risk and market failures. The aim of this study is to determine the fundamental nature of the modern economy at the micro level and forecasting the trends of its development. The main methods of the study should be assumed deduction, induction, analogy, analysis and comparison. The authors studied the most important clusters of economic development, what should be considered the main goals and objectives of the company, what are the trends in the development of markets, what is the role of the state. The results of research can be used in the economic activity of enterprises, as well as educational and scientific work in the field of economics, management, organization, financial and strategic management. The main findings of this study is the conclusion about expediency of prioritizing the development of the company, its justification as a market value of the subject and a priority to minimize government intervention in the economic sphere of society.
business development
earnings
revenue
finance corporations
market structure
types of market structures
risks
financial policy
government regulation
oligopoly
monopoly
competition
perfect competition
the cost of business
the economy of consumption
investment economy
globalization
financial globalization

Экономические процессы активно изменяются, и научная мысль редко успевает в последние годы догнать практику. Давно назрела объективная необходимость переосмысления, казалось бы, очевидных вопросов в экономике: какова цель фирмы? Каким должен быть рынок? Какова роль государства в экономике? Значение институциональной экономики долгое время было недооценено, что и отражается негативным образом в современных российских экономических реалиях.

Вопросы современного менеджмента раскрыты в трудах многих ученых-экономистов. Мы придерживаемся взглядов Глинкиной О.В., Барчана Н.Н., Ильина С.Ю. и др. [1-5, 9-13, 20], при этом Суетин А.Н. и Суетин С.Н. акцентируют внимание на финансовом менеджменте [18, 21, 23, 24, 26-32], что обусловлено глобальными тенденциями. По мнению авторов статьи, действенным выходом из тупиковой потребительской экономики является формирование инвестиционной экономики.

Следует учитывать, что хозяйственная деятельность осуществляется в условиях финансовой экономики, которая продолжает ускоряться. Причем ускорение не всегда количественное (по существу, большая часть мировой экономики с 2007 г. стагнирует), преобладают качественные изменения (не всегда в лучшую сторону).

По мнению авторов, основной целью развития хозяйствующего субъекта следует считать максимизацию благосостояния собственников бизнеса. В большинстве современных учебников по-прежнему в качестве приоритетной цели предприятия ошибочно рассматривается прибыль. Но следует учитывать, что прибыль - показатель в первую очередь субъективный, поскольку отражает разницу между доходами и расходами компании, зависит от налоговой политики государства [26], принятой финансовой политики компании [21, 32], управленческих решений и зависит фактически от нескольких лиц. Если бы основатели Apple, Microsoft, Facebook, Google, Virgin максимизировали бы прибыль, данные компании никогда бы не стали лидерами в своих рыночных нишах и отраслях, а позже - мировой экономики в целом.

Исследования показывают, что выручка - количественный показатель, который менее волателен и более объективен. Например, прибыль для крупной корпорации может измениться всего лишь за год в 5-7 и даже в 100-300 раз. Это может быть связано с эффектом низкой базы, а для выручки подобные изменения возможны лишь при невероятном стечении обстоятельств. Также важно обращать внимание на стоимость и качество активов компании, поскольку эти показатели отражают реальные долгосрочные тренды развития корпорации.

При оценке менеджмента компании важно учитывать временной лаг, так как после принятия решения всегда проходит некоторый период времени, после которого наступает реальный экономический эффект. Соответственно, руководитель прибыльной и финансово устойчивой фирмы может в действительности являться посредственным менеджером, а все успехи могут быть заложены в кризисный период, когда компания оценивалась как убыточная и бесперспективная.

Если рассматривать стоимость бизнеса, можно утверждать, что это объективный интегрированный показатель, характеризующий качественную и количественную стороны развития предприятия с учетом фактора времени, т.е. оценивает будущий потенциал развития. Данный показатель также имеет недостатки, поскольку определяется на рынке, который не является полностью объективным по своей сущности.

