Духовно-нравственные ценности высоко ценилась во все времена. Их формирование - это процесс систематического и целенаправленного воспитания у людей моральных качеств, соответствующих идеалам нравственности, путём превращения этих идеалов в устойчивые личностные духовные принципы и нормы поведения, это деятельность, устремлённая в будущее.
В течение всей жизни человека происходит непрерывное развитие личности [3]. В реальной жизни уровень воспитанности людей одного и того же возраста обычно неодинаков. Объясняется это тем, что процесс воспитания протекает неравномерно. Это зависит не столько от биологических задатков и предрасположения, сколько от условий жизни и воспитания. Духовно-нравственное становление личности результат не только педагогических воспитательных воздействий. Нельзя забывать и о воздействии семьи, средств массовой информации, воздействий всей окружающей действительности [1].
Вопросы нравственного сознания изучаются различными отраслями научного знания.
Развитие нравственного сознания психология рассматривает через диалектику взаимосвязей категорий значения и личностного смысла (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.), развития представлений и понятий (Л.С.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), освоения детьми нормативного содержания морали (З.Я.Неверович, Н.Н.Поддъяков, С.Г.Якобсон и др.).
Исследование вопросов духовно-нравственного воспитания детей проводилось А.А.Анциферовой, В.Я.Вороновой, Р.И.Жуковской, Ф.С.Левин-Щириной, Т.А.Марковой, Д.В.Менджерицкой, В.Г.Нечаевой, Л.А.Пеньевской, Е.И.Радиной и др. В дальнейшем научную работу в области нравственного воспитания вели Л.В.Артемова, Т.И.Бабаева, А.В.Булатова, Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, С.А.Козлова, Э.К.Суслова, А.Д.Шатова и др. В 80 - 90-е годы ХХ века анализ вопросов духовно-нравственного воспитания проводили О.В.Артамонова, Е.С.Бабунова, С.С.Бычкова, В.Н.Давидович, Т.И.Ерофеева, И.М.Княжева, Т.Д.Красова, А.Ш.Шахманова, Е.В.Шишлова и др. [1].
Изучение проблемы воспитания коллективизма предполагало исследование возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А.Климова), взаимопомощи (Л.А.Пеньевская, С.А.Козлова, М.Мирзаабдуллаева, И.В.Сушкова), дружеских отношений (Т.А.Маркова, А.В.Булатова) и др.
Патриотическому и интернациональному воспитанию посвящены исследования М.И.Богомоловой, Н.Ф.Виноградовой, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой, Ф.С.Левин-Щириной, Э.К.Сусловой и др.
Особое внимание, на наш взгляд стоит уделять детям младшего школьного возраста, ведь именно этот возраст является начальной стадией для формирования культурологических основ духовно-нравственного воспитания. От того, в какой форме будут заложены нравственные представления, зависит будущее каждого ребенка, а в совокупности благополучие нашей страны [2].
Радостным для младшего школьника может быть сам процесс получения новых знаний, познания мира с сопутствующими трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость они получают от общения с друзьями, приобретения друзей, коллективных дел, игр, совместных эмоции, приобщения к труду и деятельности полезной обществу, а также немало важную роль играют уроки этики.
В системе непрерывного образования основная функция и значение начальной школы определяется главным образом неизменной ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.
Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственной культуры младших школьников общеобразовательной школы.
Предмет исследования: этическая беседа как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников.
Целью работы является анализ теоретических основ и практического использования этической беседы как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.
В основу исследования положена следующая гипотеза: систематическое, оптимально организованное проведение этических бесед с учащимися начальных классов является одним из главных условий повышения уровня сформированности их нравственных понятий и убеждений, обогащение опыта нравственного поведения.
Для достижения поставленной цели и реализации рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1) определить значение духовно-нравственных знаний в формировании личности младшего школьника; изучить основные принципы и методы духовно-нравственного воспитания; 2) изучить особенности формирования духовно-нравственных представлений и понятий в процессе этических бесед; рассмотреть связь этических бесед с практической деятельностью младших школьников; 3) проанализировать педагогические условия эффективности этических бесед [5].
Исследование проводилось во вторых классах средней общеобразовательной школы №3 г. Владикавказ. Основные положения работы докладывались и обсуждались на заседаниях методического объединения учителей начальных классов этой же школы.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, этическая беседа, рассказ, опрос и анкетирование.
Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в учебном процессе начальной школы РСО - А, а также в ходе педагогической практики студентов педагогического факультета СОГУ.
Анализируя вопросы духовно-нравственного воспитания младших школьников мы рассматривали психолого-педагогическую литературу по проблеме, разобрали сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, а также особенности младшего школьного возраста, выявили характерные черты нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, рассмотрели методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:
- Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития духовно-нравственных чувств и выработки навыков духовно-нравственного поведения, включающее развитие нравственного сознания, формирование нравственных чувств, отработку умений и привычек. Поведение будет нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы [4].
- Духовно-нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание духовно-нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.
