Задача реиндустриализации экономики является сегодня одной из ключевых при разработке модернизационной политики России и предполагает обеспечение экономического роста за счет повышения эффективности использования имеющихся ресурсов [2; 3]. Существенные изменения капитала в отраслях, связанных с реиндустриализацией, обусловлены потребностями людей, общества и экономики в целом. Но это порождает и сложности в согласовании интересов экономики и научно-образовательной среды.
Возникают дуалистические эффекты формирования трудового потенциала экономики: с одной стороны, потребности и состояние экономики, с другой – интересы населения и уровень развития общества. Чем лучше состояние реального сектора экономики, тем больше интерес населения к рабочим и инженерным профессиям и тем ниже потребность экономики в новых кадрах. Дуализм развития общества проявляется в стремлении его членов к повышению качества жизни и уровня благосостояния за счет снижения напряженности, сложности и длительности работы, что в свою очередь приводит к снижению производственного потенциала экономики и к ухудшению уровня жизни населения. Дуалистические противоречия играют важную роль в технологии формирования профессионального менталитета экономически активного населения.
Обновление условий распространения информации, активации восприимчивости людей по вопросам профессионально-образовательного выбора должно учитывать ментальные аспекты поведения экономически активного населения и воздействие институциональной среды [1; 5; 6; 7].
В условиях новых высокотехнологичных видов деятельности, диссонансов социального развития, а также деструктуризации отраслей производства и развития индустрии услуг формируется новый профессионально-образовательный менталитет – устойчивые взгляды широких социальных групп по вопросам профессионального и образовательного выбора, а также формирования привлекательного имиджа профессий и направлений подготовки кадров [4].
В частности, профессиональные предпочтения экономически активного населения должны способствовать адекватной оценке карьерных перспектив и возможных последствий профессионального и образовательного выбора с учетом потребностей экономики. Проблема, однако, заключается в отсутствии действенных инструментов формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения в условиях социально-экономических изменений.
Цель данной статьи – разработать инструментарий и подход, которые позволят формировать профессионально-образовательный менталитет экономически активного населения с использованием коммуникационных технологий, основываясь на прогнозах потребности экономики в трудовом потенциале и на адаптации характеристик образовательной среды с учетом этих потребностей.
Концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения
Целью построения модели является описание элементов и характеристик экономической системы, существенных для формирования профессиональных и образовательных предпочтений и поведенческой направленности экономически активного населения.
Ключевым элементом данной системы является профессионально-образовательная биржа, которая рассматривается как совокупность средств коммуникации, инструментов передачи информации, продвижения инновационных идей и прогнозов развития экономики, а также возможностей научно-образовательной среды в части воспроизводства трудового потенциала. Средствами и инструментами профессионально-образовательной биржи в результате информационного воздействия по вопросам развития экономики, профессионального и образовательного выбора в массовом сознании экономически активного населения происходит формирование требуемого профиля профессионально-образовательного менталитета.
Понятие «профиль профессионально-образовательного менталитета» вводится для обозначения формируемого в массовом сознании экономически-активного населения, мысленного образа воспринимаемой им структуры, содержания и характера профессий, квалификаций, обучения, профессиональных способностей (компетенций).
Концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения представлена на рисунке 1.
Элементами модели являются:
1) экономически активное население, как носитель профессионально-образовательного менталитета и основа формирования трудового потенциала;
2) экономика как основной потребитель трудового потенциала;
3) научно-образовательная среда как совокупность институтов и процессов, направленных на изменение профессионально-образовательных характеристик трудового потенциала;
4) профессионально-образовательная биржа как инструмент формирования профиля профессионально-образовательного менталитета, адекватного требованиям экономики.
Рис. 1. Концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения
Между блоками модели происходит обмен информацией:
- о прогнозах развития отраслевой и кадровой структуры экономики, территориальном размещении и спросе на трудовой потенциал (INF1);
- об уровнях и направлениях подготовки кадров, территориальном размещении и пропускной способности образовательных учреждений (INF 2);
- об информационном воздействии, оказываемом на различные группы экономически активного населения со стороны биржи (INF 3).
Выбор экономически активным населением направленности своего поведения под влиянием информационного воздействия биржи и соответствующего изменения группового (массового) поведения определяет управляемый процесс профессионально-образовательного выбора.
Процесс адаптации научно-образовательной среды к потребностям экономики выделен на рисунке двунаправленной стрелкой как обоюдное воздействие совокупности факторов, порождающих синергетические эффекты.
В процессе моделирования выделены существенные характеристики для формирования профессионально-образовательного менталитета:
1) структура экономически-активного населения;
2) отраслевая, территориальная и кадровая структура экономики, инновационные направления развития отраслей;
3) структура и территориальное размещение научно-образовательной сети;
4) технологии и инструменты профессионально-образовательной биржи.
Люди как представители экономически активного населения на конкретных этапах жизни стремятся рационально оценить свои карьерные перспективы и возможные последствия профессионального и образовательного выбора. На этот выбор влияют не только мировоззрение, индивидуальные качества и внутренние мотивы поведения, но также общественное мнение, сложившееся по отношению к направлениям профессиональной деятельности, труду и образованию.