Как известно, на рынке возможно наличие множества типов рыночных структур - от совершенной конкуренции до двусторонней монополии. Классиками определено, что наиболее эффективный тип рынка - это совершенная конкуренция. В современном мире данный тезис следует признать чудовищным заблуждением. Это стереотип, сформировавшийся в эпоху раннего капитализма.

С развитием глобализации стало очевидным, что основа экономики - транснациональные компании, а конкуренция - понятие относительное. Малый и средний бизнес не являются основой экономики, и это экономическая реальность настоящего и будущего. Государство, по мнению авторов, должно создавать необходимую инфраструктуру, поддерживать развитие стартапов (как правило, косвенными методами, так как напрямую должны поддерживать венчурные фонды), но не стремиться к массовой финансовой поддержке отраслей «широким фронтом». Как показали антикризисные меры на примере банковского сектора, АПК, машиностроения (и в особенности - автомобилестроения), прямая финансовая поддержка и лоббирование интересов - затратно-тупиковый путь развития.

Мы считаем, что совершенная конкуренция при прочих равных условиях предполагает существенные минусы как для бизнеса (невозможно реализовать эффекты масштаба, синергии и др.), так и для потребителя (подавляющее количество товаров при высоком качестве и низкой цене могут производиться только крупным бизнесом). Иначе говоря, для большинства потребителей представляет интерес торговый центр в шаговой доступности от дома, а не большой малоконтролируемый государством рынок, на котором множество продавцов и покупателей совершают сделки с высоким уровнем трансакционных издержек.

В современных условиях важно учитывать, что цена на рынке и спрос определяются в первую очередь субъективными причинами. Кроме того, в информационной экономике АПК [27] манипуляции рыночными настроениями являются перманентным, а не исключительным явлением.

Новые подходы к инновационному развитию организаций [6-7, 14-19, 22, 33] и в особенности - АПК [28, 32] заслуживают, по мнению авторов статьи, внимания и дальнейшего исследования.

Проведенные исследования показывают, что «золотая середина» в рыночной экономике - это олигополия, в идеале - олигополия на основе дифференциации товара (услуги). Данный тип рынка близок к монополистической конкуренции, но существенно отличается тем, что ни в одной из ниш нет явного монополиста. Общее количество участников рынка не превышает 15-20 субъектов, т.е. конкуренция весьма ограниченная, что присуще олигополии.

Следует констатировать, что в большинстве отраслей экономики России сложились устойчивые олигополистические структуры, а в отдельных отраслях - олигополии на основе дифференциации товара (услуги) при наличии крупных низкоэффективных предприятий с государственным участием.

Основные отрасли и крупнейшие компании экономики РФ

Отрасли

Организации - основные участники рынка

Авиационный транспорт

Аэрофлот, ЮТейр, Трансаэро, S7

Железнодорожный транспорт

РЖД, Трансойл, Глобал-Транс

Строительство

Мортон, ЛСР, ПИК, СУ-155, Лидер

Черная металлургия

Evraz, Северсталь, НЛМК, Мечел, ММК, ТМК

Цветная металлургия

ГМК Норильский никель, Русал, УГМК

Машиностроение

Автоваз, ГАЗ, КАМАЗ, Соллерс, Силовые машины

Нефтегазовая

Газпром, Новатэк, Лукойл, Роснефть, Сургутнефтегаз, Татнефть, Башнефть,

Сельское хозяйство

Группа Черкизово, Мираторг, Разгуляй, Русгрейн

Энергетика

РусГидро, ИнтерРАО, Россети, Комплексные энергетические системы (КЭС), ОГК и ТГК

Производство удобрений

Уралкалий, Фосагро, Акрон

Добыча драгоценных металлов

Полюс Золото, Polymetal

Угледобывающая

Распадская, Белон, Мечел

Продуктовый ритейл

Магнит, X5 Retail Group, Дикси, Лента, Окей, Ашан

Продажа электроники

М-видео, Эльдорадо, Техносила, Евросеть, Связной

Телекоммуникации

Ростелеком, Vimpelkom, Мегафон, МТС, Tele2

Банковские услуги

Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Открытие, Альфа-банк

Из таблицы видно, что экономика России - классическая олигополистическая экономика с преобладанием олигополий на основе дифференциации товара (услуги). В таблице приведены не все отрасли и указаны лишь основные компании, но данные предприятия создают более 90% отечественного ВВП.

