Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

PROBLEMS OF REALIZATION OF YOUTH POLICY IN YANAO

Bibik L.N. 1 Osipova L.B. 2
1 Tyumen state oil and gas university
2 Tyumen State University of Architecture and Civil Engineering
The ratio of youth is an important factor for the state and society. It incorporates the development of new generations generations of the achieved level of development of society and the state, and is expressed in the way young people perceive the life of modern society and the functioning of the state; how to assess their place in society. Deepening regional autonomy and development of local self-government determined the content of the regional youth policy. Problems of increasing the efficiency of search and the introduction of modern forms, methods and technologies of regional youth policy in conditions of limited material resources are relevant. The article contains the essential interpretation of the concepts of "youth", "youth policy"; highlights key areas of regional youth policy; the results of a poll YaNAO youth on youth policy.
region
regional policy
youth policy
youth
values

В новой социально-политической, нравственной и информационной ситуации в России происходят динамичные и глубокие изменения социальных характеристик молодого поколения. При этом выявляются региональные, национальные, социально-экономические различия, половозрастные особенности различных слоев и групп молодежи. Отсюда познание и формирование социальных интересов, новых мотивов и устремлений молодежи являются необходимым условием становления современного гражданского общества в России [2]. Молодежная политика – сложная, многогранная система отношений, в которой можно вычленить самостоятельные структурные элементы, такие как совокупность идей, концепций, принципов,  функций, приоритетов, основных направлений, стратегии и тактики социального развития молодежи. Это постоянно развивающееся динамичное явление, находящееся в прямой зависимости от состояния общества, государства и происходящих в них процессов. В современной России проблема взаимоотношений общества и молодежи становится чрезвычайно важной. Автор считает необходимым подчеркнуть, что в России молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Собственно, не было и самого понятия «государственная молодежная политика». Данный термин стал все чаще упоминаться в общественно-политической и научной литературе.

По мнению В.Т. Лисовского, существует три основных понимания данного термина: «во-первых, это очень широкая многофункциональная политика, включающая большой перечень мер, которые затрагивают прямо или косвенно молодое поколение. Во-вторых, под "молодежной политикой" подразумевается деятельность специализированных центральных и муниципальных (местных) учреждений, комитетов по делам молодежи. В-третьих, данный термин охватывает только политику в сфере свободного времени и образования молодежи» [10].

Как утверждает И.М. Ильинский, под государственной молодежной политикой (далее – ГМП) «понимается внутренняя политика государства с точки зрения интересов всего общества и самой молодежи; как часть социальной политики в её человеческом, гуманитарном измерении, которая замыкается на молодежи» [4]. При этом И.Ю. Кузнецова в понятие «государственной молодежной политики» вводит осуществление воздействия на молодежь и совершенствование процесса социализации молодого поколения в интересах выживания и развития человечества на основе общечеловеческих ценностей [5]. Она считает, что ГМП призвана обеспечить благоприятные предпосылки для использования энергии молодых и помочь определить и реализовать свои социальные интересы, потребности, жизненные перспективы.

Зиновьева Т.Г. указывает на то, что в любом обществе государственная молодежная политика является координатором основных общественных процессов. При этом государственная политика в данной области не может эффективно осуществляться без учета личностного уровня социализируемых индивидов, без их целостного видения процесса интернационализации [10]. Несомненный интерес представляет мнение В.Р. Островской, которая определяет цель политики государства в отношении молодежи как сохранение и развитие культурного, духовного, образовательного потенциала молодого поколения, поскольку оно является резервом и гарантом национальной безопасности, экономического роста и духовного становления обновленной России [3].

В связи с этим принятие Федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации» вызвано необходимостью создания унифицированного подхода к осуществлению молодежной политики в Российской Федерации и её субъектах. Одновременно в проекте Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации на период 2006-2016 гг. четко сформированы приоритеты государственной молодежной политики, которые предполагают решение задач молодежной политики осуществлять на основе взаимодействия государства со структурами гражданского общества с привлечением грантовых процедур [9].

В настоящее время на территории Российской Федерации проживает 28,5 млн человек в возрасте 16-29 лет, что составляет пятую часть всего населения России. Изучение молодежи всегда увязывалось с поиском ключа к пониманию будущего. Она глубже других возрастных групп улавливает «дух времени», острее и точнее различая в нем подлинность и фальшь. В «Большой советской энциклопедии» молодежь определяется как «социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств» [1]. Немецкий ученый Карл Мангейм уверенно заявлял, что молодёжь является своего рода резервом, выступающим на передний план, когда такое оживление становится необходимым для приспособления к быстро меняющимся или качественно новым обстоятельствам. Он говорил, что «молодёжь призвана играть роль оживляющего посредника социальной жизни» [6].