Целевые группы экономически активного населения выделяются:
- по полу и возрасту;
- по уровню и направлению образования;
- по профессиональному уровню и должностному статусу;
- по уровню и характеру доходов;
- по социальным ролям (например, учителя, учащиеся и их родители; руководители и подчиненные; работающие и неработающие; молодежь и пенсионеры; семья и организация; друзья и коллеги; здоровые и лица с ограничениями к получению профессии по здоровью и др.) и т.д.
Развитие экономики приводит к изменениям структуры трудового потенциала, прогноз развития которого формируется, в том числе, научными направлениями в разрезе:
- отраслей (промышленность (по отраслям), сельское хозяйство, связь и транспорт, строительство, финансы и др.);
- территорий (страна в целом, федеральные округа, субъекты федерации, районы и города; промышленные, финансовые, научные и образовательные кластеры и др.);
- направлений инновационного развития (перечни критических технологий и приоритетных направлений развития науки; инновационные товары и услуги; развивающиеся рынки и т.п.);
- квалификационного содержания требуемых профессий (уровень квалификации и профессиональная направленность; требования профессиональных стандартов и др.).
В научно-образовательной среде исследуются возможные перспективы развития экономики, трудового потенциала и проектируется требуемый профиль профессионально-образовательного менталитета (научная составляющая), а также формируются уровневая структура и направления содержания образования (образовательная составляющая). Научно-образовательная среда адаптируется к требованиям экономики, что выражается, например:
- в изменении структуры профессионального образования;
- в формировании новых направлений подготовки специалистов;
- во взаимоувязке профессиональных и образовательных стандартов (номенклатура и квалификационные требования образовательных стандартов и профессиональных стандартов);
- в появлении, использовании и распространении инновационных промышленных, управленческих и образовательных технологий и т.п.
Профессионально-образовательная биржа рассматривается как совокупность коммуникационных технологий, средств, инструментов продвижения инновационных идей и прогнозов развития экономики, возможностей научно-образовательной среды в части воспроизводства трудового потенциала. Основными технологиями биржи являются:
- информационный, научный и образовательный обмен по вопросам развития профессий, направлений и уровней образования;
- модерация информации;
- организация мероприятий, повышающих информированность общества в вопросах профессионального выбора и в оценке имиджа образования.
Подробнее об идее и структуре профессионально-образовательной биржи см. [4].
Биржа аккумулирует, структурирует и размещает информацию о прогнозах развития отраслевойи кадровой структуры экономики, территориальном размещениии спросе на трудовой потенциал (INF1), об уровнях и направлениях подготовки кадров, территориальном размещении и пропускной способности образовательных учреждений (INF 2). Размещенная на бирже информация передается различным группам экономически активного населения в виде целенаправленного и разнообразного информационного воздействия (INF 3), чтопозволяет влиять на групповое (массовое) поведение при осуществлении образовательного выбора.
Биржа как инструмент коммуникаций формирует в массовом сознании конкретный, соответствующий характеристикам экономики и научно-образовательной среды профессионально-образовательный ментальный образ, который возникает в результате информационного воздействия на представителей экономически активного населения по вопросам развития экономики, профессионального и образовательного выбора, структуры, содержания и характера профессий, квалификаций, обучения, профессиональных способностей (компетенций).
Экономически активное население, анализируя поступающую информацию, сравнивает свои профессионально-образовательные предпочтения и реальные характеристики экономики и образовательной среды и в результате:
- либо предпринимает действия, направленные на выбор новой образовательной и (или) профессиональной траектории, на изменение образовательного и (или) профессионального статуса, что в свою очередь служит «сигналом» к новому изменению в научно-образовательной среде (в ее структуре и территориальном размещении);
- либо меняет (корректирует) свои устоявшиеся взгляды.
Таким образом, процесс формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения заключается в создании и удержании в массовом сознании (с использованием средств и инструментов профессионально-образовательной биржи) профиля профессионально-образовательного менталитета, адекватного прогнозам развития экономики и образовательной среды.
Заключение
Разработан подход, который на основе прогнозов потребности экономики в трудовом потенциале и адаптации к этим потребностям характеристик научно-образовательной среды позволяет формировать профессионально-образовательный менталитет экономически активного населения с использованием коммуникационных технологий, реализованных в форме профессионально-образовательной биржи, которая в свою очередь представляет собой совокупность средств коммуникации, инструментов передачи информации, продвижения идей, прогнозов развития экономики и возможностей научно-образовательной среды.
Построена концептуальная модель формирования профессионально-образовательного менталитета экономически активного населения, которая включает в себя следующие элементы системы:
1) экономически активное население как носитель профессионально-образовательного менталитета и основа формирования трудового потенциала;
2) экономика как основной потребитель трудового потенциала;
3) научно-образовательная среда как совокупность институтов и процессов, направленных на изменение профессионально-образовательных характеристик трудового потенциала;
4) профессионально-образовательная биржа как инструмент формирования профиля профессионально-образовательного менталитета, адекватного требованиям экономики.
Введено в оборот понятие «профиль профессионально-образовательного менталитета». Выделены существенные характеристики для формирования профессионально-образовательного менталитета.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и АН РБ, проект № 15-12-02020.
Рецензенты:
Климова Н.И., д.э.н., проф., заведующий сектором, Федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Институт социально-экономических исследований Уфимского научного центра Российской академии наук», г. Уфа;
Бухарбаева Л.Я., д.э.н., проф., профессор кафедры экономики предпринимательства, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уфимский государственный авиационный технический университет», г. Уфа.