Scientific journal
Modern problems of science and education
ISSN 2070-7428
"Перечень" ВАК
ИФ РИНЦ = 1,006

THE PRACTICE OF IMPLEMENTATION OF THE GENDER APPROACH IN THE PREVENTION OF ADOLESCENT MALADJUSTMENT IN CHILDREN´S SPORTS CAMP

Radzivilova M.A. 1 Zolotova G.I. 1
1 The Russian state social university, branch in Anapa
Implementation of the gender approach in the prevention of maladjustment of adolescents in a children´s sports camp allowed us to determine the optimal living conditions of minors taking into account their psycho-physiological characteristics and capabilities of the camp. Successful socialization of boys and girls and effective preventive-corrective practices contribute to deviant behavior: creating children´s bodies of self-government and active participation of adolescents; professionalism and psychological-pedagogical competence of adults (teachers, counselors, administration); an interesting and important activities of minors; recreational and entertainment nature of mode of date of camp; assisting children with practical psychologists; the need for development of new cultural norms and rules of interaction with peers and adults.
gender
gender approach
prevention
exclusion
the crisis of adolescence

Необходимость оптимизации работы по укреплению здоровья несовершеннолетних, наполнению каникулярного времени содержательной деятельностью, направленной на развитие интеллектуальных, творческих способностей детей, их социальную адаптацию, предполагает включение профилактических воспитательных дел по предупреждению их дезадаптации. Использование воспитательного потенциала ДСОЛ в профилактике подростковой дезадаптации с учетом их гендера (пола), на наш взгляд, создаст условия для освоения подростками комплекса новых социальных ролей, обеспечит включение их в решение сложных проблем взаимоотношений, в том числе и гендерных, складывающихся во временных детских объединениях.

Общеизвестно, что подростковому возрасту присущ повышенный интерес к себе, к своим личным качествам и потребностям. Саморефлексия и попытка самооценки своих поступков в процессе наблюдения и оценки своего поведения в сравнении с поведением своих сверстников и взрослых, особенно значимых людей, позволяют подростку понять и принять себя как личность и индивидуальность. При этом для детей очень важны мнение других, оценка своего поведения товарищами, с тем чтобы стать «как все» и одновременно стать не похожим на других. Стремление к самосовершенствованию, саморазвитию требует оценки своих личных качеств в системе взаимодействия с миром других людей. При этом очень важной является ситуация принятия подростка, понимания его поступков, доверия к его действиям. Показательны в этом плане данные опроса группы подростков, оздоравливающихся в ДСОЛ СКО «Смена» Краснодарского края.

Экспресс-опрос, проводимый в начале смены, показал, что для подростков очень важно, чтобы с ними считались взрослые и воспринимали их как личность. Если с ними не считаются, они способны на протест. Приемлемыми формами протеста подростки считают непослушание, допуск грубого обращения, отказ от общения.

Считаем, что игнорирование мотивов поведения подростков в той или иной ситуации, приписывание им не соответствующих действительности мотивов поведения, восприятие их поступков только по внешним проявлениям подталкивает как к внешнему, так и к внутреннему сопротивлению и противодействию на воспитательные воздействия.

Анализ материалов исследований, собственные наблюдения в процессе работы с детьми в детском спортивно-оздоровительном лагере позволили нам прийти к выводу, что одной из причин кризиса подросткового возраста является новый этап в становлении самосознания и появление у детей способности и потребности познать самого себя как личность. Данная причина инициирует подростка к самовыражению, самоутверждению и самовоспитанию (т. е. появляется стремление проявить себя в тех качествах, которые подросток считает наиболее ценными для себя). Мы считаем, что игнорирование этой причины и составляет одну из составляющих кризиса подросткового возраста.

Другой важной составляющей кризиса является пубертатный кризис (переходный возраст) ребенка, связанный с перестройкой всего организма и половой зрелостью. Подросток в данный возрастной период испытывает множество резких физических и физиологических изменений, связанных с половым созреванием. Половое созревание и сдвиги в физическом развитии имеют немаловажное значение в возникновении новых психологических образований, таких как стремление к эмансипации и потребность в общении со сверстниками. При этом необходимо помнить, что ведущей деятельностью становится интимно-личностное общение, характеризующееся подростковой дружбой, объединением в неформальные группы, переживанием влюбленности [1].

