Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ETHICAL CONVERSATION AS MEANS OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF YOUNGER SCHOOLBOYS

Kochisov V.K. 1 Gogitsaeva O.U. 1 Gadelshin A.V. 1
1 North Ossetian State University. K.L.Hetagurova
Throughout a person´s life is a continuous personal development. In real life, the level of education of people of the same age usually varies. The reason is that the process of education takes place unevenly. It depends not only on biological inclinations and dispositions, but on the living conditions and education. We should not forget about the impact of the family, the media, influences the whole of reality. As a result of our study, we have seen once again in the "laws of moral education" the stated VA Sukhomlinsky, which he formulated: if the good man teach - the result will be good, just need to learn constantly, demanding, hard, in a playful way, taking into account individual and age characteristics of children. The study confirmed our hypothesis: if the teacher includes educational process ethical conversation, it contributes to the development of spiritual and moral culture of younger schoolboys can say that the spiritual and moral education - a process of systematic and purposeful formation of moral qualities of people, relevant to the ideals of morality , by making these ideals into stable personality spiritual principles and norms of behavior.
family
education
junior high school students
ethical conversation
spiritual and moral culture

Духовно-нравственные ценности высоко ценилась во все времена. Их формирование - это процесс систематического и целенаправленного воспитания у людей моральных качеств, соответствующих идеалам нравственности, путём превращения этих идеалов в устойчивые личностные духовные принципы и нормы поведения, это деятельность, устремлённая в будущее.

В течение всей жизни человека происходит непрерывное развитие личности [3]. В реальной жизни уровень воспитанности людей одного и того же возраста обычно неодинаков. Объясняется это тем, что процесс воспитания протекает неравномерно. Это зависит не столько от биологических задатков и предрасположения, сколько от условий жизни и воспитания. Духовно-нравственное становление личности результат не только педагогических воспитательных воздействий. Нельзя забывать и о воздействии семьи, средств массовой информации, воздействий всей окружающей действительности [1].

Вопросы нравственного сознания изучаются различными отраслями научного знания.

Развитие нравственного сознания психология рассматривает через диалектику взаимосвязей категорий значения и личностного смысла (Л.И.Божович, А.Н.Леонтьев и др.), развития представлений и понятий (Л.С.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин и др.), освоения детьми нормативного содержания морали (З.Я.Неверович, Н.Н.Поддъяков, С.Г.Якобсон и др.).

Исследование вопросов духовно-нравственного воспитания детей проводилось А.А.Анциферовой, В.Я.Вороновой, Р.И.Жуковской, Ф.С.Левин-Щириной, Т.А.Марковой, Д.В.Менджерицкой, В.Г.Нечаевой, Л.А.Пеньевской, Е.И.Радиной и др. В дальнейшем научную работу в области нравственного воспитания вели Л.В.Артемова, Т.И.Бабаева, А.В.Булатова, Р.С.Буре, Н.Ф.Виноградова, Г.Н.Година, С.А.Козлова, Э.К.Суслова, А.Д.Шатова и др. В 80 - 90-е годы ХХ века анализ вопросов духовно-нравственного воспитания проводили О.В.Артамонова, Е.С.Бабунова, С.С.Бычкова, В.Н.Давидович, Т.И.Ерофеева, И.М.Княжева, Т.Д.Красова, А.Ш.Шахманова, Е.В.Шишлова и др. [1].

Изучение проблемы воспитания коллективизма предполагало исследование возможностей воспитания у детей в различных видах деятельности: ответственности (К.А.Климова), взаимопомощи (Л.А.Пеньевская, С.А.Козлова, М.Мирзаабдуллаева, И.В.Сушкова), дружеских отношений (Т.А.Маркова, А.В.Булатова) и др.

Патриотическому и интернациональному воспитанию посвящены исследования М.И.Богомоловой, Н.Ф.Виноградовой, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой, Ф.С.Левин-Щириной, Э.К.Сусловой и др.

Особое внимание, на наш взгляд стоит уделять детям младшего школьного возраста, ведь именно этот возраст является начальной стадией для формирования культурологических основ духовно-нравственного воспитания. От того, в какой форме будут заложены нравственные представления, зависит будущее каждого ребенка, а в совокупности благополучие нашей страны [2].

Радостным для младшего школьника может быть сам процесс получения новых знаний, познания мира с сопутствующими трудностями, успехами и неудачами. Ни с чем не сравнимую радость они получают от общения с друзьями, приобретения друзей, коллективных дел, игр, совместных эмоции, приобщения к труду и деятельности полезной обществу, а также немало важную роль играют уроки этики.

В системе непрерывного образования основная функция и значение начальной школы определяется главным образом неизменной ценностью этой ступени становления и развития личности ребенка.

Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственной культуры младших школьников общеобразовательной школы.

