Нами разработана и реализуется методическая система изучения курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» на основе использования приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо. Методическая система изучения курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» сконструирована на теоретико-методологическом и методическом уровнях. Теоретико-методологический уровень образован ведущими идеями, подходами, принципами и функциями.
Ведущая идея курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» состоит в том, что освоение будущими педагогами анатомо-физиологических закономерностей позволит обеспечить комфортные безопасные условия протекания образовательного процесса в школе, сохранит жизнь и здоровье детям. Для реализации обозначенной идеи нами были определены следующие методологические подходы, на основе которых конструировался курс «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»: аксиологический, компетентностный, деятельностный, технологический.
Аксиологический подход определяет характер взаимодействия преподавателя с обучающимися, ставя в центр внимания жизненно важные ценности: жизнь и здоровье человека (А.М. Булынин, П.П. Блонский, Б.З. Вульфов, А.П. Нечаев, И.А. Сикорский). Деятельностный подход позволяет студентам осваивать содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в процессе когнитивной, информационно-познавательной, коммуникативной, практико-ориентированной, рефлексивной видов деятельности. Компетентностный подход предполагает четкую ориентацию целей обучения на образовательный результат в виде освоенных компетенций. Технологический подход в освоении курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» предусматривает чёткое управление учебным процессом и достаточное достижение поставленных учебных целей.
Представленные подходы реализуются через принципы гуманизации, фундаментальности, модульности, визуализации, опоры на субъектный опыт студентов.
Принцип гуманизации связан с созданием условий с помощью технологии развития критического мышления через чтение и письмо для активного творческого и практического освоения обучаемыми общечеловеческой культуры и понимания ими, в первую очередь, ценностей жизни и здоровья человека.
Принцип фундаментальности предполагает усвоение современного научного содержания в области возрастной анатомии, физиологии и гигиены, в котором интегрирована информация о возрастных закономерностях становления и изменения строения и функций органов, систем органов, тканей и клеток; об антропометрических, физиологических и психофизиологических методах диагностики развития ребенка; о возрастных особенностях организма ребенка для оптимальной организации учебно-воспитательного процесса.
Принцип модульности реализуется через дифференциацию содержания курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» на шесть отдельных, но самодостаточных и логически завершенных взаимосвязанных блоков-модулей.
Принцип визуализации позволяет включать в образовательный процесс учебную информацию с помощью структурно-логических схем, фото- и мультимедийных материалов.
Принцип опоры на субъектный опыт студентов предполагает актуализацию их знаний из школьного курса биологии в отношении анатомических и физиологических особенностей человека.
Сконструированная нами методическая система выполняет следующие функции:
- ценностно-ориентировочную, которая проявляется в оценке значимости возрастной анатомии, физиологии и гигиены в подготовке студентов - будущих педагогов, осознающих необходимость сохранения жизни и здоровья человека;
- конструктивно-деятельностную, которая реализуется в освоении студентами - будущими учителями содержания курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» в процессе информационно-познавательной, коммуникативной, когнитивной, практико-ориентированной деятельности;
- рефлексивно-оценочную, которая обеспечивает возможность рефлексии, анализа и оценки достижений студентов в изучении дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Методический уровень представлен единством целевого, содержательного, процессуального, технологического и рефлексивно-оценочного компонентов.
Целевой компонент задает установку на весь процесс освоения дисциплины. При определении целей в курсе «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» мы исходили из трехкомпонентной модели целей обучения: цель-идеал, цель-средство, цель-субъект. Цель-идеал предполагает формирование личности педагога, готового к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся. Цель-средство связана с требованиями государственного образовательного стандарта направления подготовки «Педагогическое образование» и проявляется в формируемых компетенциях, обозначенных выше. Цель-субъект реализуется через развитие личностных качеств студентов.
Содержательный компонент курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» отражает смысл, раскрывается в аксиологическом, когнитивном, праксиологическом аспектах.
Аксиологическая составляющая содержательного компонента имеет мировоззренческий характер и представлена ведущей идеей курса. Предполагает понимание студентами ценности жизни и здоровья человека и необходимости их сохранения. Данная идея пронизывает «красной нитью» все содержание курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена».
Когнитивный аспект содержания имеет модульное строение и представлен шестью информационными блоками:
- общие вопросы возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Рассматривается строение организма и его свойства, онтогенез, календарный и биологический возраст, закономерности роста и развития, а также ткани и их морфофункциональные особенности;
- возрастные особенности опорно-двигательного аппарата. Рассматривается строение скелета человека, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у детей, мышечная система, комплексная диагностика уровня физического развития ребенка;
- возрастные особенности регуляторных систем организма. Рассматривается строение и функции нервной и эндокринной систем;
- возрастные особенности репродуктивных систем. Рассматривается понятие о половом развитии и половом созревании, первичные и вторичные половые признаки, строение и функции женской и мужской половой системы;
- возрастные особенности висцеральных систем и крови. Рассматривается строение и функции сердечно-сосудистой, пищеварительной, мочевыделительной, дыхательной систем;
- возрастные особенности сенсорных систем и ВНД детей подростков. Рассматривается строение и функции зрительного, слухового, вестибулярного, обонятельного, вкусового, двигательного, соматосенсорного анализаторов; структурно-функциональная организация коры головного мозга.