Психосексуальный этап развития личности подростка стимулирует развитие интереса к противоположному полу, появление новых ощущений и переживаний. Социальные условия в сочетании с индивидуальными обстоятельствами жизни подростка, особенности протекания социализации и педагогического процесса, в котором он задействован, способствуют успешности/неуспешности интеграции его в социум и проживания данного этапа развития [3].

Таким образом, общими характеристиками для подростков являются: промежуточность социального статуса, желание обособиться, быть более «взрослыми» и независимыми, активное усвоение норм поведения конкретного пола, взаимоотношений между полами и продолжение усвоения новых гендерных ролей и освоения гендерной культуры взаимоотношений. Определяющим фактором применения воспитательных воздействий на подростков выступает учет психофизиологических изменений, характерных для пубертатного периода развития ребенка.

Детские спортивно-оздоровительные лагеря, с одной стороны, становятся тем пространством, где успешно осуществляются оздоровление и всестороннее развитие личности ребенка, с другой - формой организации свободного времени детей разного пола, возраста, уровней развития. Спецификой и преимуществом является обстановка жизнедеятельности подростка в летнем спортивно-оздоровительном лагере, которая сильно отличается от привычной домашней обстановки, что проявляется в необходимости совместного проживания детей одного возраста, быстрой адаптации к новым условиям, усвоения новых социальных и гендерных ролей [4].

В новых условиях жизнедеятельности, пусть и на краткосрочный период, подростки вынуждены тесно взаимодействовать со своими наставниками (воспитателями, вожатыми), а это в свою очередь предполагает более быстрое возникновение между ними «зоны доверия». Одной из задач ДСОЛ является создание здоровой и безопасной среды жизнедеятельности для несовершеннолетних, что требует не только создание безопасных условий пребывания детей и подростков в лагере, но и приобщение их к здоровому образу жизни в естественных условиях природной среды. Непосредственное и активное общение с природой в условиях Причерноморья способствует не только укреплению их здоровья, повышению уровня экологической культуры, но и созданию предпосылок к развитию всевозможных хобби (коллекционированию, созданию подделок из природного материала и пр.).

Активный отдых, всевозможные развлечения, конкурсы-смотры, фестивали и экскурсии предоставляют детям возможность восстановить свои физические и душевные силы, заняться интересным делом [4, с. 5-6].

Одним из условий эффективной организации жизнедеятельности несовершеннолетних в условиях детского оздоровительного лагеря является создание органов детского самоуправления (отрядных, лагерных), способствующих быстрому включению детей в сложные взаимоотношения, формированию лидерских качеств, навыков соподчинения, раскрытию раннее неизвестных потенциалов личности. Следует выделить ряд задач, которые ставит перед собой педагогический коллектив детского спортивно-оздоровительного лагеря:

1) укрепление здоровья, работа по закаливанию организма детей;

2) воспитание детей с учетом общечеловеческих ценностей, национальных традиций проживающих на данной территории народов;

3) приобщение подростков к новому социальному опыту взаимоотношений со сверстниками и взрослыми на основе сотрудничества, содружества и сотворчества;

4) раскрытие способностей ребенка, удовлетворение его интересов с учетом гендера и возрастных особенностей развития.

Особое внимание уделяется детям, находящимся в трудной жизненной ситуации и нуждающимся в заботе государства. Это прежде всего дети, оказавшиеся в социально опасном положении, а также дети из малообеспеченных, неполных, многодетных и других социально уязвимых категорий семей. Поэтому задачи коллектива детского спортивно-оздоровительного лагеря - применение превентивных мер по их дезадаптации, привитие социально приемлемых норм поведения и социально значимых представлений о культуре взаимоотношений, повышение их самооценки.

Степень оздоровления подростков и характер их развития во много зависят от уровня профессионализма и психолого-педагогической компетентности взрослых (администрации, воспитателей, вожатых), которые организуют жизнедеятельность ребенка в лагере в течение каждого дня и всей смены. Следовательно, сегодня детский спортивно-оздоровительный лагерь - это учреждение, которое не только осуществляет оздоровление и отдых детей, но и выполняет образовательно-воспитательную и превентивную функции.

В своем исследовании мы не ставили задачи по изучению степени дезадаптации подростков, выявлению причин и прочее, так как время пребывания ребенка в оздоровительном лагере краткосрочное. И тем не менее нам был необходим материал для оптимально эффективного воспитательного воздействия на оздоравливающихся несовершеннолетних с целью создания временного детского объединения с применением превентивных мер дезадаптации и комфортных условий их жизнедеятельности с учетом их гендера. Поэтому в процессе работы также проводилось включенное неструктурированное наблюдение за воспитанниками спортивно-оздоровительного лагеря «Смена» по определению уровня коммуникабельности подростков, направленности их интересов, сформированности основ культуры взаимоотношений.