Предмет исследования: этическая беседа как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников.

Целью работы является анализ теоретических основ и практического использования этической беседы как средства духовно-нравственного воспитания младших школьников.

В основу исследования положена следующая гипотеза: систематическое, оптимально организованное проведение этических бесед с учащимися начальных классов является одним из главных условий повышения уровня сформированности их нравственных понятий и убеждений, обогащение опыта нравственного поведения.

Для достижения поставленной цели и реализации рабочей гипотезы необходимо было решить следующие задачи: 1) определить значение духовно-нравственных знаний в формировании личности младшего школьника; изучить основные принципы и методы духовно-нравственного воспитания; 2) изучить особенности формирования духовно-нравственных представлений и понятий в процессе этических бесед; рассмотреть связь этических бесед с практической деятельностью младших школьников; 3) проанализировать педагогические условия эффективности этических бесед [5].

Исследование проводилось во вторых классах средней общеобразовательной школы №3 г. Владикавказ. Основные положения работы докладывались и обсуждались на заседаниях методического объединения учителей начальных классов этой же школы.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: наблюдение, этическая беседа, рассказ, опрос и анкетирование.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее материалы могут быть использованы в учебном процессе начальной школы РСО - А, а также в ходе педагогической практики студентов педагогического факультета СОГУ.

Анализируя вопросы духовно-нравственного воспитания младших школьников мы рассматривали психолого-педагогическую литературу по проблеме, разобрали сущность, содержание и основные понятия духовно-нравственного воспитания, а также особенности младшего школьного возраста, выявили характерные черты нравственного воспитания в младшем школьном возрасте, рассмотрели методы, формы и приемы духовно-нравственного воспитания младших школьников в учебной деятельности, произвели анализ, а затем и обобщение различных взглядов на данную проблему в литературе и пришли к следующим выводам:

- Духовно-нравственное воспитание - целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития духовно-нравственных чувств и выработки навыков духовно-нравственного поведения, включающее развитие нравственного сознания, формирование нравственных чувств, отработку умений и привычек. Поведение будет нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы [4].

- Духовно-нравственное поведение личности имеет следующую последовательность: жизненная ситуация - порождаемое ею нравственно - чувственное переживание духовно-нравственное осмысление ситуации и мотивов поведения, выбор и принятие решений - волевой стимул - поступок.

- Своеобразной характерной чертой процесса нравственного воспитания считается то, что он непрерывен и длителен, а результаты его отсрочены во времени. Процесс духовно-нравственного воспитания можно считать активным и творческим. Главными аспектами нравственности человека являются его ценностные ориентации, убеждения, моральные принципы, а также поступки по отношению как к близким, так и незнакомым людям. На наш взгляд, нравственным следует считать человека, для которого нормы, правила и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения, как привычные формы поведения.

- Младший школьный возраст - этап развития подростка, соответствующий времени обучения в начальной школе [5]. Ведущим видом деятельности на этом этапе становится учение, несмотря на то, что дети много времени уделяют игре. На этом этапе продолжает развиваться самооценка, мышление (от эмоционально - образного к абстрактно - логическому), речь, память (имеет преимущественно наглядно - образный характер), внимание (непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему), активно развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.). Наиболее явные различия детей связаны с их полом и индивидуальными особенностями.

Младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению духовно-нравственных правил и норм. Духовно-нравственное развитие младших школьников отличается заметным своеобразием. В их моральном сознании преобладают императивные (повелительные) элементы, обусловливаемые указаниями, советами и требованиями учителя, дети с большим доверием относятся к взрослым.

- Они начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Важную роль в духовно-нравственном развитии ребенка играет эмпатия. Работая над проблемами духовно-нравственного воспитания детей нужно учитывать их возрастные и психосоциальные особенности.

Мы так же пришли к выводу, что духовно-нравственное воспитание будет иметь успех в том случае, если педагог включает систематическое оптимально организованное проведение этических бесед с учащимися начальных классов это и есть одно из главных условий повышения уровня сформированности их духовно-нравственных понятий и убеждений, обогащение их опыта нравственного поведения.

Этическая беседа - это одно из средств духовно-нравственного воспитания предполагает формирования у школьников высокого уровня нравственного сознания, стойких духовно-нравственных чувств, интересов, потребностей и способностей, поведения.

Использование метода незаконченных рассказов, ученикам зачитывается рассказ, в котором нужно было совершить поступок, или нарушая нравственную норму, или в соответствии с ней. Каждому испытуемому предоставлялась возможность представить, что он является действующим лицом. Учащиеся должны были закончить рассказ, предлагая собственные методы поведения и аргументировать их.

Определяя особенности нравственного опыта младших школьников, были использованы следующие критерии: степень соответствия духовно-нравственной норме знаний, отношений и способов поведения учащихся; обобщенность знаний; их глубина и широта; степень устойчивости.