Праксиологический аспект дисциплины реализуется через систему лабораторных практикумов, выстроенных в логике компетентностного и деятельностного подходов.
Процессуальный компонент, исходя из специфики выбранной нами технологии развития критического мышления через чтение и письмо, выстроен на основе цикличной модели и включает в себя три ключевые фазы: вызов - осмысление - рефлексию, особенности методического применения которых рассмотрены далее.
Технологический компонент подразумевает использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо, методологические основы которой разработаны зарубежными (Л. Миллер, М. Коннели, С. Кленц, М. Боден, Д. Клустер, Д. Дьюи) и отечественными (В. Болотов, И. Муштавинская, С. Заир-Бек, И. Загашев) учеными.
Анализ психолого-педагогической литературы показал, что в настоящее время существуют разнообразные трактовки понятия критического мышления.
Однако большинство психологов и педагогов единодушны во мнении, что критическое мышление позволяет обучающимся анализировать информацию, отбирая нужные факты, логически их осмысливать, делать выводы и обобщения и формировать собственную точку зрения на социокультурную ситуацию.
Технология развития критического мышления через чтение и письмо представляет собой целостную систему, формирующую компетенции по работе с информацией через чтение и письмо. Основой технологии выступает трёхфазовая структура учебного процесса: вызов, осмысление и рефлексия. Каждой фазе занятия соответствуют различные методические приёмы, касающиеся работы с информацией, организация работы в классе и группе - это «ключевые слова», работа с различными типами вопросов, активное чтение, графические способы организации материала. Необходимым условием использования данной технологии является полное осуществление трёхфазного цикла на занятии [3].
Фаза вызова - сопровождается активизацией мыслительной деятельности студентов, побуждением их познавательного интереса и мотивацией их на дальнейшую работу по изучению возрастной анатомии, физиологии и гигиены. Основу для актуализации субъектного опыта предоставляют знания по анатомии и физиологии человека, полученные в средней школе. Перед студентами ставится учебная задача, условия и требования которой содержат информацию о возрастных особенностях строения и развития отдельных систем организма, что позволяет осуществить переход к следующей фазе решения задачи. Наиболее целесообразно применение на данном этапе следующих приёмов: графическая систематизация материала, кластеры, таблицы, верные и неверные утверждения, перепутанные логические цепочки. Информация, полученная на этой стадии, выслушивается, записываются, обсуждается [1].
Фаза осмысления предполагает конструктивную деятельность с информацией, содержащейся в условии задачи. Деятельность в этот период предполагает ознакомление с текстовой, учебной информацией по возрастной анатомии, физиологии и гигиене, осуществление записей по мере осмысления получаемой информации. Наиболее целесообразным представляется применение приемов маркировки с использованием значков, ведение дневников, бортовых журналов.
На фазе рефлексии студенты подводятся к анализу и интерпретации полученной информации. Студенты соотносят «новую» информацию с уже ему известной, используя освоенное содержание, путём соотношения остаточных школьных знаний по анатомии и физиологии человека с новой профессионально ориентированной информацией о возрастных особенностях строения и развития организма. Для данной фазы целесообразно применение следующих приёмов: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание эссе. Работа на всех этапах организуется индивидуально, в парах, в группах [4].
Обратим внимание на то, что применение отдельных методических приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо возможно на всех фазах образовательного процесса.
Так, методический приём «Кластер» наиболее эффективно применим на лабораторно-практических занятиях, где информация осознаётся в ходе самостоятельной работы студентов. На фазе вызова обучаемые высказывают свою точку зрения по изучаемой теме с использованием имеющихся знаний из школьного курса биологии. В фазе осмысления целесообразны групповые формы деятельности. На фазе рефлексии каждая группа представляет и обосновывает свой кластер.
Интересным и достаточно эффективным приёмом в обучении в рамках технологии развития критического мышления через чтение и письмо мы считаем тематическое портфолио, используемое для работы с информационным материалом. Тематическое портфолио представляет собой накопительную базу сведений, связанных с работой студента в рамках той или иной темы курса «Возрастная анатомия, физиологии и гигиена». Например, в течение семестра студенты собирают материал по одной из предложенных тем: «Основные закономерности роста и развития», «Особенности функций и строения опорно-двигательного аппарата», «Развитие регуляторных систем организма».
Нами было установлено, что применение методических приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо при изучения курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена» способствует формированию у будущих педагогов компетенций, обеспечивающих охрану жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и во внеурочной деятельности.
Рецензенты:
Картавых М.А., д.п.н., доцент, заведующая кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности человека, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород;
Камерилова Г.С., д.п.н., профессор кафедры экологического образования и рационального природопользования, ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина», г. Нижний Новгород.