В начале смены было проведено экспресс-анкетирование «Ожидание детей от пребывания в лагере», которое позволило определить интересы подростков и выявить ожидания детей от пребывания в спортивно-оздоровительном лагере. С целью знакомства и сплочения детей в начале и в конце смены было проведено тестирование «Я в круге», позволившее диагностировать изменения в поведении подростка, определить уровень уверенности в себе.

Важной задачей воспитателей и вожатых в первые дни смены было как можно быстрее заинтересовать, увлечь детей интересной и значимой для них деятельностью. Для этого все педагогические усилия направляются на знакомство детей друг с другом, сплочение детей во временном детском коллективе. Одной из наиболее простых и эффективных воспитательных форм знакомства стали такие игры, как «Мой напарник», «Отыщи друга». Проведение коллективных воспитательных дел (лагерный костер, экологический десант), спортивно-оздоровительных мероприятий (межотрядные соревнования: футбол, баскетбол, легкая атлетика, турпоходы), конкурсов и смотров («Умники и умницы», «Легенды Черного моря»), праздников («Праздник Нептуна») помогают несовершеннолетним раскрыть себя, проявить свои таланты, доказать себе и показать другим свои способности и возможности.

Самое важное для педагогов - дать возможность каждому ребенку найти дело по душе. Детям в подростковом возрасте свойственны неадекватная самооценка своих возможностей, неготовность определения собственной ценности. Происходит это в связи с возрастными особенностями и воспитательными воздействиями со стороны как родителей, так и педагогов. Поэтому для них характерны как поведенческие, так и эмоциональные срывы, что приводит не только к депрессии, но и, как следствие, к девиантному поведению, проявляющемуся в употреблении алкоголя и наркотиков, табакокурении [5].

Первостепенной задачей коллектива ДСОЛ СКО «Смена» (г. Анапа) является создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды с целью приобретения умений и практических навыков ведения здорового образа жизни, обеспечения комплекса мероприятий, направленных на организацию профилактического, оздоровительного и развлекательного режима лагеря. Основными факторами, определяющими содержание воспитательной деятельности, стали:

  1. возрастные и гендерные особенности подростков;
  2. уровень воспитанности и индивидуальные особенности развития ребенка;
  3. приоритет личных интересов перед общественными.

Направление спортивно-оздоровительной деятельности ДСОЛ согласуется с медицинскими рекомендациями и предполагает проведение таких мероприятий, как:

1) утренняя зарядка;

2) занятие физкультурой в отрядах и звеньях, кружках, командах, спортивных секциях (футболом, баскетболом, волейболом, шахматами);

3) обязательное обучение плаванию;

4) общелагерные и отрядные турпоходы, экскурсии;

5) спортивные соревнования и спортивные праздники.

Реализация гендерного подхода в организации жизнедеятельности детей в ДСОЛ стала следующим важнейшим организационно-педагогическим условием в профилактике дезадаптации подростков, так как предполагала:

1) продолжение активного накопления подростками информации о гендерных ролях, усвоение норм (правил) взаимоотношений между девочками и мальчиками;

2) раскрытие индивидуальности мальчика/девочки, потенциала творческих возможностей;

3) идентификацию себя во временном детском коллективе как представителя определенного пола;

4) проявление самостоятельности, субъектной позиции как в коллективной, так и в индивидуальной работе;

5) создание педагогических ситуаций самостоятельного выбора форм общения в системе взаимоотношений со сверстниками и взрослыми своего и другого пола.

В ходе реализации гендерного подхода нами создавались педагогические ситуации, в которых подросток мог:

1) проявить себя как представитель конкретного гендера (уборка пляжа во время экологического десанта, дежурство по лагерю, военно-спортивная игра «Зарница», конкурсы «Что? Где? Когда?», «Мисс лагеря» и др.);

2) получить ответы на важные для него вопросы у психолога, педагога, вожатого (в лагерной службе экстренной психологической помощи, индивидуальной беседе).

