Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

INTERRELATION OF SATISFACTION WITH WORK WITH RESISTANCE TO STRESS AT TEACHERS OF TECHNOLOGY

Talysheva I.A. 1
1 Elabuga Institute of Kazan Federal University
Research of interrelation of satisfaction with work with resistance to stress at teachers of technology is conducted. It was considered that satisfaction with professional activity is defined by a ratio of level of claims, nature of motives and real success of professional activity of the teacher. Resistance to stress and satisfaction with the work is strong incentive of self-development of the personality. Specifics of work of the teacher of technology are that unlike other teachers, the teacher of technology deals with pupils in specially equipped workshops. Existence in workshops of machines, cars, a trauma of dangerous subjects increases a stressogennost. Constant fear for violation by children of safety measures and a consequence of those results in the increased uneasiness and, as a result, to an additional stressogennost. The real research is conducted in the conditions of reforming of school system which obliges the modern teacher to conform to new standards of the teacher. Natural reaction of teachers to cardinal changes in school is change of level of resistance to stress at the last. The received correlation communications allow to claim that resistance to stress directly depends on interest in work, preference of the performed work to high earnings that in general results in the general satisfaction with work. But satisfaction in professional achievements, the level of claims and relationship with the management will depend on other personal features of the teacher, but not on his level of resistance to stress.
satisfaction with work
resistance to stress
teacher of technology
professional activity
specifics of work
Профессиональное развитие личности педагога позволяет ему предупредить профессиональные деструкции, и как следствие повышать смысл своей трудовой деятельности, удовлетворённость трудом.

Настоящее исследование проведено в условиях реформирования школьной системы, которая обязывает современного учителя соответствовать новым стандартам педагога. Естественной реакцией учителей на кардинальные изменения в школе является изменение уровня стрессоустойчивости у последних.

Несмотря на большое внимание, уделяемое в современной психологии проблемам отношения к труду вообще и удовлетворенности трудом и стрессоустойчивости в частности, данная тема до сих пор не может считаться достаточно разработанной. Но именно удовлетворенность трудом и стрессоустойчивость являются необходимым фактором эффективности работы, как отдельного педагога, так и школьного коллектива в целом.

Стрессоустойчивость и удовлетворенность своей трудовой деятельностью является мощным стимулом саморазвития личности в период взрослости, когда эта деятельность занимает особенно значимую роль в общественной жизни индивида; они выступают как качественные характеристики личности, связывающие ее собственные особенности и динамику развития с той деятельностью, в которую оказывается включенным человек. Причем эту связь можно рассматривать двояким образом: с одной стороны, некоторые личностные особенности влияют на становление удовлетворенности и сам процесс трудовой деятельности; с другой стороны, удовлетворенность деятельностью должна положительным образом влиять на личностное развитие и саморазвитие человека [1, 5].

Главным источником развития личности является деятельность, которая понимается как сложная динамическая система взаимодействия субъекта, в процессе которой и формируются свойства личности.

Удовлетворенность профессиональной деятельностью определяется соотношением уровня притязаний, характером мотивов и реального успеха профессиональной деятельности. Большинство зарубежных исследователей (Baird L. S.; Jacobs R., Solomon T.; Sheridan J., Slonim J.Wanous J.) и отечественных (Кузьмина Н. В.; Реан А. А.; Стамбулова Н. Б.) считают, что такая взаимосвязь имеется [2, 6].

Удовлетворенность работой представляет собой один из критериев эффективности профессиональной деятельности педагога. Удовлетворенность трудом - это ощущение того, что человек полностью отдает любимой работе свои силы и раскрывает свои способности, а также его деятельность должным образом оценивается окружающими, обществом в целом.

Важнейшим условием развития профессионального самосознания является удовлетворенность трудом, что осознание себя в качестве признаваемого обществом эффективного работника по значимой для общества профессии становится условием принятия этой профессии как основного дела своей жизни и, следовательно, принятия человеком своей жизнедеятельности и самого себя.

Если труд радует учителя, то возникает удовлетворенность профессиональной деятельностью. Это чувство усиливается, если существует разделенность удовлетворения с другими людьми. Больше всего людей удовлетворяет в работе признание своей личности со стороны других людей, интерес к труду, оплата и гарантированность труда [4]. Неудовлетворенность трудом выражается в напряженности, апатии, раздражении, быстрой утомляемости. Именно неудовлетворенность трудом является основной причиной текучести педагогических кадров.