Следуют выделить олигополии двух типов: с существенным преобладаниями одной компании, которая подконтрольна государству (Аэрофлот, РЖД, Газпром, Сбербанк и др.), при этом рынок представляет собой схему «1 компания + все остальные». Это худший вариант рынка. Это фактически скрытая монополия, которая подконтрольна гораздо меньше, чем чистая монополия, поскольку по формальным признакам на рынке присутствует множество, а не одно предприятие.

Второй тип представляет собой наличие крупных компаний, которые существенно не выделяются среди других и в случае ошибок в управлении достаточно быстро уступают место более эффективным компаниям (строительство, АПК, ритейл и др.). Это, по мнению авторов, лучшая форма рынка. Конкуренция стимулирует рост эффективности, нет открытой господдержки отдельных участников рынка, размеры компаний позволяют осуществлять качественный прогресс.

Некоторые отрасли необходимо рассматривать как совокупность отраслей, например энергетику. Это обусловлено тем, что ОГК и ТГК не являются прямыми конкурентами, тем более нет конкуренции между генерирующими, сетевыми и сбытовыми компаниями. Следует учитывать, что некоторые хозяйствующие субъекты подконтрольны основным акционерам - промышленным предприятиям, и их деятельность ориентирована на холдинг в целом, а не на достижение внутрифирменных показателей (например, ОГК-2).

В современных условиях вопрос о влиянии государства на экономику представляется все более актуальным и востребованным, что обусловлено геополитическими процессами, недостатком финансовых ресурсов [8], стабильно-застойным состоянием показателей деловой среды и др.

Авторами также определено, что государственное влияние на экономические процессы в отечественном бизнесе в целом требует существенного сокращения. Запретительные и ограничительные меры выгодны государству в целом и отдельным политикам в частности, но не бизнесу и потребителям. Государственное вмешательство может быть выгодно только в краткосрочном периоде и только для отдельных субъектов, а в долгосрочном периоде это всегда потери для мезо-, макро- и глобальной экономики. Вопросы использования государственных средств [25] актуальны и требуют дальнейших исследований.

Выводы

Подводя итоги, мы выделяем следующие основные результаты нашего исследования.

1. Современные тенденции развития корпораций предполагают коренной пересмотр целей и задач развития бизнеса. Прибыль и выручка могут быть вторичны по отношению к стоимости предприятия. Цели и задачи бизнеса в краткосрочном периоде могут противоречить целям и задачам в долгосрочной перспективе.

2. Совершенная конкуренция и монополия - это две полярные крайности, которые в условиях глобальной экономики предполагают негативное влияние на управление ресурсами в обществе, и их, как правило, следует избегать. Олигополия с признаками дифференциации продукта - наиболее эффективная рыночная структура при прочих равных условиях. Она выгодна всем субъектам рыночной экономики: государству, бизнесу, домохозяйствам.

3. Государственное влияние на экономику требует существенного сокращения. Запретительные и ограничительные меры выгодны политикам, но не руководителям бизнес-структур. Государственное вмешательство может быть выгодно в краткосрочном периоде для отдельных субъектов, а в долгосрочном периоде это всегда потери для мезо-, макро- и глобальной экономики.

Рецензенты:

Кузьминова Т.В., д.э.н., профессор, НОУ ВО «Московский технологический институт», г. Москва;

Емельянов С.В., д.э.н., профессор Московской бизнес-школы, г. Москва.