Как показало исследование, для подростков очень важно в период пубертатного возраста научиться осознавать и принимать свои физиологические особенности, идентифицировать себя с представителями своего пола (гендерная идентификация); развивать представления о собственном образе девочки/мальчика (гендерная индивидуализация); устанавливать партнерские взаимоотношения со сверстниками своего и другого пола, взрослыми; противостоять негативным явлениям стихийной гендерной социализации, таким как безнадзорность, уход из дома, курение, употребление алкоголя и наркотиков.

К психолого-педагогическим средствам, обеспечивающим реализацию гендерного подхода в профилактике дезадаптации подростков в детском оздоровительном лагере, в процессе исследования нами были отнесены:

1) организация развивающей среды ДСОЛ для реализации индивидуальных запросов подростков, развития деятельностной, художественно-творческой, эмоциональной сфер (это спортивные площадки со спортинвентарем, творческие мастерские, музыкальная гостиная);

2) создание педагогических ситуаций по развитию волевой сферы (занятия различными видами спорта в спортивных секциях, спортивные соревнования);

3) организация воспитательных дел по развитию волевой сферы подростков (инициативности, самостоятельности, решительности, смелости, настойчивости, дисциплинированности и т.д.);

4) обучение приемам рефлексии (построение новых образов себя, своего «Я» в результате общения с другими людьми и активной деятельности) и саморегуляции своего поведения (формирование установок, действий, поступков, благодаря которым подросток реализует собственное поведение; подбираются адекватные и взвешенные средства ее воплощения в окружающем мире);

5) беседы на различные темы, интересующие подростков, у «Костра Дружбы».

Стремление подростков к воспитанию у себя «полезных», «нужных» качеств личности связано с гендерными особенностями и реализуется по-разному у мальчиков и девочек. Выработка специфических качеств личности у мальчиков происходит через активные виды деятельности, соревновательные и силовые виды занятий. Для девочек наиболее актуальными являются различные виды занятий искусством, домоводство, а также спорт. Предупреждение социальной дезадаптации у педагогически запущенных подростков в условиях ДСОЛ возможно через организацию познавательного досуга, что способствует расширению сферы интересов. Поэтому в плане воспитательной работы каждой смены должно быть обязательно запланированы такие воспитательные дела, как творческие конкурсы («Легенды Черного моря»), интеллектуальные игры («Интеллектуальный бой») и турниры (Турнир знатоков природы), экскурсии (заповедник «Большой Утриш»), посещение музеев (краеведческого и археологического).

Постепенное увеличение количества межличностных контактов ставит подростка перед необходимостью освоения норм и правил взаимодействия с другими людьми. Особенно остро такая проблема появляется во временных детских коллективах, где необходимо в короткий срок выстроить дружеские взаимоотношения с незнакомыми людьми. И чем быстрее это произойдет, тем результативнее пойдет процесс оздоровления и развития творческого потенциала личности подростка в условиях ДСОЛ. Поэтому превентивно-коррекционная практика детских спортивно-оздоровительных лагерей предполагает оказание помощи детям практическими психологами.

На основе полученных результатов исследования мы считаем, что психолого-педагогическая служба необходима в каждом детском лагере. А такие воспитательные дела, как «Расскажи мне о себе», конкурс «Ромашка» и иные, позволяют обсудить, понять и принять новые культурные нормы взаимоотношений, выработать приемлемые правила взаимодействия. Полученный в ДСОЛ «Смена» опыт гендерного взаимодействия мальчиков и девочек подросткового возраста должен помочь им в преодолении гендерных проблем, возникающих в реальной жизни, которым свойственны стихийность, противоречивость, динамичность, множество неожиданных ситуаций. К оптимальным условиям жизнедеятельности несовершеннолетних в ДСОЛ, способствующим их успешной социализации и эффективной превентивно-коррекционной практике отклоняющегося поведения, сегодня следует отнести:

  1. создание здоровой и безопасной среды жизнедеятельности для несовершеннолетних;
  2. создание органов детского самоуправления (отрядных, лагерных), возможности найти каждому ребенку дело по душе;
  3. организацию познавательного досуга;
  4. реализацию гендерного подхода в организации жизнедеятельности детей;
  5. высокий уровень профессионализма и психолого-педагогической компетентности администрации, воспитателей, вожатых;
  6. психолого-педагогическое сопровождение пребывания ребенка в ДСОЛ.

Рецензенты:

Ильченко Л.П., д.п.н., профессор филиала ФГБОУ ВПО «Российский государственный социальный университет», г. Анапа;

Михайлов А.Н., д.п.н., профессор филиала ФГБОУ ВПО «Сочинский государственный университет», г. Анапа.