Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

ASSESSMENT OF EDUCATIONAL ACHIEVEMENT SUBJECT EDUCATION SERVICES (STUDENTS) IN A MODERN EDUCATION

Shaposhnikov E.V. 1 Gordenko D.V. 1 Galvas A.V. 1
1 Stavropol State Agrarian University
Currently, vocational education competence approach used in the formation of learning outcomes, which is the interaction between the customer from the professional sector and the training organization of the educational sphere, carried out for the purpose of training. Currently, there is no single systematic approach to the evaluation of educational achievements of students. The expediency of its development and implementation of a centralized educational organizations in the educational process, is a problem. The paper proposed a variant of the system approach to the evaluation of educational attainment of the subject (the student) and the definitions of certain terms are required to conduct a study on the topic. Learning outcomes are measured at 4-level, 5-point scoring system, the definition of the level of training of students, with setting the appropriate level of this evaluation.
educational achievement
competence
criteria for levels of training

Для исследования рассматриваемой темы, в рамках данной статьи, мы предлагаем использовать определения, на наш взгляд, наиболее полно раскрывающие сущность следующих понятий:

Образовательные достижения обучаемых - это наличие и качество приобретенных им знаний и умений, а также сформированных у него навыков и компетенций.

Компетенция - это способность субъекта (обучаемого) образовательной и специалиста профессиональной сфер деятельности применять имеющиеся у него определенные знания, умения и навыки, с целью выполнения определенных заданий, в рамках осуществления определенного вида деятельности.

Профессиональные качества субъекта (специалиста) - это совокупность определенных сформированных у него компетенций.

Компетентность субъекта (специалиста) - это его способность осуществлять определенный вид деятельности, с использованием определенных профессиональных качеств.

Критерии уровня подготовки - это определенные для оценивания образовательных достижений обучаемого характеристики результатов его обучения.

В настоящее время в профессиональном образовании применяется компетентностный подход к формированию результатов обучения, который заключается во взаимодействии между заказчиком из профессиональной сферы и учебной организацией из образовательной сферы, осуществляемое в целях подготовки специалиста, где:

заказчик определяет, какие необходимо сформировать компетенции у субъекта (специалиста) для овладения им способности осуществлять определенный вид деятельности;

учебное заведение формирует у обучаемого установленные заказчиком компетенции, через приобретение определенных знаний, умений и формирование навыков.

Учебные организации, выполняя основную профессиональную образовательную программу в области профессиональной деятельности по подготовке специалистов высшего и среднего звена, реализуют федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).

В соответствии с требованиями ФГОС оценивание качества подготовки обучающихся и выпускников выполняется путем определения уровня освоения дисциплин, междисциплинарных курсов (МДК) и уровня сформированности компетенций.

Для оценивания результатов обучения создается фонд оценочных средств, который представляет из себя систему оценивания образовательных достижений обучаемых, включающую в себя:

  • виды, методы и формы контроля;
  • критерии подготовки обучаемых;
  • уровни сформированности компетенций у обучаемых;
  • контрольно-измерительные материалы для текущего контроля, промежуточной и итоговой аттестации.

Как один из вариантов данной системы, предлагаем на рассмотрение систематизированный порядок использования видов, методов, форм контроля, а также применения критериев уровня подготовки обучаемого.

Результаты обучения оцениваются по 4-х уровневой, 5-ти балльной системе оценок, определением уровня подготовки обучаемых, с выставлением соответствующей данному уровню оценки, которой начисляется определенное количество баллов. (Таблица 1).

В данной системе результат оценивания образовательных достижений обучаемого выражен оценкой в виде терминов (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно) и может быть отражен отметкой в баллах в виде цифр (5, 4, 3, 2).

Таблица 1

4-х уровневая, 5-ти балльная система оценок

Уровень подготовки

Оценка

Количество баллов

высокий

отлично

«5»

средний

хорошо

«4»

ниже среднего

удовлетворительно

«3»

низкий

неудовлетворительно

«2»

В процессе обучения используются следующие виды контроля:

  • текущий контроль;
  • рубежный контроль;
  • промежуточная аттестации;
  • итоговая аттестации.

Текущий контроль проводится для проверки качества усвоения учебного материала, стимулирования учебной работы обучаемых и совершенствования методики проведения учебных занятий.

Рубежный контроль проводится для обобщения результатов обучаемого по учебной дисциплине (МДК) за семестр. Он может осуществляться в случаях, если не проводится промежуточная аттестация. Оценка за семестр выставляется, как округлённое по законам математики до целого числа среднее арифметическое текущих отметок в баллах. Если обучаемый в ходе текущего контроля оценен повторно, учитывается последняя оценка.

Промежуточная аттестация (по дисциплине, МДК) проводится в форме экзамена (зачета), с целью определить уровень подготовки обучаемого в рамках освоенной им дисциплины, через оценивание приобретенных знаний, умений и сформированных навыков.

Промежуточная аттестация (по профессиональному модулю) проводится в форме квалификационного экзамена. Ее целью является определение у обучаемого уровня сформированности компетенций, через оценивание способности применять приобретенные знания, умения и сформированные навыки, для осуществления определенного вида деятельности. Для проведения квалификационного экзамена назначается комиссия, в состав которой входит (как правило, председателем комиссии) представитель заказчика.

Итоговая аттестация проводится в форме выпускной квалификационной работы или (и) государственного экзамена, с целью определения уровня подготовки выпускника, для осуществления профессиональной деятельности в соответствие требованиям ФГОС и квалификационных требований.

Оценивание образовательных достижений обучаемого проводится во всех видах учебных занятий, следующими методами и формами контроля обучения:

Методы контроля обучения:

  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • контроль с использованием материально-технических средств обучения.

Формы контроля обучения:

  • индивидуальное собеседование;
  • тестирование;
  • контрольный опрос;
  • выполнение заданий;
  • решение ситуационных задач;
  • выполнение нормативов;
  • решение комплексных ситуационных задач;
  • решение компетентностно-ориентированного задания.

Для объективного оценивания образовательных достижений обучаемого вырабатываются критерии уровней его подготовки:

Критерии уровней подготовки обучаемого:

  • по результатам тестирования и контрольного опроса;
  • по результатам индивидуального собеседования;
  • по результатам выполнения заданий;
  • по результатам выполнения нормативов;
  • по результатам решения ситуационных задач;
  • по результатам решения компетентностно-ориентированного задания;
  • по результатам рубежного контроля;
  • по результатам промежуточной аттестации (по учебной дисциплине, МДК)

Критерии определения уровня подготовки обучаемого сведены в таблицу (Таблица 2).

Таблица 2

Критерии уровней подготовки, применяемые при оценивании образовательных достижений обучаемого в различных видах и формах контроля

Уровень подготовки

Критерии уровня подготовки обучаемого

Формы контроля «Тестирование», «Контрольный опрос»

Высокий

если правильных ответов на вопросы 90 процентов и более

Средний

если правильных ответов на вопросы 70 процентов и более

Ниже среднего

если правильных ответов на вопросы 50 процентов и более

Низкий

если правильных ответов на вопросы менее 50 процентов

Форма контроля «Индивидуальное собеседование»

Высокий

обучаемый в совершенстве овладел учебным материалом, последовательно и логически стройно его излагает.

Средний

обучаемый твердо знает учебный материал, грамотно и по существу его излагает, при этом допускает не существенные неточности в ответах на вопросы

Ниже среднего

обучаемый знает только основной учебный материал, допускает нарушения логической последовательности изложения учебного материала и неточности в формулировке отдельных положений

Низкий

обучаемый не знает значительной части учебного материала, в изложении учебного материала допускает грубые ошибки, которые не замечает и не исправляет, неестественно медленно, либо неадекватно реагирует на вопросы

Форма контроля «Выполнение заданий»

Высокий

если порядок действий решения оптимален и задача решена правильно в полном объеме, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями

Средний

если задача решена в полном объеме, оформлена в соответствии с предъявляемыми требованиями, но содержит не существенные ошибки

Ниже среднего

если порядок действий решения не оптимален, задача решена правильно, оформлена с незначительными нарушениями предъявляемых требований и содержит допустимые ошибки

Низкий

если задача не решена, задача решена неправильно, решение содержит грубые ошибки или оформлена с грубыми нарушениями предъявляемых требований

Форма контроля «Выполнение нормативов»

 

критерии оценки определены в предъявляемых требованиях к выполнению нормативов по учебной дисциплине

Форма контроля «Решение ситуационных задач»

Высокий

обучаемый в совершенстве овладел учебным материалом, последовательно и логически стройно его излагает, тесно увязывает теорию с практикой. При этом обучаемый свободно справляется с задачами и практикой применения знаний, ознакомлен с научной и учебной литературой, правильно обосновывает принятые решения, владеет методикой выполнения практических задач, не испытывает затруднений с ответом при изменении заданий