Процесс гражданского становления современной российской молодёжи протекает в условиях ломки «старых» традиционных и формирования новой системы ценностей. Проблемы российской молодёжи представляют собой проблемы всего общества. С одной стороны, они взаимосвязаны и исходят из объективных процессов, протекающих в современном мире – процессов глобализации, информатизации, урбанизации. С другой стороны, имеют свою специфику современной российской действительностью. Вполне очевидно, что в сложившихся условиях молодежь не может занять позицию пассивного наблюдателя. Она должна быть заинтересована в позитивных изменениях и должна стремиться внести свой вклад в позитивное преобразование общества. В настоящее время достаточно активно формируется региональный подход к молодежной политике, учитываю­щий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база для различных субъектных уровней. Так, Р.Ф. Туровский под регионом понимает «...территорию, обладающую системным единством политических особенностей» [11].

ЯНАО – это стабильный, динамично развивающийся регион, где заложен прочный фундамент социально-экономического развития, позволяющий строить масштабные планы на будущее. Автономный округ – один из нескольких регионов России, имеющий положительный естественный прирост населения, что можно объяснить высоким уровнем жизни и активной социальной политикой, проводимой в округе. Увеличение численности населения обусловлено естественным приростом в среднем на 4 тысячи человек за год. Естественный прирост населения региона формируется в основном за счет преобладания представителей молодой возрастной структуры. Контингент молодежи на территории ЯНАО составляет 142 307 человек в возрасте от 14 до 30 лет, что составляет 28% от общей численности населения.

В условиях модернизации общества и растущих требований к человеческому капиталу молодежная политика является инструментом развития и преобразования региона. Целями государственной молодежной политики в ЯНАО являются создание условий для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, качественное развитие ее потенциала и его использование в интересах инновационного развития региона. В Ямало-Ненецком автономном округе исполнительным органом государственной власти, осуществляющим реализацию полномочий в сфере молодёжной политики, поддержки молодёжных и детских общественных объединений, развития внутреннего и въездного туризма, является департамент молодёжной политики и туризма Ямало-Ненецкого автономного округа (далее – департамент).

Основными документами в области развития сферы государственной молодёжной политики и туризма в регионе являются Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Стратегия государственной молодёжной политики в Российской Федерации до 2016 года, Федеральный закон № 132-ФЗ от 24.11.1996 г. «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», Закон автономного округа  № 70-ЗАО от 25.09.2009 г. «О молодёжной политике в Ямало-Ненецком автономном округе», Закон автономного округа № 114-ЗАО от 03.12.2007 г. «О туристской деятельности в Ямало-Ненецком автономном округе» и др. Принятые законы, постановления и распоряжения касаются регулирования вопросов в области молодежной политики, принятия долгосрочных окружных целевых программ «Молодежь Ямала» (2011-2014 гг.), «Дети Ямала» (2011-2014 гг.), «Организация отдыха и оздоровления детей и учащейся молодежи в ЯНАО (2012-2014 гг)». Для реализации подпрограммы «Развитие системы гражданского и военно-патриотического воспитания молодежи Ямала» обеспечена действенная поддержка военно-патриотическому движению в автономном округе. Действенная система патриотического воспитания подрастающего поколения позволяет сохранять и развивать особый дух культуры, формировать у детей и молодежи верность своей земле, Отечеству, гордость за победы ямальцев во всех сферах.

В результате реализации подпрограммы «Содействие самореализации молодежи в общественной жизни» была оказана существенная поддержка развитию молодежного движения в автономном округе, молодежным организациям, их программам, проектам и мероприятиям. Следует отметить положительную динамику роста числа детей и молодежи, являющихся членами детских и молодежных общественных объединений (в региональном срезе в среднем на 4,2%). В округе реализуется окружной проект «Горные стрелки», в рамках которого молодые люди на Полярном Урале изучают основы военной подготовки, где их обучают участники боевых действий и квалифицированные специалисты. Молодежный авторский коллектив проекта отмечен в 2013 году премией губернатора автономного округа «За вклад в реализацию государственной молодёжной политики» в номинации «Событие года».

Результаты авторского исследования предоставили возможность выявить приоритетные интересы молодежи ЯНАО. Сложность исследования заключалась в том, что в данном регионе редко изучалось современное состояние молодежи, ее интересы и увлечения. Опросу подлежали 2 разновозрастные группы молодежи 16-21 года и  25-35 лет. Количество респондентов составило 185 человек. К тому же были опрошены 30 экспертов (специалисты по работе с молодежью, педагоги, представители родительской общественности). Метод исследования ‑ анкетирование. В ходе исследования были проанализированы социальные проблемы, которые испытывает молодежь. Респондентам предлагалось выбрать 3 варианта ответов.