- Своеобразной характерной чертой процесса нравственного воспитания считается то, что он непрерывен и длителен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс духовно-нравственного воспитания можно считать активным и творческим. Главными аспектами нравственности человека являются его ценностные ориентации, убеждения, моральные принципы, а также поступки по отношению как к близким, так и незнакомым людям. На наш взгляд, нравственным следует считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.
- Младший школьный возраст - этап развития подростка, соответствующий времени обучения в начальной школе [5]. Ведущим видом деятельности на этом этапе становится учение, несмотря на то, что дети много времени уделяют игре. На этом этапе продолжает развиваться самооценка, мышление (от эмоционально - образного к абстрактно - логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно - образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.
Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Духовно-нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.
- Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами духовно-нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.
Мы так же пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание будет иметь успех в том случае, если педагог включает систематическое оптимально организованное проведение этических бесед с учащимися начальных классов это и есть одно из главных условий повышения уровня сформированности их духовно-нравственных понятий и убеждений, обогащение их опыта нравственного поведения.
Этическая беседа - это одно из средств духовно-нравственного воспитания предполагает формирования у школьников высокого уровня нравственного сознания, стойких духовно-нравственных чувств, интересов, потребностей и способностей, поведения.
Использование метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором нужно было совершить поступок, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждому испытуемому предоставлялась возможность представить, что он является действующим лицом. Учащиеся должны были закончить рассказ, предлагая собственные методы поведения и аргументировать их.
Определяя особенности нравственного опыта младших школьников, были использованы следующие критерии: степень соответствия духовно-нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.
О духовно-нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.
Опытно-экспериментальная работа проведена в три этапа (констатирующего, формирующего и контрольного).
На первом этапе нами были использованы следующие методики:
1. «Методика неоконченных предложений» (Григорьевой Л.А.) [4]. Эта методика позволила выявить проблемы в понимании детьми сущности основных духовно-нравственных категорий
2. «Ранжирование понятий» [7]. Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека.
3. Методика «Пословицы» (С.М. Петровой) [4]. Используется нами для оценки личностного роста.
4. Методика «Размышляем о жизненном опыте» показывает: сформированность толерантности, духовно-нравственную ответственность, целостное мировосприятие, гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации.
5. Диагностика духовно-нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей духовно-нравственной воспитанности школьника:
Отношение к обществу, патриотизм
Отношение к умственному труду
Отношение к физическому труду
Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)
Саморегуляция личности (самодисциплина)
Результаты констатирующего эксперимента показали явные пробелы в духовно-нравственном воспитании школьников вторых классов, изучаемых нами. Мы пришли к выводу, что необходимо создать и реализовать программу для всего обучения ребенка в начальном звене, которая должна быть направлена на воспитание морально-нравственных качеств.
Формирующий эксперимент нацелен на развитие у детей доброжелательности, ответственности, обогащению внутреннего мира учащихся, повышению интереса к социально-полезной и важной работы и апробирование способов и методов организации учебно-воспитательной деятельности, применяемых в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. При этом сущность учебной деятельности не изменялся, менялся лишь характер ее протекания. На данном этапе исследования была разработана и апробирована развивающая программа, которая направлена на повышение степени духовно-нравственной воспитанности младших школьников.
Для подтверждения выдвинутой гипотезы в конце работы нами был проведен контрольный этап эксперимента, который заключается в ретестировании учащихся по тем методикам, которые были проведены на констатирующем этапе эксперимента и введении диагностической ситуации.
Результаты: во 2 «А» классе количество учеников с низкой степенью нравственного опыта составляет 6% от выборки, со средней степенью - 43%, и с высокой - 51%. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 32%, со средним увеличилась на 9%, и с высоким увеличилась на 20%. Подробное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группе разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 26% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 9% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 18% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.
В целом 57% испытуемых изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирования эксперимента у школьников 2 «А» класса нравственный опыт достиг высокого уровня развития.
Как видим, существенно изменился процент почти по всем показателям, что подтверждает представление о том, что посредством этических бесед можно духовно-нравственно воспитать школьника.
Мы еще раз убедились в «закономерности нравственного воспитания» высказанного В.А. Сухомлинским, которую он сформулировал: если человека учат добру - в результате будет добро, только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей [8, с. 29].
Таким образом, мы в подтвердили нашу гипотезу: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс этические беседы, то это способствует развитию духовно-нравственной культуры младших школьников
В заключении, можно резюмировать: духовно-нравственное воспитание - это процесс систематического и целенаправленного формирования у людей моральных качеств, соответствующих идеалам нравственности, путём превращения этих идеалов в устойчивые личностные духовные принципы и нормы поведения.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо ввести в обязательный компонент образовательного процесса. Нельзя забывать о том, что школа для детей среда обитания, социализации, духовно-нравственная атмосфера которой обеспечит его направленность. Необходимо, чтобы духовно-нравственная воспитательная система скооперировалась со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.
Рецензенты:
Джиоева А.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;
Дзарасов А.А., д.и.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.