Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 0,940

THE CONTINUITY OF PRESCHOOL AND YOUNGER SCHOOL AGE CHILDREN’S SOCIAL EDUCATION RESEARCH

Gruzdeva I.V. 1 Kolomiychenko L.V. 2
1 Of municipal educational institution "Gymnasium №10", Perm
2 Perm State Humanitarian-Pedagogical University
The article deals with the issues of the continuity of preschool and younger school age children’s social education. Much attention is given to the L. Kolomychenko’s program «Kindness road» and I. Gruzdeva’s program «The foundations of socio-cultural projection». In pedagogical researches the continuity of education is examined as the didactic principle, the way of pedagogical interaction of the education process subjects, as the factor which provides the process of constant person’s development, the unity of the teaching attitudes and each preschool and younger school subject’s coherence in the field of social education. The research work of the continuity of preschool and younger school age children’s social education was held in four directions of all pedagogical subjects’ process interaction (children, teachers, parents). This process also included the social partners. The research work proved the sufficiency and efficiency of conditions that help to implement the continuity principle. A mention should be made to the efficiency of highlighted pedagogical conditions, steady pedagogical effect of the work which was done in the social education of children of the senior preschool and younger school age.
reflexive and motivational competence
operationally-active
communicative
information
sociocultural competence
the structural-functional model
social development programs
sociocultural development
the continuity in social education
Анализ педагогических исследований в области социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста (С.А.Козлова, А.А.Майер, Л.В.Трубайчук, Р.М.Чумичева, Л.В.Коломийченко, Н.Ф.Голованова, В.Т.Кудрявцев, Д.И.Фельдштейн) позволил сделать ряд выводов, имеющих существенное значение для нашего исследования: данное направление личностного развития представлено в качестве доминирующего, что официально закреплено в требованиях государственных стандартов дошкольного и начального школьного образования, представлено в вариативных программах. Содержание социального воспитания рассматривается в контексте ценностей разных видов социальной культуры (нравственно этической, гендерной, национальной, этнической, правовой); технологические аспекты социального воспитания связываются с ведущими видами деятельности, позволяющими не только осваивать социокультурные ценности, но и активно применять их в процессе межличностного взаимодействия; результаты социального воспитания детей дошкольного возраста представлены уровнем их социального развития, детей младшего школьного возраста - уровнем их социокультурной компетентности.

Социальное воспитание на смежных уровнях дошкольного и начального образования мы рассматриваем как целенаправленный, содержательно наполненный, логически выстроенный и результативно диагностируемый процесс освоения социальной культуры, результаты которого проявляются в определенном уровне социального развития детей старшего дошкольного и социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста.

Изучению показателей социального развития детей дошкольного возраста посвящены многочисленные исследования в области детской психологии и дошкольной педагогики (А. М. Щетинина, Н. А. Абрамова, Т. А. Репина, Л. В. Кирс, М. А. Никифорова, Л. В. Коломийченко и др.). Имеющийся диагностический инструментарий связан с изучением когнитивной эмоционально чувственной и поведенческой сфер.

Применительно к детям младшего школьного возраста в качестве результата социального воспитания нами рассматривается социокультурная компетентность, изучаемая в работах Т. Н. Астафуровой, М. А. Богатытревой, М. М. Меркулова, М. П. Пушковой, Е. Ю. Почтаревой Н. Г. Муравьевой др. Основанием такого понимания служат ФГОС НОО, в соответствии с которыми «к окончанию начальной ступени образования результаты ... должны быть представлены через: ... проявление ключевых компетентностей (на этапе начального общего образования они проявляются: в компетентности решения проблем (задач), а также в информационно-коммуникативной, эстетико - технологической, учебной (образовательной) компетентности и компетентности взаимодействия); педагогическую характеристику социального опыта, который обучающийся приобретает, участвуя в общественно полезной практической деятельности» [5, с. 27].

Социокультурная компетентность детей младшего школьного возраста рассматривается как интегральная характеристика личности, проявляющаяся в наличии знаний в области разных видов социальной культуры (нравственно-этической, гендерной, национальной, правовой, конфессиональной); интереса к ее изучению; готовности к взаимодействию с людьми в различных жизненных ситуациях социальнозначимых мотивах поведения; адекватной результату оценке межличностного общения.

Анализ исследований по проблемам социального воспитания на смежных уровнях дошкольного и начального образования позволил констатировать, что его результативность предопределяется реализацией ряда общедидактических принципов, одним из которых рассматривается принцип преемственности, не нашедший должного отражения в теории и практике решения задач по данному направлению личностного развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Теоретическое обоснование реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста осуществлялось в соответствии с результатами фундаментальных исследований в области возрастной дошкольной педагогики и педагогики начальной школы, раскрывающими сущностные характеристики социального воспитания (В.С.Библер, В.К.Чалоян, Ф.Ю.Исмаилов, М.П.Завьялова, и другие), основные линии взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и начальной школы по данному направлению личностного развития (А. А. Майер, М. А. Радзивилова).

Преемственность социального воспитания в детском саду и начальной школе рассматривается нами как принцип организации педагогического процесса, его дидактического оснащения и методического обеспечения; как связь, согласованность и взаимодействие всех субъектов педагогического процесса (дети, родители, педагоги, социальные партнеры) и компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации)[1].

Поиск путей совершенствования процесса реализации принципа преемственности социального воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста привел к необходимости разработки структурной - функциональной модели, позволяющей схематически представить теоретико-методологическую стратегию научного поиска, осуществить прогноз построения преемственного процесса, обозначить возможные условия его реализации и предопределить предвосхищаемый результат. Методологическую основу реализации принципа преемственности составил ряд подходов (системный, культурологический, компетентностный и деятельностный), целевые ориентиры которых соответствуют современным нормативным документам и социальному заказу.

С целью изучения уровней социального развития детей старшего дошкольного возраста и социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста была проведена психолого-педагогическая диагностика. В ней было задействовано 127 детей экспериментальных и 54 детей контрольных групп из детского сада и начальной школы. Для проведения эксперимента были сформированы 3 группы, одна из которых (ЭГ-1) полностью осваивала программу социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программу «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В.Груздевой, вторая группа (ЭГ-2) осваивала только в начальной школе программу «Основы социокультурного проектирования», третья (КГ-3) [2,3,4].

Изучение наличествующего уровня социокультурной компетентности младших школьников осуществлялось посредством использования разных методов психолого-педагогической диагностики, рассматриваемых нами как способы решения задач, направленных на изучение, анализ и интерпретацию результатов проявления компетенций (информационная, коммуникативная, операционально-деятельностная, рефлексивная, мотивационная).

Использование данных методов обусловлено приоритетными задачами диагностики, дающими возможность определить аргументированность и объем знаний программного содержания по модулям, разделам и блоками программы, ситуативность или стабильность проявления интересов, самоанализа своей деятельности и поведения, развитость самоконтроля, самостоятельность, инициативность и адекватность поведенческих реакций. Изучение и отслеживание динамики социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста осуществлялось следующими методами: опрос (беседа, интервью); наблюдение (включенное и невключенное, открытое и скрытое, непосредственное и опосредованное); тестирование; анализ портфолио или продуктов деятельности детей.

Полученные результаты привели к необходимости создания условий, по ряду направлений взаимодействия со всеми субъектами педагогического процесса (детьми, педагогами, родителями), а так же с социальными партнерами, способствующих реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, подтверждении их результативности и достаточности в решении задач.

Работа по первому направлению (взаимодействие педагогов с детьми) была построена с учетом всех компонентов педагогического процесса: целевого, содержательного, технологического (операционально-деятельностного) и контрольно-оценочного. Целевой и содержательный компоненты социального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста отражены в программе социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программе «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В.Груздева. Содержание программы социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста представлено системой ценностей, отражающих взаимодействия между людьми разного возраста, пола, национальностей, специфику отношений человека с государством, законом и находит отражение в разделах «Человек среди людей», «Человек в истории», «Человек в культуре», «Человек в своем крае».

Программа формирования социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста «Основы социокультурного проектирования» состоит из двух модулей: «Основы социальной культуры» и «Основы проектно-исследовательской деятельности», каждый в свою очередь разделен на разделы и блоки.

Усложнение содержания программы формирования социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста («Основы социокультурного проектирования») обеспечивалось обогащением материала по всем разделам программы социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра». По сравнению с программой социально - коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержание работы с детьми младшего школьного возраста было дополнено новыми темами. («Семейная династия», «Семейные путевые заметки»; «Дети войны», «Игры моих родителей», «Лента времени моей семьи»; «Национальная карта моего класса, школы, города», «Тайны старославянских летописей»; «История гимна», «Забота государства о детях», «Семь чудес России» и др.).

Использование воспитательного потенциала проектной деятельности в решении задач социального развития обусловлено ее значением в становлении ведущего механизма социализации детей младшего школьного возраста - социального опыта, теоретическое обоснование которого представлено в исследованиях Н.Ф.Головановой. В процессе работы над проектами дети не только осваивали содержание социальной культуры, обогащая тем самым информационную компетенцию, но и вступали в коллективное обсуждение проблем, выдвижение гипотез, проводили социологические опросы, осуществляли презентацию собственных наработок, что способствовало становлению мотивационной, операционально-деятельностной и рефлексивной компетенций.

По предметно-содержательной области проекты являлись межпредметными («Я путешествую по миру», «Декоративно-прикладное искусство Пермского края», «Семейные истории») или монопроектами («Портрет нашего класса», «Любимые книги моей мамы»). По доминирующему виду деятельности большая часть проектов относилась к исследовательским («Исследование водоёмов Черняевского леса»), к творческим («Достопримечательности моего города», «Кукла - русская народная игрушка») и  информационным («Вредные привычки», «История гимна»). Реже встречались проекты практико-ориентированные («Праздник «Масленица» в нашем классе») и ролево-игровые («Игры моих дедушки и бабушки»).

Второе направление исследования (взаимодействие педагогов ДОО и НОО) было связано с совершенствованием профессиональной подготовки педагогов, организацией взаимодействия между педагогами детского сада и школы, повышением их компетентности в реализации преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. С целью организации сотрудничества педагогов дошкольного и начального уровней образования были проведены методические объединения, тематические круглые столы, совместные педагогические советов, мастер-классы, презентации, оформлены информационно - методические стенды

Исходя из того, что в рамках ФЗ «Об Образовании в РФ» современные образовательные организации рассматриваются как открытые социальные системы (что предполагает наличие права устанавливать взаимоотношения с любыми организациями, учреждениями, предприятиями, частными лицами, которые высказывают заинтересованность в совместной работе и могут оказать помощь в образовательном процессе), особое внимание в реализации задач третьего направления нами было уделено социальному партнерству, которое осуществлялось в разных формах (исследовательских, проектировочных, культурно-просветительских, образовательных).

Исследовательские формы были связаны с реализацией инновационных проектов в образовательном процессе. В рамках деятельности университетского округа ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет» (ПГГПУ) был реализован проект «Социокультурное пространство гимназии - пространство выбора». По результатам этой деятельности ОО присвоен статус центра инновационного опыта (ЦИО) Пермского края. Проектировочные формы позволили ОО совершенствовать  содержание и технологии взаимодействия при разработке совместных программ, пособий. Культурно-просветительские формы способствовали повышению уровней компетентности и общей культуры субъектов педагогического процесса (педагогов, специалистов, родителей, детей). Образовательные формы социального партнерства предусматривают создание и реализацию единой образовательной среды. Активная работа в ассоциации общественно-активных школ, участие в международном проекте «Ассоциированные школы ПАШ ЮНЕСКО, участие в работе Всероссийской ассоциации чтения, проведение методических мероприятий в рамках ЦИО дало возможность создать единую образовательную, творческую среду среди различных ОО г. Перми.

В процессе исследовательской работы по четвертому направлению (взаимодействие ОО с родителями) были использованы разные формы: информационно-просветительские (создание информационных стендов, тематические родительские собрания, открытые и тематические презентации, лекции) и совместно-деятельностные (круглые столы, педагогические советы, конкурсы, презентации проектов, ярмарки, фестивали, флешмобы.

Изучение уровня социокультурной компетентности детей младшего школьного возраста как личностного образования в исследовании осуществлялось по диагностическим методикам, которые применялись в констатирующем эксперименте. Анализ полученных нами результатов может свидетельствовать о результативности проведенной работы, а так же о доступности и адекватности возрасту программного содержания форм и методов работы со всеми субъектами педагогического процесса, правомерности определения условий, способствующих реализации задач принципа преемственности в социальном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста (табл.1).

Таблица 1

Соотношение результатов начальной и итоговой диагностики социокультурной компетентности (%)

Уровни (в %) /группы

Начальная диагностика

Итоговая диагностика

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-3

ЭГ-1

ЭГ-2

КГ-3

Высокий

62,5

19,2

18,5

83,3

69,2

25,9

Средний

29,2

50,0

51,9

16,7

26,9

51,9

Низкий

8,3

30,8

29,6

0,0

3,8

22,2

Сравнение результатов, полученных в ходе исследования, позволяет судить о существенных различиях между детьми контрольной и экспериментальных групп по уровням социокультурной компетентности. Для доказательства достоверности и объективности результатов исследования данные, полученные в ходе исследования, были обработаны методами математической статистики. Из возможных критериев оценивания достоверности выдвинутой гипотезы был выбран критерий φ - угловое преобразование Фишера. В результате выявлены достоверные (статистически значимые) различия между процентными долями детей, имеющих высокий и низкий уровни сформированности социокультурной компетентности в двух выборках.

Проведение исследования по реализации принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста позволило определить ряд позитивных позиций, предопределяющих правомерность условий заявленных в сруктурно-функциональной модели.

1. Преемственность в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста как целенаправленном, содержательно наполненном, технологически выстроенном и результативно диагностируемом процессе, опосредующем своевременное (соответствующее возрасту) и качественное (соотносимое с общепринятыми нормами культуры) социальное развитие, необходимо осуществлять в рамках единого концептуального, программно-целевого и технологического обоснования.

2. Содержанием преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста являются разные виды социальной культуры, элементы которой включены в программу социального развития детей дошкольного возраста «Дорогою добра» Л.В. Коломийченко и программу «Основы социокультурного проектирования» Л.В. Коломийченко, И.В.Груздевой в соответствии с возрастными возможностями детей. Перенасыщение программы избыточной, недоступной возрасту информацией чревато неосознанным ее восприятием, проявлением несвоевременного интереса к отдельным сферам взаимоотношений между людьми, нивелированием процессов идентификации, интериоризации социального опыта как основных механизмов социального развития.

3. Реализация принципа преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста возможна при соблюдении следующих условий:

  • согласованности программно-целевых, технологических и контрольно-оценочных аспектов педагогического процесса в организациях смежных уровнях дошкольного и начального образования;
  • включенности содержания социального воспитания в разные виды деятельности и формы ее организации с учетом особенностей возрастного развития детей  и оснований социокультурной индетификации;
  • взаимодействия всех субъектов педагогического процесса и социальных партнеров;
  • высокого уровня профессионализма и социально педагогической компетентности воспитателей и специалистов.

4. Результативность реализации принципа преемственности предопределяется наличием теоретического конструкта (модели) преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, отражающего государственный и социальный заказ методологические основания организации педагогического процесса, взаимосвязь его программно-целевых, операциональных и мониторинговых компонентов.

Данные выводы дают основание констатировать эффективность выделенных педагогических условий, устойчивый педагогический эффект проведенного исследования по преемственности в социальном воспитании детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Перспективы дальнейшей работы мы связываем с изучением условий реализации принципа преемственности в социальном воспитании на последующих уровнях образования, с поиском путей, опосредующих влияние социокультурной компетентности на становлении метапредметных результатов обучения.

Рецензенты:

Санникова А.И., д.п.н., профессор кафедры социальной педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь;

Рогожникова Р.А., д.п.н., профессор кафедры педагогики ФГБОУ ВПО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет», г. Пермь.