Результатом труда учителя являются не только внешние вознаграждения (денежные стимулы, продвижение по службе, моральные стимулы), но и внутренние (самоуважение, ощущение самореализации, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы, интерес к самому процессу труда). Удовлетворенность учителя технологии своей профессиональной деятельностью зависит также от оценки им справедливости вознаграждений за достигнутые результаты. Удовлетворенность, в свою очередь, определяет значимость вознаграждения для работника.

На уровень удовлетворенности трудом учителя оказывает влияние ряд факторов. Среди которых можно выделить следующие:

1. Материальное вознаграждение учителя за профессиональную деятельность (заработанная плата) и то, сколько, по мнению работника, он должен получить. Если учитель считает, что он получает меньше, чем ему, по его мнению, положено, он будет испытывать неудовлетворенность.

2. Справедливость распределения поощрения (материального и морального) среди коллег так же влияет на удовлетворенность учителя. Учителя стремятся сравнивать свои усилия, навыки, положение и рабочие результаты с усилиями, навыками, положением и рабочими результатами других педагогов. Они сравнивают и поощрения, то есть свой вклад с вкладом других коллег по отношению к получаемым поощрениям.  Работники различаются по тому, каких поощрений они желают, и по тому, насколько различные поощрения значимы для них.

3. Удовлетворенность трудом зависит от возраста учителя, его стажа работы, от положения, которого он достиг в школе, и от других факторов.

Специфика труда учителя технологии заключается в том, что в отличие от других педагогов, учитель технологии имеет дело с учащимися в специально оборудованных мастерских. Наличие в мастерских станков, машин, травма опасных предметов увеличивает стрессогенность. Постоянное опасение за нарушение детьми техники безопасности и последствия таковых приводят к повышенной тревожности и, как следствие, к дополнительной стрессогенности [3].

Устойчивое поведение человека в условиях стресса (стрессоустойчивость) является одним из важных психологических факторов обеспечения успешного преодоления стресса. Исследование природы стрессоустойчивости, путей и средств ее формирования и поддержания имеет важное значение для целого ряда жизненных и профессиональных событий, которые протекают в профессиональных условиях.

В настоящее время, несмотря на достаточное количество работ по данной проблеме, нет ясности в понимании о существовании взаимосвязи между удовлетворенностью трудом учителя и его стрессоустойчивости. Ряд авторам считают, что данная взаимосвязь есть - другие отрицают.

Этим и была обусловлена цель исследования: выявить взаимосвязь между стрессоустойчивостью и показателями удовлетворенности трудом у учителей технологии.

Объектом настоящего исследования стали работники средних общеобразовательных школ (учителя технологии) Мамадышского района Республики Татарстан в количестве 40 человек.

В исследовании использовались следующие методики: методика определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса и Раге; опросник для исследования удовлетворенности трудом А. Батрашева.

Проведя анализ данных, полученных в ходе исследования стрессоустойчивости, при помощи методики Холмса и Раге, нами было получено следующее среднее значение по группе - 234,3. Данное значение входит в норму, средненормативным значением для данной выборки педагогических специальностей является значение, входящее в диапазон от 200 до 299.

Анализируя данные, можно утверждать, что 38 % учителей технологии имеют высокий уровень стрессоустойчивости. Такие люди готовы спокойно принимать любые перемены, какой бы характер - длительный или мгновенный - они ни носили. Они умеют эффективно действовать в  кризисных условиях, но плохо приспосабливаются в условиях с устоявшимися традициями. Стрессом для них являются только самые тяжелые события, касающиеся их самих или близких. Нередко они нацелены на риск и постоянное нахождение в экстремальных ситуациях. 27 % учителей технологии имеют средний уровень стрессоустойчивости, что означает: умение противостоять стрессовым ситуациям, но в то же время они более эмоционально переживают неудачи. Они стараются изменить свою жизнь не сразу, а непринужденно, безболезненно. Если это по внешним причинам невозможно, то они делаются раздражительными или впадают в депрессию. Однако если напряженные ситуации повторяются, то у учителей этой группы тренируется  стрессоустойчивость, они привыкают к стрессу и начинают реагировать на него более спокойно. 35 % респондентов имеют низкий уровень стрессоустойчивости. Это может говорить о том, что данные респонденты в меньшей степени защищены от негативного воздействия стрессоров и, как следствие, «выгорают» значительно быстрее и интенсивнее. У них стрессоустойчивость крайне низкая. Они не склонны менять свое поведение и адаптироваться под внешний мир. Их установки и понятия незыблемы. Поэтому любое неблагоприятное внешнее для них - стресс. Они очень эмоциональны и неуравновешенны, неспособны быстро принимать решения в состоянии стресса.