О духовно-нравственном отношении узнавали по оценочным суждениям школьников о поступках другого человека, о своих поступках, а также по особенностям выполнения моральной деятельности и их мотивам.

Опытно-экспериментальная работа проведена в три этапа (констатирующего, формирующего и контрольного).

На первом этапе нами были использованы следующие методики:

1. «Методика неоконченных предложений» (Григорьевой Л.А.) [4]. Эта методика позволила выявить проблемы в понимании детьми сущности основных духовно-нравственных категорий

2. «Ранжирование понятий» [7]. Эта методика направлена на выявление личной значимости понятий, необходимых в жизни каждого человека.

3. Методика «Пословицы» (С.М. Петровой) [4]. Используется нами для оценки личностного роста.

4. Методика «Размышляем о жизненном опыте» показывает: сформированность толерантности, духовно-нравственную ответственность, целостное мировосприятие, гуманистическое мировоззрение, ценностные ориентации.

5. Диагностика духовно-нравственной воспитанности по методике М.И.Шиловой отражает пять основных показателей духовно-нравственной воспитанности школьника:

Отношение к обществу, патриотизм

Отношение к умственному труду

Отношение к физическому труду

Отношение к людям (проявление нравственных качеств личности)

Саморегуляция личности (самодисциплина)

Результаты констатирующего эксперимента показали явные пробелы в духовно-нравственном воспитании школьников вторых классов, изучаемых нами. Мы пришли к выводу, что необходимо создать и реализовать программу для всего обучения ребенка в начальном звене, которая должна быть направлена на воспитание морально-нравственных качеств.

Формирующий эксперимент нацелен на развитие у детей доброжелательности, ответственности, обогащению внутреннего мира учащихся, повышению интереса к социально-полезной и важной работы и апробирование способов и методов организации учебно-воспитательной деятельности, применяемых в процессе духовно-нравственного воспитания младших школьников. При этом сущность учебной деятельности не изменялся, менялся лишь характер ее протекания. На данном этапе исследования была разработана и апробирована развивающая программа, которая направлена на повышение степени духовно-нравственной воспитанности младших школьников.

Для подтверждения выдвинутой гипотезы в конце работы нами был проведен контрольный этап эксперимента, который заключается в ретестировании учащихся по тем методикам, которые были проведены на констатирующем этапе эксперимента и введении диагностической ситуации.

Результаты: во 2 «А» классе количество учеников с низкой степенью нравственного опыта составляет 6% от выборки, со средней степенью - 43%, и с высокой - 51%. При сравнении с первым этапом исследования оказалось, что группа с низким уровнем уменьшилась на 32%, со средним увеличилась на 9%, и с высоким увеличилась на 20%. Подробное сравнение позволило проследить изменение состава учащихся в группе разных уровней от первого этапа исследования по второй. Так 26% испытуемых бывших в группе с низким уровнем попали в группу со средним уровнем, и 9% - в группу с высоким уровнем. Из группы со средним уровнем на первом этапе исследования 18% испытуемых попали в группу с высоким уровнем.

В целом 57% испытуемых изменили свое положение, и попали в группы с более высоким уровнем нравственного опыта. Этот факт свидетельствует о том, что в результате формирования эксперимента у школьников 2 «А» класса нравственный опыт достиг высокого уровня развития.

Как видим, существенно изменился процент почти по всем показателям, что подтверждает представление о том, что посредством этических бесед можно духовно-нравственно воспитать школьника.

Мы еще раз убедились в «закономерности нравственного воспитания» высказанного В.А. Сухомлинским, которую он сформулировал: если человека учат добру - в результате будет добро, только учить надо постоянно, требовательно, настойчиво, в игровых формах, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей [8, с. 29].

Таким образом, мы в подтвердили нашу гипотезу: если педагог включает в учебно-воспитательный процесс этические беседы, то это способствует развитию духовно-нравственной культуры младших школьников

В заключении, можно резюмировать: духовно-нравственное воспитание - это процесс систематического и целенаправленного формирования у людей моральных качеств, соответствующих идеалам нравственности, путём превращения этих идеалов в устойчивые личностные духовные принципы и нормы поведения.

Духовно-нравственное воспитание младших школьников необходимо ввести в обязательный компонент образовательного процесса. Нельзя забывать о том, что школа для детей среда обитания, социализации, духовно-нравственная атмосфера которой обеспечит его направленность. Необходимо, чтобы духовно-нравственная воспитательная система скооперировалась со всеми компонентами школьной жизни: уроком, переменой, внеурочной деятельностью, пронизывала всю жизнь ребят нравственным содержанием.

Рецензенты:

Джиоева А.Р., д.п.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ;

Дзарасов А.А., д.и.н., профессор кафедры педагогики и психологии, ФГБОУ ВПО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ.