Согласно указам, обучение в церковно-приходских школах (ЦПШ) и школах грамоты должно было осуществляться местным духовенством, а также светскими лицами православного исповедания, имеющими свидетельства на звание начального учителя или учителя церковно-приходской школы и доказавшими свою благонадежность. В действительности, только в редких случаях учащими такого типа школ становились лица, получившие специальное педагогическое образование, или прошедшие соответствующее испытание и имеющие свидетельство на звание учителя. Священнослужители, ссылаясь на свою неопытность, неподготовленность к учительскому делу, выражавшиеся в незнании «педагогических приемов и недостатку познаний», небрежно относились к своим учительским обязанностям, нередко пропускали учебные занятия [5, л.31]. Помимо этого, переживая всевозможные лишения (скудное, а то и вовсе отсутствующее вознаграждение за учительский труд, плохое питание, недостаточное материальное обеспечение школ), одной из важных и трудных задач, стоящих перед учащими, являлось не только повышение, но хотя бы сохранение того образовательного уровня, тех «нравственных стремлений, той - какова бы она ни была - умственной высоты», на каких они находились по окончанию духовных учебных заведений [12, с. 300-301].
Это не могло не сказываться на образовательном уровне учащихся и статусе начальных церковных школ, тормозило укоренение и развитие подобных учебных заведений на территории Томской епархии. «Многие из этих школ прекратили свое существование прежде, чем началось в них учение; во многих учение прекратилось вскоре, после открытия» [2, л. 17]. В связи с чем нередко местное население с неохотой и даже враждебностью относилось к открытию ЦПШ, особенно при наличии школ других ведомств. Возникла крайняя необходимость не только в качественно подготовленных учительских кадрах, но и способных к делу учительства, «верящих в успех просветительной миссии» школы [3, л. 14].
Одним из способов улучшения постановки школьного дела стало открытие краткосрочных педагогических курсов для учащих начальных церковных школ в продолжительное каникулярное время, на которых учителя и учительницы имели бы возможность «пополнить свои знания по предметам, ознакомиться с лучшими приемами учения» [3, л.1; 2, л.6-17, л.57].
Первые летние краткосрочные педагогические курсы и курсы церковного пения для учащих Томской епархии были устроены с 1 августа по 1 сентября 1895 года в Томске. Они проводились на базе образцовой школы при Архиерейском доме, которая включала два отделения. Младшее было сформировано лишь из неграмотных учеников, старшее - из учеников, окончивших школу грамоты и переведенных в первый класс архиерейской двухклассной школы. Руководство курсами осуществляли епархиальный наблюдатель архимандрит Иннокентий и опытные преподаватели педагогики и дидактики Н.П. Асташевский и А.В. Касаткин. На курсы по приглашению Епархиального Училищного Совета прибыло 46 учащих из ближайших церковно-приходских школ и школ грамоты, в составе слушателей было 19 учителей и 27 учительниц. Слушателей разместили в зданиях соборной школы и Николаевской Христорождественской школы. Расходы на дорогу и проживание учащим выплачивались за счет средств земских пособий церковным школам.
Открытие педагогических курсов ознаменовалось торжественным молебном и последующей напутственной речью епархиального наблюдателя Иннокентия, напомнившего собравшимся предназначение церковной народной школы и высокой роли учащих в школьном строительстве. В продолжение речи архимандрита выступил преподаватель Томской духовной семинарии Н.П. Асташевский. Кратко осветив вопросы значения и состояния образования в России и за рубежом, цели и задачи церковной школы, он более основательно изложил план будущих занятий [7].
Программа педагогических курсов заранее разрабатывалась руководителями и была направлена на овладение учащими методики преподавания основных предметов начальной церковной школы с уклоном на Закон Божий, церковно-славянское чтение и церковное пение. Возможно, объяснялось это тем, что помимо повышения профессиональной подготовки учителей и учительниц ЦПШ, курсы преследовали задачу «привлечения симпатий» местного населения к церковным школам посредством ведения учащими народных чтений по воскресным и праздничным дням и участия учеников ЦПШ в пении во время богослужений [13]. В отчетах окружных наблюдателей нередко отмечалось, что «влияние церковной школы на местное население заметно, особенно где из школьников устроен певческий хор. В этом случае жители охотнее собираются на богослужения в храм и на религиозно-нравственные чтения» [3, л. 731, л. 759].
График занятий был достаточно плотным: учебный день начинался в половине девятого утра общей молитвой. Время с девяти и до двенадцати часов утра отводилось для практических занятий, заключающихся в проведении курсистами трех уроков по предметам программы одноклассной ЦПШ в первом или втором отделении. Исключение составили лишь первые три дня, в течение которых руководители курсов давали образцовые уроки, демонстрируя лучшие приемы и методы обучения и воспитания, позволяющие сделать учение простым и понятным крестьянским детям. Затем, после получасовой перемены, обучение продолжалось теоретическими занятиями. Около полутора, а иногда и более часов отводилось на анализ отведенных уроков, осуществляемый под руководством наставников, лекции по методике обучения и обсуждению конспектов, разработанных на следующий день пробных уроков. Такая схема занятий позволяла курсистам критически осмысливать педагогическую деятельность свою и сокурсников, выявлять положительные и негативные стороны применяемых методов и средств обучения и воспитания, предупреждая допущение ошибок в будущем, оттачивать педагогическую технику и речь. Заканчивался день занятиями по церковному пению и переплетному мастерству. Обучение продолжалось в течение месяца, ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней.