Проведя анализ данных, полученных в ходе исследования удовлетворенности трудом и ее составляющих, при помощи методики А. Батрашева «Опросник для исследования удовлетворенности трудом», нами были получены следующие результаты.

Анализируя данные, можно утверждать, что 13  % учителей технологии имеют низкий уровень интереса к работе, что означает: интерес к профессиональной деятельности отсутствует, проявляется пассивность и низкая эффективность в работе, отсутствие интереса к самостоятельной работе, без указания руководства; обладают низким качеством профессиональных умений и знаний. 45 % респондентов имеют средний уровень интереса к работе, это означает: интерес к профессиональной деятельности выражен слабо, характеризуется нейтральным отношением к работе; активность в деятельности проявляется при наличии мотивационных действий со стороны руководства, либо при эмоциональном восприятии; их самостоятельная деятельность зависит от требований руководства; имеют уровень сформированных знаний и умений, который позволяет решать задачи по заданному алгоритму. 42 % респондентов имеют высокий интерес к работе. Данные респонденты характеризуются позитивным отношением к работе, проявлением высокой работоспособности и эффективности в деятельности; самостоятельности при решении поставленных перед ними задач; стремлением к совершенствованию профессиональных знаний и умений; полнотой и прочностью профессиональных знаний, а также профессиональными умениями, необходимыми для успешного решения нестандартных ситуаций.

Для исследования взаимосвязи был использован метод ранговой корреляции Спирмена.

Достоверные взаимосвязи были получены между следующими показателями:

1) Стрессоустойчивость - интерес к работе ((r=0,332; р<0,01) достоверно значимая прямая связь), т.е. чем больше стрессоустойчивость, тем больше интерес к работе. У учителя интерес к работе формируется в том случае, если его профессиональный интерес совпадает с его личностными качествами, способными влиять на стрессоустойчивость. Труд наиболее эффективен, когда существует интерес к профессиональной деятельности. Интерес - это основание для оценки человеком значимости профессиональной деятельности лично для себя; субъективные переживания учителем успеха или неуспеха в педагогической деятельности, либо двигает его вперед, к вершинам успеха, либо заставляет покинуть профессию.

2) Стрессоустойчивость - предпочтение выполняемой работы высокому заработку ((r=0,258; р<0,05) достоверно значимая прямая связь), т.е. чем больше стрессоустойчивость, тем больше предпочтение выполняемой работы высокому заработку. Одна и та же работа может порождать и удовлетворенность, и разочарование - все зависит от того, как Вы относитесь к ней. Многие учителя испытывают полное удовлетворение от учительского труда, но есть немало и тех, кто этим трудом тяготится, и работает ради высокой заработной платы.

3) Стрессоустойчивость - общая удовлетворенность трудом ((r=0,263; р<0,05) достоверно значимая прямая связь), т.е. чем больше стрессоустойчивость, тем выше общая удовлетворенность трудом. Наиболее эффективной трудовая деятельность становится, если человек получает удовольствие от своей работы, у него возникает удовлетворенность трудом, снижается стресс.

Между параметрами стрессоустойчивости и удовлетворенности трудом: удовлетворенность достижениями в работе; удовлетворенность отношениями с взаимоотношениями с сотрудниками; удовлетворенность с взаимоотношениями с руководством; уровень притязаний в профессиональной деятельности - значимых связей обнаружено не было.

Полученные корреляционные связи позволяют утверждать, что стрессоустойчивость напрямую зависит от интереса к работе,  предпочтения выполняемой работы высокому заработку, что в целом приводит к общей удовлетворенности  трудом учителя. Но удовлетворенность в профессиональных достижениях у учителя, его уровень притязаний и взаимоотношения с руководством будут зависеть от других личностных особенностей учителя, а не от его уровня стрессоустойчивости.

Таким образом, данное исследование позволит проводить профилактические работы с учителями технологии с целью уменьшения рисков стрессогенности учителей и повышения их удовлетворенности трудом, несмотря на огромное количество внешних и внутренних факторов, влияющих на создание подобных стрессогенных ситуаций, одной из которых является реорганизация современной системы образования. Учитель должен получать удовлетворение и радость от каждого прожитого дня в школе.

Рецензенты:

Ахметов Л. Г., д.п.н., профессор кафедры теории и методики профессионального образования Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, г. Елабуга;

Прыгин Г. С., д.псх.н., профессор кафедры психологии Набережночелнинского института ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет», г. Набережные Челны.