Средний

обучаемый, твердо знает учебный материал, грамотно и по существу его излагает. При этом обучаемый допускает не существенные неточности в ответах на вопросы, правильно применяет теоретические положения при решении практических задач

Ниже среднего

обучаемый, усвоил только основной учебный материал, допускает нарушения логической последовательности изложения учебного материала и неточности в формулировке отдельных положений, испытывает затруднения при выполнении практических заданий

Низкий

обучаемый не знает значительной части учебного материала, в изложении учебного материала допускает грубые ошибки, которые не замечает и не исправляет, неестественно медленно, либо неадекватно реагирует на вопросы

Формы контроля «Решение компетентностно-ориентированного задания», «Решение комплексной ситуационной задачи»

Высокий

наличие глубоких, исчерпывающих знаний в объеме пройденной программы, грамотное и логически стройное изложение материала при ответе, умение формулировать выводы из изложенного теоретического материала, уверенные действия по применению полученных знаний на практике, знание дополнительно рекомендованной литературы

Средний

наличие твердых и достаточно полных знаний в объеме пройденной программы, четкое изложение материала, незначительные ошибки при ответе на заданные вопросы, правильные действия по применению знаний на практике

Ниже среднего

наличие знаний в объеме пройденной программы, изложение ответов с ошибками, но уверенно исправляемыми после дополнительных и наводящих вопросов, правильные действия по применению знаний на практике

Низкий

наличие грубых ошибок в ответе, непонимание сущности излагаемого вопроса, неумение применять знания на практике, неполные ответы на дополнительные и наводящие вопросы

Вид контроля «Рубежный контроль»

Высокий

среднее арифметическое число текущих отметок 4,8 балла и более, при отсутствии отметок «2» балла

Средний

среднее арифметическое число текущих отметок 4 балла и более, при отсутствии отметок «2» балла

Ниже среднего

среднее арифметическое число текущих отметок 3 балла и более

Низкий

среднее арифметическое число текущих отметок менее 3 баллов

Вид контроля «Промежуточная аттестация» (по учебной дисциплине, МДК)

Высокий

если один из вопросов оценен «хорошо», при этом решение комплексной ситуационной задачи оценено на «отлично»

Средний

если один из вопросов оценен «удовлетворительно», при этом решение комплексной ситуационной задачи оценено не ниже «хорошо»

Ниже среднего

если один из вопросов оценен «неудовлетворительно», при этом решение комплексной ситуационной задачи оценено не ниже «удовлетворительно»

Низкий

если решение комплексной ситуационной задачи или больше половины вопросов оценены «неудовлетворительно»

Вид контроля «Итоговая аттестация»

 

критерии определения уровня подготовки обучаемого вырабатываются на основании определенных в программе итоговой аттестации оцениваемых результатов обучения

Для объективного оценивания компетенций достаточно использовать три уровня сформированности компетенции: полностью сформирована, частично сформирована, не сформирована.

Компетенция может быть оценена, пройдя полный цикл формирования, который включает в себя освоение дисциплин и (или) профессионального модуля, а также прохождения практики.

Оценивается компетенция на промежуточной аттестации (по профессиональному модулю), по результатам решения компетентностно-ориентированного задания (Таблица 3).

Таблица 3

Критерии уровней сформированности компетенций

Уровни сформированности компетенции

Критерии уровня сформированности компетенции

Полностью сформирована

соответствует уровню подготовки «Высокий», по результатам решения компетентностно-ориентированного задания

Частично сформирована

соответствует уровням подготовки «Средний» и «Ниже среднего», по результатам решения компетентностно-ориентированного задания

Не сформирована

соответствует уровню подготовки «Низкий», по результатам решения компетентностно-ориентированного задания

В настоящее время отсутствует единый системный подход к оцениванию образовательных достижений обучаемого. Целесообразность его разработки и централизованного внедрения образовательными организациями в учебный процесс представляет определенную проблему и нуждается в отдельном исследовании.

Рецензенты:

Хорольский В.Я., д.т.н., профессор, профессор кафедры «Электроснабжения и эксплуатации электрооборудования» ФГБОУ ВПО СтГАУ, г. Ставрополь;

Никитенко Г.В., д.т.н., профессор, заведующий кафедрой «Применение электрической энергии в сельском хозяйстве» ФГБОУ ВПО СтГАУ, г. Ставрополь.