После окончания курсов окружные наблюдатели отмечали, что учащие, бывавшие на курсах, стали более успешны в учительском деле, выказывали особую старательность и изъявляли желание повторного посещения курсов [1, л. 835].
Первые курсы задали тон, направление работы и организацию курсов в последующие годы. За время существования начальных церковных школ педагогические курсы проводились для учащих разного состава, уровня образования и педагогического стажа.
В 1898-1901 гг., 1910-1911 гг. проводились смешанные курсы для учащих ЦПШ и школ грамоты. В этот период курсы посещали не только вызванные Училищным Советом учителя и учительницы, но и учащие, явившиеся по собственному желанию. К примеру, в 1898 году прибыли по приглашению 61 учащий и 10 вольнослушателей, в 1899 г. - около 70 учащих по назначению и 30 по собственному желанию [9, 10]. Тенденция роста количества слушателей педагогических курсов сохранялась и в дальнейшем, подтверждая целесообразность и практическую значимость для учащих.
Несмотря на то, что большинство представителей духовенства и учительства относилось положительно к подобной форме повышения квалификации учащих, были те, кто придерживался иного мнения. После окончания курсов 1895 года на заседании Томского Епархиального Училищного Совета заслушивался доклад члена-делопроизводителя Совета А. Касаткина, основная идея которого сводилась к нецелесообразности проведения курсов для учащих церковных школ и необходимости устроения оных для окружных наблюдателей и законоучителей. Касаткин объяснял свою позицию большой текучестью учительских кадров, а значит, бесполезными тратами денежных средств. «В течение 4-х или 5-ти месяцев более пяти человек оставили свои учительские должности, а к концу года число таковых может увеличиться и до десяти, так что учительский съезд 1895 через четыре года может быть совершенно бесследным» [6, л. 86-88]. Правомерность высказанных опасений была оправданной, поэтому с 1896 года устраиваются съезды наблюдателей и законоучителей, а на краткосрочные педагогические курсы приглашаются окружные наблюдатели за церковными школами [14].
Деятельность окружных наблюдателей и заведующих школами не ограничивалась только формальным надзором за школами, а включала в себя контроль за точным выполнением учебных программ, наблюдение и руководство за учебно-воспитательным процессом (при необходимости проведение образцовых уроков) и общим ведением школьного дела. Для этих категорий учебной администрации в программе курсов были сделаны незначительные изменения. В теоретические занятия, помимо педагогики и дидактики, включены лекции по гигиене [9]. Разбор проведенных курсистами уроков был сопряжен с методическими беседами, в процессе которых все слушатели могли принять активное участие в обсуждении дидактических вопросов. Причем тем, кто стеснялся непосредственно участвовать в дискуссиях, разрешалось свои возражения, замечания оставлять в письменном виде [11]. В ходе обучения курсисты готовили рефераты на методические темы, а по окончанию курсов - мини-отчеты о своей учительской практике в школах и на курсах, больше напоминавшие рефлексию педагогической деятельности.
Значительным подспорьем учащим в подготовке к урокам и написании рефератов служила курсовая библиотека. В распоряжении слушателей, помимо книг и журналов духовного содержания, были предоставлены учебники или учебные пособия по философии, психологии, этике, педагогике (Ушинского К.Д., Вахтерова П.В., Демкова М.И., Водовозова В.И., Миропольского С.И., Евстафиева П.В., Тихомирова Д.И., Ельницкого К.В. и др.); задачники по арифметике и грамматике; методические руководства по Закону Божию, пению, русскому и церковно-славянскому языку, арифметике, письму; несколько книг по сельскому хозяйству, токарному и малярному делу, пчеловодству и рукоделию, книги для внеклассного чтения [4, л. 11-20]. Систематическое чтение учебной и методической литературы позволило учащим восполнить пробелы в подготовке, углубить знания по предметам, ознакомиться с современными педагогическими идеями постановки дела образования, поддержать интерес к учительской деятельности.
Немаловажное значение в повышении уровня квалификации учащих (зачастую неправоспособных) сыграли специальные краткие курсы для учащих школ грамоты района, проводимые под руководством уездных наблюдателей с 1899 г. По своей организации они походили на курсы для учащих ЦПШ. Первое время курсисты наблюдали за образцовыми уроками, проводимые опытными учителями (около двух недель), а затем давали пробные уроки с последующим их разбором в присутствии окружного наблюдателя и прочих слушателей [15].
Таким образом, в Томской епархии, на протяжении исследуемого периода, стали регулярно проводиться педагогические курсы для учащих церковно-приходских школ и школ грамоты, которые позволили повысить уровень профессиональной подготовки педагогических кадров и послужили методической площадкой для обмена опытом, знаниями и идеями по организации учебного процесса. Они стали основой для развития школьного дела в регионе, способствовали складыванию педагогического сообщества, подвигали учащих к дальнейшему профессиональному самообразованию.
Рецензенты:
Петрусевич А.А., д.п.н., профессор, профессор кафедры педагогики, ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.
Чуркина Н.И., д.п.н., профессор, доцент кафедры педагогики, ФБГОУ ВПО «Омский государственный педагогический университет», г. Омск.