Рис. 1. Социальные проблемы молодежи, в %

Результаты оказались следующими: безработицей обеспокоено 32,4/27,3% молодых людей из числа опрошенных в регионе, ростом преступности – 26,45/31,4%, низкой оплатой труда – 12,55/18,5%, социальным расслоением населения – 11,7/23,1%, низким уровнем культуры – 18,2/28,6%, слабой организацией досуга – 23,4/16,6%, устранением молодежи от участия в делах государства – 20,4/34,3% (*примечание – учащаяся молодежь /работающая молодежь). Нестабильность социально-экономического развития придает особую остроту молодежным проблемам, связанным с основными показателями качества жизни: материальным положением, жилищными условиями, наличием работы. Экспертами были предложены пути решения существующих проблем в молодежной среде, в частности финансовая поддержка молодежных организаций (34,1%), придание процессу воспитания подрастающего поколения приоритетности (31,4%), системно-целевой подход в реализации молодежной политики (28,5%), взаимодействие органов власти в решении региональных проблем с общественными организациями и молодежными объединениями (16,0%). Несмотря на жизненные трудности, выявлено, что молодежь оптимистически настроена в своих ожиданиях будущего: 23,5% ‑ уверены, что произойдут перемены к лучшему, 34,2% ‑ лишь предполагают перемены к лучшему, 26,9% ‑ считают, что ничего не изменится, 10,9% предполагают перемены к худшему, 2,2% ‑ уверены в переменах к худшему, 2,3% ‑ затруднились дать собственную оценку будущего. На вопрос: «От кого в первую очередь зависит совершенствование молодежной политики в регионе?», эксперты единогласно ответили: «От самой молодежи». Другие варианты ответов: от местных властей, политических партий и общественно-политических движений, молодежных объединений – не отметил ни один эксперт. Вероятно, это связано с тем, что молодежь – это самая активная социальная группа, способная изменить многое, но, по мнению экспертов, не желающая брать на себя ответственность. Возникает вопрос: «Есть ли у молодежи ЯНАО шанс оказать влияние на решение региональных проблем?». Ответы оказались следующие (рис. 2).

Рис. 2. Мнения экспертов о степени влияния молодежи на социально-экономическую ситуацию в ЯНАО, в %

Полученные результаты подтверждают оптимистичность взглядов экспертов в отношении влияния молодежи на ситуацию в регионе. При этом треть респондентов считают необходимым проведение систематической работы по гражданскому воспитанию молодежи. Государственную молодежную политику реализуют федеральные и региональные органы власти. Поэтому очень важно то, насколько современная российская молодежь доверяет представителям власти. Президенту доверяют 28,2% респондентов, депутатам Государственной думы ‑ 5,8%, Совету Федерации ‑ 4,2%, правительству РФ ‑ 3,5%, губернатору ЯНАО – 32,8%, представителям региональной власти – 25,5% [8]. Как видим, большое доверие у молодежи вызывают региональные власти. Поскольку в последние годы программные разработки в области государственной молодежной политики, ряд важных документов так и остались организационными мероприятиями в верхних эшелонах власти. Они не привели к созданию реальных условий для улучшения положения молодежи.

По мнению экспертов (62,3%), молодежь представляет собой созидательную общественную силу, которая может быть вовлечена в активное решение молодежных проблем, социальных проблем, проведение реформ при наличии справедливой государственной политики. Для успешной реализации молодежной политики необходимо определить приоритеты в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Мнения экспертов распределились следующим образом: развитие и реализация потенциала молодежи (23,3%), развитие созидательной активности молодежи (24,6%), содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи (18,1%), достижение личного успеха молодыми людьми (14,0%), повышение культурного уровня молодежи (20,0%). Становится очевидным, что представленные аспекты деятельности государственных органов в сфере молодежной политики не исключают, а дополняют друг друга.

При ответе на вопрос «Является ли, по Вашему мнению, молодежная политика перспективным направлением развития ЯНАО?» эксперты проявили единодушие (100%). Это есть подтверждение заинтересованности и уверенности экспертов в перспективности молодежной политики. Однако позиция молодежи несколько иная. Так, треть молодых людей не знают и не понимают, что такое молодежная политика. Касательно целесообразности осуществления молодежной политики интересными являются выводы молодых людей по оценке реализации молодежной политики в ЯНАО. Около четверти респондентов считают проводимую молодежную политику не достаточно эффективной. Говоря о перспективах развития молодежной политики в регионе, можно отметить следующее (рис. 3).

Рис. 3. Мнения молодежи о перспективах молодежной политики, в %

По результатам рис. 3. можно сделать вывод, что молодежь в качестве главной перспективы рассматривает принятие Закона о молодежной политике (31,2%). Одной из важных проблем в области реализации молодежной политики продолжает оставаться проблема финансирования (36%), непонимание интересов молодежи (16,0%), пассивная позиция большинства молодых людей (21,3%) [8]. Следует отметить, что большинство респондентов ответили, что совершенствование молодежной политики зависит, прежде всего, от самой молодежи, затем – от органов власти и молодежных объединений.

Таким образом, молодежь есть стратегический ресурс, обладающий интеллектуальным потенциалом рассматриваемого региона. Вектором успешной молодежной политики определено создание таких условий, при которых  каждый молодой гражданин найдет применение своим знаниям и навыкам, возможность удовлетворения своих потребностей при активной поддержки государственных органов власти и органов местного самоуправления.

Рецензенты:

Барбаков О.М., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень;

Белоножко М.Л., д.с.н., профессор ТюмГНГУ, г. Тюмень.